Напоминание

Городское конкурсное пространство в контексте детского хореографического искусства


Авторы: Кирсанова Ирина Васильевна, Мамыкина Инна Анатольевна
Должность: Концертмейстер, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Парус"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Городское конкурсное пространство в контексте детского хореографического искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОРОДСКОЕ КОНКУРСНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ

ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Кирсанова Ирина Васильевна,

концертмейстер

МБУ ДО ЦВР «Парус» г. о. Самара

e-mail: irinamordashova

@

rambler

.

ru

Мамыкина Инна Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦВР «Парус» г. о. Самара

Аннотация. Авторы статьи комплексно рассматривают существующее на сегодняшний

момент в Самаре конкурсное пространство в различных направлениях хореографического

искусства. Отмечается значимость подобных мероприятий для творческого и личностного

становления подрастающего поколения; педагогическая целесообразность разных форм

организации конкурсных мероприятий. В ходе анализа предлагаются к рассмотрению как

положительные, так и отрицательные моменты в организации танцевальных конкурсов,

предлагаются возможные пути решения.

Ключевые слова: хореография, конкурс, фестиваль-конкурс, Самара, ситуация успеха,

профессиональный рост, творчество, экскурсионная программа, танец.

Современные тенденции развития городского конкурсного пространства остаются

приоритетными в процессе вовлечения молодёжи в активную сферу творческой жизни.

Фестивальные и конкурсные мероприятия Самары приглашают к участию детей разного

возраста (с первых классов до студенческих коллективов). Каждый конкурс выявляет новые

таланты, даёт возможность самосовершенствования, развивает и сохраняет лучшие

танцевальные традиции.

Разнообразие творческих площадок, большое количество организаторов, потенциал

молодого поколения создают все условия для перспективы развития этих мероприятий.

Участие детей любого возраста в конкурсах-фестивалях – это возможность показать

свои достижения, попасть в ситуацию успеха, увидеть других участников и получить

признание своей творческой деятельности. Каждый коллектив стремится как можно чаще

участвовать в конкурсах любого уровня, определить качество своей подготовки, услышать

оценку членов жюри. Немаловажную роль играют конкурсы в деле социализации

подрастающего поколения, ведь в рамках подобных мероприятий происходит большое

количество знакомств с другими коллективами города, региона, страны.

Неоспорима педагогическая составляющая детских творческих конкурсов. Здесь

приобретается опыт сценического выступления, преодоления волнений, формируется стимул

перспективы

развития

коллектива.

Ансамблевое

выступление

требует

от

каждого

исполнителя чёткого рисунка танца, технической подготовки, партнёрских отношений,

донесения до зрителя образа танца, его души и особенностей. Помимо ансамблевых

выступлений в конкурсах различного уровня и статуса есть номинации одиночного Dance

Solo. Такие выступления выявляют талантливых детей, способных к профессиональному

обучению в будущем – даётся старт в профессию.

Мотивация к успеху, получение грандов, стипендий, лауреатств, возможность быть

замеченным и приглашённым учиться в престижные вузы страны, профессиональные школы

ведущих хореографических коллективов – неотъемлемая часть конкурсной жизни.

В Самаре в последние годы проходят конкурсы разных статусов: городские,

областные, всероссийские, международные. Каждый из них уникален по своим целям и

задачам, организационным мероприятиям, составу членов жюри и награждениям.

Городской

конкурс-фестиваль

«Душой

исполненный

полёт»,

организованный

Департаментом образования Администрации г.о. Самара, один из самых популярных и

значимых. Лауреаты этого конкурса получают возможность принять участие в областном

конкурсе «Зимняя сказка» (организатор – Министерство образования и науки Самарской

области и ГБОУДОД ЦРТДЮ «Центр социализации молодёжи»). Это уникальная

возможность

выявления

высокого

уровня

подготовки

конкурсантов

нашего

города

профессиональным жюри, состоящим из педагогов Самарского государственного института

культуры, представителей Самарского академического театра оперы и балета и московских

вузов.

На

городских

и

областных

конкурсах

обучающимися

приобретается

профессиональный опыт соревнования, определяется лидер города среди коллективов и

дается право участия в конкурсах высокого уровня.

Самарская региональная общественная организация «Планета творчества ежегодно

приглашает на Международные конкурсы хореографического искусства «Зимние кружева»,

«Рождественская феерия», «Весенняя капель», «Осенний калейдоскоп», «Краски яркого

лета» и т.д. Оргкомитет Международных конкурсов принимает заявки хореографических

коллективов со всей страны и СНГ.

Многочисленность участников, разноплановые номинации, авторитетное жюри,

проведение мастер-классов для педагогов-репетиторов и экскурсионные мероприятия по

достопримечательностям

города

для

всех

участников

вот

те

сильные

стороны

организаторской работы, которые определили особый статус конкурсов, проводимых в

Самаре.

Фонд поддержки и развития детского творчества «Планета талантов» при поддержке

Департамента

культуры

и

молодёжной

политики

Администрации

г.о.

Самара

и

Министерства культуры Самарской области проводит Международный конкурс-фестиваль

«Волга в сердце впадает моё». Этот мультимедийный конкурс стал одним из престижных

мероприятий с разнообразной программой по номинациям. Мастер-классы и круглые столы

для педагогов-репетиторов проводят знаменитые балетмейстеры страны, руководители

профессиональных коллективов Москвы и Санкт-Петербурга. Их мнения и замечания,

советы становятся стимулом для работы над ошибками и желанием совершенствовать свой

профессионализм.

