Напоминание

Методическое сопровождение деятельности преподавателя как условие формирования индивидуальной траектории профессионального развития


Автор: Харитонова Елена Николаевна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ НХТК
Населённый пункт: г. Невинномысск Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическое сопровождение деятельности преподавателя как условие формирования индивидуальной траектории профессионального развития
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего специального образования

«Невинномысский химический колледж»

Методическое сопровождение деятельности преподавателя

как условие формирования индивидуальной траектории

профессионального развития

Харитонова Елена Николаевна, старший методист

Образование - важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

Р. Киплинг

Индивидуальная

траектория

профессионального

развития

преподавателя

представляет

собой

путь

саморазвития

в

профессиональной

деятельности

посредством

создания

профессиональной образовательной среды, организации методической,

психологической поддержки, оказания индивидуальной помощи исходя

из

проявления

индивидуальных

качеств

и

образовательных

профессиональных запросов педагога.

1.

Методическое сопровождение: понятие, функции и содержание.

На современном этапе развития экономики и социальной сферы

растет потребность в специалистах среднего звена, изменяются их роль,

место

и

функции,

повышаются

требования

к

их

компетентности,

технологической культуре и качеству труда. Рынок труда требует

обеспечения

производства

практико-ориентированными

кадрами,

обладающими высокой профессиональной квалификацией. Во все времена

общепринятым было мнение, что система образования выполняет заказ

общества на образовательные услуги, и это положение педагогики

осталось неизменным и сегодня. В современной трактовке этот заказ

выглядит

так:

«…развивающемуся

обществу

нужны

современные

образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут

самостоятельно

принимать

решения

выбора,

способны

к

сотрудничеству,

отличаются

мобильностью,

динамизамом,

конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию,

обладают чувством ответственности за судьбустраны, ее социально-

экономическое

процветание»

(из

доклада

Госсовета

РФ

«Об

образовательной политике России на современном этапе»)

Главной

фигурой в решении этой социально-экономической задачи является

педагог профессионального обучения, работающий в системе образования.

1

Цель профессионального образования в современных условиях состоит

в

том,

чтобы

подготовить

конкурентоспособного

специалиста,

способствовать

обучающимся

в

получении

знаний,

развивать

потребность

в

политехнических

умениях,

профессиональную

мобильность, всестороннюю компетентность, формировать навыки

творческого саморазвития.

Рынок труда предъявляет к современному специалисту целый

ряд

новых

требований,

жестко

не

связанных

с

конкретной

дисциплиной,

а

носящих

надпредметный,

интегральный,

универсальный характер, состоящий в необходимости формирования у

будущего специалиста так называемых компетенций. Таким образом,

современный работодатель нуждается в компетентных специалистах,

владеющих не только знаниями, умениями и навыками в рамках своей

профессии,

но

и

обладающих

рядом

профессиональных

и

надпрофессиональных компетенций, позволяющих им успешно трудиться

в современных условиях.

Эффективная подготовка таких специалистов возможна

при

внедрении в образовательный процесс новейших педагогических и

информационных технологий, позволяющих гарантированно получить

запланированный результат – достижение студентами определенного

уровня профессиональной подготовки по специальности.

Как показывают гуманитарные исследования, проблема качества

образования всегда находилась в поле зрения как педагогической теории,

так и практики образования. Однако на современном этапе общественного

развития

она

приобрела

особую

актуальность.

Сегодня

качество

образования рассматривается как важнейший фактор стабильного развития

страны.

Следует отметить, что особое внимание общественности приковано

к обеспечению качества профессионального образования как гаранта

устойчивого

развития

российской

экономики,

обеспечения

ее

мобильными, компетентными специалистами.

Определяя

особую

актуальность

проблемы

качества

среднего

профессионального образования, целесообразно выделять следующие его

компоненты:

— обучающиеся,

которые

здоровы

и

готовы

участвовать

в

образовательном процессе, учиться при поддержке семьи и общества;

— образовательная среда - здоровая, безопасная, обеспечивающая

процесс

обучения

необходимыми

ресурсами

и

благоприятными

условиями;

— содержание, которое отражено в соответствующих учебных

программах и образовательных стандартах;

— процесс, посредством которого подготовленные преподаватели

реализуют такие подходы в обучении, где, с одной стороны, учитываются

взгляды общества, государства на процесс подготовки специалистов, с

2

другой - учитываются возможности, потребности, интересы каждого

воспитанника;

результаты,

которые

связаны

с

профессиональной

компетентностью выпускников данной ступени непрерывного образования

и с национальными задачами в области среднего профессионального об-

разования.

Выделенные составляющие качества имеют свою специфику в сфере

среднего

профессионального

образования.

В

условиях

рыночной

экономики у среднего профессионального звена сформировался круг

потребителей образовательных услуг: обучающийся; работодатель

(рынок

труда);

общество

и

сама

система

профессионального

образования.

Очевидно, что запросы у этих потребителей различны.

Студент профессионального колледжа качественным назовет только то

образование, которое в наибольшей мере содействует развитию его

личностных качеств и позволит сделать профессиональную карьеру.

Работодатель заинтересован в подготовке компетентного специалиста, а

общество — в личности, способной к эффективному социальному

жизнетворчеству.

В

связи

с

этим

колледжу

необходимо

соответствовать

постоянно

изменяющимся

требованиям

всех

потребителей образовательных услуг.

Спектр

выделенных

проблем

обеспечения

качества

деятельности учреждения среднего профессионального образования

предъявляет

особые

требования

к

качеству

деятельности

преподавателя колледжа. Основным критерием качества деятельности

преподавателя среднего специального учебного заведения сегодня должна

быть

его

профессиональная

компетентность.

Компетентных

выпускников могут готовить только компетентные педагогические

кадры, а поскольку компетентность имеет не статический, а динамический

характер, ее невозможно обеспечить разовыми акциями повышения

квалификации.

Процесс

развития

профессиональной

компетентности

преподавателя должен быть непрерывным и индивидуальным.

Методическая

служба

колледжа

может

рассматриваться

как

корпоративная

структура,

объединяющая

директора,

заместителей

директора,

председателей

предметно-цикловых

комиссий,

высококвалифицированных преподавателей колледжа, имеющих научную

степень, специалистов (психологов, социальных педагогов), ученых и

направляющая свои совместные усилия на организацию методической

деятельности в учреждении.

Деятельность специалиста методической службы колледжа в первую

очередь должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих

реализацию маршрута

индивидуальной педагогической

деятельности

преподавателя, учитывая при этом возможности, потребности, интересы

педагога, его уникальность, а также уровень его профессиональной

компетентности. Реализация подобных условий в колледже традиционно

3

осуществляется

учебно-методическим

отделом

через

организацию

методической деятельности.

Существующие

до

недавних

пор

подходы

к

реализации

методической деятельности в колледже, в частности к реализации

работы с педагогическими кадрами, на сегодняшний день не могут

решить все трудности и проблемы, возникающие у педагога в си-

туациях

реальной

профессиональной

деятельности,

учитывать

профессиональные

возможности

и

потребности

педагогов,

их

индивидуальные особенности и интересы. Это обусловило возможность

пересмотреть подходы к организации методической деятельности в

учреждении среднего профессионального образования, обратить внимание

на организацию методической деятельности с позиции теории и практики

сопровождения.

