Автор: Романова Светлана Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РМ "Саранский государственный промышленно-экономический колледж"
Населённый пункт: г.Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка по проведению родительского собрания
Тема: "Друзья, прекрасен наш союз..."
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования РМ
ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»
Методическая разработка по внеурочной работе
«Друзья, прекрасен наш союз…»
Специальность: для всех специальностей
Саранск
2020
2
осложнения отношений с
ребёнком в подростковом
возрасте. Таких причин
достаточно много
Основной
формой
работы
с
родителями
является
родительское
собрание, которое способствует просвещению семьи по различным вопросам и
концентрирует
в
себе
весь
комплекс
психолого-педагогического
взаимодействия образовательной организации и семьи. На родительских
собраниях
должны
использоваться
такие
методы
и
приёмы,
которые
активизируют внимание родителей, способствуют более лёгкому запоминанию
сути бесед, создают особый настрой на добрый, открытый и деловой разговор.
Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает
интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает
явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.
3
Автор: Романова С.П., преподаватель спецдисциплин ГБПОУ РМ «СГПЭК»
Содержание
Введение
3
Подготовка к родительскому собранию
7
Проведение родительского собрания
9
Завершение родительского собрания
15
Памятка для педагога
18
Анкетирование родителей
29
Нетрадиционные формы работы с родителями
30
Заключение
42
Список использованных источников
43
4
ВВЕДЕНИЕ
Родительское собрание – это основная форма совместной работы
родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее
важным вопросам жизнедеятельности и воспитания детей в образовательном
учреждении и дома. Родительские собрания нужны:
- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком
случае классному руководителю (куратору) необходимо тщательно продумать
и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и
деятельности коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На
подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на
собрание вопросах;
- для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости,
итогами медицинских обследований и т. д.;
- как консультативные по профориентации, трудоустройству детей,
занятости в системе дополнительного образования, программе каникул;
- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации,
чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей;
- как совместные с детьми обсуждения принципиальных вопросов;
- как собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по
различным темам и проблемам воспитания и обучения.
В любом случае, главным его предназначением является согласование,
координация и интеграция усилий образовательного учреждения и семьи в
5
создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и
физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания
проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей,
активность их роли в жизни детей, ответственность за их воспитание.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного
руководителя с семьей студента, средством повышения эффективности учебно-
воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно
выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести.
Многие родители жалуются на то, что в современных учебных заведениях на
собраниях классные руководители (кураторы), забыв о многообразии
его
функций, обсуждают лишь организационные и материально- технические
вопросы.
Родительские собрания формируют не только общественное мнение
родителей,
но
и
родительский
коллектив.
В
педагогической
практике
различают собрания, на которых проводятся беседы на воспитательные темы,
консультации родителей, подводятся итоги и др. Наиболее эффективны
родительские собрания комбинированного типа. На них ведется педагогическое
просвещение родителей, подводятся итоги учебно-воспитательной работы за
истекшее время, намечаются новые цели и задачи на последующий период.
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и
поставленных целей.
Среди видов можно выделить:
-
организационные
(посвященные,
например,
предстоящей
дальней
экскурсии детей или подготовке к многодневному походу),
- собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например,
лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с
подростками),
- тематические,
- собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно-воспитательного
процесса,
6
- итоговые и т.д.
Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами
Родительские собрания так же можно разделить на общие, собрания по
группам.
Общие родительские собрания проводятся обычно реже, чем групповые,
раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми
уставными документами образовательного учреждения, нормативными актами
в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы
учебного заведения.
Групповые родительские собрания организуются несколько раз в год
обычно в конце образовательных периодов, полугодия. На них обсуждаются
важнейшие
задачи
учебно-воспитательной
работы
в
данном
детском
коллективе, проводится планирование воспитательной работы, определяются
способы и методы эффективного сотрудничества семьи и ОУ, подводятся итоги
выполненной работы.
Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно.
Можно
было
бы
романтично
охарактеризовать
ее
как
специальность,
возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Для решения новых задач,
которые ставит перед классными руководителями (кураторами) быстро
меняющаяся среда в самом ОУ и окружающая социальная действительность,
они буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах
работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические (а
какими еще они могут быть!).
Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если
поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить
работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять
правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании.
Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов,
позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные
ресурсы
присутствующих
на
собрании
родителей.
Почему
возникает
7
сопротивление? Какие роли реализует классный руководитель (куратор) во
время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит
от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда
перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог
выступает в роли информатора.
Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый
взгляд. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену:
вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в
которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с
помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых
людей нравится.
В результате информация не только не принимается и не осмысливается,
но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление
слушателей.
Педагог на родительском собрании организует общение родителей и
способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению
поставленных вопросов,
не вносит в групповой процесс собственного
содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают
сами участники.
Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей,
была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как
родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на
образовательную среду, в которой учатся, живут, развиваются их дети.
Поэтому,
будет
полезным
передать
в
распоряжение
классного
руководителя
(куратора)
ряд
рекомендаций
по
ведению
родительского
собрания.
8
ПОДГОТОВКА К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ
Родительское собрание - одна из основных форм связи ОУ с семьями
учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей, это школа
воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение,
родительский коллектив. В подготовке и проведении родительского собрания
рекомендуется учесть следующие моменты:
1.За 2-3 недели до проведения родительского собрания следует объявить о
нем детям, подчеркнув необходимость посещения родителями этого собрания,
сообщив тему собрания и проверить, оповестили ли они их. Такой срок
позволит родителям решить вопрос об освобождении этого вечера и создаст
психологический настрой на обязательность посещения. А за 3-5 дней
подготовить пригласительные-напоминания.
2.
Выбор темы собрания. Она не должна быть случайной. Её выбор
обуславливается
целевыми
ориентирами
и
особенностями
протекания
процессов обучения и воспитания.
