Напоминание

Применение игровых элементов в развитии художественного мастерства обучающихся на примере авторских танцев


Автор: Герасимова Любовь Владимировна
Должность: учитель внеурочной деятельности
Учебное заведение: МБОУ ННОШ им.И.Д.Винокурова-Чагылган
Населённый пункт: с.Намцы, Намский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение игровых элементов в развитии художественного мастерства обучающихся на примере авторских танцев
Раздел: дополнительное образование





Назад




МКУ «Управление образования «Намский улус РС (Я)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ННОШ им. И.Д. Винокурова – Чагылган

МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»

Доклад

на тему:

Применение игровых элементов в развитии художественного

мастерства обучающихся на примере авторских танцев

Герасимова Любовь Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБОУ «ННОШ им.И.Д.Винокурова-Чагылган»

Намцы 2021

1

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Формирование духовных и физических способностей у

детей посредством игры.

1.1.Роль игровых элементов в хореографии……………………….….6

1.2.Особенности использования элементов традиционных якутских

игр в хореографии………………………………………………….12

Выводы по главе I………………………………………………….…..16

Глава II. Организация внеурочной деятельности учащихся

начальных классов

2.2.Применение

игровых

и

сюжетно

-

ролевых

элементов

в

деятельности детского танцевального кружка…………………….…17

2.3.Методические рекомендации по использованию игровых и

сюжетно - ролевых элементов в постановке танцев……….……...…19

Выводы по главе II...…………………………………………………...25

Заключение …………………………………………………………….27

Список использованной литературы……………….............................28

2

Введение

Все мы когда-то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания

и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и

его надо ценить.

Игра может полностъю поглощать в себя ребенка. В детском возрасте

подражание

и

игра

основной

вид

деятельности,

непринужденная

деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. Игровые

элементы — действенным средством

воспитания и обучения. Игровые

элементы в искусстве хореографии популярны по сей день.

Возможность развития детского творческого начала во многом зависят

от умелой организации образования и воспитания детей с самого раннего

детства с учетом особенностей детской психологии. Учителя и воспитатели

обязаны создавать и поддерживать атмосферу игры в жизни детского

коллектива. Этот наказ А.С.Макаренко приобрел большую значимость в

наше время, так как это является одним из наиболее доступных и

эффективных методов в обучении воспитанников и в деятельности детского

творческого коллектива.

В достижении определенных результатов в любом виде деятельности

немаловажную

роль

играют

мотивация

и

направленность

личности,

выражающаяся в ее интересах. Именно

интерес является важнейшей

побудительной силой к познанию окружающей действительности. Умелое

руководство

игровыми,

подражательными

элементами

и

постановка

сюжетно-ролевых танцев являются одними из действенных средств в

воспитании и развитии художественного мастерства, появления интереса у

детей к познанию, что и обусловило актуальность данной темы.

Объект исследования: процесс применения игровых элементов в

преподавании хореографии.

Предмет исследования: методы обучения игровым элементам для

развития художественного мастерства детского танцевального коллектива.

3

Цель

исследования:

развитие

художественного

мастерства

обучающихся применением игровых элементов в деятельности детских

танцевальных коллективов.

В соответствии с целью и предметом исследования определены

следующие задачи:

1.

изучить

педагогическую

и

методическую

литературу

по

преподаванию хореографии;

2. определить методы применения игровых элементов для повышения

исполнительского мастерства обучающихся;

3.

разработать

методические

рекомендации

к

организации

деятельности детского танцевального коллектива и к постановке авторских

танцев.

Гипотеза исследования

заключается в том, что формирование

художественного мастерства у обучающихся танцевального кружка будет

проводиться эффективно, если применяются игровые элементы в развитии

исполнительского мастерства и творческой активности учащихся.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели и задач

работы использованы следующие методы:

- изучение и анализ специальной методологической и педагогической

литературы;

- мониторинг развития обучающихся;

- сравнение, обобщение;

-опрос

-беседа

Теоретическая новизна исследования заключается в раскрытии

использования игровых элементов в работе с детским танцевальным

коллективом с разработкой методических рекомендаций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на

основе собственного педагогического опыта в качестве руководителя

4

детского танцевального коллектива, разработаны авторские постановки

танцев с методическими рекомендациями.

Ожидаемые результаты деятельности танцевального коллектива:

- пробуждение у обучающихся интереса к истории, традициям народа;

- развитие эмоциональных и физических качеств обучающихся;

-

содействие

повышению

художественного

мастерства

детских

танцевальных коллективов.

Структура

доклада.

Доклад

состоит

из

введения,

двух

глав,

заключения, списка использованной литературы и приложения.

5

Глава I. Формирование духовных и физических способностей у

детей посредством игры.

1.1.

Роль игровых элементов в хореографии.

Словом «игра» обозначаются самые различные, порой малосхожие

между собою явления. В толковом словаре русского языка отмечается

значение слова «игра» - это деятельность, занятие детей и занятие,

обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для

заполнения досуга, для развлечения

1

.

В чем заключается необходимость игровой деятельности ребенка? Игра

содействует формированию физических и духовных способностей растущего

человечка,

его

познавательной

деятельности,

воображения,

воли,

властвования собой. Игра — непринужденная деятельность в воображаемой

ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель игры, ее

мотив

находятся

в

самом

процессе

деятельности,

доставляющем

удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в

формировании

и

тренировке

физических

и

духовных

способностей,

необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни

личности в обществе.

Если

рассмотреть

педагогические

взгляды

великого

педагога

А.С.Макаренко, то его система педагогической деятельности строилась на

идее

демократизма

и

гуманизма,

требовательности

и

дисциплины.

Рассмотрим основные положения педагогической теории А.С.Макаренко:

Начальный этап всего воспитательного процесса – педагогическое

проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего

изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества

следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания.

Цель

воспитательной

работы

предусматривает

«программу

человеческой личности», тот образец, идеал, к которому стремится в своей

1 Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка.Т1.- М.:Вега. Мир книги- 2001 -С.443;

6

работе педагог. Умение педагога проектировать свою работу, видеть ее цель

– одно из важнейших качеств самого воспитателя, определяющее всю

методику его воспитательной работы.

Отмечая, что в детском возрасте игра – это норма, что вся жизнь

ребенка должна быть пропитана игрой, А.С.Макаренко стремился проложить

мостик от игры к труду. Он считал, «каков ребенок в игре, таково во многом

он будет в работе, когда вырастет»

2

.

Таким образом, использование игровых элементов – это эффективная

форма обучения и способствует нравственному воспитанию личности.

За время педагогической деятельности многие педагоги встречают со

стороны воспитанников вялость, лень. Что ведет к торможению деятельности

педагога, коллектива, дальнейшего развития воспитанника.

Какие задачи

педагог должен ставить перед собой.

В достижении определенных результатов в любом виде деятельности

немаловажную

роль

играют

мотивация

и

направленность

личности,

выражающаяся в ее интересах. Именно

интерес является важнейшей

побудительной силой к познанию окружающей действительности. Интерес в

динамике своего развития может превратиться в склонность. Задача

педагогов – воспитать, укрепить в ребенке интерес и желание. Лучший

источник мотивации неуспевающего учащегося – сознание того, что у него

что

то

получается.

Необходимо,

чтобы

каждый

учащийся

имел

возможность демонстрации своих способностей, желанного выхода на сцену,

каждый из которых укрепляет в нем уверенность и пробуждает интерес и

желание. А задача педагога – подобрать правильный репертуар для каждого

учащегося с учетом его физических данных, способностей и индивидуально

– психологических способностей. Интерес в динамике своего развития может

превратиться

в

склонность.

Основой

склонности

является

глубокая

устойчивая потребность индивида на определенную деятельность. В качестве

основы склонности также может выступать стремление совершенствовать

2 Латышина Д.И. История педагогики.- М.:Гаролики, 2003. С.534;

7

умения и навыки, связанные с данной потребностью

3

. Обычно продуктивную

творческую

активность

личности

в

учебном

процессе

исследователи

связывают именно с познавательной мотивацией, а не с мотивацией успеха

4

.

Игры в различных видах и вариантах целесообразно проводить на всех

этапах работы по музыкальному воспитанию. На более «продвинутом» этапе

музыкального развития игра стимулирует необходимые произвольные

действия ребенка. Если ребенку интересны предлагаемые воспитателем

игры, в структуре его деятельности мало-помалу происходят важные сдвиги.

Игра, продолжая быть ведущим видом деятельности, дополняется волевыми

усилиями: ребенок уже сам становится инициативным и активным, он

стремится сделать то, что умеет, чему уже научился, он хочет добиться

успеха – и ему надо помочь в этом, поощрить его

5

.

В

музыкально-ритмической

деятельности

дети

с

большим

удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и

двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно

музыкально – игровая драматизация побуждают детей изобразить картину

жизни, охарактеризовать какой – либо персонаж, используя выразительные

движения,

мимику,

слово.

При

этом

наблюдается

определенная

последовательность:

ребята

слушают

музыку,

обсуждают

тему,

распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые

задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить

6

.

Особенность музыки – объединить людей в едином переживании, стать

средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное

произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в

3

Бурцева Е.С. Как поддержать интерес и сохранить мотивацию к обучению классическому танцу// Вестник Якутского

хореографического училища им.А.В.Посельской. 2007.-С.48;

4

Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов.- С.-П.: Питер, 2001.- С.185;

5

Альсира Легаспи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.: Прогресс, 1989.- С.94;

6

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.:Просвещение, 1989.- С.10

8

душе другого. Яркие художественные произведения, выражающие мир

больших

мыслей

и

глубоких

чувств

человека,

способные

вызвать

эмоциональный

отклик,

воздействия на эстетическую сторону

души,

становятся источником и средством воспитания.

Народное

музыкальное

творчество

Н.В.Гоголь

образно

назвал

«звучащей историей», «звонкими живыми летописями»

7

.

