Напоминание

"Окружающий мир"


Автор: Лемякина Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №117
Населённый пункт: Город Волгоград
Наименование материала: Пояснительная записка
Тема: "Окружающий мир"
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе

следующих документов:

1.

Примерная программа Окружающий мир 1-4 классы / Министерство

образования и науки Российской Федерации – Москва: Просвещение, 2015.

2.

А.А. Плешаков «Окружающий мир». Рабочие программы. Предметная линия

УМК «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных

организаций - Москва: Просвещение,2015

3.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СШ

№ 117.

В соответствии с Учебным планом МОУ СШ №117 реализация рабочей программы по

предмету «Окружающий мир» в 4 классе рассчитана на 68 часов в год.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебника:

Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ А.А.

Плешаков,Е.А.Крючкова - Москва: Просвещение,2021

)Содержание учебного предмет.

Земля и человечество ( 8ч.)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и

спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник

Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и

времен года.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью

глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его

влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в

истории. Историческая карта. Международная Красная книга.

Природа России (10ч.)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки

нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов,

зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности

природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к

условиям

обитания

в

разных

природных

зонах.

Особенности

хозяйственной

деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы

каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в

Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах

отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе

хозяйственной деятельности людей.

Родной край- часть большой страны (11 ч.)

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем

крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана

поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления

свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека.

Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места

и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).

Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие

растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах.

Охрана природных сообществ.

1

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.

Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство,

цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите

урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически

чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого

скота,

свиноводство,

птицеводство,

рыбоводство,

пчеловодство

и др.).

Породы

домашних животных.

Страницы Всемирной истории (4ч.)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное

общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о

чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом

крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир:

пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические

открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения

науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на

планете.

Страницы истории России ( 22 ч. )

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их

быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.

Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий

Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.

Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.

Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны

в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический

подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии

Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–

XVII веках.

Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при

Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф.

Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское

сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы

России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй –

последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование

СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов.

Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Современная Россия (13ч.)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в

современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное

устройство

России:

Президент,

Федеральное

Собрание,

Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные

праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр

Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,

исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина

России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих

представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о

государственном устройстве Российской Федерации;

• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и

гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с

достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

• осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской

гражданственности «Единство в многообразии»;

• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и

всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное

природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;

• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и

сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через

понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической

преемственности в жизни общества;

• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в

том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны,

изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении

её будущего*;

• осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в

соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной

деятельности и личностный смысл учения;

• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность

объектов природы, будущее России*;

• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и

родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и

родного края в различные периоды истории;

• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей

Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные

исторические периоды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе

при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном

разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к

материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным

достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и

духовых ценностей родной страны и родного края.

Учащиеся получит возможность научиться:

3

более глубокого представления о гражданской идентичности в форме осознания

«Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного

языка Российской Федерации — русского языка;

представления о личной ответственности за свои поступки на основе

понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям,

животным, окружающим людям;

осознания ценностей дружбы,

согласия, взаимопомощи, освоения норм

экологической этики;

способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе

взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных

проектов

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

сохранять учебную задачу в течение всего урока;

ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом

урока;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по

изучаемой теме;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для

раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

планировать свои действия;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей

работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые

коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и

регуляции своей деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе

урока при выполнении задания по просьбе учителя);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам

в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Учащиеся научатся:

понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными

знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах

для передачи информации;

4

осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека,

Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов

(художественных и познавательных);

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения

учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную

информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;

осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными

нормами;

проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении

рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических

задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

моделировать экологические связи в природных сообществах.

Учащийся получит возможность научиться:

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации,

схемы-рисунки;

фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий,

таблиц;

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,

рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании

рассказов. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и

вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать

вопросы;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,

вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов;

формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

аргументировать свою позицию;

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и

ориентироваться на позицию партнера в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

5

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не

хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении

заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом

возрастных особенностей, норм);

готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его

участников;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что

нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач;

достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую

партнёру.

Учащийся получит возможность научиться:

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на

полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста»,

«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно

учту» и др.;

составлять небольшие рассказы на заданную или самостоятельно выбранную

тему;

выступать на презентации проекта по заранее составленному плану;

высказывать

благодарность

взрослым

и

одноклассникам

за

помощь

и

сотрудничество при выполнении проекта;

составлять для одноклассников задания на предложенную учителем или

самостоятельно выбранную тему, комментировать и разъяснять предложенные

задания.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных

свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской

Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России,

узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов

России;

называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни

страны;

называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как

главы государства;

6

понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и

государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них —

Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные

примеры прав ребёнка;

раскрывать значение государственных символов России, находить их среди

государственных символов других стран;

называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны,

рассказывать о традициях и праздниках народов России;

рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

проводить несложные астрономические наблюдения;

изготавливать модели планет и созвездий;

использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной

Красной книги;

находить и показывать на физической карте России различные географические объекты,

на карте природных зон России — основные природные зоны;

объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать

характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых

в Красную книгу России;

выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с

помощью моделей;

оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие

экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и

национальных парков России;

давать краткую характеристику своего края;

различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться

атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой

природы;

давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с

помощью моделей;

оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных

сообществах;

рассказывать об охране природы в своём крае;

различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике

своего края;

приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники

информации о прошлом;

соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте

времени»;

читать историческую карту;

7

перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко

характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым

сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по

иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные

периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях

истории России;

соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых

важных событий в истории России;

составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать

суждения о них;

описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их

достопримечательности;

называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

раскрывать связь современной России с её историей;

использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и

подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни

общества

Учащийся получит возможность научиться:

понимать особую роль России в мировой истории, национальные свершения,

открытия, победы;

уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,

природе нашей страны, её современной жизни;

осознанию

целостности

окружающего

мира,

основам

экологической

грамотности, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы

и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной

среде;

доступным способам изучения природы и общества (наблюдение, запись,

измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из

семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном

пространстве);

устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Формы контроля

Текущий контроль успеваемости учащихся включает в себя поурочное,

тематическое оценивание результатов учебы учащихся. Формами текущего контроля

успеваемости учащихся являются:

- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов

(заданий). К письменным ответам относятся:

проверочные работы, практические

работы, письменные ответы на вопросы тестовых заданий, индивидуальные

и

коллективные проекты;

8

- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме

ответа, беседы, собеседования, пересказ текста, доклады и другое;

- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.

Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе.

9



В раздел образования