Напоминание

Занимательная биология


Автор: Ягодницина Екатерина Ивановна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: Староведугская СОШ №1
Населённый пункт: С.Старая Ведуга Семилукский район
Наименование материала: учебная рабочая программа
Тема: Занимательная биология
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Староведугская средняя общеобразовательная школа №1

Семилукский муниципальный район Воронежская область

Принято Утверждаю

Педагогическим советом Директор школы С.М. Арсентьева

Протокол №1 от 12.08.2021г. Приказ №93 от 12.08.2021г.

Программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности

«Занимательная биология»

Возраст – 12-13 лет

Подготовила учитель биологии

Ягодницина Екатерина Ивановна

Старая Ведуга

2021 год

Пояснительная записка

Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь

необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса

учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний,

опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять

преподавание биологии в школе.

Общие цели и задачи учебного предмета соответствуют ФГОС ООО

Цели программы:

• формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науки о

живой природе

• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе

и присущих ей закономерностях, биологических системах;

• воспитание ценностного отношения к живой природе, культуры поведения

в окружающей среде, т.е. экологической культуры.

Задачи:

повышение экологической культуры учащихся

формирование навыков научно-исследовательской деятельности.

воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности при

выполнении работ;

воспитание бережного отношения к природе;

формирование эстетического вкуса учащихся в процессе оформления

цветочных композиций;

развитие биологического мышления учащихся в процессе изучение

основных ботанических понятий и явлений;

развитие навыков самостоятельной работы, наблюдательности и

творческих способностей учащихся при выполнении практических

работ.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты (личностные УУД):

• формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на

изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить

рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

эстетического отношения к живым объектам

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание

значимости и общности глобальных проблем человечества;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил

поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование основ экологической культуры, соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической

деятельности в жизненных ситуациях;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ

здорового образа жизни и здоровье – сберегающих технологий

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под

руководством учителя);

• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

• владеть основами самоконтроля и самооценки;

• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

• оценивать работу одноклассников;

• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• проявлять уважение и доброжелательное отношение к другому человеку и

его мнению;

• критично относится к своему мнению.

Познавательные УУД

• выделять главные существенные признаки понятий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

• классифицировать информацию по заданным признакам;

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов и процессов,

характерных для живых организмов;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль

различных организмов в жизни человека;

• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов

к среде обитания;;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и

объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения

культурных растений и ухода за ними;

Обучающийся получит возможность научиться:

• находить информацию в научно-популярной литературе, биологических

словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее,

переводить из одной формы в другую;

• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению

организмов различных царств живой природы, включая умения

формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

• использовать приемы размножения и выращивания культурных растений;

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по

отношению к живой природе;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач

связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности

растений, животных, грибов и бактерий

Содержание программы внеурочной деятельности

1.Организационное занятие ( 1 ч).

Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год.

Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке.

Знакомство с литературой. Знакомство с наглядными пособиями кабинета

биологии.

2.Осенние явления в природе ( 5 ч).

Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников.

Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Практическая работа №1. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек,

коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных

пособий.

Практическая работа. № 2. Изготовление наглядных пособий: коллекций

плодов и семян

Практическая работа № 3. Сбор материала для изготовления поделок из

природного материала.

Практическая работа № 4. Изготовление поделок из природного материала

3. Зеленые спутники человека (6 ч).

Викторина «Путешествие с комнатными растениями».

Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с

биологическими особенностями растений и временем года. Значение

перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника

проведения этой работы. Практическая работа № 5 .Уход за комнатными

растениями.

Питание, дыхание и фотосинтез как основные процессы жизнедеятельности

организма. Питание комнатных растений. Питательные вещества,

необходимые для правильного развития комнатных растений

Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание.

Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и

чистота воздуха в помещении.

4. Часы занимательной биологии ( 6 ч).

Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и

карлики. «Зелёный космонавт». «Растения – кроты». Корень жизни (растения

– лекари). Флора Ульяновской области. Охраняемые растения Ульяновской

области. Растения –хищники.

5. Зима в жизни растений и животных (5 ч).

Причины (изменения) сезонного поведения птиц. Зимующие птицы.

Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток,

свиристелей.

Практическая работа № 6. Изготовление кормушек и их развеска.

Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение.

Приспособления растений к перенесению низких температур и

неблагоприятных условий в зимнее время. Экскурсия в природу. Проведение

фенологических наблюдений.

Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких

температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по

белой тропе.

6. Биологическая гостиная (4 ч).

КВН «В мире животных». Конкурс рисунков о природе. День птиц

(интерактивный устный журнал «В мире птиц» для учащихся 1-2

класов). День Земли ( выступление экологической агитбригады для учащихся

5 классов)

7. Мы должны их спасти ( 5 ч).

Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды

животных. Законы об охране животных.

Практическая работа № 7. Выпуск газеты «Красная книга».

Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды

растений. Законы об охране растений.

Практическая работа.№ 8 Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».

Практическая работа № 9. Экодесант.Уход за цветниками

8.Зеленая аптека (1 ч).

Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения

местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных

растений.

Итоговое занятие

Подведение итогов работы кружка за год.

Тематическое планирование

№, Тема

Количество

часов

1.Организационное занятие

1

2.Осенние явления в природе

5

3. Зеленые спутники человека

6

4.Часы занимательной биологии

6

5. Зима в жизни растений и животных

5

6. Биологическая гостиная

4

7. Мы должны их спасти

5

8.Зелёная аптека. Итоговое занятие

2

Итого: 34часов

Перечень практических работ

п/п

Тема

1

Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок,

семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.

2

Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян

3

Сбор материала для изготовления поделок из природного материала

4

Изготовление поделок из природного материала

5

Уход за комнатными растениями

6

Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за кормящимися

птицами. Их определение

7

Выпуск газеты «Красная книга».

8

Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».

9

Экодесант. Уход за цветниками

Итого: 9

Календарно-тематическое планирование

№п/

п

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы проведения

занятий

Дата

пл

ан

фа

кт

1

Вводное занятие.

Инструктаж по правилам

техники безопасности

1

Организационное

занятие

Тема 1. Осенние явления в природе (5 ч)

2

Осенние явления в природе

1

Экскурсия

3

Практическая работа

№1. Сбор природного

материала для изготовления

наглядных пособий

1

Практико-

ориентированное

занятие

4

Практическая работа №

2. Изготовление наглядных

пособий

1

Практико-

ориентированное

занятие

5

Практическая работа №

3. Сбор природного

материала для изготовления

поделок (шишек, желудей,

хвои, и другого природного

материала)

1

Практико-

ориентированное

занятие

6

Практическая работа №

4. Изготовление поделок из

природного материала

1

Практико-

ориентированное

занятие

Тема 2. Зелёные спутники человека (6 ч)

7

Викторина «Путешествие с

комнатными растениями»

1

Интеллектуально-

познавательное занятие

8-

9

Виды ухода за комнатными

растениями. Практическая

работа №5. Уход за

комнатными растениями.

2

Практико-

ориентированное

занятие

10

Питание, дыхание и

фотосинтез как основные

процессы

жизнедеятельности

организма.

1

Интеллектуально-

развивающее занятие

11

Удобрения. Правила

1

Интеллектуально-

использования.

развивающее, практико-

ориентированное

занятие

12

Значение комнатных

растений в жизни человека.

1

Интеллектуально-

развивающее занятие

Тема 3. Часы занимательной биологии ( 6 ч)

13

Живые барометры. Растения

– приборы и индикаторы

1

Интеллектуально-

познавательное занятие

14

Растения – гиганты и

карлики

1

Интеллектуально-

познавательное занятие

15

«Зелёный космонавт».

«Растения – кроты»

1

Интеллектуально-

познавательное занятие

16

Корень жизни. Растения –

лекари

1

Интеллектуально-

познавательное занятие

17

Флора Ульяновской области.

Охраняемые растения

Ульяновской области

1

Интеллектуально-

развивающее занятие

18

Растения – хищники

1

Интеллектуально-

познавательное занятие

Тема 4. Зима в жизни растений и животных (5 ч)

19

Причины сезонного

поведения птиц. Зимующие

птицы.

1

Интеллектуально-

развивающее занятие

20

Сроки пролета зимующих

птиц: снегирей, чижей,

чечеток, свиристелей.

1

Интеллектуально-

развивающее занятие

21

Организация зимней

подкормки птиц

Практическая работа № 6.

1

Практико-

ориентированное

занятие

22

Наблюдение за жизнью

растений и животных зимой.

1

Экскурсия

23

Приспособления растений к

перенесению низких

температур и

неблагоприятных условий в

зимнее время.

1

Интеллектуально-

развивающее занятие

Тема 5.Биологическая гостиная (4 ч)

24

КВН «В мире животных»

1

Интеллектуально-

познавательное,

игровое занятие

25

Конкурс рисунков о природе

1

Интеллектуально-

познавательное занятие

26

День птиц: устный журнал

«В мире птиц»

1

Интеллектуально-

познавательное занятие

27

День Земли

1

Интеллектуально-

познавательное,

игровое занятие

Тема 6. Мы должны их спасти (5 ч)

28

По страницам Красной

книги. Животные.

1

Интеллектуально-

развивающее занятие

29

По страницам Красной

книги. Растения. Законы об

охране природы.

1

Интеллектуально-

развивающее занятие

30

Практическая работа №

7.Выпуск газеты «Красная

книга»

1

Практико-

ориентированное

занятие

31

Практическая работа №

8. Выпуск газеты «Берегите

первоцветы!»

1

Практико-

ориентированное

занятие

32

День экологических

действий.

Практическая работа №

9. Уход за цветниками

1

Практико-

ориентированное

занятие

Тема 7. Зелёная аптека. (2 ч)

33

Зеленая аптека.

Лекарственные растения.

Охрана лекарственных

растений.

1

Интеллектуально-

развивающее занятие

34

Итоговое занятие

1

Игровое занятие



В раздел образования