Автор: Люлина Татьяна Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ СШ №6
Населённый пункт: г. Кстово
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа коррекционно - развивающей деятельности с обучающимися девиантного поведения «Точка опоры»
Раздел: среднее образование
Департамент образования администрации
Кстовского муниципального района
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Программа
коррекционно - развивающей деятельности
с обучающимися девиантного поведения
«Точка опоры»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Составитель:
педагог – психолог
МОАУ № 6
Люлина Т.В.
Кстово, 2021 год
1
Пояснительная записка
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм,
приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в
центр
внимания
педагогов,
психологов,
медиков,
работников
правоохранительных
органов.
Рост
девиаций
в
поведении
учащихся
образовательных учреждений предопределил на государственном уровне
постановку и решение вопроса о профилактике девиантного поведения среди
учащихся, не достигших 18-летнего возраста. Ребенок изначально открытый и
устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип
поведения. В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и
нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем
более следовать общепринятым нормам поведения, неумение регулировать и
контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным
последствиям. Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда,
одежда, дом), деградирует культура общения в семье. А ведь известно, что семья
является важной и, по сути, главной инстанцией на пути ребѐнка в жизнь. В
последнее время девиантное поведение часто прослеживается и у детей
младшего школьного возраста, а ведь именно в данном возрасте складываются
моральные аспекты поведения ребенка, формируются задатки личности, которой
в последствии предстоит жить в социуме самостоятельно. Девиантное поведение
не рождается сиюминутно, оно формируется еще в младшем возрасте. Школа
как один их важных институтов в становлении личности ребенка может
повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни.
Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может
уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Федеральные
государственные стандарты образования НОО, ООО, ставят задачу развивать
всестороннюю личность, адаптированную к жизни в социуме, у которой
сформированы и развиты навыки жизненной компетентности, это возможно
только
при
создании
психологического
комфорта
в
образовательном
учреждении.Учитывая
рост
детей
с
девиантным
поведением
в
общеобразовательных учреждениях, возникает необходимость профилактики и
коррекции. Учитывая выше сказанное, данная программа является актуальной
для
образовательного
учреждения.
Социально-психологическая
программа
«Точка опоры» выступает как одна из мер психологической помощи подросткам
с проблемами социальной адаптации, направленная на развитие и усиление «Я»
подростка, формирование личности, обладающей достаточными ресурсами для
успешного решения возникающих проблем адекватными и конструктивными
способами.
2
Цель
данной программы – создание условий для развития жизненно
необходимых навыков и формирование адекватных, конструктивных способов
решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям у
подростков со сложностями социальной адаптации через взаимодействие со
сверстниками в условиях социально-психологического тренинга.
Достижение целей программы связано с решением следующих задач:
Развитие коммуникативных навыков
Формирование навыков самопознания
Обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных
ситуаций
Осознание личностных ценностей и ответственности за последствия своего
поведения
Создание условий для определения жизненных целей и самоопределения
Программа
предназначена
для
подростков
со
сложностями
социальной
адаптации, часто их относят к группе «трудных».
Возраст участников – 11-16 лет
Программа имеет определенную структуру и состоит из трех блоков:
Первый блок: «Сплочение и доверие»
Второй блок: «Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций»
Третий блок: «Жизненные ценности и перспективы»
Каждое занятие также имеет определенную структуру:
1.
Приветствие
2.
Начало работы
3.
Разминка
4.
Работа по теме
5.
Завершение занятия
6.
Прощание
Требования
к
материально-технической
базе
являются
минимальными
(карточки, бумага, карандаши, ручки, краски).
3
Методы работы:
Метод анализа конкретных ситуаций
Сюжетно-ролевые игры
Групповые дискуссии
Психогимнастические упражнения
Диагностические тесты
Тренинговые упражнения
Элементы арт-терапии
Функции программы:
1. Восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые
преобладали у детей и подростков до дезадаптации;
2. Компенсаторная – формирование у детей и подростков стремления
компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его
деятельности;
3. Стимулирующая – активизация положительной социально- полезной
деятельности детей и подростков, оказание эмоциональной поддержки.
4. Коррекционная – исправление отрицательных качеств, использование
методов
коррекции
поведения
(убеждение,
примеры,
тренинги,
психотерапевтические методики, консультирование).
Прогнозируемый результат:
Психологически здоровая, социально адаптированная личность, способная
самостоятельно
решать
личные
проблемы
и
проблемы
общества.
Педагогические показатели - повышение мотивации учения, успеваемость,
дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей
развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности.
Для контроля эффективности программы используются следующие методы
психологической диагностики:
Метод наблюдения
Психологическая беседа
Психологические тесты
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 учебный год (35учебных часов,
1 занятие в неделю).
Тематическое планирование
4
№ п/п
Темы занятий
Поставленные задачи
Содержание
Кол-во
часов
Первый блок «Сплочение и доверие»
Занятие
1
Я – это Я.
Дать возможность осознать свою
личностную
уникальность,
свои
чувства и возможности.
Упражнения
«Листок»,
«Профиль»,
«Описание
чувств»,
«Незаконченные
предложения».
Обратная связь
1
Занятие
2-3
Самоуважение.
Побудить
к
положительным
мыслям о самих себе и собственных
достижениях.
Дать
возможность
поделиться чувствами и мыслями о
себе,
рассказать
о
собственных
достижениях. Заострить внимание
на положительных чертах.
Упражнения
«Закончи
предложение
рисунком»,
«Комплимент»,
«Цель
на
неделю»,
«Мои
успехи».
Обратная связь
2
Занятие
4-5
Чувства.
Помочь осознать подросткам, что
мысли и чувства это не одно и то
же,
показать
необходимость
анализа
собственных
чувств
и
способы их регуляции.
Работа
по
картинкам
с
чувствами
(индивидуально).
Работа
по
картинкам
в
малых
группах.
Упражнение
«Перелицовка».
Обратная связь
2
Занятие
6-7
Контакт.
Познакомить
с
основными
приемами эффективного общения.
Сформировать умения и навыки
установления
контакта
в
межличностном общении.
Психогимнастиче
ское упражнение
«Заяц-заяц».
Упражнения
«Контакт»,
«Переманивания»
,
«Очередь»,
«Пожелание».
Обратная связь
2
Занятие
8-9
Учимся слушать и
понимать друг
друга.
Сформировать
доверительную
атмосферу
в
группе.
Развить
навыки
активного
слушания,
приема и передачи информации.
Психогимнастиче
ское упражнение
«Любопытный».
Упражнения
«Иностранец
и
переводчик»,
«Испорченный
телефон»,
«Пожелание».
2
5
Обратная связь
Занятие
10-11
Сплочение и
доверие.
Сформировать взаимное доверие и
умение
координировать
совместные действия.
Психогимнастиче
ские упражнения
«Приветствие»,
«Разделение
по
признаку».
Упражнения
«Связывание»,
«Доверяющее
падение».
Психогимнастиче
ское упражнение
«Подарок».
«Обратная связь»
2
Занятие
12-13
Мы команда.
Развить групповую сплоченность за
счет укрепления чувства «мы» и
интегрирования
навыков
вербального
и
невербального
общения
в
групповом
взаимодействии.
Психогимнастиче
ские упражнения
«Приветствие»,
«Ассоциация».
Упражнения
«Необитаемый
остров».
Обратная связь
2
Второй блок «Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций»
Занятие
14-15
Конфликт.
Проанализировать
сущность
конфликтов
и
причины
их
возникновения.
Помочь
осознать
стиль
своего
поведения
в
конфликте.
Научить
навыкам
конструктивного
разрешения
конфликтных ситуаций.
Психогимнастиче
ские упражнения
«Приветствие»,
«Толкачи».
Упражнения
«Конфликты»,
«Агресссивный
контакт».
Обратная связь
2
Занятие
16-18
Принятие
решений.
Рассмотреть
этапы
процесса
принятий решения. Предоставить
возможность
потренироваться
в
принятии решений.
Беседа
по
вопросам.
Упражнение
«Щелчок». Работа
с карточками по
проблемным
ситуациям.
Игра
«Последствия».
Обратная связь
3
Занятие
19-20
Стресс.
