Напоминание

Развитие связной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями


Автор: Ефремова Анастасия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Школа-интернат № 30"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Тематическое планирование
Тема: Развитие связной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Раздел: начальное образование





Назад




Тематическое планирование занятий по коррекции связной речи младших

школьников с интеллектуальными нарушениями

№ п/п

Темы занятий

Кол–во часов

1.

Обследование состояния связной речи

4

2.

Слово.

1

3.

Предложение. Графическая схема предложения.

1

4.

Распространение предложений дополнениями.

1

5.

Распространение предложений обстоятельствами.

1

6.

Распространение предложений определениями.

1

7.

Распространение предложений однородными членами

предложений.

1

8.

Предлоги в предложениях.

1

9.

Сложные предложения.

2

10.

Слово. Предложение. Текст.

1

11.

Работа с цепным рассказом.

1

12.

Составление описательных рассказов.

2

13.

Составление рассказов-повествований.

2

14.

Пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной

связью.

2

15.

Пересказ текста по схеме.

2

16.

Выборочный пересказ текста.

2

17.

Составление рассказов по обозначенному началу.

2

Продолжение Таблицы 8

№ п/п

Темы занятий

Кол–во часов

18.

Составление рассказов по обозначенному концу.

2

19.

Составление рассказа с опорой на предметные картинки.

1

20.

Обследование состояния связной речи

4

Содержание программы включает:

Обследование состояния связной речи. Диагностика диалогической и

монологической видов речи, умений рассказывать и пересказывать.

Слово.

Понятие

«слово»

и

его

обозначение.

Слово–предмет

(предметная картинка), слово–действие (стрелочка).

Предложение. Графическая схема предложения. Закрепление понятий

«слово»,

«предложение».

Дифференциация

понятий

«слово»

«предложение». Составление простых нераспространённых предложений по

схеме с опорой на предметные картинки.

Распространение предложений дополнениями. Составление простых

предложений по схеме с опорой на предметные картинки, распространение

их простым дополнением (без предлогов). Закрепление навыка задавать

вопросы к сюжетным картинкам и отвечать на них.

Распространение предложений обстоятельствами. Распространение

предложений косвенными дополнениями (без предлогов). Составление

простых нераспространённых предложений по схеме с опорой на предметные

картинки.

Распространение

предложений

определениями.

Составление

словосочетаний.

Закрепление

навыка

задавать

вопросы

к

сюжетным

картинкам и отвечать на них. Распространение предложений согласованными

определениями,

выраженными

качественными

(цвет,

форма,

размер,

температура,

вес,

вкус,

чувства)

и

относительными

(материал)

прилагательными.

Распространение предложений однородными членами предложений.

Закрепление навыка подбирать синонимы, подбирать слова к обобщающим

словам. Распространять предложения однородными членами предложения с

опорой на сюжетную картинку.

Предлоги в предложениях. Графическое обозначение предлогов в

схемах. Распространение предложений дополнениями и обстоятельствами с

предлогами с опорой на сюжетные картинки и схемы.

Сложные предложения. Понятие «сложное предложение». Составление

сложносочинённых

предложений

с

союзами

И,

А.

Составление

сложноподчинённых предложений с союзным словом ПОТОМУ ЧТО.

Анализ предложений. Работа с серией сюжетных картинок.

Слово.

Предложение.

Текст.

Понятие

«рассказ»

(«текст»).

Дифференциация понятий «предложение» – «рассказ». Определение границ

предложения. Уточнить правило написания предложения. Показ смысловой

дружбы предложений в рассказе.

Работа с цепным рассказом. Пересказ связного короткого рассказа

«Медвежонок» с опорой на наглядно–графический план.

Составление описательных рассказов. Составление графического плана

рассказа. Закрепление навыка задавать вопросы к сюжетным картинкам и

отвечать на них. Рассказывание на тему «Домашние животные» с опорой на

наглядность.

Составление

рассказов–повествований.

Формирование

умений

определять последовательность рассказа с использованием серии сюжетных

картинок. Рассказывание на тему «дикие животные весной» с опорой на

наглядность.

Пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью.

Формируется такое умение, как отвечать на определенные вопросы с

полными

конкретными

предложениями,

а

также

составлять

полные

предложения с наличием разнообразных слов, найти причинно-следственные

связи слов, осуществить пересказ ситуации, опираясь на определенные

картинки, какие-то слова–действия (Н. Сладков «Как медведь сам себя

напугал»).

Пересказ текста по схеме. Сущность данной темы заключается в

тренировке умения осуществлять пересказ либо от первого, либо от третьего

лица

по

определенным

графическим

схемам,

которые

помогают

последовательно его осуществить. (И. С. Тургенев «Воробей»).

Выборочный пересказ текста. Здесь происходит формирование такого

определения навыка как реализация выборочного пересказа определенного

текста.

Одновременно

с этим

осуществлять,

как

будет

происходить

последовательность, составлять основной план рассказа, выбирать какая

будет последовательность. (В. А. Сухомлинский «Цветок или волчья

пасть?»).

Составление рассказов по обозначенному началу. Сущность данного

этапа заключается формирование умения, как раскрывать и определенную

тематику текста, осуществлять сбор материала по определенной теме, по

какой

теме

должно

употребляться

слово,

какая

должна

быть

последовательность текста.

Составление рассказов по обозначенному концу. Здесь происходит

создание навыков для определения темы текста, ее раскрытие, сбор

материалов по определенной теме, находить, как должно быть употребляться

слово в связной речи, как должна быть определена последовательность

текста, как должен быть составлен план рассказа, как использовать план при

использовании творческого рассказа.

Составление рассказа с опорой на предметные картинки. Сущность

данного умения — это формирование как должен был быть составлен

полный ответ на заданный вопрос, при этом должна быть связь между

предложениями в тексте, осуществляться сбор текста по определенной теме,

раскрывать определенную тему.

Обследование состояния связной речи. Диагностика диалогической и

монологической видов речи, умений рассказывать и пересказывать.

В качестве материально–технического обеспечения используются:

сюжетные картины,

серии сюжетных картин,

предметные карточки по лексическим темам,

набор

графических

схем

к

разным

по

структуре

предложениям,

набор элементов для составления графических схем,

картотека рассказов и сказок;

магнитная доска.

Учебное методическое обеспечение представлено пособиям:

Лалаева,

Р.

И.

Методика

психолингвистического

исследования

нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – М.: Владос, 2004. – Текст :

непосредственный.

Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей с

системным речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М., 2017. – 310 с.

Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига,

2012. – 158 с.



В раздел образования