Автор: Коршаков Алексей Александрович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Мезенская средняя школа им.А.Г. Торцева
Населённый пункт: г.Мезень Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Робототехника в школе как ресурс инженерной подготовки учащихся
Раздел: среднее образование
1 слайд
Наш век считается веком информации и современных научных знаний,
поэтому развитие современного общества требует от каждого из нас
высокого уровня знаний и профессиональной подготовки. В связи с этим
современная система образования старается подготовить детей к жизни в
условиях информационного и мобильного мира.
2 слайд
На заседании Совета по науке и образованию в 2017 году президент
сказал, что качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность
государства и является основой для технологической и экономической
независимости.
На данный момент инженерные специальности являются одними из
самых востребованных на рынке труда. Государству нужны инженеры,
которые занимаются разработкой и автоматизацией сложных технических
систем в различных направлениях деятельности человека: медицина,
машиностроение, космическая отрасль и тд.
Актуальность воспитания инженерных кадров в современной России
подчеркнута рядом документов, среди них Национальная технологическая
инициатива - программа мер по формированию принципиально новых
рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства
России к 2035 г, Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования, Концепция преподавания предметной области
«Технология», Нацпроекты.
Для того, чтобы каждый будущий специалист был высокообразован и
грамотен в инженерной деятельности, уже с раннего возраста необходимо
развивать инженерно-технические способности.
3 слайд
Если ученик не научился правильно мыслить в школе, то в дальнейшей
жизни он будет только подражать остальным или копировать своих
сверстников. Робототехника, как новое направление позволяет творить,
создавать и придумывать свои идеи. Задача современного образования –
создать среду, которая в дальнейшем будет облегчать ребенку возможность
раскрытия собственного потенциала. Каждая образовательная организация
должна создать условия для мотивации дальнейшей деятельности ребенка.
4 слайд
В нашей школе программа доп.образования по направлению Робототехника
реализуется с 2016 года, для проведения занятий были закуплены наборы
Lego, стоимость каждого составила 26 тысяч рублей В комплект входит: 2
больших мотора, микропроцессор, различные датчики и детали для сборки
5 слайд
На занятиях по робототехнике учащиеся знакомятся с технологией конс -
струирования и программирования робота, а затем сами строят своих первых
роботов из набора Lego и учатся их программировать в специальной среде
для программирования Lego Minstorms EV3. При разработке идеи и
построении робота у учащихся развиваются все виды мышления:
Эвристическое мышление — это продуктивное мышление, состоящее в
решении нестандартных задач.
Креативное мышление – позволяющее генерировать принципиально
новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не
применяемые средства для решения проблем и достижения целей
Критическое мышление- умение определять, когда, где и какая нам
требуется информация, и способность выбрать оптимальный тип и уровень
сложности данных для каждого конкретного случая
Инженерно-творческое мышление — мышление, приводящее к новым
открытиям, принципиально новым результатам.
Слайд 6
Занимаясь робототехникой с обучающимися мы стремимся
сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои
достижения, работать с разными источниками информации заложить основы
информационной компетентности личности.
Слайд 7
В течение учебного года каждый участник кружка создает 2 индивидуальных
проекта, 1 в паре и 2 групповых проекта. Работа над проектом, позволяет
отрабатывать все поставленные нами задачи. Наиболее удачные проекты
принимают участие в олимпиадах и конференциях.
Слайд 8
В 2017 году мы стали участникам ВОШ по технологии и к защите на
муниципальном этапе подготовили проекты по робототехнике, но к
сожалению критерии оценивания проектов были не адаптированы под новые
реалии
Проект «Снегоуборщик стал призером районной конференции «Я
исследователь» в 2018 году.
Слайд 9
Уже третий год подряд во время осенних каникул мы принимаем
участие в открытом дистанционном командном турнире по робототехнике,
в котором участвуют школьники из России и ближнего зарубежья.
Организаторами турнира выступает Архангельский институт открытого
образования Всего в турнире приняли участие более 200 команд.
Слайд 10
Ребята занимаются робототехникой только ещё второй год, но уже заняли
достойную 58 позицию в международном турнире, а также 13 место в
рейтинге из 40 команд Архангельской области.
Слайд 11
Завершая свое выступление хотелось бы подчеркнуть что
высокопрофессиональные специалисты, обладающие знаниями в этой
области, чрезвычайно востребованы. Готовить таких специалистов, с
учетом постоянного роста объемов информации, необходимо уже в школе,
а по мнению некоторых специалистов можно уже и в детском саду..
Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности
объединить конструирование и программирование в одном курсе, что
способствует интегрированию преподавания информатики, математики,
физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления,
через инженерно-техническое творчество.
Даже если ваш ребенок не станет инженером и умение управлять
роботом ему не понадобится, то понимание как работает автоматическое
устройство и опыт конструирования обязательно пригодятся в другой
деятельности, какую бы профессию ребенок не выбрал в будущем.
Спасибо за внимание!