Напоминание

Методические рекомендации для студентов по составлению конспекта


Автор: Харитонова Елена Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ НХТК
Населённый пункт: г. Невинномысск Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации для студентов по составлению конспекта
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методические рекомендации по составлению конспекта.

Конспект – это систематическая, логическая связная запись, объединяющая план,

выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической,

логической, связной.

Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто

отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается,

свертывается все, что позволяет через определенный промежуток времени автору

конспекта развернуть до необходимых рамок текст без существенной потери информации.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

передача основных мыслей текста «своими словами»;

смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

Разделяют четыре видов конспекта:

1)

Плановый

2)

Текстуальный

3)

Свободный

4)

Тематический

Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана.

При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется

ранее составленный в качестве самостоятельной записи.

Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта.

Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается

текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

При наличии навыка плановый конспект составляют достаточно быстро, он краток,

прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым при быстрой

подготовке доклада, выступления. Качество такого конспекта порой целиком зависит от

качества плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание,

но и дополнять его по существу.

Самый простой конспект – схематический плановый конспект – составляется в

виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе

подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить

логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в

памяти содержание источника.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном, из отрывков

подлинника - цитат. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью

логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в

изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора,

а также приводимых им фактов. Текстуальные конспекты целесообразно применять при

изучении научных трудов, литературной критики. Легко догадаться, что текстуальный

конспект в большинстве случаев – пособие используемое длительное время.

Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение

быстро и правильно выбирать цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не

является трудно сотавимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается для

написания его.

Недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизируется

вниманием и памятью.

Свободный

конспект

требует

умения

самостоятельно

четко

и

кратко

формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление

материала, большой и активный запас слов. Можно сказать, что свободный конспект,

пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта. Он в высшей степени способствует

улучшению и усвоению материала. Здесь можно продемонстрировать свое умение

активно использовать все типы записи: планы, тезисы, выписки. Главное – понять,

осмыслить, записать четко, логично.

Недостаток трудное составление и много работы.

Тематический

конспект

дает

более

или

менее

исчерпывающий

ответ

зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же

записей) на поставленный вопрос – тему. Поэтому он получил название тематического.

Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду

источников,

он

может

не

отображать

содержание

каждого

из

использованных

произведений в целом.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне

обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии нескольких

источников.

Надо

отметить

возможность

использования

так

называемого

обзорного

тематического конспекта.

В этом случае

составляется тематический образ на

определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический

конспект. Эта запись, становления хронологической последовательности событий на фоне

отражения самих событий. В отличии от обзорного конспекта на эту же тему,

хронологический конспект значительно более краткий.

Как составлять конспект:

1.

Определите цель составления конспекта.

2.

Записать название конспектируемого произведения (или его части) и

его выходные данные, то есть сделать библиографическое описание документа.

3.

Прочитайте текст документа с целью определения характера текста

(теоретический или эмпирический); выявление степени сложности по наличию новых или

непонятных терминов-понятий. Предварительное знакомство с текстом, а также учет

собственных задач поможет осознанно выбрать вид конспектирования.

4.

Научно-исследовательская работа по переработке информации. Все

начинается с повторного чтения и анализа. Анализ позволяет разделить текст на части,

отделить одно положение от другого и выделить нужное. Составьте план текста – основу

конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить и

определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

5.

Выделение главных мыслей текста – тезисов. Тезисом в зависимости

от задач конспектирования может быть: понятие или категория и их определение, закон и

его формулировка, факты и события и доказательства их истинности и так далее. Эти

ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в

произвольном стиле, своими словами. Цитировать принято в следующих случаях: для

точной передачи мысли; для последующей ссылки на автора; для иллюстрации стиля

мышления автора. Насколько часто можно цитировать в конспекте – вопрос открытый. По

необходимости, но не очень много (исключение составляют текстуальные или цитатные

конспекты)

6.

Прежде всего, конспект, должен быть в форме связанного пересказа,

ясным, кратким. Связывающим звеном выступает внутренняя логика изложения, которую

не следует заменять пространными словесными переходами.

7.

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения

писать

сокращенно,

выписывать

только

ключевые

слова,

применять

условные

обозначения. Конспект по своему объему не должен превышать 1/3 исходного текста.

8.