В якутских и северных народных танцах много обращаются к игровым

элементам. Обращение к песенно-танцевальному фольклору, его темам и

образам естественно и закономерно. Веками слагавшиеся фольклорные

творения

запечатлели

своеобразие

нации,

ее

художественный

вкус,

неповторимые черты. В фольклоре отражалась жизнь народа, выраженная в

поэтической форме, близкой сценическому искусству. Он обогащал молодое

национальное искусство не только мелодиями, ритмами, танцевальными

композициями, но подсказывал и структуру образов, и сюжетные рисунки,

глубокие и волнующие. В свое время М.Горький напоминал деятелям

молодой советской культуры о том, «…что наиболее глубокие и яркие

художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным

творчеством трудового народ

8

. Фольклор явился той почвой, на которой

вырос профессиональный балетный театр и новые формы танцевального

искусства.

Современность,

новый

жизненный

уклад

способствовали

обновлению утвердившихся образцов, приданию им свежих красок и

созвучного времени содержания

9

.

В танце, как и в песне, раскрывается душа народа. Народное

творчество

неиссякаемый

живительный

источник,

питающий

профессиональное искусство. Еще великий русский композитор Михаил

Иванович Глинка сказал: «Музыку создает народ, мы ее только аранжируем».

7

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.:Просвещение, 1989.- С.6;

8

Горький М. Советская литература.- М.:Художественная литература, 1934.- С.13;

9

Эльяш Н.И. Балет народов СССР.- М:Знание,1977.- С.9;

9

Танец – одно из самых древних искусств. В народных танцах воплощены

разнообразные стороны жизни, идеи и чувства, волновавшие народ в те или

иные эпохи его существования. Танцы полны благородства, патетической

героики, задушевной лирики, искрящегося юмора

10

.

Исторический обзор развития народных игр, в том числе якутских

народных,

свидетельствует

о

том,

что

использование

народных

в

воспитательных целях на ранних ступенях развития общества было связано с

производительным трудом, с общественно – экономическими условиями

жизни, особенностями системы воспитания, народными традициями.

Народные игры влияют на весь процесс становления и развития

гармонической личности с ранних лет, воздействуя на его идейно –

политическое,

умственное,

нравственное,

эстетическое,

трудовое

и

физическое развитие, эмоциональную сферу. Младшие школьники не

остаются равнодушными не только к собственным действиям и поступкам,

но и к действиям и поступкам своих друзей, сверстников, к удачам и

неудачам команды. В играх развертывается динамика сюжета, происходят

неожиданности и стремительные изменения ситуаций, наступает развязка;

кто – то в ходе игры случайно или сознательно нарушает правила, идет на

хитрость или обман, спешит и ошибается или идет неправильным путем к

цели. Все это приводит к возникновению у детей таких эмоциональных

состояний, как чувства радости, изумления, восторга, удивления, обиды,

огорчения, симпатии и антипатии, товарищества и дружбы, уважения к силам

«противника», нетерпения, тревоги и массы других. В подвижных играх

участникам приходится исполнять отдельные роли ведущего, судьи и др. Это

способствует

воспитанию

сознательной

дисциплины,

честности,

справедливости, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного

возбуждения, сдерживать свои эгоистичные порывы. В национальных играх

воспитываются

и

эстетические

чувства

детей

чувства

красоты

и

10

Мусатов А. Дорога к танцу.- М.:Планета, 1989.- С.26;

10

прекрасного,

возвышенного.

Ребята

часто

соревнуются

на

наиболее

интересно,

красиво

сделанную

самодельную

игрушку.

В

процессе

коллективных подвижных игр в высшей степени развиваются способность к

длительному, планомерному, точному и тонкому восприятию окружающего

мира. Так, например, игры «Мохсуо», «Игра с бэрбэкэем» способствуют

правильному восприятию расстояния; «Лапта», «Мас саанан курэхтэЬиилэр»

и др. развивают глазомер; «Ой дуораана», «Харах симсии» - слуховое

восприятие; игра в снежки, метание маута – меткость и т.п.

Многие игры воспитывают у детей сосредоточенность, распределение,

объем

и

устойчивость

внимания.

Они

насыщены

разнообразными

элементами, вызывающими непосредственный интерес игроков, что служит

хорошим средством воспитания. Произвольность внимания развивается в

зависимости от содержания игры и ее продолжительности. Влияние игровой

деятельности

на

формирование

различных

свойств

внимания

рассматривается на примере таких игр, как «БиЬилэх кутуу», «Дул5аны

тумнуу», «Ал5аЬаама», «Маамыкта» и др

11

.

Игровая деятельность развивает у детей творческое воображение, о чем

свидетельствует внесение играющими изменений в правила игры, а также

создание новых игровых ситуаций на основе уже изложенных. Простая

палка, например, может быть и лошадью и ружьем.

Народные

игры

своеобразный

жанр

народного

творчества,

раскрывающий национальную культуру и быт якутского народа в прошлом и

настоящем. Игры рождались и отмирали, изменяли первоначальное значение,

содержание, уступали место новым по содержанию народным играм,

отражающим условия жизни и труда якутского народа, национальный

характер и национальную культуру.

