Автор: Ольга Васильевна Трофимова
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №122 с углубленным изучением иностранных языков"
Населённый пункт: г. Перми
Наименование материала: Методическая разработка по программе Б.М. Неменского
Тема: Урок ИЗО для 4 класса "Ярмарка"
Раздел: среднее образование
Урок изобразительного искусства в 4 классе
по теме «Народные праздники»
Ход урока
1.
Организационный момент, приветствие.
Правила работы в группе.
1 слайд
2.
Актуализация знаний.
Тема года «Каждый народ – художник»
Тема четверти «Истоки родного искусства»
2 слайд
Чтобы узнать тему урока – нужно разгадать ребус. (ЯРМАРКА)
3 слайд
Что такое ярмарка?
- Это прощальный праздник осени, где крестьяне, ремесленники, мастера на
площади представляют свой товар, выполненный длинными, зимними
вечерами. Праздник сбора урожая, веселый, яркий с народными гуляниями.
Когда устраивались ярмарки?
- Когда заканчивались все работы на земле – осенью.
Русский художник Борис Михайлович Кустодиев посвятил ярмарке своё
произведение.
4 слайд
Борис Михайлович Кустодиев родился в 1887 году. Интерес к рисованию
пробудился у него рано. Посетив выставку художников – передвижников он
твердо
решил
стать
художником.
Кустодиев
заканчивает
Академию
художеств в Петербурге, работает в мастерской И. Репина. Художник в своих
работах создает образ эпохи, рисует жизнь, быт, традиции русского народа,
народные праздники.
Знакомство с картиной «Ярмарка» Бориса Михайловича Кустодиева.
Работа с текстом в парах.
5 слайд
Вопросы для работы с текстом:
1.
Для чего организовывались ярмарки?
2.
Как одевались люди, собираясь на ярмарку?
3.
Что покупали на ярмарке?
4.
Чем занимались дети на ярмарке?
5.
Чем является ярмарка для жителей деревни?
Раздаточный материал:
Борис Михайлович Кустодиев «Ярмарка»
Ярмарка - важнейшее событие в деревенской жизни. Возможность
закупиться впрок, продать излишки, повеселиться, наконец. Такова ярмарка
Кустодиева. Все заняты торгом, выбором, расчетом.
Люди нарядно одеты: сапоги и новые лапти у мужчин, на женщинах
светлые платья, яркие платки, праздничные ленты в косах.
На
первом
плане
два
старика,
обсуждающих
происходящее,
сравнивающих прошлогодние ярмарки с нынешней.
Дети на ярмарке заняты своими нехитрыми потребностями. Девочка,
сжимая подаренную куклу, жадно разглядывает остальные игрушки на
прилавке. Мальчик, с куском сахара в руке, задумчиво наслаждается
лакомством.
Женщины окружили торговца яркими платками. Кто-то выбирает
новые грабли, ведра, корзины. Молодые парни пробуют гармошку "на звук".
Ярмарка шумит.
А сверху, над ярмарочной суетой, белые церкви на фоне пасмурного
белого неба, синеющие вдали леса, темные крыши старых изб. Скоро
ярмарка закончится и наступят будни, обычная деревенская размеренная
жизнь.
3.
Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята! А мы с вами пейзажи рисовали? Макет русской избы создавали?
Народный костюм изучали? А в 3 классе народную игрушку рисовали?
Платок для мамы украшали? Посуду расписывали? Сможем ли мы создать
свою ярмарку?
- Да
Цель урока: Создание коллективного панно «Ярмарка».
- Слишком много нужно сделать, чтобы к ярмарке подготовиться. Как же
быть? Может быть нам работу поделить?
Планирование деятельности:
Что должно быть в данной композиции?
Пейзаж (деревья, поля, речка. солнышко).
Постройки (избы, торговые ряды).
Товар (народные игрушки, посуда, платки).
Люди (мужчины, женщины, скоморохи, дети)
Работать будем коллективно, по группам. Сделаем одну общую работу.
4.
Организация
самостоятельной
поисково-познавательной
творческой деятельности
6 – 12 слайды
Работа в группах:
1.
Художники – пейзажисты.
2.
Группа строителей конструкторов.
3.
Мастерская по народным костюмам.
4.
Мастерская народной игрушки.
5.
Гончарная мастерская посуды.
6.
Платочных дел мастера.
13 слайд
Создание коллективного панно
Размещение рисунков и поделок на доске.
Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая
Плясовая, жаркая
Глянешь – налево
Лавки с товаром.
Глянешь – направо
Веселье – даром.
И. Токмакова
Сегодня мы отправимся в русскую деревню на праздник “Ярмарка”.
5.
Организация самоконтроля, взаимоконтроля, коррекция ошибок
Оценка работы учащихся в группах.
Взаимооценка представленных работ.
6.
Рефлексия
14 слайд
Закончите предложение:
Сегодня на уроке я…
Больше всего мне понравилось…
Самым сложным для меня сегодня было…
Сегодня я научился…
Сегодняшний урок показал мне…
Я хочу узнать больше о …
7.
Информация о домашнем задании.