3. Определение целей родительского собрания. Например, повышение
педагогической культуры родителей, итоги успеваемости или посещаемости,
совместные мероприятия и т.д.
4. Изучение классным руководителем (куратором) научно-методической
литературы по рассматриваемой проблеме и всей необходимой информации.
9
5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и
приемов совместной работы его участников.
6. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
Классный руководитель (куратор) должен за 2-3 дня до собрания составить
проект его решения. При разработке памяток для родителей и рекомендаций,
целесообразно воспользоваться помощью психолога.
7. Оборудование и оформление места проведения собрания. В аудитории
желательно разместить работы учащихся и научно-методическую литературу
по обсуждаемой проблеме. На доске пишутся тема и эпиграф родительского
собрания, может использоваться мультимедийная техника, изображаться
таблицы и диаграммы с результатами работы детей, подготавливаются памятки
для родителей, дополнительные материалы для ознакомления или заполнения.
В соответствии с формой проведения собрания расставляются столы и стулья,
на которые кладут бумагу для заметок, карандаши или ручки.
Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют быть более
уверенными в том, что собрание состоится, успешно пройдет и окажется
полезным для его участников.
10
ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Учить и информировать — задачи совершенно разные и предполагают
они применение разных методов. Главная задача любого информатора —
сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали
именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено
большинство используемых приемов.
Начало разговора
Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным
и четким по содержанию. Вот несколько советов.
Хорошо
продумайте
и
запишите
на
листок
бумаги
первые
2–3
предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и
четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
Правильно
представьтесь
(если
это
первая
встреча).
Коротко,
но
подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые
составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.
Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи
затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто
констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось.
Извинения
немедленно поставят
вас
в позицию
«снизу»
и
уменьшат
субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе
внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами
11
способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с
цветами на край стола и начинайте...
Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов:
«Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с
вами предстоит...». Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе
встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по
ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала
полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все
вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а
пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.
Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам
удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной,
раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни
детей или ОУ, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и
т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.
Изложение информации
Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров
исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к
информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы
собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им
рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей
практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности.
Плюс несколько советов по самопрезентации в момент изложения информации.
Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или
слушателей немного, лучше сидеть — в общем кругу или сбоку от
собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место
— учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его
слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и
поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки
— рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у
12
доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень
важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев.
При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить,
отойдите к доске.
Соотносите голос с размерами сообщения.
Вообще, вам пригодятся
многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение
последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за
паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными
детьми, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со
взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.
Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно
транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно
управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию
передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно
применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при
жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо
известно современным педагогам.
Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И
вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и
наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все
проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора
отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и
придерживайтесь ее.
Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об
этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них
останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит
откладывать в их же собственных интересах.
Собрать под одну крышу родителей - еще не значит провести собрание. В
первую очередь, необходимо создать нравственную атмосферу в группе
собранных взрослых людей.
13
Попытайтесь поставить себя на место одного из родителей. Он с
нетерпением ждет, что скажут о его ребенке. Замечание воспринимается остро,
болезненно. Неумелая гласность родительских неудач в воспитании детей
может привести к разрушению взаимоотношений. Если классный руководитель
(куратор) слишком откровенно подчеркивает недостатки ребенка, у родителя
возникает к нему неосознанная неприязнь, даже если он разумом оценил
справедливость замечания.
Окрыляет родителя доброе участливое слово. Нужно взять за правило
похвалить каждого ребенка хотя бы и за крохотный успех, а неприятные
известия отнести в область индивидуальных бесед без свидетелей.
Уже сегодня в некоторых ОУ введено профессиональное правило не
оглашать
принародно
отрицательные
стороны
протекающего
процесса
формирования личности ребенка и не объявлять публично недостатки
семейного воспитания в конкретной семье. Родительское собрание должно
созидать духовную поддержку так, чтобы матери и отцы поверили в реальность
успехов своих детей. Тогда они охотно выслушивают и принимают советы и
рекомендации педагогов.
Родительское
собрание
должно
носить
характер
раздумий
о
воспитательном процессе и процессе становления и развития личности
человека. Нелегко научить родителей по-настоящему интересоваться своими
детьми как личностями. Учебой и дисциплиной ребенка интересуются все папы
и мамы. Но мало кто задает себе такие вопросы: «Хорошим ли товарищем
является мой сын для одноклассников?», «Готов ли помочь другому?»,
«Достаточно ли скромен и умеет ли держаться достойно?», «Любят ли его?».
Интересуясь отметками, родители, как правило, уверены в нравственных
достоинствах ребенка.
Тематическое родительское собрание обычно обсуждает одну проблему.
Чаще всего она формулируется в виде вопроса: хотим ли мы счастья детям?
Избавление от трудностей или преодоление трудностей? Как разрешить
проблему денег? Настойчив или упрям ребенок? Сколько книг в доме?
14
Интересно проходят собрания, подготовленные по специальным, заранее
подготовленным сценариям, например: «Каково на дому, таково и самому»,
«Отцы и дети» и др.
Распространена практика проведения родительских собраний, состоящих
из двух частей: первая – тематическая (по какому-либо вопросу педагогики или
психологии), вторая – организационная и информационная (по вопросам
организации жизнедеятельности в ОУ и др.)
Нужно ли на собраниях говорить об успеваемости? Разговор на собрании
ведется не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий,
сопровождаемых познавательным интересом и нравственной мотивацией.