Для реализации выдвинутых идей важно определить сущность

понятия «сопровождение», выделить его специфику.

Использование

термина

«сопровождение»

в

современной

педагогической ситуации продиктовано необходимостью дополнительно

подчеркнуть ценность индивидуального стиля деятельности и личного

опыта педагога и его самостоятельность в принятии решений.

Возникновение теории и практики сопровождения

обусловлено

рядом причин:

- в первую очередь иное понимание процесса развития как процесса

разрешения

педагогом

проблемных

ситуаций,

возникающих

в

различных сферах его жизни и в первую очередь - в профессиональной

сфере;

- выдвижение

в

связи

с

этим на первый

план

процесса

саморазвития, который можно рассматривать как способность человека

становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни, превращать

свою жизнь в деятельность, предмет практических преобразований;

- возникновение в современной жизни множества проблемных

ситуаций, обладающих как позитивным, так и негативным действием и,

несомненно, влияющих на развитие человека;

- определение в качестве главной социальной задачи оказание

помощи человеку в решении возникающих проблем. При этом главным

значимым условием оказания данной помощи является видение человека

как самостоятельного активного субъекта развития.

Исходным теоретическим положением для формирования теории и

методики

методического

сопровождения

может

стать

системно-

ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как

выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций.

Несомненно,

каждая

ситуация

выбора

порождает

множественность

вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем

развития субъекта. В связи с этим сопровождение может трактоваться как

помощь субъекту в преобразовании ориентационного поля развития,

ответственность за действия в котором несет сам субъект.

4

Применительно к деятельности преподавателя колледжа элементами

ориентационного поля могут выступать его социальная защищенность,

компетентность, имеющийся опыт по решению аналогичных проблем,

встречающихся в профессиональной и жизненной сферах. Важнейшим

положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет

опоры на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на

право преподавателя самостоятельно совершать выбор и нести за него

ответственность.

Для

осуществления

права

свободного

выбора

различных альтернатив развития необходимо научить преподавателя

выбирать,

помочь

ему

разобраться

в

сути

проблемной

ситуации,

выработать план решения, оказать поддержку в реализации данного плана,

т.е. организовать процесс методического сопровождения.

Что включает в себя понятие «методическое сопровождение»? Было

установлено, что под термином «сопровождение» порой обозначаются

самые различные виды деятельности:

- сопровождение

может трактоваться как помощь субъекту в

преобразовании ориентационного поля развития, ответственность за

действия в котором несет сам субъект;

- под сопровождением понимается метод, обеспечивающий

создание условий для принятия субъектом развития оптимальных

решений в различных ситуациях жизненного выбора;

-

сопровождение

рассматривается

как

взаимодействие

сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение

жизненных и профессиональных проблем развития.

Методическое сопровождение можно рассматривать как особым

способом организованное целостное систематическое взаимодействие

представителей

методической

службы

колледжа

и

преподавателя,

направленное

на

оказание

помощи

педагогу

в

выборе

наиболее

оптимальных путей решения профессиональных задач и типичных

профессиональных

проблем,

возникающих

в

ситуации

реальной

профессиональной деятельности, с опорой на свой профессиональный и

жизненный опыт.

Организация

такого

особого

взаимодействия

возможна

при

соблюдении следующих принципов сопровождения:

- выдвижение на передний план гуманистических педагогических

ценностей,

которыми

являются

человек,

человеческая

жизнь,

развивающаяся личность педагога как самоценный субъект непрерывного

педагогического образования;

- открытость межличностныхх отношений, где приоритетными

являются

искренность

и

естественность

во

взаимодействии

сопровождаемого и сопровождающего, что повышает вероятность их

взаимопонимания;

- расширение сферы самосознания педагога. Данное условие

рассматривается

через

осознание

педагогом

своих

внутренних

потенциальных возможностей, необходимых для решения появившейся

5

проблемы, это «осуществление движения педагога от самораскрытия к

самопознанию своих возможностей и, далее, к самореализации в про-

фессиональной деятельности»;

- активизация субъект-субъектного взаимодействия, где главным

показателем выступает целесообразность сопровождения;

-

приоритет

интересов

сопровождаемого,

стремление

решить

проблему с максимальной пользой для педагога;

-

непрерывность

сопровождения,

гарантирующая

постоянную

помощь педагогу и его поддержку в решении проблемы, которая

прекращается, как только решение найдено;

-

возможность

реализации

маршрута

индивидуальной

педагогической деятельности, связанная с увеличением степени свободы

педагога

при

выборе

и

решении

профессионально-педагогических

проблем, рекомендательный характер советов сопровождающего, что

означает самостоятельность и ответственность педагога за решение

проблемы.

Рассматривая

особенности

организации

методического

сопровождения преподавателя, важно определить основные этапы, можно

выделить следующие этапы организации методического сопровождения.

1. Аналитико-диагностический этап, включающий:

- «заявку» на получение помощи и поддержки - вычленение

проблемы педагогом и осознание необходимости получить помощь в ее

решении;

-

изучение субъектами

сопровождения

причин возникновения

данной проблемы (диагностика и самодиагностика);

- обобщение полученной информации совместно с преподавателем и

совместное формулирование вариантов решения данной проблемы;

- выбор педагогом из существующих альтернатив решения проблемы

наиболее приемлемых вариантов.

2.

Проектировочный

этап,

предполагающий

совместное

проектирование маршрута профессиональной деятельности преподавателя,

направленной на разрешение возникшей проблемы: содержание работы,

проектирование образовательной среды, в которой будет проходить работа

педагога, привлечение круга специалистов, готовых оказать помощь

педагогу, и т.д.

3.

Этап

реализации

индивидуального

маршрута

профессиональной деятельности педагога, складывающийся:

- из оказания первичной помощи педагогу на начальном этапе

реализации

маршрута,

корректировки

маршрута

в

процессе

его

реализации;

- организации систематической помощи и поддержки преподавателя

в процессе реализации индивидуального маршрута профессионального

развития путем использования наиболее адекватных методов и приемов

исходя из его профессиональных и личностных особенностей.

6

4.

Контрольно-оценочный

этап,

включающий

совместное

обсуждение результата решения проблемы.

Таким образом,

организация сопровождения включает в себя

помощь педагогу при проектировании и реализации индивидуального

маршрута его профессионального развития и профессиональной

деятельности.

В

современной

педагогической

науке

индивидуальный

образовательный маршрут рассматривается как временная последова-

тельность

реализации

образовательной

деятельности

субъекта,

предполагающая изменение и зависящая от динамики возникающих

образовательных

задач.

Образовательный

маршрут

предусматривает

тщательное изучение образовательных потребностей и возможностей

преподавателей;

проектирование

путей

освоения

образовательной

программы

на

основании

полученных

диагностических

данный

о

преподавателей;

оказание

помощи

преподавателю

при

реализации

образовательного маршрута.

2.

Организационно-содержательные формы методической работы в

колледже

Коллективная учебно-методическая работа.

Формами

коллективной

учебно-методической

работы

являются:

педагогический совет, методический совет, инструктивно-методические

совещания,

школа

педагогического

мастерства,

семинар

молодого

преподавателя, проблемные семинары, семинары-практикумы, научно-

практические конференции, педагогические чтения и т.п.

Педагогический

и

методический

советы

являются

постоянно

действующими

органами

коллегиального

рассмотрения

основных

вопросов учебно-воспитательной, учебно-методической работы и учебно-

производственной деятельности, которые осуществляют свою работу в

соответствии с Уставом ФГОУ СПО «НХК» и локальными актами

колледжа.

Инструктивно-методические совещания проводятся руководителями

колледжа по мере необходимости для оперативного обсуждения учебно-

методических

вопросов

и

производственных

задач,

текущего

инструктирования педагогических работников.

Школа педагогического мастерства, семинар молодого преподавателя,

проблемные семинары, семинары-практикумы организуются в целях

изучения конкретного передового педагогического опыта, современных

инновационных технологий. Формы работы выбираются руководителями

колледжа в зависимости от состава слушателей.

На

научно-практических

конференциях

рассматриваются

подготовленные преподавателями доклады и другие материалы по

отдельным вопросам педагогической теории и практики, методики и

организации

обучения

и

воспитания

обучающихся,

обсуждаются

7

результаты экспериментальной и исследовательской работы, проводимой в

колледже.

Педагогические чтения проводятся в целях выявления, обобщения и

внедрения

в

педагогическую

практику

передового

опыта

учебно-

производственной,

воспитательной

работы,

совершенствования

методического мастерства педагогов, развития их творческой инициативы.

Индивидуальная методическая работа.

Самостоятельная методическая работа включает в себя:

-

повышение

педагогической

и

профессиональной

квалификации,

культурного

уровня

путем

самостоятельного

изучения

научной,

методической, педагогической, технической литературы

- изучение содержания ФГОС по специальностям, учебных планов и

программ по дисциплине (специальности);

-

разработку

и

совершенствование

рабочей

учебно-программной

документации;

- творческое освоение и использование инновационных педагогических

технологий и передового педагогического опыта;

- посещение учебных занятий опытных педагогов, имеющих высокие

рейтинговые показатели качества обучения студентов, применяющих в

своей

педагогической

практике

инновационные

педагогические

технологии и техники;

-

составление

методических

разработок,

частных

методик

по

теоретическим предметам и производственному обучению;

-

работу

по

оборудованию

и

оформлению

учебной

аудитории,

лаборатории, учебно-производственной мастерской;

-

составление

комплексного

учебно-методического

обеспечения

преподаваемых дисциплин.

Индивидуальные

планы

самостоятельной

методической

работы

составляются на учебный год и находятся у начальника учебно-

методического отдела.

Методическая

работа

руководителей

учебного

заведения

с

педагогическими работниками проводится постоянно и включает в себя:

- изучение и анализ работы преподавателей, классных руководителей и

других работников учебного заведения, оказание помощи педагогическим

работникам

в

выборе

форм

и

методов

обучения

и

воспитания

обучающихся, совершенствовании методики проведения учебных занятий

и внеучебных мероприятий;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта работы

педагогических работников колледжа;

- оказание помощи в составлении учебной и планирующей документации,

подготовке докладов и выступлений на конференциях, педагогических

чтениях.

Результатом

индивидуальной

методической

работы

ИПР

является

создание

комплексного

методического

оснащения

по

дисциплине

8

(специальности), разработка методических рекомендаций, дидактических

материалов и других средств обучения.

Организация учебно-методической работы в УМО(ПЦК)

преподавателей

Методическая работа в УМО(ПЦК) преподавателей направлена на

совершенствование

преподавания

закрепленных

за

УМО(ПЦК)

дисциплин,

оптимизацию

и

интенсификацию

учебного

процесса,

улучшение его методического обеспечения, повышение педагогической

квалификации преподавательского состава.

Направления методической работы УМО(ПЦК) определены перечнем

основных ее форм и видов (приложение 1). Конкретное содержание

методической

работы

УМО(ПЦК)

определяется

планом

работы,

индивидуальными планами работы преподавателей.

Методическая работа, выполняемая преподавателем в рамках любой

из ее форм, рассматривается как его функциональная обязанность. Эта

работа

планируется

и

учитывается

в

соответствующем

разделе

индивидуального плана работы преподавателя.

Объем и качество методической работы служат одним из главных

критериев оценки деятельности преподавателя.

Помимо

указанной

методической

работы

непосредственно

по

преподаваемой

дисциплине,

преподаватели

могут

привлекаться

к

разработке

новых

методических

материалов

с

использованием

современных форм и инновационных технологий обучения, решения

методических вопросов общеколледжного масштаба, а также к участию в

деятельности коллегиальных методических органов.

Методической работой УМО(ПЦК) руководит заведующий УМО

(председатель

ПЦК).

Он

несет

ответственность

за

ее

состояние:

эффективность

и

качество,

уровень

организации

и

методического

обеспечения учебного процесса.

Функции заведующего УМО (председателя ПЦК):

- определение основных направлений методической работы;

- выработка единого подхода и оптимальных путей решения методических

проблем УМО;

- составление плана методической работы УМО;

- подготовка рекомендаций к составлению индивидуальных планов

преподавателей по соответствующим направлениям методической работы;

- контроль за ходом выполнения плана методической работы УМО и

индивидуальных планов преподавателей;

- разработка мероприятий по выполнению решений вышестоящих органов,

организация и контроль их выполнения;

- оценка результатов методической работы и подготовка рекомендаций по

ее стимулированию;

9

- организация открытых занятий и взаимопосещений занятий, работы

методических семинаров, конкурсов, выставок и других мероприятий

методического направления;

- планирование и организация редакционно-издательской деятельности

кафедры;

- организация обмена передовым опытом и внедрения его в методическую

работу преподавателей;

- оказание помощи преподавателям в выполнении методической работы;

- сбор,

анализ и обобщение предложений по совершенствованию

методической работы;

- составление отчетов, докладов, справок по вопросам методической

работы УМО.

3.

Внутриколледжная система совершенствования профессиональной

компетентности преподавателей: внутреннее образовательное

пространство. Методический сервис

Процесс развития компетентности должен быть непрерывным и

индивидуальным, и, чтобы его обеспечить, необходима эффективная

система развития компетентности педагогов внутри образовательного

учреждения.

Такая

система,

разработанная

под

образовательные

потребности конкретного учреждения, имеет следующие преимущества:

относительно небольшие финансовые затраты;

открытость и доступность образовательного пространства и его

встроенность в профессиональную и социальную среды, позволяющие

педагогам решать актуальные для них профессиональные проблемы и

видеть зону своего ближайшего развития;

вовлечение в процесс развития компетентности всех педагогов ОУ;

непрерывность этого процесса;

обеспечение индивидуальной траектории профессионального развития

каждого педагога;

развитие компетентности всего ОУ в целом, формирование своего

рода корпоративной культуры, внутренних корпоративных ценностей

данного ОУ.

