Автор: Сметанина Светлана Егоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сангарская СОШ N 1"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, пгт. Сангар
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 11 классе
Тема: "Вводные конструкции и пунктуация при них".
Раздел: полное образование
Республика Саха (Якутия)
Кобяйский район
МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная школа №1»
Разработка урока по русскому языку 11-й класс
Вводные конструкции
(обобщение изученного)
Выполнила: С.Е. Сметанина,
учитель русского языка и
литературы МБОУ ССОШ№1
пгт. Сангар
2021
Тип урока
:
обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: повторить изученный материал о вводных словах и словосочетаниях.
Задачи урока:
1. Научить отличать вводные слова от членов предложения, расставлять необходимые знаки
препинания;
2. Повторить изученные орфограммы;
3. Формировать навыки правильного произношения и выразительного чтения.
4. Обогащать активный словарный запас школьников.
5. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.
6. Закрепить умения анализа текста.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть.
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с вводными словами и
словосочетаниями, работа с текстом. Мы будём анализировать текст, а также займемся
повторением изученных орфограмм.
II. Повторение изученного:
- орфоэпическая разминка
АсимметрИя, афЕра, бУнгало, блуднИца, бюрокрАтия, вандАлы, газопровОд, мусоропровОд,
гастронОмия, гЕрбовый, втрИдорога.
- терминологический диктант
1. Анафора (единоначатие) — повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф,
фраз
2. Инверсия — нарушение «естественного» для данного языка порядка слов. Перестановка членов
предложения,
3. Лексический повтор – умышленный повтор, выделяющий наиболее значимое, ключевое слово
текста.
4. Оксюморон- сочетание противоположных по значению слов.
Ирония - скрытая насмешка.
5. Сравнение- сопоставление предметов, признаков, действия.
6. Олицетворение- перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы.
- найти средства художественной выразительности- 4 (поэзия С.А.Есенина)
1) Луна хохотала, как клоун... (олицетворение, сравнение)
2) С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив... (оксюморон)
3) О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины... (инверсия, олицетворение)
3. Работа по теме урока.
К сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф: "Это фигура не только знаковая, культовая, не
только во многом эталон нравственности. Это фигура человечная. Может быть, именно
этого качества так не хватает сегодня…"
И. Тайманова, заслуженный деятель искусств.
Он известный русский ученый, академик, литературовед, мы хорошо знакомы с его другими
произведениями, обращенными молодому поколению. Это "Письма о добром и прекрасном"
работа с высказыванием о Лихачеве. Он поднимает вопросы нравственности, гражданской
ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции.
Работа со словарем
Эталон-
1.Точный образец установленной единицы измерения, сама такая точная мера. Радиотехнический
эталон
2. перен. Мерило, образец. Эталон красоты. Эталон поведения.
-В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Записать предложение, разобрать по
членам, составить схемы.
Устное фронтальное повторение изученного о вводных словах и словосочетаниях.
1.
Вводные конструкции - это….
2.
Вводные конструкции выражают…..
3.
Чаще всего вводные конструкции в предложении являются….
4.
Чаще всего вводные конструкции выделяются...
5.
Дополните каждый ряд своими примерами:
а) Разумеется, бесспорно...
б) Следовательно, нооборот...
в) Одним словом...
Работа с текстом
Познакомьтесь с размышлениями Д.С.Лихачева о том, что такое зависть.
(Ученики читают текст вслух)
Исходный текст
Про зависть
1.Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? 2. А если
гимнастка? 3. А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
4. Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем
ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. 5. Это как в игре -
холодно, тепло, еще теплее, горячо, обж…гся!
6. На последнем вы нашли с завяза(нн,н)ыми глазами запрята(нн,н)ую другими игроками вещь. 7.
Вот то же и с завистью. 8. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим
интересам, тем больше безусловно возр…стает обж…гающая опасность зависти.
9. Ужасное чувство, от которого страдает разумеется прежде всего тот, кто завидует.
10. Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезне(нн,н)ого чувства зависти: разв…вайте в
себе свои собстве(нн,н)ые индивидуальные склонности, свою собстве(нн,н)ую (не)повторимость в
окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы несомненно (не) будете завидовать.
11. Зависть разв…вается прежде всего там, где вы сами себе чужой.
12. Зависть разв…вается прежде всего там, где вы (не) отличаете себя от других.
13. Завидуете - значит, (не) нашли себя.
(Д.С.Лихачев)
1. Определите стиль и тип речи данного текста (публицистический, рассуждение.)
2. Укажите номер предложения, в котором наиболее полно выражена основная мысль автора.
3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями.
4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
5. Укажите способ словообразования слова ГОРЯЧО (суффиксальный
6. Выпишите из предложения 9 словосочетание со связью согласование (ужасное чувство)
7. Укажите номер сложного предложения, в состав которого входит односоставное (назывное)
8. Укажите средства выразительности (предложения №10-13)
Работа с высказываниями о зависти
Оказывается люди с древних времен боролись с этим чувством и понимали его негативное
влияние на поступки человека
Под знаменем зависти шествуют ненависть предательство и интриги. Клод Адриан Гельвеций
От зависти человек никогда не станет богаче. Фостер, Джон
Если не хочешь страдать, не будь завистливым Филдинг
Задание № 1. Какое из высказываний наиболее полно отражает позицию Д.С.Лихачева?
Задание № 2. Переделайте данные предложения, используя вводные конструкции.
Подведение итогов. Оценки.
Домашнее задание.
Работа с текстом, выполнение заданий № 4-8.