Автор: Максеева Кадрия Рафхатовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Скальнинская СОШ"
Населённый пункт: п.Всесвятская
Наименование материала: "Использование ИКТ - технологий на уроках русского языка"
Тема: Использование ИКТ - технологий в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование
Использование ИКТ-технологий на уроках русского языка.
Применение информационных технологий в преподавании
русского языка и литературы - это не дань моде, а необходимость:
они способствуют совершенствованию практических умений и навыков,
позволяют
эффективнее
организовать
самостоятельную
работу
и
индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам
словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить
современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных
дисциплин
сомневаются
в
целесообразности применения информационных
технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован.
Использование информационных и коммуникационных технологий на
уроках русского языка и литературы позволяет:
развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской
деятельности, умение принимать оптимальные решения;
расширить возможности предъявления учебной информации;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить
коммуникативные способности;
усилить мотивацию учения;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
дать ученику максимально возможный для него объем учебного
материала;
расширить наборы применяемых учебных задач;
качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
позволяют приобщить школьника к достижениям информационного
общества и адекватному поведению в нем.
Но достичь этого не так-то просто, потому что только системное и
целесообразное
применение
информационно-коммуникационных
средств
обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность
учителя на уроке, т.е. повысить качество обучения школьников за счёт
улучшения качества деятельности учителя (преподавания предмета).
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении ИКТ, во
многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти
предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой.
Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические
и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся,
научить их владеть нормами литературного языка, дать учащимся знание
лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в
решении этих задач являются ИКТ.
Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, но коренным образом
изменит
характер
педагогической
деятельности.
Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя,
обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся
ранее лингводидактические проблемы:
1.
совершенствование организации преподавания, повышение
индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
2.
ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска
уроков;
3.
повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;
4.
ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в
педагогической практике;
5.
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной
динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и
объективной.
Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с
использованием ПК и интерактивной доски, у школьников вырабатывается
устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как
существует обратная связь учителя с обучаемым.
Учащихся привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само
общение
с
компьютером,
интерактивной
доской.
Из
пассивного
заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных
усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все
мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.
Систематическое использование ПК и интерактивной доски на уроке приводит
к целому ряду положительных моментов:
повышение уровня использования наглядности на уроке;
повышение производительности урока;
происходит актуализация познавательных интересов учащихся;
преподаватель, создающий, или использующий информационные
технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи
учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне
знаний учащихся;
изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к ПК как к дорогой,
увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве
универсального инструмента для работы в любой области человеческой
деятельности.
Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим
учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными
схемами и сигналами,
алгоритмами,
компьютер обладает способностью
методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать»
её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения,
эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д.
К наиболее эффективным формам представления материала по литературе
следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет
представить
учебный
материал
как
систему
ярких
опорных
образов,
наполненных
исчерпывающей
структурированной
информацией
в
алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы
восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в
фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача
учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время
обучения,
позволяет
наиболее
повысить
содержание
урока,
его
результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Кроме того, при
наличии принтера результаты деятельности учащихся легко превращаются в
фактический материал.
Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью
можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения
произведений
самими
авторами или
мастерами
художественного
слова,
подобрать видеофрагменты.
Еще в своей практике использую показ экранизации классики. Считаю, что
хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, - это первый
шаг к чтению, прямой путь к сердцу ученика. Он пробуждает чувства,
заставляет переживать, будит воображение.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем
различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока -
наблюдения, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий
возможна на природу, в музей, на родину писателя.
Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во
внеурочное время:
во вступительном слове учителя или учащихся;
на этапе предъявления учебной информации;
на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного
взаимодействия с компьютером;
на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля
достигнутых результатов обучения;
на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем
совершенствования дозировки учебного материала, его классификации,
систематизации и др.;
во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на
уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к
внеклассным мероприятиям;
при подготовке к ГВЭ
Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и
дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого,
активизировать
творческие
и
познавательные
способности
учащихся,
оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это
приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к
русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.
Итак, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру,
любознательность учащихся;
формировать элементы информационной культуры;
прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами
обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав
ученика - право на качественное образование.
Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только
эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную
атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.
Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от
времени и от своих учеников.