Всероссийский фестиваль-конкурс традиционного народного танца «Перепляс»

уникален своей задачей сохранения и развития танцевальной культуры России. Привлечение

внимания молодёжи к русской традиционной хореографии является приоритетной для

организаторов конкурса. Главный критерий оценки жюри – этнографическая достоверность

исполнения танцевальных номеров, владение техникой региональных исполнительских

особенностей.

Набирает

популярность

Всероссийский

конкурс-фестиваль

хореографического

искусства «Карусель». Этот конкурс стал масштабным по количеству участников и

необычной номинацией «Танцевальная карусель», где представляется два конкурсных

номера в разных направлениях (жанрах): народный и современный. Это уникальная

возможность для коллективов показать своё творчество с разных сторон. Чёткая и слаженная

работа оргкомитета конкурса, соблюдение регламента и программы, гарантированные

подарки всем участникам фестиваля, сертификаты на пошив костюмов, на оплату работы

постановщика и путёвки на фестиваль «Карусель» - гарантия дальнейшего развития этого

конкурса.

Самарский государственный институт культуры при поддержке Администрации г.о.

Самара ежегодно проводит Всероссийский конкурс-фестиваль хореографического искусства

им. Г.Я. Власенко. В конкурсной программе принимают участие ансамбли народного танца и

хореографические коллективы при вузах и средних специальных учебных заведениях. Здесь

также организуются мастер-классы для педагогов, курсы повышения квалификации, которые

проводят ведущие специалисты народной хореографии России. Педагоги-репетиторы, чьи

коллективы становятся лауреатами этого конкурса, при прохождении аттестации имеют

льготное право на подтверждение высшей квалификационной категории. В рамках

конкурсных

мероприятий

в

институте

проходит

научно-практическая

конференция

«Национальное

культурное

наследие

России:

региональный

аспект»,

на

которой

обсуждаются проблемы сохранения российской культуры.

Конкурсы разного уровня и статуса, проводимые для детей и юношества – это всегда

праздник творчества, феерия Гала-концерта, награждения и стимул к новым победам.

Положительная

динамика

роста

количества

новых

конкурсов

и

авторитект

традиционных

дают

уверенность

в

дальнейшем

развитии

городского

конкурсного

пространства, вовлечении нового поколения молодёжи в хореографическое искусство для

реализации их творческого потенциала.

Однако в организации определённых конкурсных мероприятий есть и проблемные

моменты, которые для специалистов становятся очевидными:

проблема «пустых залов», когда на момент выступления коллектива зрителем

является только жюри. Возникает сложность исполнения номера, особенно у

дебютантов и детей младшего возраста. Общение между исполнителями и зрителем

является фактором вдохновения и творческого подъёма. В данной ситуации огромная

ответственность

лежит

на

педагоге-репетиторе,

чья

задача

состоит

в

профессиональной способности настроить детей перед выступлением;

изменение

в

расписании

регламента

выступления

для

многих

исполнителей

становится затянувшимся моментов ожидания. «Перегорают» эмоции и сказывается

физическое утомление участников. Решение этой проблемы могло бы исправить

установление в помещениях для ожидания мониторов – экранов с прямой

трансляцией программного выступления конкурсантов. Все участники могли бы

увидеть выступления своих соперников, познакомиться с их танцевальными

номерами, манерой выступления, костюмами;

в творческих конкурсах огромная роль оценки работы коллектива – участника

принадлежит членам жюри. Обсуждение номеров после выступления происходит за

круглым столом. Педагог-репетитор имеет возможность услышать объективную

оценку своей работы, замечания по ошибкам и положительные моменты в

выступлении детей. Но не всегда оценка бывает справедливой, объективной.

Особенно это наблюдается на конкурсах, организаторы которых приглашают членов

жюри из не профильных направлений: выступления народных танцев оценивают

специалисты современного направления, классического – народники и т.д. Авторитет

членов жюри, его председателя должны быть абсолютными и непререкаемыми, у

конкурсантов не должно возникать сомнений в степени их компетентности;

вызывают сомнение конкурсы, на которых все участники получают призовые места

Лауреатов. Лояльность оценки творческого конкурса ставит под сомнение фактор

соревнования, соперничества, борьбы за лидерство. Созданная подобным образом

ситуация успеха не гарантирует развития творческого потенциала коллектива, его

конкурентоспособности;

коммерческая основа конкурсов не всегда оправдывает затраты коллектива на участие

в них. Размещение участников, их доставка до концертных залов, досуг, обеспечение

питанием – фактор качественной организации мероприятия. Возникающие трудности

в пространственном перемещении и самостоятельном решении экскурсионных

поездок по городу оставляют негативное впечатление от организации конкурса.

Конструктивный диалог между организаторами конкурса и их участниками в решении

проблем возможен в обсуждении за круглым столом во время конкурсных мероприятий, на

официальных сайтах оргкомитета. В данной ситуации организатором крайне важно

услышать мнение педагогов-репетиторов, участников и их родителей. Ведь в поиске

результативности решения проблемных вопросов заинтересованы обе стороны.



В раздел образования