Понятия «образовательный сервис», «сервис в образовании» за

последнее десятилетие достаточно часто используются в публикациях по

вопросам

образования.

Термин

«методический

сервис»

встречается

заметно реже.

В

чем

заключается

методический

сервис

образовательного

учреждения профессионального образования?

Во-первых,

это

комплекс

адресных,

дифференцированных

методических услуг, предоставляемых по запросу субъекта системы

образования

или

по

инициативе

учреждения

дополнительного

профессионального

образования,

технологично

выверенных,

обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов муниципальной

системы образования, направленных на удовлетворение актуальных и

10

выявление потенциальных образовательных потребностей педагогов с

целью достижения новых образовательных результатов. Во-вторых, это

процесс

методического

обслуживания

образовательных

запросов

педагогов, обеспеченный необходимыми ресурсами.

Сервисная деятельность – это вид деятельности, направленный на

удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных

услуг;

это

активность

людей,

вступающих

в

специфическое

взаимодействие

с

целью

реализации

общественных,

групповых

и

индивидуальных

услуг.

Сервисное

обслуживание

образовательного

запроса

требует

поиска

эффективных

способов

удовлетворения

актуальных

и

выявления

потенциальных

ментальных

потребностей

педагога. В основе реализации методического сервиса лежит создание

системы методических услуг и организация процесса обслуживания

образовательных запросов педагога.

Методическая деятельность рассматривается нами как способ

развития кадрового потенциала в процессе активного взаимодействия

субъектов

системы

образования

друг

с

другом

и

специалистами

учреждения

дополнительного

образования

в

системе

повышения

квалификации.

Целью

этой

деятельности

является

удовлетворение

актуальных и выявление потенциальных образовательных потребностей

посредством

освоения

наиболее

рациональных методов

и приемов

организации образовательной практики для детей и (или) взрослых,

обобщения и распространения наиболее ценного педагогического опыта, а

также создания методических продуктов для улучшения обеспечения

образовательного процесса.

В методической деятельности можно выделить:

предмет – разнообразие и выбор способов и методов реализации

профессиональной деятельности педагогов;

форму – активное взаимодействие участников, их субъектность и

инициативность;

предназначение – развитие кадрового потенциала, удовлетворение

актуальных образовательных потребностей, выявление потенциальных

запросов посредством формирования новых образовательных целей;

результат

освоение

педагогами

средств,

способов,

методов,

способствующих обогащению профессиональной практики и достижению

новых образовательных результатов.

Методическую услугу можно определить двояко:

как

деятельность

специалистов

учреждения

дополнительного

профессионального образования по удовлетворению информационно-

образовательных

нужд

и

потребностей

в

росте

профессиональной

квалификации

или

восполнению

дефицитов

профессиональной

компетентности

субъектов

системы

образования

на

протяжении

профессиональной карьеры (услуга – обслуживание).

как результат непосредственного взаимодействия субъектов системы

образования с сотрудниками методического учреждения, а также их

11

собственной методической деятельности по удовлетворению потребности

развития

профессиональной

квалификации

специалиста

учреждений

системы образования (услуга – продукт).

Методический

сервис

выступает

как

комплекс

адресных,

дифференцированных методических услуг, предоставляемых по запросу

субъекта

образования,

технологично

выверенных,

обеспечивающих

эффективное взаимодействие субъектов образования, направленных на

удовлетворение актуальных и выявление потенциальных образовательных

потребностей педагогов с целью достижения новых образовательных

результатов,

с

одной

стороны,

и

как

процесс

методического

обслуживания

образовательных

запросов

педагогов,

обеспеченный

необходимыми ресурсами, - с другой.

В методическом сервисе важны такие его характеристики, как:

направленность

деятельности

не

только

на

удовлетворение

актуальных образовательных потребностей педагогических кадров, но и

«на опережение», прогнозирование и создание условий для выявления

потенциальных образовательных потребностей,

появление которых

определяется новыми требованиями к образовательному процессу, как

фактора развития личности педагога и непрерывности совершенствования

его профессионализма;

не только адресность, индивидуальность и дифференцированность

средств и способов ее реализации, но обеспечение права выбора

методической

услуги,

а

значит,

возможность

реализации

индивидуального образовательного маршрута педагога средствами

методического сервиса, способствующего достижению нового качества

его профессиональной деятельности;

построение процесса обслуживания на технологической основе и при

наличии необходимых ресурсов как условие качества методической услуги

и достижение гарантированного результата;

эффективное

и

непрерывное

взаимодействие

педагогов

и

специалиста как исполнителя методической услуги;

высокий

уровень

профессионализма

методиста,

андрагога,

выступающих исполнителями методической услуги – условие достижения

качества в процессе повышения квалификации педагога.

Методическое обслуживание – это поэтапный, технологически

выверенный процесс организации профессионального взаимодействия

субъектов

по

освоению

педагогами

средств,

способов,

методов,

способствующих обогащению трудовой практики и достижению новых

образовательных результатов. Структурно-функциональные компоненты

этого

процесса

обуславливаются

методологическими

подходами

и

функциями методической деятельности на внутриколледжном уровне:

прогнозно-целевой,

конструктивно-проектировочный,

организационно-

действенный, рефлексивно-аналитический.

Построение

индивидуальной

образовательной

траектории

педагога, имеющего образовательные потребности, при организации

12

методического обслуживания определяет порядок процедур, которые

позволят осуществить его на технологической основе в соответствии с

заявленной моделью:

прогноз востребованной методической услуги на учебный год на

основе анализа тенденций развития российской системы образования,

региональной и муниципальной программ развития системы образования,

изучения заказа со стороны органа управления образованием, запроса

образовательных учреждений, педагогических и руководящих кадров;

изучение спроса на данный вид методической услуги со стороны

преподавателей, выявление степени ее востребованности;

разработка концепции методической услуги: выявление ведущей

идеи, условий качественного предоставления услуги, определение целевой

группы, характера содержания и результата взаимодействия исполнителя

методической услуги и педагога, необходимых ресурсов для эффективной

реализации;

разработка

механизмов

продвижения

услуги:

определение

оптимальных путей организации взаимодействия методической службы с

потребителями методической услуги; реклама – широкое распространение

информации о характере методического обслуживания, его видах и

содержании;

мотивация

педагогов

к

взаимодействию;

обоснование

ожидаемых

результатов

в

изменении

качества

профессиональной

деятельности педагога;

реализация

методической

услуги,

то

есть

непосредственное

взаимодействие педагога и специалиста методического обслуживания,

направленное на удовлетворение образовательного запроса педагога с

целью

разрешения

его

профессиональных

проблем,

восполнения

необходимых компетентностей, развития кадрового потенциала и, как

следствие, совершенствование образовательной практики;

мониторинг качества процессов и состояний методического

сервиса:

отслеживание

качества

осуществления

методического

обслуживания и как процесса, и как итога взаимодействия, качества

методического

продукта;

выявление

уровня

удовлетворенности

потребителя, диагностика изменений потребностей и запросов со стороны

педагогов; изменений качества образовательного процесса и его результата

как

следствие

роста

квалификации

кадров,

применения

новых

образовательных ресурсов.

Виды методических услуг.

Изучение

планов

работы

УМО/ПЦК

преподавателей,

анализ

образовательных

запросов

педагогов,

определяющих

содержание

методического сервиса, предоставляемого учебно-методическим отделом,

позволил выявить определенные виды методических услуг, оказываемые

на уровне колледжа:

1.

информационные,

целью которых является содействие созданию и

укреплению единого информационного пространства для эффективного и

оперативного ознакомления с научно-педагогической информацией;

13

2.

учебно-методические,

позволяющие

в

разнообразных

формах

организовать

обучение

педагога

внутри

колледжа

и

обеспечить

взаимодействие в повышении квалификации на городском, региональном

и федеральном уровне (курсы, спецкурсы, практикумы, спецсеминары и

т.п.).

3.

научно-методические (исследовательские),

направленные на поиск

эффективных механизмов взаимодействия

разных образовательных

учреждений,

поддержку

педагогов-исследователей

для

реализации

федеральной и региональной политики на основе совместной научно-

поисковой

и

внедренческой

деятельности,

поддержки

развития

муниципальных и региональных программ, инновационных проектов

(научно-методическое сопровождение, консалтинг, программы поддержки

при вхождении в инновации и т.п.).

4.

организационно-методические

услуги

помогают

использовать

разнообразные виды взаимодействия субъектов образовательного процесса

в непрерывном образовании педагогов (консультации, конференции,

семинары,

проблемные

и

творческие

группы,

профессиональные

сообщества методической сети, круглые столы и т.п.).

5.

Социально-психологическая и профессиональная поддержка,

целью

которой

является

создание

условий

для

обеспечения

социальной,

психологической и правовой защиты и поддержки педагогических и

руководящих кадров муниципальной системы образования. Нормативно-

правовая поддержка через формирование банка нормативно-правовой и

организационной

педагогической

документации

по

методической

деятельности.

6.

Экспертно-аналитические

услуги

обеспечивают

осуществление

постоянного

педагогического

мониторинга,

проведения

экспертных,

аудиторских,

диагностических

и

аттестационных

процедур

для

объективной оценки состояния, как муниципальной системы образования,

так и отдельных субъектов, с целью стимулирования их развития.

7.

Ресурсное обеспечение выступает как способ поддержки педагога в

самообразовании (библиотека, мультимедиатека, выход в Интернет и.т.п.);

обогащение

материально-технического

обеспечения

образовательного

процесса, научная, правовая, знаниевая поддержка педагогов; разработка

методических продуктов, информационных баз данных и электронных

каталогов с целью мобильного доступа к информации и т.д.

Исследование содержания запросов

педагогов,

проведенное

в

течение нескольких лет, показало, что среди них превалируют обращения

за информационными и учебно-методическими услугами. Чуть менее

востребованы организационно-методические услуги. И далее, по степени

убывания,

-

ресурсное

обеспечение,

научно-методические

(исследовательские) услуги, психолого-педагогическое сопровождение и

экспертно-аналитические услуги.

Специфика методического сервиса.

14

Особенность положения методиста как исполнителя методического

сервиса заключается в том, что он в общей профессиональной структуре

образования занимает позицию посредника. С одной стороны, он

напрямую

связан

с

педагогом,

как

заказчиком

и

потребителем

методической услуги, с другой стороны, методист, чтобы сформировать

рекомендацию,

оказать

услугу,

должен

получить

установку

от

вышестоящего звена образования (научного и управленческого). Такое

«среднее»

положение

методиста

возлагает

на

него

особого

рода

ответственность за реализацию изменений и перемен в образовательной

практике, что требует от него межпрофессиональной квалификации.

Методист

должен

профессионально

применять

вышестоящие

концептуальные

установки,

научные

разработки,

содержательно

осуществить перевод их на уровень преподавания и технологически это

закрепить, выступив менеджером в методической работе.

Педагог нуждается в постоянном обновлении своих знаний и

умений. Он работает на будущее, и его соответствие требованиям времени,

происходящим изменениям в образовательной практике обеспечивается

созданием соответствующих условий. Гуманизм при этом достигается

путем предоставления педагогу свободы в выборе средств, форм и методов

обучения, обеспечения субъектной позиции в системе непрерывного

педагогического образования на протяжении всей профессиональной

карьеры.

Введение

сервисного

подхода

в

практику

методической

деятельности учреждения среднего профессионального образования

свидетельствует о создании условий для формирования и развития

таких качеств педагогических и руководящих кадров, как:

способность

ставить

перед

собой

образовательные

цели,

осознавать возможные пути их достижения;

критическое осмысление собственного профессионального опыта

и своих образовательных потребностей;

умение обеспечить эффективное

взаимодействие в процессе

разрешения

профессиональных

проблем,

восполнения

своих

компетентностных дефицитов;

гибкость

и

мобильность

при

введении

новшеств

в

образовательную практику;

способность осуществить осознанный выбор содержания, форм и

методов

организации

образовательной

практики

и

нести

ответственность за этот выбор.

4.

Инновационный потенциал образовательного учреждения

В

рамках

управления

инновационными

процессами

необходима

следующая совокупность управленческих действий:

• разработка нормативно-правовой базы управления инновационным

процессом, включающей описание функциональных обязанностей и

15

механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей

системы;

• определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное

развитие колледжа на основе интеграции инновационных потенциалов

образовательного учреждения, семьи и социальной среды;

разработка

научно-методического

обеспечения

инновационного

процесса;

подготовка

подразделений

структуры управления

инновационным

процессом

к

выполнению

их

функциональных

обязанностей,

педагогических кадров к инновационной деятельности, обучающихся и их

родителей к участию в инновационном процессе;

обновление

структуры

внутришкольного

управления;

создание

инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов,

обучающихся;

• обновление и реконструкция материально-технического оснащения

учебно-воспитательного процесса;

внедрение

личностно

адаптированной

системы

непрерывного

образования и самообразования педагогических работников, направленной

на

повышение

профессионально-педагогической

компетентности

в

освоении инноваций;

реализация

системы

организационно-процедурных

механизмов

выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

• осуществление системы управленческой поддержки образовательных

инициатив и педагогического творчества;

• внедрение методики экспертизы инноваций;

разработка

и

введение

нормативов

оценивания

инновационно-

педагогической деятельности;

внедрение

технологии

определения

эффективности

управления

инновационным процессом;

• введение и осуществление дополнительных образовательных услуг.

5.

Содержание и функции педагогической диагностики

Самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии

своего развития, цели, содержания, организации и методов работы, право

педагогов на творчество, право студентов на выбор учебного заведения,

профиля получения образования ставят новые задачи перед средним

профессиональным образованием. Ведущую роль в решении поставленных

задач играет мониторинг. Мониторинг включает аналитику, диагноз и

прогноз

тенденций

и

в

определенной

степени

дает

возможность

корректировать

изучаемые

объекты:

конкретное

образовательное

учреждение или отдельный компонент учебно-воспитательного процесса.

