Авторы: Соловьева Марина Александровна, Марина Александровна Соловьева
Должность: учитель физики, астрономии
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: город Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Использование приёма театрализации в урочной и внеурочной деятельности по предмету "Физика".
Раздел: полное образование
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Мастер – класс
«Использование приема театрализации в урочной и во
внеурочной деятельности по предмету «Физика»
Подготовила
учитель физики
Соловьёва Марина Александровна
г. Северодвинск
2019
Мастер – класс по теме «Использование приема театрализации в урочной и
во внеурочной деятельности по предмету «Физика»
Обучение - это ремесло, использующее
бесчисленное количество маленьких трюков.
Д. Пойа
1. Введение в мастер-класс, обозначение основных целей и ключевых проблем:
Цель: развитие познавательного интереса к предмету с помощью приёма театрализации
Задачи:
1. Развивать творческие возможности детей.
2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения.
3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный
вымысел.
4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих
возможностей.
5. Воспитание в детях неравнодушного отношения к окружающему миру.
Знакомство участников.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас в нашей школе. Меня
зовут Соловьёва Марина Александровна, учитель физики.
Для того чтобы нам было удобно работать, напишите Ваше имя на бейдже.
В XXI веке появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. В
настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего
педагогического опыта, ищет ответ на вопрос - «Как обучать в новых условиях?».
Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и
осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся,
приобщение их к творческой деятельности.
Я - учитель физики, и я учу понимать и объяснять явления прекрасного мира,
который нас окружает. Моя задача как учителя общеобразовательной школы состоит в
создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей
учащихся.
Физика - сложный предмет и от учителя требуется немалое мастерство, чтобы
учащиеся успешно овладевали знаниями.
Учитель физики и театр… Однако поиск решения нестандартной физической задачи,
постановка эксперимента -творческий процесс, никто в этом не сомневается. Деление
людей на «физиков» и «лириков» является чисто условным. Ярчайшими
историческими примерами, опровергающими это деление, являются Леонардо да Винчи,
Блез Паскаль, Михаил Васильевич Ломоносов.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной?
Опыт моей работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя
полагаться только на содержание изучаемого материала, поскольку это приводит лишь к
ситуативной заинтересованности на уроке. Интересы школьников гораздо шире,
разнообразнее рамок школьной программы. Особое место здесь принадлежит
внеклассным занятиям по предмету, которые способствуют не только развитию интереса
к физике как к предмету, но и как к науке, лежащей в основе научно-технического
прогресса и помогающей объяснить многие окружающие нас явления и факты.
2. Основная часть.
Ребенок - существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать,
познать. Учиться – значит исследовать мир.
К сожалению в школьной лаборатории не всегда можно провести необходимый
эксперимент, а заглянуть «внутрь» того или иного физического явления так необходимо,
чтобы разобраться в его сути.
Поэтому появилась идея создания проекта «Школьный физический театр»
Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и
внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную
работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость,
терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей
социальной средой.
Ученики показывают «Сказку о молекуле воды».
Рассказывают о том как они работали над спектаклем (изучили или повторили
данную тему в учебнике и в других источниках; составили сценарий; распределили роли;
репетировали; выступили перед зрителями; выслушали критику; сделали выводы).
Все участники «делятся» на группы. В каждой группе выбирают: режиссёра -
постановщика, художника – костюмера, художника – декоратора, директора.
1.Задание.
Я хочу показать применение технологии на уроке физики в 8 классе по теме,
которую вы сейчас угадаете сами.
Сейчас я вам раздам карточки (или лежат на столах)
Вам необходимо показать с помощью пантомимы то, что изображено на картинке.
Задача всех остальных угадать.
(Группы работают)
Кто готов, пожалуйста, команда №1
(показывает, все угадывают, на слайде высвечивается картинка)
Правильно, это пар…, облако, сосулька
И, так:
Водяной пар (вода).
В каком состоянии она находится?
Облако.
В каком состоянии находится вода?
Сосулька.
В каком состоянии находится вода?
Спасибо, по вашему мнению, на каких этапах урока это можно применить?
Тема: «Строение вещества. Изменение агрегатных состояний вещества»
2. Участники выполняют самостоятельно следующее задание: показать с помощью
пантомимы, соблюдая последовательность этапов работы над постановкой, процессы
плавления, парообразования, кристаллизации, конденсации, испарения.
Задача всех остальных угадать.
3. Почитаем стихи о физических явлениях.
1.Николай Рубцов в стихотворении «
Первый снег»
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
Вопрос: о каком тепловом явлении идет речь?