Так,

роль игровых элементов в хореографии состоит в том, что

созданные

фольклором

и

устным

творчеством

яркие

художественно

11

Шадрина А.А. Якутские народные игры.- Я.:Бичик, 1990.- С.36;

11

совершенные типы героев являются той почвой, на которой появляются

новые формы танцевального искусства.

1.2.

Особенности

использования

элементов

традиционных

якутских игр в хореографии

Общие принципы и положения советской теории игры, а также все,

что сделано педагогикой и психологией для обоснования сущности детских

игр, их содержания, методики проведения имеет прямое и непосредственное

отношение к народным играм, в том числе и к якутским.

У народа Саха имелись традиционные танцы: круговой танец Осуохай,

обрядовые танцы, подражательные танцы. Танцы народа Саха связаны с

мировоззрением, с мифологическим мышлением. Анализ текста и ритмики

устного народного творчества и литературного произведения, музыки

свидетельствуют о наличии в нем танцевальной лексики, отличающихся друг

от друга характером и манерой исполнения. Впервые детальное научное

изучение традиционных танцев народов Якутии в 1950-е годы начала

М.Я.Жорницкая – ныне известный этнохореограф. Она собрала богатый

фактический

материал.

Сведения

о

старинных

танцах

записаны

С.А.Зверевым, И.Д.Избековым. Ими же даны интересные интерпретации

традиционных танцев на сцене.

Над изучением якутских народных игр работали А.А.Шадрина,

старший преподаватель кафедры педагогики ЯГУ. Она собрала богатый

фактический материал в учебном пособии «Якутские народные игры»,

рассмотрела взаимосвязь народных игр с формированием человеческой

личности. А.С.Федоров в своей брошюре «Эбугэлэрбит оонньуулара» дал

описание якутских народных игр состязательного характера.

Народные игры якутов имеют древнее историческое происхождение.

Соединяя в себе народный театр и народную гимнастику, они обнаруживают

народные мечты, стремления, заглушаемые ежедневными житейскими

заботами. Якутские национальные игры любимы народом. Они создавались и

12

совершенствовались в применении ко взрослым. Занимавшиеся охотой,

рыбной

ловлей,

оленеводством,

скотоводством,

якуты

имели

общепризнанные

свои

территории,

участки,

где

они

и

строились.

Разбросанность так называемых «аласов» и уединенный образ жизни.

Обитатели аласов встречались друг с другом редко. Такие встречи не

обходились без состязаний и подвижных игр. Например, так описываются

состязания на традиционном празднике «Ысыах» в знаменитом олонхо

«Нюргун Боотур Стремительный»:

Приведем сначала борцов,

Поглядим – чей сильнее всех,

Потом найдем бегунов,

Поглядим – чей быстрее всех,

Длинноногих выставим прыгунов,

А потом из отгонных лугов

Пригоним коней – скакунов,

Великие скачки начнем,

Поглядим – чей конь победит…

А после веселых игр и борьбы

Будет черед стрельбы.

На праздниках и в настоящее время проводятся народные игры и

состязания, в которых с увлечением и азартом учавствуют и стар, и млад.

В старину для участия в этих играх или только для того, чтобы

посмотреть их, съезжались гости из далеких летников. Для якутов

характерны пять разновидностей состязания:

1.единая для всех аборигенов Якутии своеобразная разновидность

вольной борьбы «Хапса5ай» или «Тустуу».

2.прыжки разных видов – «Кылыы»(на одной ноге), «Куобах»(по-

заячьи), «Буур»(по очереди каждой ногой), входящие в ряд национальных

видов спорта;

13

3.скачки на лошадях - «Ат суурдуутэ», вызывающие большое волнение

и сопереживание зрителей;

4.стрельба из лука и винтовки – «Ытыы».

5.метание маута – «Маамыкта». Жесткий аркан из сыромятной кожи

для ловли оленей. Держа одну половину в левой руке, правой кидают вдаль

вторую половину, кончающуюся петлей-удавкой.

Все эти пять разновидностей состязаний включались в подвижные

игры детей, что способствовало подготовке их к будущим состязаниям.

Якуты любят подвижные игры, отличительным признаком которых

является разнообразие движений. В них накапливается и умножается сила,

вырабатывается ловкость, выносливость, настойчивость, координируются

движения,

быстрота,

точная

реакция

на

изменения,

проявляются

находчивость и сообразительность. В условиях северного края, в тундре,

тайге, в бездорожье жизненно важны были умения легко и быстро бегать,

дальше всех прыгать. Подвижные игры воспитывали эти качества. Среди них

наиболее распространенными являются игры, связанные с движением ног:

«Кылыы», «Ыстана», «Куобах», «Буур», «Быа кэтуутэ», «Атара» и др. Эти

игры проводились не только на традиционных праздниках «Ысыах». В

прошлом, если на одном аласе было несколько летников, тогда состязания

проходили каждый вечер. Победители получали известность в окрестности.

