Напоминание

Использование ИКТ - технологий в соответствии с ФГОС


Автор: Максеева Кадрия Рафхатовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Скальнинская СОШ"
Населённый пункт: п.Всесвятская
Наименование материала: "Использование ИКТ - технологий на уроках русского языка"
Тема: Использование ИКТ - технологий в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Использование ИКТ-технологий на уроках русского языка.

Применение информационных технологий в преподавании

русского языка и литературы - это не дань моде, а необходимость:

они способствуют совершенствованию практических умений и навыков,

позволяют

эффективнее

организовать

самостоятельную

работу

и

индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам

словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить

современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных

дисциплин

сомневаются

в

целесообразности применения информационных

технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован.

Использование информационных и коммуникационных технологий на

уроках русского языка и литературы позволяет:

развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской

деятельности, умение принимать оптимальные решения;

расширить возможности предъявления учебной информации;

сформировать у школьников умение работать с информацией, развить

коммуникативные способности;

усилить мотивацию учения;

активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

дать ученику максимально возможный для него объем учебного

материала;

расширить наборы применяемых учебных задач;

качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

позволяют приобщить школьника к достижениям информационного

общества и адекватному поведению в нем.

Но достичь этого не так-то просто, потому что только системное и

целесообразное

применение

информационно-коммуникационных

средств

обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность

учителя на уроке, т.е. повысить качество обучения школьников за счёт

улучшения качества деятельности учителя (преподавания предмета).

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении ИКТ, во

многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти

предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой.

Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические

и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся,

научить их владеть нормами литературного языка, дать учащимся знание

лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в

решении этих задач являются ИКТ.

Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, но коренным образом

изменит

характер

педагогической

деятельности.

Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя,

обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся

ранее лингводидактические проблемы:

1.

совершенствование организации преподавания, повышение

индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

2.

ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска

уроков;

3.

повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;

4.

ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в

педагогической практике;

5.

возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной

динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и

объективной.

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с

использованием ПК и интерактивной доски, у школьников вырабатывается

устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как

существует обратная связь учителя с обучаемым.

Учащихся привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само

общение

с

компьютером,

интерактивной

доской.

Из

пассивного

заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных

усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все

мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

Систематическое использование ПК и интерактивной доски на уроке приводит

к целому ряду положительных моментов:

повышение уровня использования наглядности на уроке;

повышение производительности урока;

происходит актуализация познавательных интересов учащихся;

преподаватель, создающий, или использующий информационные

технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи

учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне

знаний учащихся;

изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к ПК как к дорогой,

увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве

универсального инструмента для работы в любой области человеческой

деятельности.

Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим

учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными

схемами и сигналами,

алгоритмами,

компьютер обладает способностью

методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать»

её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения,

эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д.

К наиболее эффективным формам представления материала по литературе

следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет

представить

учебный

материал

как

систему

ярких

опорных

образов,

наполненных

исчерпывающей

структурированной

информацией

в

алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы

восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в

фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача

учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время

обучения,

позволяет

наиболее

повысить

содержание

урока,

его

результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Кроме того, при

наличии принтера результаты деятельности учащихся легко превращаются в

фактический материал.

Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью

можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения

произведений

самими

авторами или

мастерами

художественного

слова,

подобрать видеофрагменты.

Еще в своей практике использую показ экранизации классики. Считаю, что

хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, - это первый

шаг к чтению, прямой путь к сердцу ученика. Он пробуждает чувства,

заставляет переживать, будит воображение.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем

различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока -

наблюдения, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий

возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во

внеурочное время:

во вступительном слове учителя или учащихся;

на этапе предъявления учебной информации;

на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного

взаимодействия с компьютером;

на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля

достигнутых результатов обучения;

на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем

совершенствования дозировки учебного материала, его классификации,

систематизации и др.;

во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на

уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к

внеклассным мероприятиям;

при подготовке к ГВЭ

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и

дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого,

активизировать

творческие

и

познавательные

способности

учащихся,

оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это

приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к

русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

Итак, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:

наполнить уроки новым содержанием;

развивать творческий подход к окружающему миру,

любознательность учащихся;

формировать элементы информационной культуры;

прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами

обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав

ученика - право на качественное образование.

Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только

эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную

атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.

Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от

времени и от своих учеников.



В раздел образования