Автор: Ягодницина Екатерина Ивановна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: Староведугская СОШ №1
Населённый пункт: С.Старая Ведуга Семилукский район
Наименование материала: учебная рабочая программа
Тема: Занимательная биология
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Староведугская средняя общеобразовательная школа №1
Семилукский муниципальный район Воронежская область
Принято Утверждаю
Педагогическим советом Директор школы С.М. Арсентьева
Протокол №1 от 12.08.2021г. Приказ №93 от 12.08.2021г.
Программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Занимательная биология»
Возраст – 12-13 лет
Подготовила учитель биологии
Ягодницина Екатерина Ивановна
Старая Ведуга
2021 год
Пояснительная записка
Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь
необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса
учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний,
опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять
преподавание биологии в школе.
Общие цели и задачи учебного предмета соответствуют ФГОС ООО
Цели программы:
• формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науки о
живой природе
• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе
и присущих ей закономерностях, биологических системах;
• воспитание ценностного отношения к живой природе, культуры поведения
в окружающей среде, т.е. экологической культуры.
Задачи:
повышение экологической культуры учащихся
формирование навыков научно-исследовательской деятельности.
воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности при
выполнении работ;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование эстетического вкуса учащихся в процессе оформления
цветочных композиций;
развитие биологического мышления учащихся в процессе изучение
основных ботанических понятий и явлений;
развитие навыков самостоятельной работы, наблюдательности и
творческих способностей учащихся при выполнении практических
работ.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты (личностные УУД):
• формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровье – сберегающих технологий
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под
руководством учителя);
• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
• владеть основами самоконтроля и самооценки;
• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
• оценивать работу одноклассников;
• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
• проявлять уважение и доброжелательное отношение к другому человеку и
его мнению;
• критично относится к своему мнению.
Познавательные УУД
• выделять главные существенные признаки понятий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
• классифицировать информацию по заданным признакам;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов и процессов,
характерных для живых организмов;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
различных организмов в жизни человека;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов
к среде обитания;;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения
культурных растений и ухода за ними;
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить информацию в научно-популярной литературе, биологических
словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее,
переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению
организмов различных царств живой природы, включая умения
формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы размножения и выращивания культурных растений;
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности
растений, животных, грибов и бактерий
Содержание программы внеурочной деятельности
1.Организационное занятие ( 1 ч).
Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год.
Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке.
Знакомство с литературой. Знакомство с наглядными пособиями кабинета
биологии.
2.Осенние явления в природе ( 5 ч).
Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников.
Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.
Практическая работа №1. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек,
коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных
пособий.
Практическая работа. № 2. Изготовление наглядных пособий: коллекций
плодов и семян
Практическая работа № 3. Сбор материала для изготовления поделок из
природного материала.
Практическая работа № 4. Изготовление поделок из природного материала
3. Зеленые спутники человека (6 ч).
Викторина «Путешествие с комнатными растениями».
Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с
биологическими особенностями растений и временем года. Значение
перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника
проведения этой работы. Практическая работа № 5 .Уход за комнатными
растениями.
Питание, дыхание и фотосинтез как основные процессы жизнедеятельности
организма. Питание комнатных растений. Питательные вещества,
необходимые для правильного развития комнатных растений
Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание.
Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и
чистота воздуха в помещении.
4. Часы занимательной биологии ( 6 ч).
Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и
карлики. «Зелёный космонавт». «Растения – кроты». Корень жизни (растения
– лекари). Флора Ульяновской области. Охраняемые растения Ульяновской
области. Растения –хищники.
5. Зима в жизни растений и животных (5 ч).
Причины (изменения) сезонного поведения птиц. Зимующие птицы.
Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток,
свиристелей.
Практическая работа № 6. Изготовление кормушек и их развеска.
Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение.
Приспособления растений к перенесению низких температур и
неблагоприятных условий в зимнее время. Экскурсия в природу. Проведение
фенологических наблюдений.
Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких
температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по
белой тропе.
6. Биологическая гостиная (4 ч).
КВН «В мире животных». Конкурс рисунков о природе. День птиц
(интерактивный устный журнал «В мире птиц» для учащихся 1-2
класов). День Земли ( выступление экологической агитбригады для учащихся
5 классов)
7. Мы должны их спасти ( 5 ч).
Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды
животных. Законы об охране животных.
Практическая работа № 7. Выпуск газеты «Красная книга».
Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды
растений. Законы об охране растений.
Практическая работа.№ 8 Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».
Практическая работа № 9. Экодесант.Уход за цветниками
8.Зеленая аптека (1 ч).
Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения
местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных
растений.
Итоговое занятие
Подведение итогов работы кружка за год.