В старину, в трескучие морозы безвыходно сидя в балагане долгими зимними

днями, якуты любили играть в настольные игры «Хаамыска», «Хабылык»,

«Тыксаан», «Дугда», «Тырыынка», «Куэрчэх ытыйыы», играли в шашки.

Существуют разновидности якутской игры в шашки: различаются «АбааЬы

хаайсыыта», «Олох былдьаЬыы», «Уксаан», «Тыксаан». А с наступлением

вечера, когда начинало темнеть, играли в «БиЬилэх кутуута», «Харах

симсии». С приходом долгожданного лета, в спокойные, теплые вечера на

свежем воздухе рождалось еще много игр: «Кыыртаах кус», «Иэс баайсыы»,

14

«СасыЬа

оонньооЬун»,

«Атах

тэпсии»,

«Хайах

хостоЬуу»,

«Кулун

куллуруЬуута» и др

12

.

Танцевальные элементы имеют и некоторые подвижные игры якутов. К

таким относятся прежде всего дьиэрэнкэй – подскоки. Подскоки с ноги на

ногу часто рассматриваются как выражение радости. Этот танец – игра

сопровождается припевом. Основоположник советской якутской литературы

П.А.Ойунский движение дьиэрэнкэй относит к танцу и считает, что в нем

изображается игра жеребят на поле.

Не менее популярна игра чохчоохой. По определению Э.К.Пекарского,

это пантомимический танец, изображающий доильщиц кобыл, которые

переходят от одной кобылицы к другой. Обычно это движение производят

мальчики или юноши, соревнуясь на выносливость – кто может дальше и

дольше проскакать.

Игра - танец атах тэпсии распространена среди детей и юношей, но

иногда играют и взрослые.

Широко известна в Якутии и игра кулун куллуруЬуу. В этой игре дети

и

юноши

подражают

жеребятам,

катающимся

на

зеленой

лужайке.

Э.К.Пекарский описал в «Словаре якутского языка» один вариант этой игры:

«Кулун – куллуруЬуу – игра, состоящая в том, что все берутся за руки,

причем двое крайних, подымая руки, изображают ворота: на крик их «куо –

куо – куо!» все, начиная с малых, проходят в них»

13

.

У скотоводческой группы дети подражали взрослым в других занятиях,

связанных с уходом за скотом, сенокосом. Утварь для игры (деревянное

ружье, корову, лошадь) дети делали своими руками. Для игры в лапту

собирали весной во время линьки волос скота, обшивали ровдугой, такой

своеобразный мячик не уступал резиновому. Некоторые дети изготавливали

12

Шадрина А.А. Якутские народные игры.- Я.:Бичик, 1990.- С.13;

13

Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии.- М.:Наука,1966.- С.63;

15

игрушки очень искусно. Из таких детей вырастали знаменитые мастера

резьбы по дереву, ювелиры, косторезы

14

.

Исторический обзор развития народных игр, в том числе якутских

народных,

свидетельствует

о

том,

что

использование

народных

в

воспитательных целях на ранних ступенях развития общества было связано с

производительным трудом, с общественно – экономическими условиями

жизни, особенностями системы воспитания, народными традициями.

В настоящее время произошло качественное обновление якутских

национальных игр, они сохранили в себе все самое ценное, что выдержало

испытание временем и отвечает особенностям национального характера. Они

прочно вошли в быт и культуру якутского народа, стали атрибутом

традиционных народных гуляний и праздников.

Выводы по главе I

Таким образом, естественные особенности элементов традиционных

якутских игр можно использовать в хореографии: фольклор, его темы и

образы.

Так, роль игровых и сюжетно - ролевых элементов в хореографии

состоит в том, что созданные фольклором и устным творчеством яркие

художественно совершенные типы героев являются той почвой, на которой

появляются новые формы танцевального искусства.

Веками слагавшиеся фольклорные творения запечатлели своеобразие

нации,

ее

художественный

вкус,

неповторимые

черты.

Сохраняя

национальный характер и своеобразие танца, надо стремиться ярче выразить

его внутреннюю сущность, развить композицию и движение, выражая его

суть, его дух.

14

Шадрина А.А. Якутские народные игры.- Я.:Бичик, 1990.- С.16;

16

Глава II. Организация деятельности детского танцевального

кружка

2.1. Применение

игровых и сюжетно-ролевых элементов в

деятельности детского танцевального кружка

Умело подобранный материал и его интересная подача пробудит

интерес учащихся и поможет им уловить связь национального танца с

жизнью, бытом народа.

Основными

методическими

принципами

в

работе

являются

постепенность в развитии природных данных, системность, комплексность и

регулярность

занятий,

учет

возрастных

особенностей

обучаемых,

преемственность

методических

разработок,

сотрудничество

детей

и

взрослых.

Деятельность

детского

танцевального

коллектива

показала

эффективность развития художественного творчества. В итоге занятий

обучающиеся

получили

умения

эмоциональной

выразительности

исполнения, умение импровизации, ставить связки в танцах.

