Автор: Рудакова Анна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СОШ №10
Населённый пункт: г Усть-Кут, Иркутская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Звуки М и М. Буква М
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
Конспект логопедического занятия
«Звуки М и М’. Буква М»
Подготовила:
Рудакова Анна Владимировна
Учитель-логопед
г. Усть-Кут
2021г.
Тема: Звуки М и Мь. Буква М.
Цель:
Формирование представлений о звуках М и Мь и букве М.
Образовательные задачи:
1.
Закрепить
навыки
различения
и
произношения
звуков
М,
Мь
изолированно, в слогах, словах.
2.
Уточнить артикуляцию и характеристику звуков М, Мь.
3.
Формировать умение воспроизводить слоговые ряды с различной
интонацией.
4.
Формировать умение определять позицию звука в слове (начало,
середина, конец).
5.
Познакомить с графическим изображением звуков.
6.
Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез
обратных и прямых слогов.
7.
Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой М.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.
Развивать фонематические процессы.
2.
Развивать мелодико-интонационную сторону речи.
3.
Развивать внимание память, мышление.
4.
Развивать графические навыки.
5.
Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.
Воспитательные задачи:
1.
Воспитывать у обучающихся умение внимательно слушать учителя-
логопеда, выполнять предложенные задания.
Оборудование:
зеркала по количеству детей, магнитная доска, символы
звуков, предметные картинки, буквы, карандаши, тетрадь, ручки, мячик,
изображение двух девочек: Маша и Мила.
Ход занятия
1.
Организационный момент
.
- Какие гласные звуки вы знаете?
-Чем отличаются гласные звуки от согласных?
2. Введение в тему.
- Послушайте стихотворение:
Мишке нравится малина, Но кусты те не просты,
Ягода лесная. Оказались злючки!
Взял он две корзины, Две корзиночки пусты,
Ходит, собирает. И в носу колючки! (Т. Минченко)
- С какого звука начинается слово «малина»?
- С какого звука начинается слово «мишка»?
- Сегодня мы поговорим о звуках М и Мь.
3. Основная часть.
Артикуляция и характеристика звуков М и Мь.
- Когда мы произносим звук М, то губы сомкнуты и мешают воздуху выйти
через рот, поэтому воздух проходит через нос.
- Звук М – согласный, т.к. воздух встречает преграду. Этот звук твердый,
звонкий. Такой звук обозначается синим квадратом с колокольчиком.
- Звук Мь – согласный, мягкий, звонкий. Он обозначается зеленым квадратом
с колокольчиком.
- Чем отличаются звуки М и Мь?
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
- Я буду кидать вам мячик говорить слог с мягким звуком, а вы превратите
его в слог с твердым звуком. Например: мя – ма.
Материал: мя-ма, мю-му, ми-мы, ме-мэ, мё-мо, амь-ам, омь-ом, умь-ум, ымь-
ым, имь-им.
Игра «Запомни и повтори»
- Повторите слоги так же.
ма - ма – мя? мя-мя-ма! мя-ма-мя.
му-му-мю! мю-мю-му? му-мю-мю.
мы-мы-ми. ми-ми-мы! ми-мы-ми?
Игра «Выбери картинку»
- Две девочки Маша и Мила просят им раздать картинки. Маше - картинки
со звуком М, Миле – картинки со звуком Мь (мишка, малина, машина,
мышка, мешок, месяц, муравей, муха, миска).
- Назовите картинки, названия которых начинаются со звука М.
- Назовите картинки, которые начинаются со звука Мь.
Игра «Найди слова».
- Посмотрите внимательно на картинку, назовите слова в которых
встречаются звуки М и Мь. Сколько слогов в слове? (машина, мышка,
мешок, аквариум, моряк, лимон, замок, носорог, дом, стол, ручка, мост,
мебель, хомяк). Какие картинки лишние? Почему?
- Назовите картинки, в названии которых звуки М и Мь стоят в начале слова?
- Назовите картинки, в названии которых звуки М и Мь стоят в середине
слова?
- Назовите картинки, в названии которых звуки М и Мь стоят в конце слова?
Физминутка.
Мишка, лапки подними, А потом земли коснись
Мишка, лапки опусти И животик свой потри-
Мишка, мишка, покружись, Раз, два, три!
Знакомство с буквой М.
- Звуки М и Мь мы слышим и говорим, а читаем и пишем букву М.
Взявшись за руки, мы встали
И на М (эм) похожи стали. (В Степанов)
- Найдите букву М среди других букв (работа с карточкой).
- Прочитайте слоги с буквой М (в столбик, в строчку, в разброс).
Ма Ам Ама
Мо Ом Омо
Му Ум Уму
Мы Ым Ымы
Ми Им Ими
- Напишите букву М в тетради (прописать заглавную и строчную букву).
Звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.
-
Назовите
первый
звук.
Дайте
ему
характеристику.
Выложите
соответствующий символ.
-
Назовите
второй
звук.
Дайте
ему
характеристику.
Выложите
соответствующий символ.
- Выложите под звуками буквы и прочитайте слог.
Материал: ам, ум, мы, ми.
4. Итог занятия
- О каких звуках мы говорили?
- Вспомните слова со звуком М.
- Вспомните слова со звуком Мь.
- Что вам больше всего запомнилось на занятии?
Список литературы:
1.
Андржеевская И.Ю. Физминутки: 50 упражнений для начальной
школы. – Вита-Пресс, 2012г.
2.
Виноградова Е. А. Конспекты логопедических занятий: обучение
грамоте детей с недоразвитием речи. – Ростов н/Д.: - Феникс, 2020г.
3.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. От звука к букве. Коррекция
звукопроизношения и обучение чтению детей 5-6 лет. – М.:, 2016г.