Напоминание

Психолого-педагогическая профилактика асоциального поведения студентов


Автор: Брикман Марина Алексеевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака""
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Профилактика асоциального поведения
Тема: Психолого-педагогическая профилактика асоциального поведения студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Психолого-педагогическая профилактика асоциального поведения студентов

Брикман Марина Алексеевна,

педагог-психолог

ГБПОУ НСО

«Новосибирский авиационный

технический колледж имени Б.С. Галущака»

Важным направлением в системе предупреждения асоциального поведения

студентов является комплексная работа по психолого-педагогической профилактике

в рамках плана воспитательной работы, рассчитанного на весь период обучения. Как

вы знаете, наиболее существенной причиной асоциального поведения являются

недостатки в их нравственном воспитании. А накладывающиеся возрастные

особенности требуют методически грамотного подхода в работе с данной категорией

студентов.

Психолого-педагогическая профилактика асоциального поведения включает в

себя диагностику, индивидуальные и групповые тематические мероприятия и

коррекцию.

Я хочу рассказать о диагностическом инструментарии, который специалисты

колледжа используют в своей работе. Ежегодно, начиная с сентября, все группы

нового набора посещают тренинги, направленные на знакомство, сплочение,

выявление лидеров и студентов, с которыми необходимо проводить индивидуальную

профилактическую или коррекционную работу. Правильно организованные тренинги

могут стать богатым материалом для диагностики. Какие игры мы используем, что

выполняют ребята, на что стоит обратить внимание?

- «Мы идем в поход». Ребята по очереди называют свое имя и на первую

букву имени называют тот предмет, который может пригодиться в походе. Можно

увидеть студентов, которые стараются привлечь к себе внимание любым способом

(мешают,

кривляются,

комментируют

ответы

ребят);

студентов,

которые

отказываются выполнять задание; тех, кто пытается установить во время игры свои

правила.

- «Ассоциации». Ребята по очереди говорят ассоциации на последнее

услышанное слово. Я начинаю со слова «арбуз», далее говорят ребята, каждый в

порядке очереди отвечает 3-4 раза. Некоторые студенты застревают и называют одно

и то же слово, кто-то намеренно говорит слова, которые по логике не соответствуют

(например, последнее сказанное слово «зеленый», ребята отвечают «автомат, нож,

убить, кладбище, смерть» и тому подобное). Я не комментирую ответы, но

запоминаю этих студентов.

- «Листок бумаги». Я предлагаю по очереди называть разные варианты того,

что можно сделать с белым листком бумаги формата А4. Иногда находятся студенты,

которые говорят «свернуть косячок».

- «Поменяться местами». Студенты сидят на стульях, расставленных кругом

или овалом. Ведущий стоит и просит поменяться местами тех студентов, кто (у кого)

… Называются некий признак, если к студенту он относится, то студент должен

встать и пересесть на другой стул. Ведущий старается занять свободное место. Кому

не досталось стула – становится ведущим. Я начинаю игру в качестве ведущего, а

затем играю с ребятами. Чтобы всех поднять с места, первое задание такое «Я прошу

поменяться местами тех, кто стал студентом». Часто студенты называют предметы

одежды, любимых музыкальных исполнителей, наличие домашних животных,

спортивные увлечения. Это очень подвижная и веселая игра. Она помогает

настроиться на доброжелательное отношение к новым знакомым. Но иногда есть

ребята, которые не встают ни разу за время игры. Есть студенты, которым не

достался стул, и они насильно кого-нибудь заставляют уступить им место. В

основном я стараюсь не мешать ходу игры, но в этом случае я обращаю внимание

всех, что так поступать неправильно.

- «Если бы я был волшебником». По очереди ребята говорят, чтобы они

сделали, если бы стали волшебниками. Кто-то желает денег, власти, могущества, всех

уничтожить или поработить; кто-то хочет остаться в одиночестве на далекой планете;

чаще желают мира, добра, отсутствие болезней, бессмертия. Обычно это упражнение

я провожу в конце встречи, перед тем как подвести ее итоги.

- «Крокодил». Одна из самых любимых студенческих игр. Для меня эта игра

на проверку кругозора, скорости мышления, выявление уровня тревожности,

воспитанности и культуры, демонстративности, артистизма.

