Автор: Анна Александровна Прохоренко
Должность: учитель физики, астрономии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. И. Герцена
Населённый пункт: г. Клинцы, Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Величины, характеризующие колебательное движение
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока.
«Величины характеризующие колебательное движение»
Предмет
Физика
Класс
9 а
УМК
Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2017
Тип урока
Изучение и первичное закрепление знаний и новых способов деятельности
Тема урока
Величины, характеризующие колебательное движение.
Цель урока
ознакомление
обучающихся
с
величинами,
характеризующими
колебательное движение: А, Т, ν, φ;
умение пользоваться ими для характеристики этих движений;
развитие умения рассуждать и делать выводы
Задачи урока
(планируемые
результаты)
а)
формирование представлений о величинах ,характеризующие колебательное
движение.
б)
развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи,
работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и
объяснении явлений (метапредметные результаты);
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование
интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки
познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти,
логического и творческого мышления (личностные результаты).
Методы обучения
Репродуктивный, проблемный
Формы организации
познавательной
деятельности
обучающихся
Коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения
учебник
два длинных нитяных маятника, один короткий;
два пружинных маятника и два груза различной массы.
презентация к уроку
карточки для работы
Нить
Грузы различной формы и массы
Линейка
Смайлики (для рефлексии)
Компьютер
Проектор
Ход урока
Деятельность
Деятельность учащихся
учителя
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осущест-
вляемые
учебные
действия
Формиру-
емые
способы
действий
Осущест-
вляемые
учебные
действия
Форми-
руемые
способы
действий
Осущест-
вляемые
учебные
действия
Форми-
руемые
способы
действий
1. Организационный момент.
Добрый день! Я рада всех
вас видеть!
Приветствует
учащихся и
высказывает
пожелания
плодотворной
работы
Отвечают
на
приветств
ие
учителя
Выделени
е
существен
ной
информац
ии из слов
учителя
Взаимоде
йствуют с
учителем
Слушание
учителя
Мобилизу
ют силы и
энергию,
прогнози-
руют
результат
и уровень
усвоения
Умение
настраи-
ваться на
занятие
2. Постановка цели и задач урока
Актуализация опорных
знаний. Записываем тему
урока, ставим цели урока.
Ранее мы с
Вами изучали
равномерное
движение и
говорили о
том, что
Отвечают
на
вопросы
учителя.
Выдвигаю
т
Выделени
е
существен
ной
информац
ии из слов
Взаимоде
йствуют с
учителем
Слушание
учителя и
товарище
й,
построени
е
Контроль
правильно
сти
ответов
обучающи
Умение
слушать в
соответст
вии с
целевой
установко
данный вид
движения
характеризуетс
я скоростью и
путем. На
прошлом уроке
мы начали
изучать какой
новый вид
движения? Мы
рассмотрели
определение
колебательного
движения и
написали,
какие виды
различают
колебательного
движения. Как
вы думаете
какова тема
нашего
сегодняшнего
урока будет?
Давайте в
предполо
жения о
том, что
тема
урока
связана с
колебание
м
учителя.
Осущест-
вление
актуализа
ции
личного
жизненног
о опыта
понятных
для
собеседни
ка
высказыва
ний
хся
й.
Принятие
и
сохранени
е учебной
цели и
задачи.
Уточнени
е и
дополне-
ние
высказы-
ваний
обучаю-
щихся
соответствии с
темой
поставим перед
собой цели на
сегодняшний
урок.
Акцентирует
внимание на
основных
моментах
изученного
материала
Обсуждает с
учащимися
ранее
изученное.
Ставит
проблемные
вопросы
3. Актуализация знаний
Повторение изученного
материала.
Даёт задания
обучающимся.
Выбирают
задание.
Компетен-
ция
обучаю-
Сотрудни-
чают с
учителем
Слушание
учителя и
сверстни-
Развитие
регуляции
учебной
Регуляция
учебной
деятель-
Урок начинается с
повторения ранее
изученного материала.
Решение самостоятельной
работы с самопроверкой.
Вариант 1.
1.
Общая черта
колебательного движения:
через определенный
промежуток времени
движение любого тела
_________
2.
Минимальный
промежуток времени,
через который движение
повторяется,
называется_____________
___
3.
Повторяющие
ся через равные
промежутки времени
движения, при которых
тело многократно и в
разных направлениях
проходит положение
равновесия, называется
___________________
Следит за
самостоятель-
ностью
выполнения
заданий.
Выводит на
экран ответы
правильных
решений для
самопроверки
и выставления
оценок.
Работают
с
раздаточн
ым
материало
м.
Рецензиру
ют ответы
товарище
й
щихся в
области
физики
и
сверстни-
ками.
Выражаю
т свои
мысли в
соответст-
вии с
задачами
и
условиями
коммуни-
кации
ков.
Умение
выражать
свои
мысли.
Развитие
моноло-
гической
речи.
Регулиро-
вание
своего
поведения
и
поведения
товарище
й
деятельно
сти. Само-
контроль
и взаимо-
контроль
выполне-
ния
задания в
парах.
ности.
Выделени
е и
осознание
учащимся
того, что
уже
усвоено и
что еще
подлежит
усвоению,
осознание
качества и
уровня
усвоения
4.
В каждой
точке его траектории на
него будет действовать
сила упругости пружины,
направленная к _______
5.
Условия
существования
колебаний:__________
Вариант 2.
1.
Системы те,
которые способны
совершать свободные
колебания, называется
____________
2.
____________
___называется твердое
тело, совершающее под
действием приложенных
сил колебания около
неподвижной точки или
вокруг оси.
3.
Существует
два вида маятников
_______ и
_______________.
(рисунки)
4.
Колебания,
происходящие только
благодаря начальному
запасу энергии,
называются
__________________
5.
Движение или
процессы, которые точно
или приблизительно
повторяются через
определенные интервалы
времени, называются
_________.
4. Первичное усвоение новых знаний
Для достижения
поставленных целей,
необходимо заполнить
следующую таблицу , с
помощью работы с
учебником:
Выдает
карточки с
заданиями.
Демонстриру
ет
заполненную
таблицу и
еще раз все
проговаривае
тся.
Рассматривае
м графики с
Слушают
учителя и
работая с
учебнико
м
заполняют
таблицу.
Смотрят
на
презентац
ию и
вносят по
Формиро-
вание
исследова
-тельских
действий,
исследова
-тельской
культуры,
умения
наблюдать
, делать
выводы.
В парах
объединя
ют усилия
на
решение
поставлен
-ной
проблемы.
Обсуждаю
т выводы
Согласо-
вание
усилий по
решению
учебной
задачи,
умение
договари-
ваться и
приходить
к общему
мнению в
Контроль
правиль-
ности
ответов
обучаю-
щихся.
Работа с
графикам
и.
Умение
слушать в
соответ-
ствии с
целевой
установко
й.
Планиро-
вание
своих
действий.
Коррек-
Рассматриваем графики и
учимся по ним работать.
слайда и
учимся по
ним работать.
необходи
мости
корректив
ы.
Смотрим
в
розданные
листы и
работаем
с
графикам
и.
совместно
й деятель-
ности,
учитывать
мнения
других
тировка
своих
действий.
Принятие
и
сохранени
е учебной
цели и
задачи.
Уточнени
е и
дополнен
ие
высказы-
ваний
обучаю-
щихся.
5. Первичная проверка понимания
Где
в
жизни
мы
встречаемся
с
колебательными
движениями?
Работа
нашего
сердца
(сокращение
сердечной
Раздаются
задания по
группам.
Обеспечиваю
т осмысление
метода
Рассказыв
ают о
полученн
ых
результата
Формиро-
вание
исследова
-тельских
действий,
исследова
В группах
объединя
ют усилия
на
решение
поставлен
Согласо-
вание
усилий по
решению
учебной
задачи,
Контроль
правиль-
ности
ответов
обучаю-
Умение
слушать в
соответ-
ствии с
целевой
установко
мышцы)
представляет
яркий
пример
колебательного движения.
Где можно наблюдать эти
колебания
на
теле
человека?
Обратимся
за
информацией к биологам.
(слайд)
Пульсом
называют
ритмические
колебания
стенок
артериальных
сосудов,
возникающие
при работе сердца
Измеряете ли вы пульс на
уроках физкультуры? Как?
Легко
прощупать
пульсацию
артерий,
которые лежат на кости
(лучевая,
поверхностная
височная и др).
Каков нормальный пульс
исследования
изучаемых
знаний.
Обеспечиваю
т усвоение
методики
воспроизведе
ния
изучаемого
материала
х.
-тельской
культуры,
умения
наблюдать
, делать
выводы
-ной
проблемы.
Обсуждаю
т выводы
умение
договари-
ваться и
приходить
к общему
мнению в
совместно
й деятель-
ности,
учитывать
мнения
других
щихся.
Само-
контроль
и взаимо-
контроль
выполне-
ния
задания в
парах
й.
Планиро-
вание
своих
действий.
Коррек-
тировка
своих
действий.
Принятие
и
сохранени
е учебной
цели и
задачи.
Уточнени
е и
дополне-
ние
высказы-
ваний
обучаю-
щихся.
взрослого человека?
В покое- 60-70 ударов.
Во время нагрузки-до200
ударов
Частота
выше
90-
тахикардия
Ниже 60- брадикардия
А можно ли определить
период
и
частоту
колебаний
артериальных
сосудов?
Как вы думаете, от чего
зависит период и частота
колебаний
сердечной
мышцы?
Как это подтвердить на
опыте?
Предлагаю
вам
исследовать,
как
зависит
период
и
частота
колебаний
сердечной
мышцы
от
физической
нагрузки.
Кроме
того,
предлагаю
Вам
рассмотреть
и
другие
зависимости.
Лабораторная
работа
по
выявлению зависимостей.
6. Первичное закрепление
Задания на
функциональную
грамотность.
Задание №2 тема
«Колебания и волны»
Задача 1. Ответе на
вопросы.
1) «Змей так свистнул -
деревья закачались, все
листья с них осыпались».
Какие физические
явления вы узнаете в
этом эпизоде?
