Автор: Лемякина Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №117
Населённый пункт: Город Волгоград
Наименование материала: Пояснительная записка
Тема: "Окружающий мир"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе
следующих документов:
1.
Примерная программа Окружающий мир 1-4 классы / Министерство
образования и науки Российской Федерации – Москва: Просвещение, 2015.
2.
А.А. Плешаков «Окружающий мир». Рабочие программы. Предметная линия
УМК «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций - Москва: Просвещение,2015
3.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СШ
№ 117.
В соответствии с Учебным планом МОУ СШ №117 реализация рабочей программы по
предмету «Окружающий мир» в 4 классе рассчитана на 68 часов в год.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебника:
Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ А.А.
Плешаков,Е.А.Крючкова - Москва: Просвещение,2021
)Содержание учебного предмет.
Земля и человечество ( 8ч.)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и
спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник
Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и
времен года.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью
глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его
влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в
истории. Историческая карта. Международная Красная книга.
Природа России (10ч.)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки
нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов,
зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности
природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к
условиям
обитания
в
разных
природных
зонах.
Особенности
хозяйственной
деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы
каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в
Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах
отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе
хозяйственной деятельности людей.
Родной край- часть большой страны (11 ч.)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем
крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана
поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления
свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека.
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места
и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).
Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие
растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах.
Охрана природных сообществ.
1
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство,
цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите
урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически
чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого
скота,
свиноводство,
птицеводство,
рыбоводство,
пчеловодство
и др.).
Породы
домашних животных.
Страницы Всемирной истории (4ч.)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное
общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о
чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом
крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир:
пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические
открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения
науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на
планете.
Страницы истории России ( 22 ч. )
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их
быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.
Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий
Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.
Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны
в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический
подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии
Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–
XVII веках.
Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при
Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф.
Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское
сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы
России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй –
последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование
СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов.
Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Современная Россия (13ч.)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в
современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное
устройство
России:
Президент,
Федеральное
Собрание,
Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,
исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
2
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих
представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о
государственном устройстве Российской Федерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и
гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с
достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
• осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской
гражданственности «Единство в многообразии»;
• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и
всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное
природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и
сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через
понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической
преемственности в жизни общества;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в
том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны,
изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении
её будущего*;
• осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в
соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной
деятельности и личностный смысл учения;
• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность
объектов природы, будущее России*;
• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и
родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и
родного края в различные периоды истории;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей
Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные
исторические периоды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе
при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном
разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным
достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и
духовых ценностей родной страны и родного края.
Учащиеся получит возможность научиться:
3
более глубокого представления о гражданской идентичности в форме осознания
«Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного
языка Российской Федерации — русского языка;
представления о личной ответственности за свои поступки на основе
понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям,
животным, окружающим людям;
осознания ценностей дружбы,
согласия, взаимопомощи, освоения норм
экологической этики;
способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных
проектов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом
урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей
работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе
урока при выполнении задания по просьбе учителя);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам
в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными
знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах
для передачи информации;
4
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека,
Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов
(художественных и познавательных);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения
учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными
нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении
рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических
задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации,
схемы-рисунки;
фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий,
таблиц;
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов. Коммуникативные
Учащиеся научатся:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и
вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать
вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и
ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
5
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую
партнёру.
Учащийся получит возможность научиться:
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
составлять небольшие рассказы на заданную или самостоятельно выбранную
тему;
выступать на презентации проекта по заранее составленному плану;
высказывать
благодарность
взрослым
и
одноклассникам
за
помощь
и
сотрудничество при выполнении проекта;
составлять для одноклассников задания на предложенную учителем или
самостоятельно выбранную тему, комментировать и разъяснять предложенные
задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных
свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской
Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России,
узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов
России;
называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни
страны;
называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как
главы государства;
6
понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и
государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них —
Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные
примеры прав ребёнка;
раскрывать значение государственных символов России, находить их среди
государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны,
рассказывать о традициях и праздниках народов России;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
изготавливать модели планет и созвездий;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной
Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные географические объекты,
на карте природных зон России — основные природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать
характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых
в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с
помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие
экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и
национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться
атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой
природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с
помощью моделей;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных
сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике
своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники
информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте
времени»;
читать историческую карту;
7
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко
характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым
сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по
иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные
периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях
истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых
важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать
суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их
достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и
подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни
общества
Учащийся получит возможность научиться:
понимать особую роль России в мировой истории, национальные свершения,
открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
осознанию
целостности
окружающего
мира,
основам
экологической
грамотности, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы
и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
доступным способам изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формы контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся включает в себя поурочное,
тематическое оценивание результатов учебы учащихся. Формами текущего контроля
успеваемости учащихся являются:
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов
(заданий). К письменным ответам относятся:
проверочные работы, практические
работы, письменные ответы на вопросы тестовых заданий, индивидуальные
и
коллективные проекты;
8
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме
ответа, беседы, собеседования, пересказ текста, доклады и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе.
9