Ответ: физическое явление – замерзание воды.
2. . С. Есенин
Вот морозы затрещали и сковали все пруды,
И мальчишки закричали ей «спасибо» за труды.
Вопрос: Какое описано явление?
Ответ: Описанное явление здесь – кристаллизация
3.
И. А Бунин
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели,
В верхних стеклах - небо ярко-синее.
И застреха в снеговой пыли.
Вопрос : Почему оконные стёкла покрылись узором из инея?
Ответ: Температура оконного стекла ниже, чем в комнате - это кристаллизация.
4.
Никитин ”Утро”
«По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается
Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом,–
На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.»
Вопрос : А здесь, какой физический процесс? Как образуется роса?
Ответ: Это явление – конденсация.
5. Пушкин в поэме «Евгений Онегин»:
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман...
И. А. Бунин.
Бледнеет ночь... Туманов пелена.
В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.
Вопрос : Что такое туман?
Ответ: Туман – это «спустившееся» к поверхности земли облако, то есть взвешенные в
воздухе мельчайшие капельки воды. Образуются эти капельки либо при испарении
водоёмов, более тёплых, чем окружающий их воздух (и тогда это туман испарения), либо
при конденсации холодного воздуха у тёплой поверхности земли (и тогда это туман
охлаждения).
6. Никитин ”Утро”
«Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается... »
Вопрос : Что это за белый пар? А почему туман чаще всего образуется в низинах?
Ответ: В низких местах застаивается холодный воздух.
7. Русский писатель Иван Алексеевич Бунин
«Холодная весна»:
Среди кривых стволов, среди ветвей корявых
Ползет молочный дым: окуривают сад.
Все яблони в цвету – и вот, в зеленых травах
Огни, как языки, краснеют и дрожат.
Бесцветный запах чист – жди к полночи мороза.
И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд
В дурмане голубком дымящего навоза,
В серебряной пыли туманно - ярких звезд.
Вопросы: почему в ожидании заморозков окуривают цветущие яблони?
Почему ранней весной при безоблачном небе можно ожидать заморозки?
Ответы.
Окуривание садовых деревьев насыщает воздух мельчайшими частичками
продуктов сгорания, на них и конденсируется пар из воздуха, выделяя при этом тепло,
которое обогревает цветы. При безоблачном небе земля сильно охлаждается за счет
излучения; дым задерживает это излучение.
7. А вот Тютчев, всем известное:
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром...»
или Пушкин «О Кавказе»
Шум табунов, мычанье стад, уж гласом бури заглушались,
И вдруг на долы дождь и град из туч сквозь молний извергались...
Вопрос: Почему в летнее время осадки выпадают в виде дождя или града?
Ответ: В летнее время температура воздуха у поверхности земли больше 0 С. В
высоких и холодных слоях атмосферы образуются кристаллы льда, падая, они проходят
нижние теплые слои воздуха, тают, и осадки выпадают в виде дождя, а если кристаллы
крупные, то за время падения они не успевают растаять и доходят до поверхности земли
в виде града.
8. А вот ещё одно очень интересное явление и стихотворение не менее известное:
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
В этом стихотворении столько всяких явлений. Вот, например:
«Вся комната янтарным блеском озарена.
Весёлым треском трещит затопленная печь.»
Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
В избушке, распевая, дева
Прядет. И, зимних друг ночей
Трещит лучинка перед ней...
Вопрос:
А
скажите
мне,
почему
горящие
дрова
потрескивают?
Ответ:
При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар
увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск.
9. Какая ошибка допущена в стихотворении поэта:
«Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой
капля стала, а в мире поубавилось тепла?»
Ответ: При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота
Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать,
систематизировать материал по теме.
Сейчас мы все вместе составим (сотворим) синквейн.
Слова: Физика. Театр. Успех
3.Заключительный этап
Самоанализ педагога;
Дискуссия с коллегами, гостями,
Анкетирование гостей.
Анкета
1. Мне понравилось…
2. На своих уроках я хотел бы
3. Я хочу пожелать…
Закончить свое выступление мне бы хотелось следующей притчей, рассказанной великим
педагогом Шалвой Александровичем Амонашвили
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.
Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать
старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.
- Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно! — удивился человек.
- Так бери с собой мудрость:
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
- Как я это сделаю, если сам не умею летать?
- А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним — его учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
- Я возвращаю ребенка крылатым! — сказал учитель и гордо посмотрел на своего
питомца.
А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:
- А меня больше радуют твои крылья...
Чтобы воспитать крылатого ребенка, нужно самим научиться летать...
Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками.