Напоминание

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ


Автор: Елена Константиновна Ивануйлова
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ
Раздел: полное образование





Назад




Ивануйлова Елена Константиновна, учитель биологии и географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Калуги

Калужская область

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

Аннотация. Преимущество использования технологии тестирования в том, что на уроке более рационально

используется время, быстро устанавливается обратная связь с учеником, можно сосредоточить внимание на

пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Также есть возможность использовать данные

психолого-педагогического

мониторинга.

В

статье

представлена

работа

учителя

по

разработке

и

использованию тестов с использованием данных психолого-педагогического мониторинга на уроках биологии

и географии с 5 по 11 классы.

Дидактические тесты позволяют заметно повысить мотивацию учащихся к изучению

материала благодаря заключенному в них потенциалу привнесения в процесс обучения

элементов игры и соревновательности, а также развития взаимопомощи учащихся в

целенаправленно формируемых группах.

Технология

тестирования

предоставляет

возможность

оптимальным

образом

совмещать обязательный минимум содержания образования по каждой предметной теме с

традиционным источником информации — учебником, выбранным при тематическом

планировании. Безусловным преимуществом тестирования является легко доступная для

понимания учащихся и более объективная оценка их достижений. Результаты тестирования

позволяют получить объективный количественный показатель состояния образовательного

процесса, отслеживать на каждом его этапе степень соответствия результатов тестирования

образовательным стандартам.

Тесты могут быть стандартными (соответствовать содержанию образовательных программ),

сформированы в тесты текущего и итогового контроля процесса обучения и служить

основой мониторинга образовательного процесса.

Тестирование положено в основу экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ Следовательно,

разработка тестов и использование их в учебном процессе будет способствовать обретению

учащимися навыков работы с ними и большей уверенности при проверке знаний в форме

ОГЭ и ЕГЭ.

При использовании тематического тестирования в процессе подготовки домашних

заданий, перед учащимися ставится проблема выбора, решение которой в зависимости от

уровня подготовки каждого из них требует соответствующей работы с текстовым материа-

лом

учебника

и

(или)

с

необходимым

картографическим

материалом.

Получение

необходимых знаний из учебника или в результате выполнения определений по картам

позволяет учащимся осуществить сравнительный анализ вариантов и на его основе решить

проблему выбора [3, с. 46].

При подготовке и выдаче заданий я использую дифференцированный подход к

определению путей получения верного результата и, соответственно, к уровню усвоения

материала.

Систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно

готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

В процессе итоговой и тематической проверки тесты дают возможность за сравнительно

небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объёма учебного материала у

всех учащихся класса. Получить объективные данные для сравнения результатов подготовки

школьников одного или нескольких классов. Полученные результаты дают возможность

сравнивать эффективность различных методик, применяемых на уроках и определять

результативность своего труда.

Тесты разнообразны по своему содержанию, поэтому я всегда уделяю достаточно

времени для того, чтобы обучить учащихся выполнению разных тестовых заданий.

В дальнейшем это только облегчает работу по технологии тестирования.

Остаётся вопрос: сколько ответов давать в задании.

Обычно от двух до восьми. Два недостаточно, так как можно угадать правильный ответ.

Восемь тоже не эффективно, так как уходит много времени на выполнение.

Поэтому целесообразно включать в тестовое задание четыре или пять ответов, один из

которых правильный.

Я на уроках использую разные тесты:

1) На выбор одного правильного ответа; на выбор двух правильных ответов.

2) Иногда в вопрос включается отрицательная частица «не», слова «нельзя», «не следует».

При выполнении этого задания учащиеся часто не обращают внимания на отрицание в

вопросе. Поэтому эти задания нужно неоднократно повторять, чтобы привлечь внимание

учащихся. Эти задания ориентируют учащихся на более сложный характер умственной

деятельности.

3) Можно давать задания, чтобы проверить овладели ли учащиеся биологическими

терминами или понятиями.

Например, даётся определение и предлагается выбрать его название.

Значительно сложнее задания, в которых даётся термин, а учащимся необходимо выбрать

определение, так как определения они учат плохо.

4) Для проверки повышенного уровня усвоения используются задания с выбором одного

ответа, который характеризует главный признак: основную причину биологического явления

или процесса. Ученику в этом случае предстоит определить более точный ответ. Подобные

тесты позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат школьников анализировать

явления или процессы, выделять главное.

5) Мыслительная деятельность учащихся усложняется при выполнении тестовых заданий, в

которых даётся несколько правильных ответов. Такие задания побуждают учеников к

аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение

знаний.

6) При составлении тестов я использую рисунки, карты, картосхемы.

Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и

устанавливать связи между ними, формируют умения сравнивать объекты, выделить

признаки, находить черты сходства или различия, формируют умения наблюдать. Рисунки

можно использовать для проверки знаний последовательности биологических процессов и

явлений. Обычно такие задания вызывают затруднения.

7) Можно использовать задания на классификацию объектов и процессов.

В тестах даются только правильные ответы, учащиеся должны их классифицировать,

распределять в группы и занести результаты в таблицу [2, с.5].

