Автор: Максимова Татьяна Ильинична
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ ИРМО ХСОШ №2
Населённый пункт: Хомутово
Наименование материала: Пропорция
Тема: Использование ЭОР на уроках математики
Раздел: полное образование
Тема урока: Пропорции
Тип урока- изучение нового материала
Вид урока: Технология - критическое мышление
Цель урока: Сформировать понятие о пропорции, о названии чисел в пропорции, о
её основном свойстве, о божественной пропорции.
Развитие познавательной деятельности, эстетического восприятия математических
фактов.
Формирование активной творческой личности.
Основой технологии критического мышления является трёхфазовая структура урока
I Вызов. Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учите-
ля
Вызов уже имею-
щихся знаний по
изучаемому во-
просу, активиза-
ция учащихся,
мотивация для
дальнейшей рабо-
ты
Запись числа, достать словарь с определе-
нием отношения, примерами.
Пропедевтика нового материала – проверка усвоения темы
«Отношения»(пятиминутка)
Найти отношение
Ответить на вопрос
Составить равенство из отношений
а)36к12;б)63к21;в)0,1
5к3; г)2,5к5
Что называется отно-
шением?
а)36:12;б)63:21;в)0,15:
3; г)2,5:5
Запись темы урока
Создание проблемы:
-Перед вами стоит за-
дача: определить, ка-
кое отношение имеет
кластер «Пропорция»
к теме «Отношения»
II. Осмысление. Изучение нового материала. Метод активного чтения. Рече-
вые компетенции
Сохранение ин-
тереса к теме при
непосредственной
работе с новой
информацией, по-
степенное про-
движение от зна-
ния «старого»к
«новому»
Самостоятельное чтение текста, вывод.
Текст *
Фронтальный опрос
Определение пропорции
Поиск ответов на поставленные вопросы.
Слушают друг друга, делают выводы, об-
суждают, записывают в словарь
Беседа по содержа-
нию:
-Что такое пропор-
ция?
-Как называются чис-
ла 36и21?
-Как называются чис-
ла 12и63?
-Почему равенство
36:12=63:21 является
пропорцией?
- Почему равенство
0,15:3=2,5:5 не яв-
ляется пропорцией?
Найдите произведе-
ние крайних членов.
Найдите произведе-
ние средних членов.
Что вы заметили ин-
тересного?
Ваши выводы. Зна-
комство с основным
свойством пропор-
ции.
Проверка выводов.
Текст **
Закрепление (анализ, дифференциация, систематизация)
Второе наблюдение:
5:15; 20:4; 4/12; 10/2
Индивидуальный опрос: устно
Составьте пропорции
Назовите крайние
члены, средние члены
№760а) записать пропорцию-1уч.
№762д) прочитать пропорцию и прове-
рить, верна ли она, используя основное
свойство пропорции – 2уч.
№764 переставив средние или крайние
члены местами, составить ещё три новые
пропорции-3уч.
Корректировка дей-
ствий уч-ся
Эстетическое восприятие математических фактов. Работа в
группах.
Да
Приводят примеры
Как вы считаете «Яв-
ляется ли пропорция
непременным услови-
ем правильного и кра-
сивого изображения в
природе, архитектуре,
искусстве.
Приведите примеры.
Самостоятельное чтение текста, вывод.
Текст ***
Ответ по тексту
С какой вы ещё по-
знакомились пропор-
цией?
Измеряют, записывают, вычисляют, дела-
ют вывод
А в нашем теле суще-
ствует «Божественная
пропорция»?
Давайте проверим
III. Рефлексия
Итог урока
Возвращение уче-
ника к первона-
чальным предпо-
ложениям, внести
изменения, допол-
нения
Полный ответ с примерами
Какими новыми зна-
ниями мы можем до-
полнить кластер?
Над какой из этих за-
дач мы работали?
-узнать
-научиться
-уметь
Домашнее задание - творческая переработка
-Собрать и обработать информацию о
«Божественной пропорции»
-Исследовать пропорции на живых и не-
живых объектах
-Сделать выводы по результатам исследо-
ваний
Примечание: на уроке используется компьютерная поддержка
Тема урока: Решение уравнений
Вид урока: Технология - критическое мышление
Цель урока: Формирование умения решения уравнений с применением основного
свойства пропорции, нахождение божественной пропорции в природе.
Развитие мышления, речи, памяти наблюдательности
Воспитание познавательного интереса к предмету.
I Вызов. Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учите-
ля
Вызов уже имею-
щихся знаний по
изучаемому во-
просу, активиза-
ция учащихся,
мотивация для
дальнейшей рабо-
ты
Запись числа, достать словарь с определе-
нием пропорции, основного свойства про-
порции, примерами.
Пропедевтика нового материала – проверка усвоения темы
«Отношения»(пятиминутка)
Ответить на вопросы
Составить пропорцию(на столах карточ-
ки)
-Что такое пропор-
ция?
-Как называются чис-
ла 36и21?
-Как называются чис-
ла 12и63?
-Почему равенство
36:12=63:21 является
пропорцией?
- Почему равенство
0,15:3=2,5:5 не яв-
ляется пропорцией?
Найдите произведе-
ние крайних членов.
Найдите произведе-
ние средних членов.
Запись темы урока
Создание проблемы:
-Перед вами стоит за-
дача: определить, ка-
кое отношение имеет
кластер «Пропорция»
к теме «Решение
уравнений»
II. Осмысление. Изучение нового материала. Метод активного поиска ново-
го в решении уравнений. Речевые компетенции
Сохранение ин-
тереса к теме при
непосредственной
работе с новой
информацией, по-
степенное про-
движение от зна-
ния «старого»к
«новому»
Самостоятельное решение уравнений, об-
суждение в паре решения
№775
Обсуждение в группе решения
Определение пропорции
Поиск ответов на поставленные вопросы.
Слушают друг друга, делают выводы, об-
суждают
Беседа по содержа-
нию.
Выводы. Применили
основное свойство
пропорции при реше-
нии уравнений.
Проверка выводов. С комментариями у
доски
№777, №779
Закрепление (анализ, дифференциация, систематизация)
Второе наблюдение
Индивидуальные карточки на столах с
уравнениями с последующей взаимопро-
веркой
Компьютерная под-
держка
№780№782а) №784 переставив средние
или крайние члены местами, составить
уравнения и решить.
Корректировка дей-
ствий уч-ся
Эстетическое восприятие математических фактов. Работа в
группах.
Да
Приводят примеры
Дома вы искали ин-
формацию о боже-
ственной пропорции в
природе.
Приведите примеры.
Самостоятельное чтение текста, вывод.
Текст ***на слайде
Ответ по тексту
А знали ли вы об этой
информации?
Измеряют, записывают, вычисляют, дела-
ют вывод (на столах текст с рисунками)
Беседа по содержа-
нию.
Выводы.
III. Рефлексия
Итог урока
Возвращение уче-
ника к первона-
чальным предпо-
ложениям, внести
изменения, допол-
нения
Полный ответ с примерами
Какими новыми зна-
ниями мы можем до-
полнить кластер?
Над какой из этих за-
дач мы работали?
-узнать
-научиться
-уметь
Домашнее задание
№791, №794
Примечание: на уроке используется компьютерная поддержка
Тема урока: Решение задач
Вид урока: Технология - критическое мышление
Цель урока: Развитие умения анализировать условия задачи и относить к тому или
иному типу. Научить решать задачи поэтапно. Мотивировать необходимость запоминания
этапов тем, что в этом случае сокращается и облегчается процесс решения задач данного
типа
Развитие познавательной деятельности.
Формирование активной творческой личности.
I Вызов. Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учите-
ля
Вызов уже имею-
щихся знаний по
изучаемому во-
просу, активиза-
ция учащихся,
мотивация для
дальнейшей рабо-
ты
Запись числа, достать словарь с определе-
нием пропорции, основного свойства про-
порции.
Пропедевтика нового материала – проверка усвоения темы
«Решение уравнений»(пятиминутка)
Найти корень уравнения
Ответить на вопрос
Составить задачу по заданному уравне-
нию
Задания на слайдах
Запись темы урока
Создание проблемы:
-Перед вами стоит за-
дача: определить, ка-
кое отношение имеет
кластер «Решение за-
дач» к теме «Решение
уравнений»
II. Осмысление. Изучение нового материала. Метод определения типа задач.
Речевые компетенции
Сохранение ин-
тереса к теме при
непосредственной
работе с новой
информацией, по-
степенное про-
движение от зна-
ния «старого»к
«новому»
Самостоятельное чтение условия задач,
определения типа задач, вывод.
Задачи на слайдах*
Решение элементарных задач(у каждого
карточки с текстами)
Организую, чтобы
сами осуществили
выбор типа задачи,
соответствующего
правила и действия
Проверка выводов.
Тексты с задачами **
Закрепление (анализ, дифференциация, систематизация)
Второе наблюдение:
Переход к решению более сложных задач,
используя полученные навыки при реше-
нии элементарных
Составьте задачи по
заданным уравнениям
Решение задач №816,№818 распознать
тип задач
№8221распознать тип задачи и решить с
последующей проверкой
Корректировка дей-
ствий уч-ся
Как распознать тип задачи. Работа в группах.
Выводы.
Приводят примеры
Защита выводов с
применением приме-
ров
Делают вывод
Проверяем на приме-
рах
III. Рефлексия
Итог урока
Возвращение уче-
Полный ответ с примерами
Какими новыми зна-
ника к первона-
чальным предпо-
ложениям, внести
изменения, допол-
нения
ниями мы можем до-
полнить кластер?
Над какой из этих за-
дач мы работали?
-узнать
-научиться
-уметь
Домашнее задание - творческая переработка
№822,№825
Примечание: на уроке используется компьютерная поддержка