Иногда на родительское собрание приглашаются учителя. Они тоже лишены
профессионального права оповещать всех о неблагополучном положении
учебных дел ребенка, ведь здесь среди всех находится папа, и он краснеет и
стыдится за свое дитя. Нельзя «казнить» взрослых за неумение воспитывать
или же за особенности их нестандартного ребенка. В последнее время все
большее распространение получает опыт классных руководителей (кураторов),
удовлетворяющих
интересы
родителей
о
своем
ребенке,
его
учебных
достижениях, его статусе в коллективе класса, проблемах, используя такой
прием, как написание на отдельных листочках основных сведений о каждом
ребенке, с которыми имеют право ознакомиться только его родители.
На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители
детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том,
что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегают родительских
собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство
безопасности, дать понять, что здесь не судят их, а стремятся помочь. Очень
эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".
Обычно основной доклад или сообщение по теме собрания готовит сам
классный руководитель (куратор), может привлекать других педагогов,
психолога, медработника, родительский актив. Каждый родитель имеет право
высказать свое мнение, внести предложения по обсуждаемому вопросу. В целях
15
научной организации труда (своего и родителей) необходимо определить в
начале родительского собрания его регламент: например, основной доклад – не
более 20 минут, выступления по обмену мнениями или опытом семейного
воспитания – до 5 минут, информация и решение организационных вопросов –
до 5 минут и т.п. Если повестка дня включает лишь организационные и
информационные вопросы (об итогах семестра, о подготовке к какому-либо
мероприятию и т.п.), то нужно заранее предусмотреть дозировку времени на
каждый вопрос, учитывая, что общая продолжительность родительского
собрания не должна превышать 1 часа.
И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они
проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого
информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.
16
ЗАВЕРШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Часто по окончании собраний родители хотят в индивидуальном порядке
побеседовать с классным руководителем об успехах и проблемах своего
ребенка. Можно представить себе, сколько понадобится времени учителю,
чтобы побеседовать с каждым. Вот здесь-то и выигрывают те классные
руководители,
которые
используют
в
процессе
собрания
возможность
письменного оповещения родителей об успехах и проблемах их ребенка.
Однако, на этом этапе объектом внимания номер один должны стать
родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность
состоит в том, что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегают
родительских собраний, и классный руководитель(куратор) должен стремиться
обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что здесь не судят их, а
стремятся
помочь.
Очень
эффективна
тактика
присоединения:
"Я
вас
понимаю!", "Я с вами согласен!".
Завершая родительское собрание, целесообразно подвести итоги, в которых
дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников, что было особенно
значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали родители. На
завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли
понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из родителей должен решить
для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо
пересмотреть или изменить в себе. Как это можно сделать?
17
Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к
проведенному собранию.
Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а
родители дают быстрые и краткие ответы,
Полезный совет. Каждый участник получает карточку, которую вписывает
совет
учителю
или
другим
участникам.
Советы
можно
давать
в
юмористической, афористической форме.
Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: «Что нового
вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое
выступление вы считаете наиболее конструктивным и почему? Что было
трудным? Что мешало работе и почему?» и другие вопросы.
Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию с помощью
соответствующего рисунка, поясняя, при необходимости, его смысл.
Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с
тем,
чтобы
дать
участникам
возможность
оценить
свои
знания
по
рассматриваемой
на
встрече
проблеме,
оценить
в
целом
результаты
родительского собрания.
Портрет типичного родителя. Преподаватель
предлагает родителям
составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть
реальный портрет, а может быть шуточный. Все зависит от настроения и
желания родителей. Можно предложить оба варианта.
Пирамида
знаний. Родители
строят
пирамиду
своих
знаний,
приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду
положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных
заданий и т.д.
Рефлексия (самоанализ) наиболее целесообразна в конце собрания. Все
родители по очереди рассказывают о своих впечатлениях, о прошедшем
собрании. Преподаватель задает вопросы: «Что вам особенно понравилось? Что
хотелось бы сделать иначе? Изменилось ли ваше отношение к проблеме? Какие
вы приобрели новые знания и умения? Какие открытия сделали для себя в
18
процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас
удивило? Что оказалось полезным для вас? Что оказалось полезным для ваших
детей? » Формулировка вопросов зависит от состава группы родителей и темы
родительского собрания.
Самоанализ
личностных
качеств. Учитель
предлагает
родителям
задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми,
внешний
вид,
стиль
поведения,
манера
держаться,
отношение
людей,
результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т.д. Такие
признаки определяются родителями совместно с учителем. Все признаки
записывают
на
бумагу
в
столбик.
Участникам
необходимо
провести
дифференциацию признаков, то есть поставить возле каждого соответствующее
число сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он
соответствует числу 1, затем следующий - 2 и т.д. У каждого участника
получится свой порядок чисел.
Опрос по заранее составленным вопросам. Вопросы продумываются
учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются
участникам
с
целью
получения
более
полного
представления
о
результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на
которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику
изменений.
Блиц-интервью. Каждый
участник
делает
короткое
сообщение
о
родительском собрании в двух-трех предложениях.
Сослагательное
наклонение. Родители
высказывают
свое
мнение
о
проведенном родительском собрании. Наиболее целесообразны выступления по
ролевому принципу: « Если бы я был ведущим родительского собрания...»,
«Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны...» и др.
Прощание. Все участники
родительского
собрания
в
неформальной
обстановке прощаются друг с другом и с учителем, высказывая свое мнение о
работе родительского собрания, свои пожелания.
19
Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия взаимодействия
с родителями. Это лишь подсказки, которые помогут сделать встречи
родителей и педагогов, родительские собрания интересными и полезными.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО
СОБРАНИЯ
Родительское собрание является необходимым атрибутом студенческой
жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться
особенно полезными начинающему классному руководителю (куратору).
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный
день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших
учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач
и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего
класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например,
можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского
собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они
еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания.
Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания
при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо
вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по
имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите
регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации
взаимодействия родителей.