Мониторинг позволяет проводить системную диагностику количественных

и

качественных

характеристик

учебно-воспитательной

системы

образовательного учреждения; осуществлять поиск способов и методов

совершенствования

образовательного

процесса;

давать

комплексную

оценку эффективности внедрения государственного

образовательного

16

стандарта по специальности; оценивать традиционные и инновационные

образовательные

технологии;

изучать

и

анализировать

экспериментальные учебные планы, содержание учебных программ,

качество учебных пособий, дидактических и технических средств, включая

компьютерные технологии обучения в их целостном единстве.

1.

Мониторинг в учреждении среднего профессионального образования – это

специально организованный непрерывный процесс поиска и комплексного

анализа

показателей

с

целью

оперативного

диагностирования

и

прогнозирования состояния образовательной системы в соответствии с

поставленными

целями,

выработка

коррекционно-упреждающих

мер

управленческого воздействия.

2.

Применение мониторинга в учреждении среднего профессионального

образования позволяет обеспечить

оперативность, объективность и

надежность получаемой информации, дает возможность обрабатывать и

хранить данные, адекватно реагировать на возникающие проблемы и

принимать организационно-управленческие и педагогические решения,

обеспечивать развитие территориально-образовательной системы с учетом

интересов работодателей и создаваемых интегрированных структур.

3.

Целью мониторинга является обеспечение всех уровней управления

(федерального,

регионального,

муниципального)

информацией

о

подготовке специалистов среднего профессионально образования.

4.

Объектами мониторинга является образовательная среда учреждения,

образованность учеников.

5.

Субъекты мониторинга – лица, осуществляющие эту деятельность либо

причастные к ней в той или иной степени в соответствии со своими

правами

и

обязанностями,

а

также

все

субъекты,

наделенные

полномочиями на осуществление управленческих или иных аналогичных

функций в образовательной сфере.

6.

Мониторинг

выполняет

оценочные

(квалиметрические),

контрольно-

наблюдательные, управленческие, прогностические, информационные,

социальные функции.

7.

Критерии

мониторинга

степень

соответствия

каждого

объекта

мониторинга целям, задачам, нормам, требованиям, а также изменение его

состояния (тенденции «+», «-»).

8.

Мониторинг охватывает

все структуры, отделы, службы учреждения

среднего

профессионального

образования,

включая

индивидуальные

показатели обучающихся.

9.

Весьма разнообразны источники информации, которые могут быть

использованы для мониторинга: статистические данные, социологические

исследования, материалы аттестации и аккредитации учебного заведения,

отчеты председателей государственных аттестационных комиссий по

специальностям,

результаты

итоговой

государственной

аттестации

выпускников, а также конкурсов, олимпиад среди студентов учебного

заведения;

материалы

аттестации

научно-педагогических

кадров,

тестирования абитуриентов и студентов среднего учебного заведения.

17

10.Результаты мониторинга оцениваются с помощью метода сравнительной

оценки (сравнение с нормами качества среднего профессионального

образования),

экспертизы

(внутренней

и

внешней),

анкетирования

студентов,

родителей,

представителей

предприятий,

учреждений,

организаций на предмет их удовлетворенности качеством подготовки

специалистов среднего профессионального образования.

11.Средствами оценки

результатов

мониторинга являются тестовые

средства,

оценочные

моделирующие

практическую

деятельность

выпускников

учебного

заведения,

а

также

социологический

инструментарий.

12.Результаты мониторинга находят отражение в ежегодном аналитическом

докладе

о

подготовке

специалистов

среднего

профессионального

образования,

издании

учебно-методических

пособий,

методических

рекомендаций

13.При проведении мониторинга в учреждении среднего профессионального

образования

учитываются

характеристика

учебного

заведения,

качественный состав абитуриентов, качество подготовки специалистов,

востребованность

выпускников

на

региональном

рынке

труда,

квалификация педагогических кадров, содержание профессионального

образования, научная и инновационная работа преподавателей, охрана и

укрепление здоровья обучающихся,

информационно-методическое

и

материально-техническое обеспечение, управление учреждением среднего

профессионально образования.

14.Так, например, характеристика учебного заведения включает рейтинг

учебного заведения в системе средних специальных учебных заведений в

регионе; рейтинг учебного заведения

среди ссузов РФ аналогичного

профиля; контингент и численность студентов и их распределение по

специальностям, по формам

обучения (очная, заочная, экстернат, по

индивидуальному

плану);

прием

в

учебное

заведение

(профориентационная

работа,

связь

со

школами,

предприятиями

учреждениями,

организациями,

работа

подготовительных

курсов),

вступительный конкурс (по специальностям), движение студентов (отсев и

миграция); количество студентов, сочетающих обучение с работой;

количество выпускников, продолжающих обучение в вузе по очной и

заочной формам обучения.

15. Качественный состав абитуриентов предполагает анализ

результатов

доколледжного образования (средний балл по аттестату), результатов

сдачи

вступительных

экзаменов,

тестирования,

собеседования

с

поступающими

возрастного

состава,

результатов

социологического

опроса,

направленного

на

выявление

мотивации

абитуриентов

к

получению

профессионального

образования,

социального

и

материального положения

поступающих (количество поступивших из

малообеспеченных, неполных семей, детей-сирот, детей-инвалидов).

16.Анализируя качество подготовки специалистов, учитываем результаты

текущей успеваемости, контрольного тестирования в ходе промежуточной

18

и

итоговой

аттестацией,

результаты

государственных

экзаменов,

результаты

защиты

выпускных

квалификационных

работ,

итоговые

результаты успеваемости выпускников (средний балл из приложения к

диплому), количество дипломов с отличием, количество выпускников,

продолжающих обучение в вузе, результаты социологического опроса

будущих специалистов о качестве их подготовки, экспертизы о качестве

подготовки специалистов, социологического опроса преподавателей.

17.Анализ

востребования выпускников на

региональном

рынке

труда

предполагает прогнозирование трудоустройства выпускников в течение

трех, шести месяцев и одного года после получения диплома, обращение в

службы занятости, соответствие полученного образования месту работы,

отзыв работодателей, результаты опроса выпускников и работодателей.

18.Характеризуя квалификацию педагогических кадров, обращаем внимание

на учебную нагрузку, качественный состав преподавателей (количество

преподавателей, имеющих ученую степень, высшую первую, вторую

квалификационные

категории),

стаж

работы

в

учебном

заведении,

послевузовское образование

преподавателей за последние пять лет

(количество

преподавателей,

прошедших

курсовую

переподготовку,

повышение квалификации, обучающихся в аспирантуре, защитивших

диссертации), возрастной состав преподавателей.

6.

Прогнозируемые результаты

Организация четкой структуры жизнедеятельности колледжа, где все

должно

взаимодействовать

студенты,

преподаватели,

кафедры,

администрация, директор.

Приведение в соответствие с ФГОС СПО всех нормативных, учебно-

планирующих документов и внедрение их в образовательный процесс.

(Разработаны устав, положения всех структурных подразделений, учебные

планы

к

каждой

специальности,

учебные

программы

по

всем

дисциплинам, а также их дидактическое обеспечение.)