По наблюдениям и опыту практической работы мною разработаны

методические материалы. Для распространения и обмена опытом работы

принимала участие в улусных, республиканских семинарах, конференциях.

В

опыте

моей

работы

присутствует

использование

игровых

и

подражательных элементов при обучении и постановке сюжетно-ролевых

танцев.

Танец «Эрэкэ – дьэрэкэ о5олор». Идея: дети – цветы жизни. Цветы –

такие же дети. «Эрэкэ - дьэрэкэ» это цветы, кустарники, которые когда не

видят люди, превращаются в детей. Они в якутской мифологии дети Аан

Алахчын Хотун – духа матери – земли, природы. Сюжет: в летний день

девочки играют в поле. Вдруг цветы превращаются в детей и начинают

играть вместе с девочками. В конце танца опять превращаются в цветы.

Детям очень нравится исполнять роли, особенно стараются исполнять

главные роли: двух девочек и цветка, которая просыпается раньше всех.

17

Танец «Котята - мышата». Это сюжетно – ролевой танец. В этом

танце у мышат и у котят разная пластика. Танцуют равное количество

девочек, исполняющих роль мышат и роль котят. У мышат движения очень

простые, очень подходят для начинающих заниматься хореографией детей.

Они легкие, шустрые. При выходе котят музыка меняется. Они гибкие,

пластичные. Танец очень понятный и занимательный для детей. Дети с

радостью исполняют этот танец, им очень близка эта тема. Идея – дружите,

не ссортесь!

Танец «Дьэдьэнньиттэр».

Сюжетный танец. Ходить по ягоды –

любимое занятие детей и взрослых. Земляника самая вкусная ягода в Якутии.

В танце девочки идут собирать землянику. Танец поставлен на песню

Анастасии Варламовой «Амсат эрэ дьэдьэнниттэн». Так как песня очень

нравилась мне и детям, мы по ходу постановки танца, общаясь, разбирали

действия и ставился этот танец сообща с детьми. Разбирали слова песни,

чтобы дети поняли о чем поется в песне. Много времени уделяется тому,

чтобы вспомнить те ощущения радости, когда собираешь ягоду, от вкуса и

запаха. Требовала от детей эмоциональности исполнения.

Танец «Мэхээлэчээн булчуттар». Этот танец поставлен по мотивам

рассказа якутского писателя Тимофея Сметанина «Мэхээлэчээн булчут

кэпсээннэрэ». Танец про мальчиков, которые идут охотиться на уток,

услышав рассказ друга. От детей требую эмоционального и технически

точного исполнения танца. Мальчикам очень нравится этот танец. Все

движения естественны, просты. Во время занятий обязательно уделяется

время на беседу, показываю картинки, пытаюсь добиться впечатления. Летом

снимали клип на природе.

Ознакомив

с

авторскими

танцами

с

использованием

игровых

элементов, можно сделать вывод, что

игре народа саха приводит к

появлению у детей интереса к традиционной

культуре и народному

творчеству.

Все

пластически-танцевальные

движения,

фрагментарно

сохранившиеся и в якутском олонхо, в устном народном творчестве, в

18

традиционной якутской хореографии, имеют глубинные корни. Анализ

текста

и

ритмики

устного

народного

творчества

и

литературного

произведения, музыки свидетельствуют о наличии в нем

танцевальной

лексики, отличающихся друг от друга характером и манерой исполнения.

Главную роль в их формировании

играют мысли и чувства автора

произведения.

2.2. Методические рекомендации по использованию игровых и

сюжетно - ролевых элементов в постановке танцев.

Танец – один из видов музыкальной деятельности, в котором

содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой

является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно

– образные движения используются как средства более глубокого ее

восприятия и понимания. Танец – один из видов музыкальной деятельности,

в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Используя практический метод, педагог рассказывает детям о

способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой

деятельности. Ведь у каждого педагога свои приемы и методы обучения.

За годы работы с детским танцевальным коллективом выработаны

определенные способы и методы работы. Мною разработаны, в частности,

методические рекомендации по внедрению элементов якутских игр в

поставленные танцы.

Методические рекомендации по использованию игровых элементов

в постановке танца «Алаас о5олоро»

Танец

«Алаас

о5олоро».

Идея

этого

танца

олицетворение

беззаботного детства, время, когда все вокруг радостно. Якуты любят

подвижные игры. С приходом долгожданного лета, в спокойные, теплые

вечера на свежем воздухе рождалось много игр. В прошлом, если на одном

аласе было несколько летников, тогда состязания проходили каждый вечер.

Мальчики забавлялись бегом и различными прыжками. Среди них наиболее

19

распространенными являются игры, связанные с движением ног: «Кылыы»,

«Ыстана», «Куобах», «Буур». Так, этот танец начинается с того, что

мальчики соревнуются в прыжках: буур, кылыы, куобах. В это время

приходят девочки, присоединяются к ним, и начинаются игры: «Чэнэчэх

суулларыы», «Скакалка5а ойуу», «МунхалааЬын». Этот танец очень прост в

обучении и привлекателен для самих детей. Потому что все делается

естественно, дети играют самих себя. Танец учили играючи. Во время

постановки танца много времени отводилось для игр. Проводилась беседа об

игре, распределялись роли и по разученным движениям ставился танец.