20
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может
помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и
педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение опытных
педагогов и администрации.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Темы родительских собраний и их краткое описание
Родительское собрание - не просто форма связи семьи и ОУ, это место
получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего
опыта работы и отношений с детьми. Родители на собрании должны
чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных
разговоров не будет. У семьи и педагогов одни проблемы и заботы - это
проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и куратора - искать
совместные пути их решения.
В помощь несколько тем для родительских собраний, с методическими
материалами и рекомендациями:
Тема: "Взаимодействие и взаимопонимание колледжа и семьи"
План собрания.
1. Моя учеба (воспоминания родителей). Обмен воспоминаниями.
2. Мозговой штурм. Учеба глазами родителей.
3. Колледж
моей мечты. Анализ сочинений студентов и фантастических
проектов.
4. Определение требований семьи к колледжу и колледжа к семье в воспитании
и обучении детей.
5. Организация досуга детей. О проведении совместных праздников, конкурсов,
соревнований и других мероприятий для детей и их семей.
Подготовка к родительскому собранию:
• Студенты пишут сочинение "Что значит для меня колледж";
• разрабатываются фантастические проекты группами школьников "Колледж
21
моей мечты";
• оформляется выставка проектов и выделяются наиболее яркие фрагменты
сочинений студентов;
• готовится специальная выставка поделок, их работ, фотографий из жизни
группы;
• составляются вопросы для мозгового штурма и приготавливаются маленькие
полоски бумаги для ответов;
Материалы к проведению собрания
Вопросы для мозгового штурма:
1. Какое событие в колледже запомнилось вашему ребенку?
2. Что надо изменить в колледже по отношению к вашему ребенку?
3. Что вообще надо изменить в современном образовательном учреждении?
4. Чем вы больше всего недовольны в работе колледжа?
5. Что надо сделать, чтобы колледж отвечал вашим требованиям?
6. Какой колледж вы бы хотели для своего ребенка?
7. Как вы лично можете положительно повлиять на ситуацию в колледже?
8. Ваши предложения учителям, которые учат вашего ребенка.
9. Ваши предложения руководству колледжа.
10. Ваши предложения администрации.
Проект "Основные направления взаимодействия колледжа и семьи"
1. Ищем и находим положительное в семье и в колледже и всячески
поддерживаем его.
2. Принимаем участие в делах группы.
3. Приходим в колледж по собственной инициативе, а не по приглашению
педагога.
22
4. Интересуемся делами в ОУ и группе своего ребенка и его друзей.
5. Общаемся с родителями своей группы не только на родительских собраниях,
но и при проведении различных мероприятий с детьми в группе.
6. Проявляем инициативу и вносим предложения по проведению интересных
дел с детьми и для детей.
7. Педагог - друг нашего ребенка и семьи.
Обмен родителей воспоминаниями
1. Посадите родителей парами и предложите им вспомнить свою школу,
колледж, училище и рассказать о ней друг другу.
2. Предложите парам объединиться в группы по 4 человека и обменяться
своими воспоминаниями.
3. Предложите одному человеку выступить от имени группы и поделиться
наиболее ярким воспоминанием о своей учебе.
4. Подведите итог рассказам родителей и плавно переведите разговор к
современности.
Мозговой штурм.
1. Прочитайте первый вопрос. Родители письменно отвечают на него на полоске
бумаги.
2. Ответ на каждый вопрос записывается на отдельной полоске, причем все
ответы нумеруются.
3. После завершения ответов на все вопросы родители делятся на группы по
числу вопросов. Первая группа собирает все ответы на первый вопрос и
систематизирует их. Аналогично поступают все другие группы.
4. После завершения систематизации первая группа зачитывает вопрос и
мнение, полученное в ходе обобщения. Аналогично поступают все другие
группы.
5. Таким образом, обсуждаются все вопросы мозгового штурма.
Колледж моей мечты.
Авторы проекта (студенты группы) рассказывают о том, какой бы они хотели
видеть колледж будущего. От их имени может о колледже будущего рассказать
23
педагог или родители этих детей. В любом случае проекты детей следует
обсудить и не оставлять без внимания.
Тема: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
Форма проведения собрания - "круглый стол"
План собрания.
1. Вступительное слово куратора.
2. Анализ анкет родителей.
3. Анализ анкет студентов.
4. Свободная дискуссия по вопросам: "Что для человека означает дом? Что
особенно люди ценят в своем доме? Мы, наши дети и наш дом. Общение и
досуг вместе с детьми. Семейные традиции и праздники".
5. Обмен опытом проведения семейных праздников.
Подготовка к родительскому собранию:
• разрабатываются анкеты для студентов и родителей по теме родительского
собрания;
• продумывается форма приглашения родителей на родительское собрание
(конкурс среди студентов на лучшее приглашение);
• готовится выставка семейных альбомов, фотографий по теме "Наши семейные
праздники";
• подбираются для оформления аудитории пословицы и поговорки о дружной
семье и ее влиянии на воспитание;
• продумывается музыкальное сопровождение при просмотре выставки.
Материалы к проведению собрания
Анкета для родителей
1. Довольны ли вы своими детьми?
2. Есть ли между вами и детьми взаимопонимание?
24
3. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
4. Помогают ли вам дети в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?
6.
Обсуждаете
ли
вы
вместе
с
детьми
просмотренные
телепередачи,
кинофильмы?
7. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, походах?
8. Проводите ли вы вместе с детьми отпуск?
9. Сколько времени ежедневно вы уделяете своему ребенку?
10. Какое семейное мероприятие больше всего запомнилось вашему ребенку?
Анкета для студентов
1. Доволен ли ты своими родителями?
2. Есть ли у тебя взаимопонимание с родителями?
3. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
4. Помогаешь ли ты родителям в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
6. Обсуждаешь ли ты с родителями просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Как часто ты ходишь на прогулки вместе с родителями?
8. Был ли ты с родителями вместе во время их отпуска?