Поиск новых решений, организация исследовательской работы; прежде

всего это:

приобщение студентов к самостоятельной исследовательской

работе;

знакомство с аппаратом научного исследования и его этапами;

обучение навыкам написания научно-учебного исследования;

развитие

языковой

культуры,

в

том

числе

и

профессионально-

ориентированной речи, что обеспечивает функциональную грамотность и

отражается

в

курсовых

и

дипломных

проектах

и

на

итоговой

государственной аттестации.

Исследование в области специальных дисциплин, разработка и внедрение

новых педагогических технологий, ведение нестандартных форм обучения,

организация и ведение самого эксперимента.

Повышение профессионального уровня преподавателей через курсы

повышения квалификации, обмен опытом в виде стажировок в других

19

учебных заведениях, проведение «мастер-классов» на республиканском,

региональном и международном уровнях.

Обобщение опыта работы преподавателей через творчество наших

студентов (концерты и театрализованные мероприятия, работа творческих

коллективов и студенческих театров, участие в семинарах, конференциях

республиканского, регионального, международного уровня).

Участие

преподавателей

в

педагогических

чтениях,

конкурсах

педагогического мастерства, научно-практических конференциях всех

уровней; разработка методических и учебных пособий, учебных и

методических материалов к дисциплинам и многое другое.

Организация

научной

работы

преподавателей,

которая

является

обобщением результатов всех направлений деятельности в колледже.

Цель работы учебно-методического отдела в 2010-2011 учебном

году:

создание оптимальных условий для реализации компетентностного и

личностно ориентированного подхода в профессиональном образовании.

Задачи учебно-методического отдела:

формирование

инновационной

направленности

в

деятельности

педагогического коллектива колледжа.

повышение

уровня

теоретической

(предметной),

психолого-

педагогической и практической подготовки преподавателей.

организация работы по изучению новых образовательных программ,

учебных планов, образовательных государственных стандартов.

обогащение

новыми

педагогическими

технологиями,

формами

и

методами обучения и воспитания.

организация работы по изучению новых нормативных документов,

инструктивно-методических материалов.

оказание методической помощи преподавателям на диагностической,

индивидуализированной, дифференцированной основе.

оказание консультативной помощи в организации самообразования.

создание

условий

для

повышения

уровня

профессионально-

педагогической компетентности преподавателя.

организация и проведение мониторинговых исследований в целях

совершенствования деятельности педагога.

Многообразие

организационно-содержательных

форм

методической работы в колледже можно условно представить в виде

циклов, т.е. объединенных единой направленностью мероприятий в рамках

системы методической деятельности. Основные из них:

работа по повышению квалификации преподавателей (курсовая

подготовка и переподготовка, стажировка, организация необходимых

20

условий для прохождения аттестации, методические семинары, научно-

практические конференции, единая методическая неделя, предметные

недели);

работа

с

молодыми

педагогами

(закрепление

наставничества,

индивидуальные

консультации,

постоянный

методический

семинар

молодого педагога);

работа над единой методической целью

(выбор темы на основе

предварительной диагностики с учетом современных тенденций развития

профессионального образования, уровня развития коллектива, наличия

предварительных наработок, существующего педагогического опыта;

дальнейшее изучение методической литературы и накопление опыта;

обучение и изучение, осмысление уровня использования опыта по теме

работы, групповое применение, обобщение на колледжном и другом

уровне);

организация обобщения и распространения передового опыта;

организация

работы

учебно-методических

объединений

преподавателей, предметно-цикловых комиссий, творческих групп;

координация работы по совершенствованию содержания образования,

которая

включает

в

себя

работу

с

учебным

планом,

работу

по

образовательным стандартам; разработку новых программ в соответствии

с осуществлением компетентностного подхода в обучении, коррекцию

содержания образования;

координация научно-исследовательской деятельности преподавателей

и студентов.

В данных условиях основной функцией методической работы была

определена

деятельность

по

обеспечению

условий

развития

педагогического

коллектива

и

его

профессионально-творческого

потенциала.

По

основным

направлениям

работы

достигнуты

следующие

результаты.

Программно-методическая деятельность:

1.

координация

работы

по

совершенствованию

содержания

образования (работа с учебным планом, образовательными стандартами,

включая стандарты третьего поколения, работа в УМО преподавателей по

разработке систем компетенций, компетентностной модели выпускника,

изучение нормативно-инструктивной документации);

2.

составление

преподавателями

рабочих

программ,

КТП

в

соответствии

с

требованиями

Государственного

образовательного

стандарта;

3.

разработка УМК дисциплины, УМК классного руководителя,

УМК

заведующего

отделением,

УМК

преподавателя,

работа

над

составлением профессионального образовательного модуля;

21

4.

создание

преподавателями

электронных

учебников

и

электронных учебно-методических пособий;

5.

организация

внеаудиторной

деятельности

студентов

по

дисциплине (олимпиады, конкурсы, экскурсии);

6.

создание

заведующими

УМО

нормативно-правовой

документации,

организация

деятельности

УМО

преподавателей,

направленной на реализацию основных образовательных программ;

7.

представление преподавателями методических разработок по

итогам Недели качества и

смотра-конкурса «Лучшая кафедра» в

номинации «Методическая работа. Документирование».

Повышение квалификации преподавателей:

1.

Деятельность семинара молодого преподавателя в 2010-2011

учебном году была направлена на оказание практической помощи

преподавателям по вопросам методики преподавания дисциплины, по

общим вопросам организации образовательного процесса, по проблемам

психолого-педагогического сопровождения. В ходе работы семинара были

рассмотрены

следующие вопросы:

правила внутреннего

распорядка

колледжа,

единые

требования

к

организации

учебных

занятий,

к

заполнению учебной документации, структура и формирование УМК,

современные педагогические технологии, организация воспитательной

работы.

Молодыми

педагогами

посещались

занятия

опытных

преподавателей. По итогам работы семинара молодыми педагогами были

представлены проекты к защите.

2.

Работа школы педагогического мастерства в 2010-2011 учебном

году была направлена на создание условий для непрерывного развития

преподавателей,

совершенствование

их

профессиональной

компетентности. На занятиях школы педагогического мастерства были

рассмотрены вопросы: интерактивные формы обучения на учебном

занятии (интерактивная доска и ее обучающие ресурсы), внедрение

инновационных образовательных технологий в образовании, модульно-

компетентностный подход в образовании, применение информационных

технологий в процессе обучения

3.

Курсы повышения квалификации в 2010-2011 учебном году

прошли

Готра

Л.В.

Москва,

ФГОУ

Академия

повышения

квалификации

и

профессиональной

переподготовки

работников

образования

по

направлению "Рекомендации по разработке основных образовательных

программ в соответствии со стандартами третьего поколения"

Кильдюшева В.Г. Москва, ФГОУ Академия повышения квалификации и

профессиональной

переподготовки

работников

образования

по

направлению "Рекомендации по разработке основных образовательных

программ в соответствии со стандартами третьего поколения"

22

Попова В.В. ОАО "Невинномысский Азот", стажировка 72 часа

Слюсаренко Е.А. ОАО "Невинномысский Азот", стажировка 72 часа

Готра Л.В.