Формулирует
условие
задания.
Организует
деятельность
учащихся по
отработке
изученных
знаний и
способов
деятельности
посредством
их
применения в
ситуациях по
Распозна
ют и
воспроизв
одят
изученны
й
материал.
Принима
ют
участие в
обсужден
иях.
Ставят
вопросы
Осознанн
ое и
произволь
-ное
построени
е речевых
высказыва
-ний в
устной
форме.
Рецензиро
-вание
ответов
товарище
й.
Участвую
т в
обсужде-
нии
ответов на
вопросы
во
фронталь-
ном
режиме.
Выражаю
т свои
мысли в
соответст-
вии с
Понимать
на слух
ответы
обучаю-
щихся.
Уметь
формули-
ровать
собствен-
ное
мнение и
позицию.
Уметь
использо-
Контроль
правиль-
ности
ответов
обучаю-
щихся.
Само-
контроль
понимани
я
вопросов
и знания
правиль-
ных
Умение
слушать в
соответ-
ствии с
целевой
установ-
кой.
Принятие
и сохране-
ние
учебной
цели и
задачи.
Уточнени
е и
2) Кругом – возрастающий
крик,
Свистки и нечистые речи,
И ярмарки гулу – далече
В полях отвечает зеленый
двойник. А.А. Блок
Какому физическому
явлению соответствует
образ «зеленого
двойника»?
Задача 2. Мальчик
заметил, что ворона в
течение 1 минуты
каркнула 45 раз.
Определите период и
частоту колебаний.
А) 3/4 с. и 4/3 Гц
Б) 4/3 с. и 3/4 Гц
В) 3/4 с. и 3/4 Гц
образцу и в
измененных
ситуациях.
Закрепляет
методику
изучения
материала
своим
товарища
м и
учителю.
Объясняю
т более
слабым
учащимся
непонятн
ые места.
Решают
познавате
льные
задачи
путем
комплексн
ого
применен
ия
известных
им
способов
решения
Оцениван
ие ответов
и их
корректи-
ровка
задачами
и
условиями
коммуни-
кации.
Показыва-
ют
владение
монологи-
ческой и
диалоги-
ческой
формами
речи в
соответс-
твии с
граммати-
ческими и
синтакси-
ческими
нормами
родного
языка
вать речь
для
регули-
рования
своего
действия
ответов
дополне-
ние
высказы-
ваний
обучаю-
щихся.
Осущест-
вление
само-
контроля
7. Домашнее задание
2. Записывают
домашнее
задание:
параграф
26,
упр
26,
Эксперимент
«Исследование
зависимости периода и
частоты
колебаний
сердечной
мышцы
от
умственной нагрузки»
Формулирует
домашнее
задание,
проводит
инструктаж
по его
выполнению.
Мотивирует
выполнение
домашнего
задания.
Проверяет
понимание
учащимися
содержания и
способов
выполнения
домашнего
задания.
Слушают
учителя и
записыва
ют
домашнее
задание в
тетради.
Анализир
уют
возможно
сть отбора
и
сравнение
материала
по
нескольки
м
источника
м,
возможно
сть
Выделени
е
существен
-ной
информа-
ции из
слов
учителя
Взаимо-
действуют
с
учителем
Слушание
учителя
Осознают
качество и
уровень
усвоения.
Определя-
ют
последо-
вательнос
ти
промежут
очных
целей с
учетом
конечного
результата
.
Составля-
ют план и
последо-
ватель-
ность
Регуляция
учебной
деятель-
ности.
Мотиваци
я волевой
саморегу-
ляции
Создает
условия для
выбора
учащимися
домашнего
задания
работы с
научно-
популярно
й
литератур
ой;
возможно
сть
находить
несколько
вариантов
решения
познавате
льной
задачи
(проблем
ы)
действий
8. Итог урока
Учитель: Давайте подведем
итоги нашего урока, что мы
узнали и чему научились?
Подводит
итоги
учебного
занятия
Отвечают
на
вопросы
Осознанн
о и
произволь
-но строят
речевое
высказыва
Умение
обсуждать
содержа-
ние урока
во
фронталь-
Понимают
на слух
ответы
обучаю-
щихся.
Проводят
контроль,
само-
контроль
и
коррекци
Умение
слушать в
соответст-
вии с
целевой
установко
-ние в
устной
форме
ном
режиме
Формули-
руют
собствен-
ное
мнение и
позицию
ю
правильно
-сти
ответов
обучаю-
щихся
й.
Уточнени
е и
дополне-
ние
выска-
зываний
обучаю-
щихся
9. Рефлексия
Все мы привыкли
выражать эмоции не только
с помощью слов, но и с
помощью картинок или как
Вы говорите смайликов. Я
предлагаю дать оценку
нашему уроку с помощью
как раз смайликов. И с
обратной стороны опишите
свои эмоции.
Проводит
рефлексию
Рефлексир
уют
Умение
делать
выводы
Взаимо-
действуют
с
учителем
Уметь
формули-
ровать
собствен-
ное
мнение
Проводят
саморегу-
ляцию
эмоцио-
нальных и
функцио-
нальных
состояний
Саморе-
гуляция