9. Сколько времени ежедневно ты общаешься со своими родителями?
10. Какое семейное мероприятие (праздник) тебе особенно запомнилось?
Заповеди для родителей
• Относитесь к ребенку как к личности.
• Не унижайте ребенка.
25
• Не морализируйте.
• Не вымогайте обещаний.
• Не потакайте.
• Умейте слушать и слышать.
• Будьте строгими с детьми.
• Будьте справедливыми к своим детям.
Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей:
• неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка;
• ограничение активности, самостоятельности подростка в авторитарной форме;
• уклонение от контакта с детьми, чтобы избежать конфликта;
•
принуждение
при
предъявлении
требований
вместо
объяснения
необходимости их выполнения;
• убежденность, что наказание приносит пользу, а не вред;
• непонимание потребностей детей;
• игнорирование личных интересов ребенка;
• запрещение ребенку заниматься любимым делом;
• нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей;
• убежденность в том, что все заложено природой и что домашняя среда не
влияет на воспитание ребенка;
• бездумное удовлетворение потребностей детей при полном отсутствии
представления о цене труда;
• поглощенность только миром "земных" потребностей.
Необходимо помнить:
• анкетирование студентов проводится в аудитории, причем анонимно. Никакие
фамилии не называются, чтобы не создавать конфликтные ситуации в семье;
26
• родители заполняют анкеты дома, и учитель собирает их за неделю до начала
собрания, чтобы сделать анализ и обобщение;
• на основе данных анкет родителей и сдентов выявляется общее и
отличительное в каждой возрастной группе;
• расстановка акцентов должна быть корректной, что позволит вызвать
родителей на откровенный разговор во время "круглого стола", в противном
случае дискуссия не получится.
Тема: "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?"
План собрания.
1. Экскурсия по выставке творческих работ студентов и знакомство с
фрагментами их сочинений.
2. Анализ анкет родителей и студентов.
3. Свободная дискуссия на тему "Трудовые традиции и трудовое воспитание в
семье".
5. Принятие рекомендаций.
6. Подведение итогов собрания.
Подготовка к родительскому собранию:
• экскурсия родителей по выставке;
•
проводится
анкетирование
родителей
и
студентов,
материалы
анкет
обобщаются;
• определяется форма приглашения на родительское собрание;
• продумываются вопросы для дискуссии;
• готовятся рекомендации для родителей по трудовому воспитанию в семье;
• студенты пишут сочинение на тему "Мир семейных увлечений", отбираются
отдельные фрагменты из сочинений или полные тексты.
Материалы к проведению собрания
27
Анкета для родителей
1. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?
3. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?
4. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?
5. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?
6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?
7. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?
Анкета для студентов
1. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?
2. Охотно ли ты ее выполняешь?
3. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь свои обязанности?
4. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?
5. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?
6. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?
КАК ДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ ( РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Прежде,
чем
делать
замечание
ребенку,
постарайтесь
ответить
на
следующие вопросы:
1. В каком состоянии я нахожусь?
2. Что даст ребенку и мне мое замечание?
3. Хватит ли времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему нельзя
так делать или поступать?
4. Не прозвучит ли в голосе "Ага, попался!"?
5. Хватит ли терпения и выдержки довести дело до конца?
28
Если вы не сможете ответить на все вопросы, то не делайте замечание.
Правила семейной педагогики
• Никогда не позволяйте себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг
друга и ребенка.
• Забывайте плохое сразу. Хорошее помните всегда.
• Подчеркивайте в поведении детей и близких хорошее, их успехи, активно
поддерживайте желание ребенка стать лучше. Старайтесь не ставить плохое в
центр воспитания.
• Воспитывайте на положительном, вовлекайте детей в полезную деятельность.
• Не давайте ребенку проявлять плохое, почаще говорите: "Так взрослые себя не
ведут!", "Вот этого я никак не мог от тебя ожидать!"
• Не ругайте, а показывайте ребенку, какой вред он наносит себе и окружающим
своим отрицательным поведением, плохими поступками.
• Разговаривайте с ребенком как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко.
Тема: "Поощрение и наказание"
План собрания.
1. Педагогические ситуации из жизни группы.
2. Сообщение куратора о значении методов поощрения и наказания в
воспитании детей.
3. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций.
4. Беседа по вопроснику.
5. Разговор о поощрениях.
6. Подведение итогов.
Подготовка к собранию:
• продумать форму приглашения родителей на собрание;
• расставить столы в аудитории по кругу;
29
• написать на доске эпиграф: "Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем
его жизнь, а облегчаем, мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть
от необходимости выбирать и нести ответственность…" (С. Соловейчик);
• подготовить выставку книг о воспитании наказанием и поощрением;
• разработать анкету для родителей и провести их анкетирование примерно за
неделю до собрания;
• продумать ход беседы о поощрениях и наказаниях в семье, опираясь на данные
анкет родителей.
Материалы к проведению собрания
Анкета для родителей
1. Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего?
(Требование, убеждение, наказание, поощрение)
2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку ?(Да, нет,
иногда)
3. Какие виды поощрения вы используете в воспитании? (Похвала, одобрение,
подарки)
4. Наказываете ли вы ребенка физически? (Да, нет, иногда)
5. Положительно ли влияет на ребенка избранная мера наказания? (Да, нет,
иногда)
6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли с вами своими секретами? (Да, нет,
иногда)
7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради
воспитания ребенка? (Да, нет, иногда)
Вопросы для беседы
1. Какова роль поощрения в воспитании детей?
2. Какие виды поощрения вы используете?
3. Какое место занимает поощрение в нравственном становлении ребенка?
4. Нужна ли мера в поощрении и похвале детей?
5. Как вы относитесь к наказанию детей?
6. Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?
7. Как вы относитесь к физическому наказанию?
8. Существует ли связь между наказанием и формированием нежелательных
30
черт характера ребенка?
