Напоминание

Рефлексивные приёмы педагогической деятельности


Автор: Светлана Ильгизовна Басырова
Должность: Воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ школа № 242 с углубленным изучением физики и математики
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Рефлексивные приёмы педагогической деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Рефлексивные приемы педагогической деятельности.

Особенностью новых государственных стандартов образования является их

ориентация на универсальные учебные действия (УУД), где обучающиеся

овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения

учиться. К современному занятию сегодня предъявляется множество требований

и слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Важное требование

современного образования – формировать у детей умения понимать причины

успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать

даже в ситуациях неуспеха.

На учебном занятии рефлексия — это этап урока, в ходе которого

обучающиеся

самостоятельно

оценивают

свое

состояние,

свои

эмоции,

результаты своей деятельности.

Рефлексия по информации с разных источников - это

в переводе с лат. «обращение назад»;

словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о

своем внутреннем состоянии, самопознание;

толковый

словарь

русского

языка

трактует

рефлексию

как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний,

размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой);

в современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ

деятельности и её результатов.

Краткие (основные) рекомендации при организации рефлексии обучающихся

на учебном занятии:

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам

изучения темы, целого раздела материала.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

цель занятия;

содержание и сложность учебного материала;

тип занятия;

способы и методы обучения;

возрастные и психологические особенности учащихся.

При выборе приемов рефлексии и их комбинаций, а также при определении

места рефлексии в плане занятия педагогу следует учитывать классификацию

рефлексии:

Исходя из определения понятий, рефлексию можно разделить на три группы,

каждая из которых имеет свои цели и задачи:

1.

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2.

рефлексия деятельности;

3.

рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния, например, «Цветик-

семицветик».

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее

подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Младшим

школьникам

часто

предлагается

рефлексивный

прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение

похоже на…»:

солнышко;

солнышко с тучкой;

тучку;

тучку с дождиком;

тучку с молнией.

Рефлексия деятельности

помогает оптимизировать учебный процесс.

Ученики с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом

(методы, приёмы, упражнения).

Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах,

а применение в конце занятия дает возможность оценить активность каждого

ребенка на разных этапах.

Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам оценивает, на какой

ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает

достигнутые результаты.

Или рефлексивный прием «Дерево успеха», «Рефлексивная мишень».

В

случае

использования

рефлексивного

приема «Светофор»,

ребята

поднимают

карточку

определенного

цвета,

являющимся

выражением

их

удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со

значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных

знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки

Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия в конце занятия – это уже классика жанра. Педагогу важно не

только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и

то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются

приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе

субъективного опыта.

Прием

незаконченного

предложения,

например,

методика «Рефлексивный

экран». Экран

или

лист

с

незаконченными

предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе

фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе

рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на

каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных

карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция

учителя: «Составьте цветограмму занятия по данной схеме»

Проведение рефлексии на начальном этапе может вызвать затруднения,

поэтому обучающихся следует «приучать» к данному виду деятельности на

занятии. Удобнее всего выстраивать эту работу поэтапно: коллективная,

групповая, фронтальная, индивидуальная. Сначала — всей учебной группой,

потом — в малых группах или работа в прах, затем — индивидуально. Это

подготовит ребят к самостоятельной работе над собой. В дальнейшем педагог

успешно сможет комбинировать различные виды рефлексии в зависимости от ее

цели на конкретном учебном занятии.

Процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если

формирование

и

развитие

рефлексивной

деятельности

учащихся

будет

проводиться системно.

Следует помнить, что письменная рефлексия – самая сложная и занимает

больше всего времени, скорее уместна на завершающем этапе изучения целого

раздела учебного материла или большой темы.

Педагогу не стоит слишком увлекаться при выборе приемов рефлексии и

применять все существующее разнообразие. Выберите один-два варианта (в

зависимости от цели), чтобы обучающиеся привыкли к нему и не приходилось

каждый раз объяснять значения картинок, цветов, жестов или правил заполнения

бланков.

Имеет смысл определить единое значение символов/цветов/знаков,

используемых для рефлексии.

Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты,

переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный

путь. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке,

саморегулированию,

способствует

развитию

у

обучающихся

критического

мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Любой педагог может самостоятельно получить необходимую информацию

и разработать свою методику рефлексии. Для этого необходимо учитывать

некоторые параметры:

возрастные

особенности

учащихся

и

состав

класса.

Например,

методика синквейн будет понятна и интересна учащимся старшего и среднего

возраста, а учащиеся младшего школьного возраста не смогут ее выполнить

потому, что части речи они еще не изучали по программе и т.д.;

особенности предмета, тему и тип занятия. Занятия гуманитарного ряда

более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния,

углубленное

изучение

математики,

информационных

технологий

требуют

рефлексии содержания материала, а уроки декоративно-прикладного творчества

не обойдутся без рефлексии деятельности;

необходимость

и

целесообразность

проведения

данного

типа

рефлексии.



В раздел образования