ГОУ ВПО "Кубанский государственный университет" по

направлению

"Современные педагогические технологии в условиях

внедрения

инновационных

программ

в

учреждениях

среднего

профессионального образования"

Новичкова Е.П. ГОУ ВПО "Кубанский государственный университет" по

направлению

"Современные педагогические технологии в условиях

внедрения

инновационных

программ

в

учреждениях

среднего

профессионального образования»

Берлова Л.И. Ставрополь ГОУ ВПО "Ставропольский государственный

университет" по направлению "Образовательные технологии в условиях

реализации компетентностного подхода в системе начального и среднего

профессионального образования"

Куликова И.А. Ставрополь ГОУ ВПО "Ставропольский государственный

университет" по направлению "Образовательные технологии в условиях

реализации компетентностного подхода в системе начального и среднего

профессионального образования"

Систематизация документооборота в рамках методической работы

преподавателя

Методическим отделом разработаны «Методические рекомендации для

преподавателей по выполнению и оформлению учебных и методических

изданий»,

разработаны

единые

требования

для

оформления

КТП,

экзаменационных вопросов, билетов, систематизированы требования по

оформлению и содержанию дипломных проектов студентов, разработан

методический портфолио преподавателя.

Координация

деятельности

учебно-методических

объединений

преподавателей

1.

перспективное планирование деятельности УМО

2.

контроль составления календарно-тематических планов в соответствии

с учебным планом, рабочими программами

3.

организация мероприятий УМО в рамках общеколледжных

Изучение, обобщение и распространение передового опыта творчески

работающих преподавателей

1.

Посещение учебных занятий молодыми педагогами

23

2.

Выступления по определенным вопросам на семинаре молодого

преподавателя

3.

Обобщение и защита опыта работы в ходе аттестации на заявленную

квалификационную категорию

Внутриколледжный контроль. Работа экспертов.

В течение 2010-2011 учебного года эксперты посещали учебные

занятия преподавателей с определенной целью.

Объекты

контроля:

деятельность

преподавателя,

деятельность

студента.

Предметы контроля:

Октябрь

1.

Уровень готовности молодых преподавателей к обучению студентов,

оказание методической помощи.

2.

Уровень

профессиональной

компетентности

аттестующихся

преподавателей.

3.

Общий уровень готовности студентов первого курса к обучению в

колледже.

Ноябрь

1.

Уровень

профессиональной

компетентности

аттестующихся

преподавателей.

2.

Методика проведения лекционных занятий.

Декабрь

1.

Методика проведения лабораторно-практических занятий.

2.

Организация познавательной деятельности студентов на учебном

занятии.

Январь – февраль

1.

Уровень

профессиональной

компетентности

аттестующихся

и

малоопытных преподавателей.

2.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном

процессе.

Март

1.

Степень адаптации студентов первых курсов к новому виду учебной

деятельности.

2.

Активизация мыслительной деятельности студента на учебном занятии.

Апрель

1.

Методика проведения лекционных занятий.

2.

Дидактическое обеспечение учебного занятия.

Май

1.

Методика проведения лабораторно-практических занятий.

2.

Контроль знаний, уровень педагогической и методической компетентности

преподавателя, работа с неуспевающими студентами.

Аттестация педагогических работников

В соответствии с планом работы аттестующихся преподавателей на

2010-2011

учебный

год

в

целях

повышения

квалификации

и

24

совершенствования

профессиональной

компетентности

проведены

мероприятия

по

изучению

нормативно-правовой

документации,

регламентирующей

аттестацию

педработников,

в

соответствии

с

индивидуальным

планом

работы

по

подготовке

к

аттестации

преподаватели провели открытые мероприятия, выступали на семинарах,

ШПМ,

педсоветах,

оформили

творческие

отчеты,

представили

методические материалы к аттестации, участвовали в защите заявленной

квалификационной категории.

В соответствии с планом работы аттестационной комиссии колледжа

на 2010-2011 учебный год были проведены мероприятия, направленные на

создание

оптимальных

условий

для

повышения

профессиональной

компетентности

преподавателей

и

аттестации

на

заявленную

квалификационную

категорию,

что

позволило

выявить

уровень

соответствия

профессиональной

компетентности,

продуктивности

деятельности педагогов заявленной квалификационной категории, оценить

уровень их коммуникативной и исполнительской культуры.

Среди

положительных

результатов

учебно-методической

работы

следует отметить:

1)

активное проведение предметно-методических мероприятий в течение

всего

учебного

года,

способствовавших

одновременно

развитию

мотивации

студентов,

сплочению

педагогов,

развитию

их

профессионально-творческих способностей, накоплению и презентации

позитивного педагогического опыта;

2)

организация работы с ФГОС третьего поколения по специальностям

колледжа, разработка преподавателями УМО компетентностной модели

выпускника,

работа

над

проектированием

компетентностно

ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей),

практик в составе основных образовательных программ, реализующих

ФГОС СПО,

3)

оказание методической помощи преподавателям на диагностической,

индивидуализированной, дифференцированной основе;

4)

работа

по

повышению

квалификации

преподавателей

(курсовая

подготовка и переподготовка, стажировка, организация необходимых

условий для прохождения аттестации, методические семинары);

5)

участие преподавателей и студентов в конференциях городского и

регионального уровней.

Основные выводы, проблемы, новые задачи

Несмотря на отмеченные выше успехи методической работы, остается

актуальным и ряд проблем, решению которых необходимо уделить особое

внимание в последующем:

1.

низкая активность педагогов в овладении и использовании широкого

спектра современных педагогических технологий,

25

2.

недостаточное оснащение методкабинета, затрудняющее реализацию

его сервисной функции,

3.

низкий

уровень

активности

преподавателей

в

организации

исследовательской деятельности студентов,

4.

низкая эффективность системы мер по повышению методической

грамотности преподавательского состава,

5.

недостаточный уровень обратной связи учебно-методического отдела с

преподавателями посредством заведующих УМО.

Среди первоочередных задач, стоящих перед учебно-методическим

отделом, следует определить:

1.

Необходимость расширения представлений педагогов о содержании

собственной

и

общеколледжной

системы

методической

работы,

активизация деятельности УМО преподавателей, а также инициативных,

творческих, проблемных групп и лабораторий педагогов.

2.

Организация

деятельности

преподавателей

колледжа

в

рамках

реализации единой методической темы.

3.

Совершенствование

системы

непрерывного

профессионально-

педагогического

образования

и

самообразования

учителей,

совершенствования предметно-педагогической компетентности прежде

всего через постоянно действующие проблемно-методические семинары, в

том числе по вопросам теории и методики преподавания с учетом

особенностей компетентностного подхода в профессиональном обучении.

4.

Обеспечение методического сопровождения перехода на новую модель

организации педагогической деятельности в соответствии с требованиями

ФГОС третьего поколения.

5.

Дальнейшее

оснащение

и

развитие

учебно-методической

базы

колледжа, в том числе обновление библиотечного фонда.

26



В раздел образования