9. Как ваш ребенок реагирует на физическое наказание?
10. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании
детей?
11. Что вы можете сказать о поощрении и наказании словами народной
мудрости? Всегда ли это верно?
АНКЕТИРОВАНИЕ
РОДИТЕЛЕЙ НА ПЕРВОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
1.Как Ваш ребенок относится к родителям, другим членам семьи? (с
любовью, уважением, равнодушием, грубо и т.п.).
2.Какие качества характера проявляет Ваш ребенок особенно ярко? Какова
главная черта его характера?
3.Что отличает Вашего ребенка в поведении, привычках, состоянии
здоровья?
4.Что больше всего действует на него? (ласка, просьба, требование, угроза,
наказание и т.п.).
5.Какова роль ребенка в семье? (обязанности, разовые и постоянные
поручения и т.п.).
6.Есть ли у Вашего ребенка постоянный круг друзей?
7.Где, как, с кем проводит сын (дочь) свободное от уроков время?
8.Какие учебные предметы нравятся ребенку, почему? Какие можно
назвать любимыми предметами?
9.Как ребенок относится к колледжу: охотно ли идет туда, охотно ли
готовит уроки, как относится к внеклассным мероприятиям?
10.Рассказывает ли он Вам о своей группе? Что ему нравится? Что нет?
11.Кто из взрослых является для него авторитетом?
12.Какой Ваш ребенок в коллективе? (общительный - необщительный,
жадный - щедрый, обидчивый - необидчивый, командует - подчиняется,
31
драчливый - недрачливый, помогает другим - не помогает, уступает в
конфликтной ситуации - не уступает и т.п.).
13.Что Вы хотели бы изменить в Вашем ребенке?
14.Нравятся ли Вам его увлечения? Каковы они?
15.Удовлетворены ли Вы, как проводите с ребенком свое свободное время?
Чем наполнено?
16.Может быть, Вы хотите что-либо предложить, организовать или
провести?
17.Ваши предложения, просьбы, пожелания классному руководителю.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1.
ИНДИВИДАУЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя
(куратора) с семьей является индивидуальная консультация. Организация и
проведение индивидуальных консультаций необходимы, в первую очередь,
когда педагог как классный руководитель приходит в новую группу. Многие
родители испытывают робость и беспокойство, определенную тревогу перед
посещением учебного заведения. Особенно часто это бывает в том случае, если
ребенок испытывал дискомфорт при посещении школы, если у родителей не
складывались отношения с учителями, если у ребенка сложилось негативное
мнение о школе, закрепленное мнением родителей. Для того, чтобы ребенок
легче пережил адаптацию к учебе на новом месте, необходимо организовывать
групповые и индивидуальные консультации-собеседования с родителями.
Первую индивидуальную консультацию необходимо провести уже в
начале
сентября.
На
индивидуальную
консультацию
родителей
можно
пригласить по собственной, инициативе, изучив результаты обучения в школе.
Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на
которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком
32
и группой. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер
и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и куратором.
В ходе первоначальной консультации классному руководителю (куратору)
желательно получить ответы на следующие вопросы:
- особенности здоровья ребенка;
- его любимые игры, увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации, которая проводится при первой встрече
с родителями, можно предложить родителям заполнить анкету «Мой ребенок»:
Когда он родился, то...
Самым интересным в жизни моего ребенка было то, что он...
О здоровье своего ребенка я могу рассказать следующее...
В школе к нему (к ней) относились так, что мы...
Его (ее) отношения с учителями были...
Моему ребенку нравится, когда...
Моему ребенку не нравится, когда...
Его положительными качествами является то, что он всегда...
Его отрицательными качествами является то, что он может...
Трудности в воспитании нашего ребенка связаны с тем, что...
Я хотел бы, чтобы классный руководитель (куратор) обратил внимание на его
способности ...
Мы надеемся, что с помощью классного руководителя (куратора) мы сможем
развить в своем ребенке следующие качества ...
И преодолеть следующие качества ...
В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно
слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они
33
охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше. Чем больше сведений
классный руководитель (куратор) имеет о каждом ребенке, тем больше шансов
создать ему нормальные условия для становления.
Помимо анкеты можно составить примерный опросник, который ляжет в
основу будущего изучения студента. Вот примерный перечень вопросов,
ответы на которые требуют внимания педагога:
—
С
положительной
или
отрицательной
стороны
родители
начинают
характеризовать своего ребенка?
— Противоречат ли родители друг другу, когда говорят о ребенке?
— Прогнозируют ли родители будущее своего ребенка, какие аргументы
приводят родители в мотивацию своего прогноза?
— Какое мнение сложилось у родителей о школе, в которой учился ребенок?
— Какое мнение о колледже у родителей сегодня?
— Как оценивают родители положение ребенка в его собственной семье?
— Что ребенку в семье можно делать и чего нельзя?
— Какая помощь нужна родителям от колледжа и общественных организаций?
— Какой они видят воспитательную систему группы и свою роль в ней?
— Какие поручения мог бы выполнять их ребенок?
В ходе индивидуальной консультации педагог должен делать пометки, которые
будут ему хорошим подспорьем при составлении плана воспитательной
работы,
характеристики
группы
и
студентов.
Каждая
индивидуальная
консультация
должна
заканчиваться
рекомендациями
родителям
по
воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными и письменными.
Рекомендации можно вручить в ходе первой индивидуальной консультации и
предложить обдумать их, а свое мнение высказать на первом родительском
собрании
или на следующей консультации, если родители считают, что
последующая консультация им необходима.
Рекомендации первой консультации могут выглядеть так:
34
Мы, педагоги, рады видеть Вашего ребенка в нашем учебном заведении.
Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не
устанете в пути.
Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном
сотрудничестве семьи и нашего учебного заведения. Сотрудничество принесет
свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не
мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть
настоящей Матерью и настоящим Отцом!
Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве
родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях,
любите своего ребенка и дорожите его любовью к Вам.
Закон 1
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только
один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение
и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим
людям. Не исключено, что это будете Вы.
Закон 3
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка,
приводят к боязни и ненависти.
Закон 4
Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что
категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте
возможность взрослеющему человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и
меру своей родительской ответственности.
35
Закон 7
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями,
разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка
смеяться над собой! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.
Закон 8
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в
своих «да» и «нет».
Закон 10
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность
побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма
скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь
взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе
период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может
обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас,
родители! Помните, что самое большое родительское счастье — видеть
состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!
В индивидуальных консультациях могут участвовать не только педагоги. Если
в этом есть необходимость, то в индивидуальной консультации участвует
психолог, социальный педагог, представитель администрации. Однако, надо
помнить, что консультация полезна лишь в том случае, если она помогает
разрешить проблему, является своеобразным моментом истины в жизни семьи
и ребенка.
2. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Если в группе есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно
провести тематическую консультацию. Для того, чтобы родители приняли
36
участие в тематической консультации, инициатива ее организации может
исходить от педагога или по предложению самих родителей.
Тематическая
консультация
требует
серьезной
подготовки
со
стороны
классного
руководителя (куратора) и тех специалистов, которые будут участвовать в
консультации. Если родители согласились участвовать в консультации,
классный руководитель (куратор) должен побеседовать со специалистами,
которые
будут
участвовать
в
консультации,
познакомить
их
с
теми
проблемами,
которые
вызывают
необходимость
проведения
такой
консультации.
В ходе тематической консультации родители получают рекомендации от
специалистов и классного руководителя, знакомятся с литературой по данной
проблеме. Родителям можно предложить встретиться по теме консультации
еще раз, если в этом будет необходимость.
Темы консультаций для родителей могут быть такими:
• Детская агрессивность и ее причины.
• Самостоятельность ребенка. Как ее развивать?
• Как развить у ребенка интерес к чтению?
• Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.
• Ваш ребенок в коллективе.
• Детский эгоизм. Как его преодолеть?
• Друзья в жизни ребенка.
• Причины и последствия детской застенчивости.
• Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с
другими детьми.
• Социальная адаптация ребенка и ее результаты.
• Причины детского одиночества.
• Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты учебной
деятельности ученика.
• Алкоголизм родителей и детские страхи.
37
Перечень тем для проведения консультаций можно продолжить. Однако нужно
помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае,
если родители действительно осознают проблему, из-за которой их приглашают
принять участие в консультации. Если личной заинтересованности родителей
нет, то консультация может просто навредить ребенку.
3. БЕСЕДА
Огромное значение в воспитательном арсенале классного руководителя
(куратора)
имеет беседа. Беседу
лучше
всего
использовать
в
целях
предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений
между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.
Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы
наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения
в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться
гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный
руководитель (куратор) должен больше слушать и слышать, а не давать
рекомендации воспитания или назидать.
4. РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Очень
полезной
и
необходимой
формой
работы
с
семьей
являются родительские чтения. Родительские чтения — очень своеобразная
форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только
слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: уже на первом
родительском собрании в году родители определяют вопросы педагогики и
психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и
анализирует ее. С помощью библиотекаря и психолога определяются книги, с
помощью которых можно получить ответ на поставленный
родителями
вопрос. Родители читают книги и через определенный промежуток времени они
участвуют в родительских чтениях по книгам, которые они прочли.
38
Особенностью
родительских
чтений
является
то,
что,
анализируя
педагогическую проблему, родители могут высказывать свое собственное
понимание вопроса, полемизировать с другими родителями по данному
вопросу, отстаивать свои убеждения. Родительские чтения помогают многим
родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с
традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего
ребенка и свое отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно
формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы.
Родительские чтения — это прекрасная возможность знакомства родителей с
интересной литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но
неизвестны их родителям.
Темы родительских чтений могут быть примерно такими:
• Теория воспитания детей
• «Мы учим ребенка жить среди людей». Кодекс семейного воспитания
• Общаться с ребенком. Как?
• В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.
• Как стать героем в глазах собственного ребенка. Обзор, периодической печати
о воспитании.
• Детские комплексы во взрослой жизни.
• Как формировать и развивать волевые усилия ребенка.
• Нестандартность мышления. Что это такое?
• Что делать, если....
• Детские шалости во взрослой жизни. По материалам периодической печати.
• Как научить ребенка быть самостоятельным? По материалам книги М.
Коляды «Шпаргалка для родителей».
• Мудрость родителей. В чем ее сущность?
• Психосексуальное развитие детей.
• К чему могут привести конфликты в семье? По материалам периодической
печати.
39
5. РОДИТЕЛЬСКИЕ ВЕЧЕРА
Интересной
и
достаточно
новой
формой
работы
с
родителями
являются родительские вечера.
Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель
(куратор) только начал формировать родительский коллектив группы.
Родительские вечера — форма работы, которая прекрасно сплачивает
родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 2-3 раза в год либо в
присутствии детей, либо без их присутствия. Родительский вечер — это
праздник
общения
с родителями друга
твоего
ребенка,
это
праздник
воспоминаний младенчества, собственного детства и детства своего ребенка,
это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными.
Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой
внутренний голос.
Темы родительских вечеров могут быть следующие:
Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
«Можно» и «нельзя» в нашей семье.
День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
Песни, которые пели мы в своем детстве и песни сегодняшнего детства.
Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.
Фотографии нашего детства.
Как научиться говорить спасибо (или слово «нет») своему ребенку.
Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать
нечто
полезное
для
себя
в
рассуждениях
других
родителей,
сделать
определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой
воспитательный арсенал.