Рассказала о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в

разные времена, показывала иллюстрации с книг, репродукции картин.

Традиционное обучение сюжетно – образному, игровому танцу

включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с

новым упражнением, игрой; создать целостное впечатление о музыке и

движении; начать разучивание.

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает

вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы

и показывает музыкально–ритмическое движение, стремясь пробудить в

детях желание разучить его. Затем педагог поясняет содержание, элементы

этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже

может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы, то

педагог вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое

движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность

элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более

точного выполнения задания. Важное значение имеет объективная и

тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить

эмоционально – положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание

музыкально – ритмического движения, уточнение его элементов и создание

целостного образа, настроения музыкального произведения.

20

Педагог

дает

необходимые

разъяснения,

напоминает

последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает

достижения детей. На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы

дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о

характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры

или композиции. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать

музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий

образ. Желательно предлагать также творческие задания, например внести

изменения в знакомую комбинацию, придумать новую композицию из

разученных элементов танца.

На третьем этапе обучения задача заключается в том, чтобы закрепить

представления

о

музыке,

движениях,

танце,

требовать

от

детей

самостоятельно исполнять разученный танец. Методика закрепления и

совершенствования исполнения танца нацелена на работу над его качеством.

Педагог, напоминая последовательность, используя образные сравнения,

отмечая

удачные

исполнения,

создает

условия

для

эмоционального

выполнения детьми танца.

Использовались

словесные

методы

обучения:

омуннаахтык,

мэниктээн,

дохсуннук,

чэпчэкитик,

урумэччи

курдук

кетен-дайан,

хантаарыннаан, иэ5эннээн, соьуйуу, сезуу-махтайыы, киьиргээн, дьээбэлээн.

Эти слова использовались чтобы передать детям смысл танца. Разбирали

образ передаваемый в танце, потом разъясняла надо применять тот или иной

прием исполнения,

Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых

затруднений усвоить многие достаточно сложные понятия и представления.

В

постановке

танцев

использую

методические

рекомендации

известных хореографов М.Я.Жорницкой, А.Г.Лукиной.

Методические рекомендации

для развития музыкально-ритмических способностей детей

21

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер,

настроение музыкального

произведения, сопереживать услышанному,

проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Второй

признак

музыкальности

способность

вслушиваться,

сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим

желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы

музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к

музыке. Слушая ее, ребенок по – своему представляет художественный

образ, передавая его в пении, игре, танце. Знакомые танцевальные движения

применяются в новых комбинациях и вариантах.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески

поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые

активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

Дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения

пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и

особенно музыкально – игровая драматизация побуждают детей изобразить

картину жизни, охарактеризовать какой – либо персонаж, используя

выразительные

движения,

мимику,

слово.

При

этом

наблюдается

определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему,

распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые

задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия

музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и

формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

-учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать

их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее

яркими средствами выразительности;

22

-развивать основы музыкальной культуры;

-развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на

музыку, слуховые представления, чувство ритма);

-учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды

ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные

понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп);

-формировать красивую осанку;

-развивать творческие способности: учить оценивать собственное

движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и

«свою» пляску, комбинируя различные элементы танцевальных и сюжетно –

образных движений.

Задачи

эти

решаются,

только

если

используются

подлинно

художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным

(фольклор, классическая музыка разных эпох, современная музыка).

Сюжетно

образные

движения

включают

имитацию

повадок

животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий и т.д.

Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются

следующие:

-художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность

их образов;

-моторный

характер

музыкального

сочинения,

побуждающий

к

движениям;

-разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений

на примерах народной, классической и современной музыки;

-соответствие движений характеру, образам музыки;

-разнообразие движений.

Повышенное

внимание

следует

уделять

отбору

музыкальных

произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных

действий детей. Музыка, поэтический текст, образное слово помогают

23

ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально – игровые

персонажи, составить элементы танца.

Увлекательные рассказы педагога о музыке различных стилей, эпох, о

жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена,

сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин,

заинтересовывают

ребят,

создают

установку

на

восприятие

музыки,

углубляют чувства, эмоциональные реакции на музыку.

Цель комплексных занятий– дать детям представление о специфике

различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография),

выразительных особенностях их художественных средств, возможностях

своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо

видах художественной деятельности.

Немаловажную роль в укреплении

мотивации играет воспитательная, культурно – просветительская работа

всего

педагогического

коллектива.

Частые

посещения

спектаклей

с

последующим анализом, обменом мнениями, классные часы. Вечера о

знаменитых артистах, встречи с ними и т.д.- все это должно возбуждать

интерес к профессии.

Поэтому на комплексных занятиях важно не

формально,

апродуманно

объединять

все

виды

художественной

деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в

произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по –

своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных

образов

дети

глубже

прочувствуют

индивидуальность

произведения,

приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Методические рекомендации

для организации комплексных занятий по танцам

На комплексном занятии нужно найти общие настроения, переданные в

разных видах искусства. Здесь применяются творческие занятия, например

передать в движениях характер веселого или трусливого зайчика, сочинить о

нем

песенку,

сказку,

нарисовать

его.

Знакомясь

с

выразительными

24

возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт

восприятия художественных произведений.

Педагог может также заострить внимание детей на наиболее удачно

найденных образах и поговорить с ними о том, как удалось передать то или

иное настроение. Иногда проводят игру, угадывая, какое настроение хотел

выразить ребенок в сочиненном им движении.

Словесный метод применяется, когда педагог должен передать детям

смысл танца, глубже разобрать образ передаваемый в танце, разъясняет как

применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными

навыками. Например, словарь характеризующий эмоционально – образное

содержание музыки.

Выводы по главе II

Эксперименты, проведенные мной, заключавшиеся во включении в

образовательную программу, занятия, в постановке игровых и сюжетно –

ролевых танцев, показали активизацию отношения воспитанников к этим

занятиям, более быстрое овладение двигательными навыками. Народные

игры и состязания использутся на школьных уроках физического воспитания,

а также во внеклассной, внешкольной работе.

Во время постановки танца создавать ситуации, где дети могли бы сами

вносить свой взгляд в действие на основе уже изложенных, так как игровая

деятельность развивает у детей творческое воображение.

Побольше использовать на занятиях слуховой, наглядно–зрительный,

словесные

методы

обучения.

Музыкально-дидактические

игры,

объединяющие

слуховую,

зрительную

наглядность,

слово,

а

также

практические действия детей, способствуют более широкому усвоению и

закреплению знаний.

Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых

затруднений усвоить многие достаточно сложные понятия и представления.

25

Повышенное

внимание

следует

уделять

отбору

музыкальных

произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных

действий детей. Музыка, поэтический текст, образное слово помогают

ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально – игровые

персонажи,

составить

элементы

танца.

Движение

рассматривать

как

выявление эмоций, связанных с музыкальным образом.

Наблюдаются результаты:

Игровой метод обучения танцу пробуждает в детях желание разучить

его. Отмечено сохранение эмоционально – положительного отношения детей

во время выступления.

Вышеперечисленные приемы помогают детям глубже прочувствовать

музыку, найти соответствующий образ.

Методика

закрепления

и

совершенствования

исполнения

танца

нацелена на работу над его качеством.

Использование образных сравнений педагогом, содействует удачным

исполнениям, создает условия для эмоционального выполнения детьми

танца.

26

Заключение

Изучение педагогической и методической литературы привело к

переосмыслению

художественных произведений, к созданию образов в

танце.

В деятельности детского танцевального кружка выявлены методы

повышения исполнительского мастерства обучающихся: имитация народных

состязаний и игр, методы усиления подачи материала, раскрытия образа в

танцах осмыслением и использованием художественного слова.

Развитие художественного мастерства обучающихся

проявляется

эмоциональным

выражением

танцевальных

образов,

особенно,

при

применении игровых и подражательных элементов.

По моим наблюдениям, обучающиеся детского танцевального кружка,

использование

в

обучении

игровых

элементов,

показали

творческую

активность, более быстрое овладение двигательными навыками, повысился

уровень достижений обучающихся в конкурсах и фестивалях.

Можно

рекомендовать

применение

элементов

народных

игр,

художественных образов и подражания во внеклассной и внешкольной

работе, в постановке игровых и сюжетно-ролевых танцев.

Участие детей в сюжетно-ролевых танцах способствует развитию

творческого таланта, содействует эстетическому воспитанию, восприятию

красоты природы.

В заключение можно утвердить, что игровой и сюжетно-ролевые

элементы в проведении занятий и в постановке танцев является важнейшей

мотивирующей силой к развитию художественного мастерства и познанию

окружающей действительности обучающимися.

27

Список использованной литературы:

1.

Альсира Легаспи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.:

Прогресс, 1989.

2.

Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов.- С.-П.: Питер, 2001.

3.

Бурцева Е.С. Как поддержать интерес и сохранить мотивацию к обучению

классическому танцу// Вестник Якутского хореографического училища

им.А.В.Посельской. 2007

4.

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. –

М.:Просвещение, 1989.

5.

Горький М. Советская литература.- М.:Художественная литература, 1934.

6.

Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии.- М.:Наука,1966.

7.

Латышина Д.И. История педагогики.- М.:Гаролики, 2003.

8.

Мусатов А. Дорога к танцу.- М.:Планета, 1989.

9.

Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка.Т1.- М.:Вега.Мир книги,

2001.

10.

Шадрина А.А. Якутские народные игры.- Я.:Бичик, 1990.

11.

Эльяш Н.И. Балет народов СССР.- М:Знание,1977.

28



В раздел образования