Автор: Панова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: город Струнино
Наименование материала: Контрольная работа
Тема: "Генетика"
Раздел: полное образование
Основы генетики.
При выполнении заданий 1-11 выберите один правильный ответ.
1.
Чистая линия растений - это потомство
1) гетерозисных форм 2) одной самоопыляющейся особи
3) межсортового гибрида 4) двух гетерозиготных особей
2. Соотношением в потомстве признаков по фенотипу 3 : 1
иллюстрируется
1) правило доминирования 2) закон расщепления
3) сцепленное наследование признаков 4) множественное
действие генов
3. Метод изучения наследственности человека, в основе которого
лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называ-
ют
1) генеалогическим 2) близнецовым
3) гибридологическим 4) цитогенетическим
4. Рассмотрите схему и определите соотношение расщепления по ге-
нотипу в F
1
P Aa x Aa
F
1
AA, Aa, Aa, aa
1) 1:1 2) 3:1 3) 9:3:3:1 4) 1:2:1
5. Цитогенетический метод изучения наследственности человека
состоит в исследовании
1)
хромосомных наборов клеток
2)
наследования признаков у близнецов
3)
наследования признаков в ряде поколений
4)
типа наследования рецессивных генов
6.У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а ко-
ротконогость (В) - над нормальной длиной ног (b). Выберите гено-
тип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по призна-
ку длины ног
1) ААBb 2) Аabb 3) AaBb 4) AABB
7. Дальтонизм - рецессивный ген, сцепленный с полом. Укажите ге-
нотип женщины-дальтоника
1) XDXd 2) XdXd 3) XdYD 4) XDYd
8. Тетраплоидный организм образует гаметы
1) гаплоидные 2) диплоидные 3) триплоидные 4) тетраплоидные
9. Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, рас-
положены в одной хромосоме, то проявляется закон
1) расщепления 2) сцепленного наследования
3) неполного доминирования 4) независимого наследования
10.
Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, дальто-
низм - рецессивный, сцепленный с полом ген. Определите ге-
нотип кареглазой женщины с нормальным цветовым зрени-
ем, отец которой - дальтоник (кареглазость доминирует над го-
лубоглазостью)
1) ААХВХВ 2) АаХbХb 3) АаХВХb 4) ааХВХb
11.
При скрещивании двух морских свинок - черного (АА) глад-
кошерстного (bb) самца с белой (аа) волнистношерстной (BB)
самкой получено в F1 соотношение генотипов
1) 100% АаBb 2) 50% АаBb : 50% Aabb 3) 25% AaBb : 50% Aabb
: 25% Aabb
4) 25% AaBb : 50% Aabb : 25% AABB
12.
Выберите два верных ответа из пяти. Если в потомстве
наблюдается расщепление по фенотипу, примерно равное
3 : 1, то исходные родительские особи
1) относились к чистым линиям
2) имели рецессивный генотип
3) гетерозиготные по генотипу
4) гомозиготные по фенотипу
5) имели доминантный фенотип
13.
Сколько разных фенотипов получится при самоопылении
растений с розовыми лепестками венчика в случае
неполного доминирования? В ответ запишите
соответствующее число.
14.
Определите суммарное число фенотипических и
генотипических групп в потомстве гороха во втором
поколении если скрестили дигомозиготные растения с
желтыми круглыми семенами с растением, имеющим
зеленые морщинистые семена. В дальнейшем полученные
особи скрестили между собой. В ответ запишите число.
15. Решите генетическую задачу.
Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные
ноги (В) с гетерозиготной курицей имеющей гребень и голые ноги (гены
не сцеплены). Самца и самку первого поколения, имевших разные гено-
типы, скрестили между собой. Определите генотипы родителей, геноти-
пы и фенотипы гибридов первого и второго поколений.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
По биологии
по теме «Основы генетики»
Назначение проверочной работы
Контрольная работа позволяет
установить уровень освоения учащимися Федерального компонента
государственного стандарта общего образования по биологии (базовый и
профильный уровни) по теме «Основы генетики»
Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание и структура работы для промежуточной аттестации
по биологии разработана на основе следующих документов:
Содержание контрольной работы по биологии определяет
Федеральный компонент государственного стандарта среднего
(полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089. 3.
Условия проведения контрольной работы – урок (40 минут)
Дополнительные материалы и оборудование не требуются
Структура и содержание работы
Работа конструируется таким образом, чтобы обеспечить
проверку всех содержательных тем курса. Она состоит из частей:
понятийного аппарата, терминов, знаний, умений и навыков по
теме и т.д.
В работе используются знания трех типов:
С выбором ответа (ВО), в котором необходимо выбрать
номер верного ответа из четырех предложенных (1- 2
минуты на ответ);
С кратким ответом (КО), в котором ответ необходимо
записать в виде числа, слова или набора символов (на
соответствие, восстановление текста, последовательность –
( 2-3 минуты на ответ);
С развернутым ответом (РО), для которых нужно записать
полный развернутый письменный ответ на предложенный
вопрос (не менее 15 минут).
В
таблице№1
приведено
распределение
заданий
по
содержательным темам курса с учетом форм заданий.
Таблица 1
Темы курса
Количество заданий
всего
ВО
КО
РО
Основы генетики
15
11
3
1
В работе контролируются различные виды деятельности:
Владение понятийным аппаратом курса, изученного
к моменту написания работы;
Объяснение явлений и процессов с использованием
имеющихся практических и теоретических знаний;
Использование приобретенных знаний и умений в
практической деятельности.
В таблице 2 приведено распределение заданий по
видам деятельности
Таблица 2
Вид деятельности
Всего
Владение понятийным аппаратом курса
(знать/понимать)
9
Объяснение явлений и процессов с
использованием имеющихся практических и
теоретических знаний
5
Использование приобретенных знаний и умений
в практической деятельности
1
ИТОГО:
15
В работе используются задания базового и
повышенного уровней сложности.
Задания базового уровня сложности (Б) проверяют
освоении знаний и умений по предмету,
обязательных к усвоению, поскольку без них
невозможно успешное продолжение обучения. –
задание 1-11
Задания повышенного уровня сложности (П)
позволяют оценить и дифференцировать уровень
учебных достижений – задание 12-15
Система оценивания выполнения отдельных
заданий и работы в целом
Таблица 3
Отметка
Тестовый балл
Отметка «2»
1-
7
Отметка «3»
8-12
Отметка «4»
13-16
Отметка «5»
17-20
Критерии оценки
Критерии оценки всегда едины, что для ученика слабого,
что для ученика сильного. Формирование критериев оценки
результатов тестирования осуществляется только с учетом объема
безошибочного
выполненной
работы.
Измерение
объема
выполненной работы достигается с помощью оценивания в баллах
каждого задания и теста в целом. Полученные результаты
сводятся в оценочную таблицу теста: