Напоминание

Программа коррекционно - развивающей деятельности с обучающимися девиантного поведения «Точка опоры»


Автор: Люлина Татьяна Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ СШ №6
Населённый пункт: г. Кстово
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа коррекционно - развивающей деятельности с обучающимися девиантного поведения «Точка опоры»
Раздел: среднее образование





Назад




Департамент образования администрации

Кстовского муниципального района

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Программа

коррекционно - развивающей деятельности

с обучающимися девиантного поведения

«Точка опоры»

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Составитель:

педагог – психолог

МОАУ № 6

Люлина Т.В.

Кстово, 2021 год

1

Пояснительная записка

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм,

приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в

центр

внимания

педагогов,

психологов,

медиков,

работников

правоохранительных

органов.

Рост

девиаций

в

поведении

учащихся

образовательных учреждений предопределил на государственном уровне

постановку и решение вопроса о профилактике девиантного поведения среди

учащихся, не достигших 18-летнего возраста. Ребенок изначально открытый и

устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип

поведения. В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и

нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем

более следовать общепринятым нормам поведения, неумение регулировать и

контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным

последствиям. Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда,

одежда, дом), деградирует культура общения в семье. А ведь известно, что семья

является важной и, по сути, главной инстанцией на пути ребѐнка в жизнь. В

последнее время девиантное поведение часто прослеживается и у детей

младшего школьного возраста, а ведь именно в данном возрасте складываются

моральные аспекты поведения ребенка, формируются задатки личности, которой

в последствии предстоит жить в социуме самостоятельно. Девиантное поведение

не рождается сиюминутно, оно формируется еще в младшем возрасте. Школа

как один их важных институтов в становлении личности ребенка может

повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни.

Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может

уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Федеральные

государственные стандарты образования НОО, ООО, ставят задачу развивать

всестороннюю личность, адаптированную к жизни в социуме, у которой

сформированы и развиты навыки жизненной компетентности, это возможно

только

при

создании

психологического

комфорта

в

образовательном

учреждении.Учитывая

рост

детей

с

девиантным

поведением

в

общеобразовательных учреждениях, возникает необходимость профилактики и

коррекции. Учитывая выше сказанное, данная программа является актуальной

для

образовательного

учреждения.

Социально-психологическая

программа

«Точка опоры» выступает как одна из мер психологической помощи подросткам

с проблемами социальной адаптации, направленная на развитие и усиление «Я»

подростка, формирование личности, обладающей достаточными ресурсами для

успешного решения возникающих проблем адекватными и конструктивными

способами.

2

Цель

данной программы – создание условий для развития жизненно

необходимых навыков и формирование адекватных, конструктивных способов

решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям у

подростков со сложностями социальной адаптации через взаимодействие со

сверстниками в условиях социально-психологического тренинга.

Достижение целей программы связано с решением следующих задач:

Развитие коммуникативных навыков

Формирование навыков самопознания

Обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных

ситуаций

Осознание личностных ценностей и ответственности за последствия своего

поведения

Создание условий для определения жизненных целей и самоопределения

Программа

предназначена

для

подростков

со

сложностями

социальной

адаптации, часто их относят к группе «трудных».

Возраст участников – 11-16 лет

Программа имеет определенную структуру и состоит из трех блоков:

Первый блок: «Сплочение и доверие»

Второй блок: «Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций»

Третий блок: «Жизненные ценности и перспективы»

Каждое занятие также имеет определенную структуру:

1.

Приветствие

2.

Начало работы

3.

Разминка

4.

Работа по теме

5.

Завершение занятия

6.

Прощание

Требования

к

материально-технической

базе

являются

минимальными

(карточки, бумага, карандаши, ручки, краски).

3

Методы работы:

Метод анализа конкретных ситуаций

Сюжетно-ролевые игры

Групповые дискуссии

Психогимнастические упражнения

Диагностические тесты

Тренинговые упражнения

Элементы арт-терапии

Функции программы:

1. Восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые

преобладали у детей и подростков до дезадаптации;

2. Компенсаторная – формирование у детей и подростков стремления

компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его

деятельности;

3. Стимулирующая – активизация положительной социально- полезной

деятельности детей и подростков, оказание эмоциональной поддержки.

4. Коррекционная – исправление отрицательных качеств, использование

методов

коррекции

поведения

(убеждение,

примеры,

тренинги,

психотерапевтические методики, консультирование).

Прогнозируемый результат:

Психологически здоровая, социально адаптированная личность, способная

самостоятельно

решать

личные

проблемы

и

проблемы

общества.

Педагогические показатели - повышение мотивации учения, успеваемость,

дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей

развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы

психологической диагностики:

Метод наблюдения

Психологическая беседа

Психологические тесты

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 учебный год (35учебных часов,

1 занятие в неделю).

Тематическое планирование

4

№ п/п

Темы занятий

Поставленные задачи

Содержание

Кол-во

часов

Первый блок «Сплочение и доверие»

Занятие

1

Я – это Я.

Дать возможность осознать свою

личностную

уникальность,

свои

чувства и возможности.

Упражнения

«Листок»,

«Профиль»,

«Описание

чувств»,

«Незаконченные

предложения».

Обратная связь

1

Занятие

2-3

Самоуважение.

Побудить

к

положительным

мыслям о самих себе и собственных

достижениях.

Дать

возможность

поделиться чувствами и мыслями о

себе,

рассказать

о

собственных

достижениях. Заострить внимание

на положительных чертах.

Упражнения

«Закончи

предложение

рисунком»,

«Комплимент»,

«Цель

на

неделю»,

«Мои

успехи».

Обратная связь

2

Занятие

4-5

Чувства.

Помочь осознать подросткам, что

мысли и чувства это не одно и то

же,

показать

необходимость

анализа

собственных

чувств

и

способы их регуляции.

Работа

по

картинкам

с

чувствами

(индивидуально).

Работа

по

картинкам

в

малых

группах.

Упражнение

«Перелицовка».

Обратная связь

2

Занятие

6-7

Контакт.

Познакомить

с

основными

приемами эффективного общения.

Сформировать умения и навыки

установления

контакта

в

межличностном общении.

Психогимнастиче

ское упражнение

«Заяц-заяц».

Упражнения

«Контакт»,

«Переманивания»

,

«Очередь»,

«Пожелание».

Обратная связь

2

Занятие

8-9

Учимся слушать и

понимать друг

друга.

Сформировать

доверительную

атмосферу

в

группе.

Развить

навыки

активного

слушания,

приема и передачи информации.

Психогимнастиче

ское упражнение

«Любопытный».

Упражнения

«Иностранец

и

переводчик»,

«Испорченный

телефон»,

«Пожелание».

2

5

Обратная связь

Занятие

10-11

Сплочение и

доверие.

Сформировать взаимное доверие и

умение

координировать

совместные действия.

Психогимнастиче

ские упражнения

«Приветствие»,

«Разделение

по

признаку».

Упражнения

«Связывание»,

«Доверяющее

падение».

Психогимнастиче

ское упражнение

«Подарок».

«Обратная связь»

2

Занятие

12-13

Мы команда.

Развить групповую сплоченность за

счет укрепления чувства «мы» и

интегрирования

навыков

вербального

и

невербального

общения

в

групповом

взаимодействии.

Психогимнастиче

ские упражнения

«Приветствие»,

«Ассоциация».

Упражнения

«Необитаемый

остров».

Обратная связь

2

Второй блок «Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций»

Занятие

14-15

Конфликт.

Проанализировать

сущность

конфликтов

и

причины

их

возникновения.

Помочь

осознать

стиль

своего

поведения

в

конфликте.

Научить

навыкам

конструктивного

разрешения

конфликтных ситуаций.

Психогимнастиче

ские упражнения

«Приветствие»,

«Толкачи».

Упражнения

«Конфликты»,

«Агресссивный

контакт».

Обратная связь

2

Занятие

16-18

Принятие

решений.

Рассмотреть

этапы

процесса

принятий решения. Предоставить

возможность

потренироваться

в

принятии решений.

Беседа

по

вопросам.

Упражнение

«Щелчок». Работа

с карточками по

проблемным

ситуациям.

Игра

«Последствия».

Обратная связь

3

Занятие

19-20

Стресс.