Тематическое планирование
№, Тема
Количество
часов
1.Организационное занятие
1
2.Осенние явления в природе
5
3. Зеленые спутники человека
6
4.Часы занимательной биологии
6
5. Зима в жизни растений и животных
5
6. Биологическая гостиная
4
7. Мы должны их спасти
5
8.Зелёная аптека. Итоговое занятие
2
Итого: 34часов
Перечень практических работ
№
п/п
Тема
1
Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок,
семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.
2
Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян
3
Сбор материала для изготовления поделок из природного материала
4
Изготовление поделок из природного материала
5
Уход за комнатными растениями
6
Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за кормящимися
птицами. Их определение
7
Выпуск газеты «Красная книга».
8
Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».
9
Экодесант. Уход за цветниками
Итого: 9
Календарно-тематическое планирование
№п/
п
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы проведения
занятий
Дата
пл
ан
фа
кт
1
Вводное занятие.
Инструктаж по правилам
техники безопасности
1
Организационное
занятие
Тема 1. Осенние явления в природе (5 ч)
2
Осенние явления в природе
1
Экскурсия
3
Практическая работа
№1. Сбор природного
материала для изготовления
наглядных пособий
1
Практико-
ориентированное
занятие
4
Практическая работа №
2. Изготовление наглядных
пособий
1
Практико-
ориентированное
занятие
5
Практическая работа №
3. Сбор природного
материала для изготовления
поделок (шишек, желудей,
хвои, и другого природного
материала)
1
Практико-
ориентированное
занятие
6
Практическая работа №
4. Изготовление поделок из
природного материала
1
Практико-
ориентированное
занятие
Тема 2. Зелёные спутники человека (6 ч)
7
Викторина «Путешествие с
комнатными растениями»
1
Интеллектуально-
познавательное занятие
8-
9
Виды ухода за комнатными
растениями. Практическая
работа №5. Уход за
комнатными растениями.
2
Практико-
ориентированное
занятие
10
Питание, дыхание и
фотосинтез как основные
процессы
жизнедеятельности
организма.
1
Интеллектуально-
развивающее занятие
11
Удобрения. Правила
1
Интеллектуально-
использования.
развивающее, практико-
ориентированное
занятие
12
Значение комнатных
растений в жизни человека.
1
Интеллектуально-
развивающее занятие
Тема 3. Часы занимательной биологии ( 6 ч)
13
Живые барометры. Растения
– приборы и индикаторы
1
Интеллектуально-
познавательное занятие
14
Растения – гиганты и
карлики
1
Интеллектуально-
познавательное занятие
15
«Зелёный космонавт».
«Растения – кроты»
1
Интеллектуально-
познавательное занятие
16
Корень жизни. Растения –
лекари
1
Интеллектуально-
познавательное занятие
17
Флора Ульяновской области.
Охраняемые растения
Ульяновской области
1
Интеллектуально-
развивающее занятие
18
Растения – хищники
1
Интеллектуально-
познавательное занятие
Тема 4. Зима в жизни растений и животных (5 ч)
19
Причины сезонного
поведения птиц. Зимующие
птицы.
1
Интеллектуально-
развивающее занятие
20
Сроки пролета зимующих
птиц: снегирей, чижей,
чечеток, свиристелей.
1
Интеллектуально-
развивающее занятие
21
Организация зимней
подкормки птиц
Практическая работа № 6.
1
Практико-
ориентированное
занятие
22
Наблюдение за жизнью
растений и животных зимой.
1
Экскурсия
23
Приспособления растений к
перенесению низких
температур и
неблагоприятных условий в
зимнее время.
1
Интеллектуально-
развивающее занятие
Тема 5.Биологическая гостиная (4 ч)
24
КВН «В мире животных»
1
Интеллектуально-
познавательное,
игровое занятие
25
Конкурс рисунков о природе
1
Интеллектуально-
познавательное занятие
26
День птиц: устный журнал
«В мире птиц»
1
Интеллектуально-
познавательное занятие
27
День Земли
1
Интеллектуально-
познавательное,
игровое занятие
Тема 6. Мы должны их спасти (5 ч)
28
По страницам Красной
книги. Животные.
1
Интеллектуально-
развивающее занятие
29
По страницам Красной
книги. Растения. Законы об
охране природы.
1
Интеллектуально-
развивающее занятие
30
Практическая работа №
7.Выпуск газеты «Красная
книга»
1
Практико-
ориентированное
занятие
31
Практическая работа №
8. Выпуск газеты «Берегите
первоцветы!»
1
Практико-
ориентированное
занятие
32
День экологических
действий.
Практическая работа №
9. Уход за цветниками
1
Практико-
ориентированное
занятие
Тема 7. Зелёная аптека. (2 ч)
33
Зеленая аптека.
Лекарственные растения.
Охрана лекарственных
растений.
1
Интеллектуально-
развивающее занятие
34
Итоговое занятие
1
Игровое занятие