Автор: Светлана Ильгизовна Басырова
Должность: Воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ школа № 242 с углубленным изучением физики и математики
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Рефлексивные приёмы педагогической деятельности
Раздел: начальное образование
Рефлексивные приемы педагогической деятельности.
Особенностью новых государственных стандартов образования является их
ориентация на универсальные учебные действия (УУД), где обучающиеся
овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения
учиться. К современному занятию сегодня предъявляется множество требований
и слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Важное требование
современного образования – формировать у детей умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха.
На учебном занятии рефлексия — это этап урока, в ходе которого
обучающиеся
самостоятельно
оценивают
свое
состояние,
свои
эмоции,
результаты своей деятельности.
Рефлексия по информации с разных источников - это
в переводе с лат. – «обращение назад»;
словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о
своем внутреннем состоянии, самопознание;
толковый
словарь
русского
языка
трактует
рефлексию
как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний,
размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой);
в современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ
деятельности и её результатов.
Краткие (основные) рекомендации при организации рефлексии обучающихся
на учебном занятии:
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам
изучения темы, целого раздела материала.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
цель занятия;
содержание и сложность учебного материала;
тип занятия;
способы и методы обучения;
возрастные и психологические особенности учащихся.
При выборе приемов рефлексии и их комбинаций, а также при определении
места рефлексии в плане занятия педагогу следует учитывать классификацию
рефлексии:
Исходя из определения понятий, рефлексию можно разделить на три группы,
каждая из которых имеет свои цели и задачи:
1.
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2.
рефлексия деятельности;
3.
рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния, например, «Цветик-
семицветик».
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее
подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Младшим
школьникам
часто
предлагается
рефлексивный
прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение
похоже на…»:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
Рефлексия деятельности
помогает оптимизировать учебный процесс.
Ученики с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом
(методы, приёмы, упражнения).
Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах,
а применение в конце занятия дает возможность оценить активность каждого
ребенка на разных этапах.
Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам оценивает, на какой
ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает
достигнутые результаты.
Или рефлексивный прием «Дерево успеха», «Рефлексивная мишень».
В
случае
использования
рефлексивного
приема «Светофор»,
ребята
поднимают
карточку
определенного
цвета,
являющимся
выражением
их
удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со
значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных
знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия в конце занятия – это уже классика жанра. Педагогу важно не
только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и
то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются
приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе
субъективного опыта.
Прием
незаконченного
предложения,
например,
методика «Рефлексивный
экран». Экран
или
лист
с
незаконченными
предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе
фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе
рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на
каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных
карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция
учителя: «Составьте цветограмму занятия по данной схеме»
Проведение рефлексии на начальном этапе может вызвать затруднения,
поэтому обучающихся следует «приучать» к данному виду деятельности на
занятии. Удобнее всего выстраивать эту работу поэтапно: коллективная,
групповая, фронтальная, индивидуальная. Сначала — всей учебной группой,
потом — в малых группах или работа в прах, затем — индивидуально. Это
подготовит ребят к самостоятельной работе над собой. В дальнейшем педагог
успешно сможет комбинировать различные виды рефлексии в зависимости от ее
цели на конкретном учебном занятии.
Процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если
формирование
и
развитие
рефлексивной
деятельности
учащихся
будет
проводиться системно.
Следует помнить, что письменная рефлексия – самая сложная и занимает
больше всего времени, скорее уместна на завершающем этапе изучения целого
раздела учебного материла или большой темы.
Педагогу не стоит слишком увлекаться при выборе приемов рефлексии и
применять все существующее разнообразие. Выберите один-два варианта (в
зависимости от цели), чтобы обучающиеся привыкли к нему и не приходилось
каждый раз объяснять значения картинок, цветов, жестов или правил заполнения
бланков.
Имеет смысл определить единое значение символов/цветов/знаков,
используемых для рефлексии.
Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты,
переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный
путь. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке,
саморегулированию,
способствует
развитию
у
обучающихся
критического
мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Любой педагог может самостоятельно получить необходимую информацию
и разработать свою методику рефлексии. Для этого необходимо учитывать
некоторые параметры:
возрастные
особенности
учащихся
и
состав
класса.
Например,
методика синквейн будет понятна и интересна учащимся старшего и среднего
возраста, а учащиеся младшего школьного возраста не смогут ее выполнить
потому, что части речи они еще не изучали по программе и т.д.;
особенности предмета, тему и тип занятия. Занятия гуманитарного ряда
более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния,
углубленное
изучение
математики,
информационных
технологий
требуют
рефлексии содержания материала, а уроки декоративно-прикладного творчества
не обойдутся без рефлексии деятельности;
необходимость
и
целесообразность
проведения
данного
типа
рефлексии.