Что бы форма конспекта как можно более наглядно отражала его

содержание располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана.

Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает ...»,

«раскрывает...»)

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

9. Применяйте разнообразные способы оформления:

Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на

источник с указанием страницы.

Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи

незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

Пользоваться при записи различными цветами. Например, если вы пользуетесь

синими чернилами для записи конспекта , то: красным цветом- подчеркивайте название

тем, пишите наиболее важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем,

параграфов, и так далее; зеленым – делайте выписки цитат, номеруйте формулы и так

далее.

Карта памяти.

Конспектирование в форме карты памяти становится популярным. Автор такого

способа фиксирования информации – известный и прогрессивный психолог Тони Бьюзен.

Происходит процесс следующим образом: строятся так называемые карты зрительных

образов, которые создают глубокое эмоциональное впечатление, что

существенно

увеличивает возможность запоминания материала. Этот метод требует меньших усилий,

чем при традиционном конспектировании, ведь осуществление записей происходит

ненапряженно и творчески. При построении карт памяти основные идеи полученных

сведений

становятся

более

лаконичными,

четкими

и

понятными,

обозначаются

логические связи между ними. Карты могут изменяться по вашему усмотрению,

например, расширяться путем повторения. Нужным образом организованное повторение

позволяет легко и прочно укрепить изучение в памяти.

Процесс построения карт памяти

Используют различные графические средства (рисунки, символы, стрелочки,

разные шрифты). Все они делаются разноцветными.

Лист располагают горизонтально, тем самым отводят больше места под рисунок

(конспект)

В центре страницы обозначают главную идею.

Разноцветными ручками выводят из главной идеи линии, каждая из которых

является определенной частью основной темы.

Каждая линия подписывается ключевым словом

Конспект можно детализировать, то есть добавлять линии.

Ключевые слова обозначают печатными буквами, а размер шрифта выбирают

согласно значимости ключевого слова.

На карте должно быть много рисунков и символов.

Стрелочки будут показывать связи между идеями.

Скоростное конспектирование.

Чтобы

увеличить

темп

конспектирования

можно

использовать

наиболее

распространенный метод – элементарное сокращение слов (по принципу SMS

-

сообщения). Ведь самое главное для увеличения скорости письма – уменьшение времени

на изложение информации. Достичь этого можно двумя способами. Первый - быстрее

водить ручкой, что не редко приводит к искажению почерка и не аккуратности записей.

Второй вариант – значительно уменьшить путь этой самой ручки. Таким образом

сократить время письма?

Способы скоростного конспектирования:

Удалить из слов согласные буквы. Без тренировки не обойтись, зато некоторое

время вы с легкостью будете понимать, что клавиатура – клавтура и так далее.

Использовать общепринятые сокращения – физ-ра, зам, орг.

Принять пиктограммы и диаграммы. Конспект получается более наглядным, а

материал запоминается лучше.

Таким образом, в результате особой техники переработки конспектируемого текста

создается новый документ с новой логикой изложения содержания, с новыми связями,

новой формой предъявления информации. Это и есть конспект.

Выписки.

Выписки - самая простая форма конспектирования. Они почти дословно (иногда

дословно) воспроизводят текст и заносятся на карточки. Польза выписок весьма велика.

Тесть

Н.С.

Гумилева

Н.

Энгельгардт

написал

«Историю

русской

литературы»

исключительно путем склеивания выписок и получил за ее издание большой гонорар.

Тезисы.

Тезисы представляют собой сделанные вами выводы и требуют от вас, по крайней

мере, их понимания. При проработке любого труда необходимо представлять его в виде

структуры, состоящей из цепочек тезисов. Если его запись в виде такой структуры, вы

получите скелет денотатной карты (структурная карта предмета, представленная системой

понятий) использованного труда. Если в абзаце тезис не обнаружен – значит, вы не

поняли логику автора. Тезисы бывают простые и осложненные (включают, кроме

главного, еще и второстепенные положения).

Аннотация.

Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в

особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к коим задано

проработать определенную литературу. Равным образом годится для предварительных

библиографических заметок «самому себе». Строится на основе конспекта, только очень

кратко. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о ее

тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные

данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная

структура труда (или, то же самое, «краткое изложение оглавления»); подробное,

поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в

труде.



В раздел образования