Познакомить с понятием стресса и
его стадиями, рассмотреть способы
борьбы со стрессом, предоставить
возможность потренировать навыки
борьбы со стрессом.
Мозговой штурм
«Что
такое
стресс?». Работа в
малых
группах,
беседа.
Упражнения
«Стрессовые
ситуации».
Мозговой штурм
2
6
«Как бороться со
стрессом?».
Упражнения
«Глубокое
дыхание»,
«Маятник», «Мне
нужна
помощь»
Обратная связь.
Занятие
21-23
Общение.
Обсудить
признаки
плохого
и
хорошего
умения
слушать,
отработать
умение
хорошо
слушать.
Продемонстрировать
подросткам
необходимость
гибкости в общении.
Упражнения
«Аборигены»,
«Портрет
человека
слушающего»,
«Тройки»,
«Приглашение
и
отказ»,
«Интервью».
Притча
«Посещение
глухим
больного
соседа». Обратная
связь
3
Занятие
24-26
Взаимодействие с
окружающими.
Научить
подростков
успешно
сотрудничать
в
группе.
Сформировать
представления
о
себе, как о члене группы. Обсудить
необходимость
поддерживать
дружеские отношения.
Упражнение
«Путаница».
Притча
«Рай
и
ад». Упражнения
«Ищу
друга»,
«Помощь»,
«Группа»,
«Башня».
Обратная связь
3
Занятие
27-28
Без масок.
Развить навыки общения, умения
убеждать и распознавать обман,
умение говорить «нет», научить
противостоять
групповому
давлению.
Психогимнастиче
ские упражнения
«Приветствие»,
«Ассоциации
по
алфавиту».
Упражнения «Без
маски», «Волк и
семеро
козлят».
Обратная связь
2
Третий блок «Жизненные ценности и перспективы»
Занятие
29-31
Ценности и
последствия.
Помочь
осознать
личностные
ценности
и
личную
ответственность
за
последствия
своего поведения.
Сформировать
навыки
оценки
проблемной
ситуации и принятия решения.
Психогимнастиче
ские упражнения
«Приветствие»,
«Состояние».
Групповой
рисунок
«Домики».
Психогимнастиче
ское упражнение
3
7
«Пожелание».
Обратная связь
Занятие
32-34
Жизненные
перспективы.
Научить подростков ставить перед
собой реальные жизненные цели,
учитывая
свои
способности
и
желания.
Научить
находить
способы достижения желаемого.
Психогимнастиче
ские упражнения
«Приветствие»,
«Правда-ложь».
Ролевые
игры
«Мафия»,
«Путаница».
Обратная связь
3
Занятие
35
Итоговое занятие.
Получить обратную связь между
обучающимися
и
педагогом.
Диагностировать внутригрупповую
динамику
в
конце
работы.
Закрепить
полученные
навыки
принятия группового решения и
выработки стратегии выполнения
задачи групповой в целом.
Психогимнастиче
ские упражнения
«Приветствие»,
«Компот».
Упражнения
«Автопортрет»,
«Картина»,
«Пожелания».
Обратная связь
1
Общее количество часов
35 час.
Используемая литература:
8
1. И.А. Устюгова, И.Г. Сухогузова. Работа с подростками девиантного
поведения, -Волгоград: Учитель, 2013.-148 с.
2. Л.А. Головей. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие- СПб:
Речь, 2005-688 с.
3. И.В. Дубровина «Психологические программы развития личности в
подростковом и старшем школьном возрасте» «Академия» 2015 г.
4. Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин «Методика предупреждения
отклоняющего поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н.К.Крупской, 2017г
5. «Психология формирования и развития личности», М: Наука 2011 г.
6. И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2013 г.
7. В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение 2012 г.
8. Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми.М., 1991г.
9. Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2017 г.
10. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг
[текст] / Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001. –210 с.
11. Клюева, Н.В. Учим детей общению [текст] /Н. В. Клюева, Ю. В.
Касаткина. – Ярославль: Академия развития,
12. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [текст] / Н. Л.
Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 182 с.
13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998 г.
14. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного
поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003 г.
15. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.:
"Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с.
16. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей:
альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2011 г.
17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис,
2010 г.
9