Познакомить с понятием стресса и

его стадиями, рассмотреть способы

борьбы со стрессом, предоставить

возможность потренировать навыки

борьбы со стрессом.

Мозговой штурм

«Что

такое

стресс?». Работа в

малых

группах,

беседа.

Упражнения

«Стрессовые

ситуации».

Мозговой штурм

2

6

«Как бороться со

стрессом?».

Упражнения

«Глубокое

дыхание»,

«Маятник», «Мне

нужна

помощь»

Обратная связь.

Занятие

21-23

Общение.

Обсудить

признаки

плохого

и

хорошего

умения

слушать,

отработать

умение

хорошо

слушать.

Продемонстрировать

подросткам

необходимость

гибкости в общении.

Упражнения

«Аборигены»,

«Портрет

человека

слушающего»,

«Тройки»,

«Приглашение

и

отказ»,

«Интервью».

Притча

«Посещение

глухим

больного

соседа». Обратная

связь

3

Занятие

24-26

Взаимодействие с

окружающими.

Научить

подростков

успешно

сотрудничать

в

группе.

Сформировать

представления

о

себе, как о члене группы. Обсудить

необходимость

поддерживать

дружеские отношения.

Упражнение

«Путаница».

Притча

«Рай

и

ад». Упражнения

«Ищу

друга»,

«Помощь»,

«Группа»,

«Башня».

Обратная связь

3

Занятие

27-28

Без масок.

Развить навыки общения, умения

убеждать и распознавать обман,

умение говорить «нет», научить

противостоять

групповому

давлению.

Психогимнастиче

ские упражнения

«Приветствие»,

«Ассоциации

по

алфавиту».

Упражнения «Без

маски», «Волк и

семеро

козлят».

Обратная связь

2

Третий блок «Жизненные ценности и перспективы»

Занятие

29-31

Ценности и

последствия.

Помочь

осознать

личностные

ценности

и

личную

ответственность

за

последствия

своего поведения.

Сформировать

навыки

оценки

проблемной

ситуации и принятия решения.

Психогимнастиче

ские упражнения

«Приветствие»,

«Состояние».

Групповой

рисунок

«Домики».

Психогимнастиче

ское упражнение

3

7

«Пожелание».

Обратная связь

Занятие

32-34

Жизненные

перспективы.

Научить подростков ставить перед

собой реальные жизненные цели,

учитывая

свои

способности

и

желания.

Научить

находить

способы достижения желаемого.

Психогимнастиче

ские упражнения

«Приветствие»,

«Правда-ложь».

Ролевые

игры

«Мафия»,

«Путаница».

Обратная связь

3

Занятие

35

Итоговое занятие.

Получить обратную связь между

обучающимися

и

педагогом.

Диагностировать внутригрупповую

динамику

в

конце

работы.

Закрепить

полученные

навыки

принятия группового решения и

выработки стратегии выполнения

задачи групповой в целом.

Психогимнастиче

ские упражнения

«Приветствие»,

«Компот».

Упражнения

«Автопортрет»,

«Картина»,

«Пожелания».

Обратная связь

1

Общее количество часов

35 час.

Используемая литература:

8

1. И.А. Устюгова, И.Г. Сухогузова. Работа с подростками девиантного

поведения, -Волгоград: Учитель, 2013.-148 с.

2. Л.А. Головей. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие- СПб:

Речь, 2005-688 с.

3. И.В. Дубровина «Психологические программы развития личности в

подростковом и старшем школьном возрасте» «Академия» 2015 г.

4. Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин «Методика предупреждения

отклоняющего поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н.К.Крупской, 2017г

5. «Психология формирования и развития личности», М: Наука 2011 г.

6. И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с

проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2013 г.

7. В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение 2012 г.

8. Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми.М., 1991г.

9. Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2017 г.

10. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг

[текст] / Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001. –210 с.

11. Клюева, Н.В. Учим детей общению [текст] /Н. В. Клюева, Ю. В.

Касаткина. – Ярославль: Академия развития,

12. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [текст] / Н. Л.

Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 182 с.

13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998 г.

14. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного

поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003 г.

15. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.:

"Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с.

16. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей:

альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2011 г.

17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и

упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис,

2010 г.

9



В раздел образования