Такие задания считаются сложными. Эти задания хорошо применять для проверки знаний о

классификации растений и животных, особенностях их строения.

Задания на выявление последовательности происходящих в живой природе событий

позволяют проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами,

объектами. Такие задания развивают мыслительную деятельность.

В своей работе я использую данные психолого-педагогического мониторинга,

дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. При составлении тестов тоже

использую данные психолого-педагогического мониторинга, дифференцированный

подход.

Левополушарные

дети

довольно

легко

оперирует

символами

и

условными

обозначениями, они отличаются хорошей памятью — могут с легкостью запомнить с

первого раза новое определение, понятие или отрывок из незнакомого текста [1,с.183].

Примеры заданий для левополушарных детей.

№1 Из данного списка выберите шестиногих животных?

1.

Паук. 2.Большой прудовик. 3. Рак. 4.Майский жук

№2 Что вероятнее всего НЕ передаётся детям от их родителей?

1.

Цвет глаз. 2. Группа крови. 3.Умение играть на пианино. 4. Цвет волос

№3 Группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям, имеющим общее

происхождение, называется:

1.

Органом. 2. Тканью. 3.Корневым чехликом 4. Камбием

№4 Установите соответствие. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А. углубление, по которому воды реки текут постоянно

Б. вся площадь, с которой река собирает воду

В. место выхода подземных вод на поверхность

Г. место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан

Д. река со всеми её притоками

Е. затопляемая часть речной долины во время разлива реки

Ж. граница, разделяющая бассейны рек

З. начало реки

И. падая с высокого уступа, река образует…

К. кратковременные подъёмы воды в реке.

1. Бассейн реки.

2. Водораздел

3. Речная система

4. Русло реки

5. Устье реки

6. Источник

7. Пойма

8. Паводок

9. Исток

10.Водопад

А

Б

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

№5 Продолжите предложение:

А) Обмен веществ - …. Г) Наследственность - …

Б) Саморегуляция - … Д) Единство структурной организации - …

В) Раздражимость - …

№ 6. Определите страну по описанию.

Страна, расположенная на острове площадью 600 км. Страна, лежащая по среднему течению

реки Нигер и не имеющая выхода к морю. Страна, столицей, которой является город

Найроби. Страна, где 98 % населения сосредоточено на территории, занимающей 4% ее

площади.

№ 7. Верны ли следующие утверждения:

Большинство стран Африки добились независимости во 2 половине 20 века?

Африка — район самой высокой рождаемости и самой высокой смертности?

Для стран Африки характерны самые высокие темпы урбанизации?

Дети с развитым правым полушарием головного мозга склонны к конкретно-

образному мышлению, отличаются развитым воображением. Правополушарные дети очень

быстро схватывают противоречивые, на первый взгляд, понятия. Они воспринимают их

бессознательно, так как у них более развиты чувства и интуиция, чем у левополушарных

детей. Дети такого склада ума- прирождённые гуманитарии, предпочитают творческую

деятельность [1,с.223].

Для правополушарных применять тесты по биологии и географии нежелательно.

Как тогда работать с правополушарными.

Когда я провожу контроль знаний, то левополушарные получают тесты, а

правополушарные

получают

письменные

задания.

Подбираю

задания

для

правополушарных.

Примеры заданий для правополушарных детей.

1. Пользуясь картами атласа, проследите, как изменяется количество атмосферных

осадков вдоль 10

о

ю.ш. на материке Южная Америка. Объясните причины выявленных

различий.

2. Совершите путешествие по пустыне Намиб. Какие растения вы встретили на своём

пути?

3. Почему леса северных широт, тундры намного богаче съедобными грибами тропических

джунглей?

4. На скалах часто можно встретить сухие, как бы мёртвые лишайники. Но стоит пройти

дождю, как они «оживают». Чем это можно объяснить?

5. Когда учитель вызывает вас к доске и просит написать предложение, вы берёте в руку

мел. А что такое мел?

Эти творческие задания, обязательно с ограничением времени, так как дети могут

писать долго. Задания для правополушарных развивают воображение, память.

Дифференцированный

подход

к

контролю

знаний,

а

также

индивидуальные

особенности каждого ребёнка, создание комфортной обстановки на уроках, позволяет

повысить качество обучения, так как дети не испытывают стрессовых ситуаций в связи с

подбором задания для конкретного уровня развития.

Тестовая технология экономна по времени, эффективна как при изучении нового

материала, так и при повторении изученного. Она применима в группах и при

индивидуальном обучении. Эта технология позволяет обеспечить качественное усвоение

материала на требуемом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и

темпом обучения ребенка. Учитель, систематически применяя эту технологию, может

добиться высоких результатов в обученности школьников, а также в развитии собственных

творческих способностей.

Литература

1.Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах.

М.: Генезис, 2013.- 240с.

2. Лиознер В.Л. Новые тесты по географии. 10 кл. – М: Дрофа, 2002. -160с.

3.Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование. Учебное

пособие.- М.:Логос, 2003.- 120с.



В раздел образования