40
Красиво организованный родительский вечер порой может сделать то, чего не
может
сделать
беседа
или
хорошо
организованная
консультация.
Непринужденная
праздничная
атмосфера,
душевность
слов,
отсутствие
назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением
способствует тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих
проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них
нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить
обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка
спокойно и без истерик.
Родительский вечер — это возможность классного руководителя (куратора)
найти
единомышленников
и
помощников
по
воспитанию
детей
и
формированию коллектива группы. Замечательно, если итогом родительского
вечера станет выпуск родителями родительской газеты, в которой родители
обратятся к детям с предложением или просьбой, вызовут своих детей на какое-
то соревнование, объявят интересный конкурс.
С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень
большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема
заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую соперничество детей
поощряется семьей, это приводит к конфликтным ситуациям между детьми и
их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть
взрослых
и
детей
в
ином
свете,
помогают
преодолеть
недоверие
и
враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
6. РОДИТЕЛЬСКИЕ ТРЕНИНГИ
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры
родителем стали занимать родительские тренинги. Родительские тренинги —
это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные
ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным
ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают
41
необходимость
приобретения
новых
знаний
и
умений
в
воспитании
собственного ребенка.
Огромное значение родительские тренинги имеют для тех родителей, которые
хотят приобрести опыт воспитания и общения. В родительских тренингах
должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность
тренинга возрастет и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг
проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги
будут результативны, если все родители будут в них активно участвовать и
регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат,
он должен включить в себя 5-8 занятий.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом или человеком,
который имеет право дать возможность родителям на время ощутить себя
ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. В ходе
тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие
задания, как «воспоминание детства», «фильм о моей семье», «мое любимое
занятие», «моя любимая песня» и т.д. Такие задания позволяют по-новому
взглянуть на взаимоотношения в своей семье, собственную авторитетность в
глазах ребенка. Если в воспитании отдельных детей классный руководитель
(куратор) порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить
поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям. Совместное участие
в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них
обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир, в
котором
он
живет. Такой
тренинг
называется
тренингом
родительской
эффективности.
По результату участия в тренинге
психолог проводит собеседование с
классным
руководителем
(куратором)
и
дает
ему
рекомендации
по
организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей,
участвовавшей в тренинге. А если психолога нет, а хочется сделать все
возможное по привлечению проблемной семьи к сотрудничеству учебного
заведения и классным руководителем? Для этого можно использовать так
42
называемые «Часы откровения», которые может организовать в своей группе
сам классный руководитель (куратор). Исходя из тех проблем, которые
сложились в семье, куратор разрабатывает серию упражнений и сам проводит
занятия с родителями и детьми.
7. РОДИТЕЛЬСКИЙ РИНГ
Помимо тренингов со студентами и их родителями, хорошей формой
просвещения родителей является родительский ринг. Родительские ринги —
одна
из
дискуссионных
форм
общения
родителей
и
формирования
родительского
коллектива.
Проведение
родительских
рингов
просто
необходимо.
Многие родители проявляют категоричность суждений по многим вопросам
воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего
ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них
считают, что их методы воспитания своего ребенка истинны и не подлежат
сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с
той целью, чтобы родители могли утвердиться в правоте своих методов
воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься
над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не
совсем так. Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные
вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами
родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге уже в самом
начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге
родители получают на первом родительском собрании.
В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или
более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная
часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей
аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые
педагоги и даже ребята - старшекурсники, которым уже не за горами
приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за
43
специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече или за
классным руководителем (куратором), который может привести веские доводы
из жизни группы в защиту определенной позиции.
Полезность таких встреч состоит еще и в том, что она позволяет снять всякие
закулисные
разговоры
среди
родителей
по
вопросам
организации
образовательного
пространства
их
детей,
содержания
учебного
и
воспитательного процесса.
Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными.
Плохие привычки — наследственность или влияние социума?
Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?
Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?
Радости и горести обучения.
Соблазны и пути их преодоления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объединение усилий классного руководителя (куратора) и родителей является
обязательным условием успешного решения образовательных задач.
Взаимосвязь классного
руководителя
(куратора)
с семьями
должна
осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей,
атмосферы семейного воспитания.
Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые
педагогические требования к ученикам, которые реализуются в разнообразных
формах совместной деятельности.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении,
должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы
помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом,
обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды
говорить о том, как важно для современного учебного заведения тесное и
плодотворное взаимодействие с родителями. Ведь педагоги не могут не
считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества
образования, компетентности преподавателей и других проблем насыщенной
учебной жизни. Им необходимо помощь родителей в решении как чисто
учебных задач, так и в нравственном воспитании. Поэтому вопрос: «Как
привлечь родителей?» - это вечная головная боль всех педагогов.
Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками, их надо активно
подключать
к
решению
актуальных
вопросов
учебно-воспитательного
44
процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность.
Родители - важная опора классного руководителя (куратора). Многие вопросы
педагогу помогут решить именно они. На собрании после обсуждения
организационных моментов (питания, финансово - материальных аспектов
организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному
вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в
решении данных проблем.
И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями -
многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо
объединить усилия и педагога и родителей.
Список использованной литературы
1.
Алексеева Н.А. Калейдоскоп родительских собраний: Методические
разработки. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
2.
Внеурочная деятельность.. Методический конструктор: пособие для
учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223.
3.
Гликман
И.З.
Теория
и
методика
воспитания/
И.З.Гликман.
–
М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. – 176 с.
4.
Концепция социального воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи . ВОИПКиПРО, Воронеж, 2011. .14с.
5.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М.,
Тишков В. А.. М - 2014. С.23.
6.
Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д.
Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека
для родителей).
7.
Настольная
книга
классный
руководитель/
Авт.-сост.
Е.И.Лунина,
Н.С.Шепурева и
др.
45
46