-

«Сочиним

сказку».

Ребята

по

очереди

говорят

одно

слово

или

словосочетание, пытаясь сохранять логический строй, устно сочиняют сказку. Я

начинаю со слов «Как-то раз…». Говорит один человек в порядке своей очереди,

других прошу не мешать и не помогать. Слежу за скоростью обдумывания слов; за

теми, кто не может сдержаться и высказывается не по очереди, комментирует; какие

слова используют ребята.

- «Башня». Ребята в произвольном порядке делятся на 5-6 команд и за 25

минут должны построить бумажную башню. Башня должна быть устойчивой и выше,

чем у других команд. Во время выполнения задания можно увидеть, кто предлагает

идеи, может организовать работу команды, а кто не хочет включаться в процесс.

После того, как с каждой группой проведены ряд тренингов и студенты

познакомились с представителями воспитательного отдела, мы приступаем к

проведению диагностики, когда ребята рисуют, пишут сами, отвечают на вопросы

тестов, заполняют анкеты. Используем следующий диагностический материал:

- Психогеометрический тест

- Рисунок человека

- Тест «Уверенность в себе»

- Тест «Мотивация обучения»

- Тест «Какое влияние на тебя оказывает твоё окружение?»

- Тест Беннета на определение технических способностей

- Рисунок «Несуществующее животное»

- Составление рассказа с использованием слов: дом, река, пещера, превращение, путь,

страх, выход

- Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»

- Тест попарных сравнений «Потребности»

- Тест «Круги - дорисовка»

- Тест Юнга «16 ассоциаций»

- Рисунок «Моя жизнь»

- Групповые коллажи «Семья», «Здоровье», «Будущее»

- Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур

- 20 ответов на вопрос Кто Я?

- Тест «Незаконченные предложения»

На каждого студента во время всего периода обучения накапливается

достаточно объемный диагностический материал, после обработки которого даются

рекомендации ребятам, кураторам, родителям и при необходимости выстраивается

индивидуальная

профилактическая

и

коррекционная

работа.

Хранится

диагностический материал в кабинете психолога, рассортирован по группам и годам

обучения.

Индивидуальная работа заключается в регулярных встречах со студентами,

которым

по

результатам

наблюдения

и

диагностики

требуется

психолого-

педагогическая коррекция. Задачи индивидуальной работы – переубеждение,

переключение, вовлечение в деятельность

Работа ведется в форме беседы,

выполнения

кейса,

творческого

задания,

упражнения,

обсуждения.

При

необходимости

приглашаются

родители

(законные

представители),

иногда

рекомендуется консультация терапевта, невролога, психиатра, семейного психолога.

Дата и тематика встречи фиксируется в журнале консультаций.

Групповые тематические мероприятия проходят в виде лекций, бесед,

дискуссий,

мозгового

штурма,

просмотра

видеофильмов

с

последующим

обсуждением, классных часов; изготовление коллажей, участие в акциях, квестах,

театральных постановках, экскурсии, интеллектуальные игры, тренинги, спортивные

и военно-патриотические мероприятия, выполнение конкурсных заданий.

Сценарии классных часов, тренингов, упражнений можно брать готовые и

адаптировать под конкретную группу с конкретной задачей. Мы с удовольствием

пользуемся не только новыми периодическими изданиями, но и старыми журналами.

Там много хороших интересных идей наших коллег со всей страны.

Групповые мероприятия планируются ежемесячно, ответственность за участие

студентов несет куратор. Групповые тематические мероприятия проводятся силами

педагогического

коллектива

(преподаватели,

кураторы,

педагоги-психологи,

социальный педагог, педагог-организатор, библиотекари), а также с приглашением

социальных

партнеров,

общественных

объединений

и

представителей

госучреждений.

Это

Центры:

«Ювентус»,

«Родник»,

«Витязь»,

развития

профессиональной карьеры, культуры учащейся молодёжи; СП «Ника» и «Вита»,

Молодёжный парламент, Новосибирская избирательная комиссия, Лига КВН, отдел

молодёжи

Центрального

округа,

Планетарий

СГУГИТ,

Музей

истории

профобразования, Новосибирская областная юношеская библиотека, Совет молодёжи

Новосибирского авиационного завода имени В.П. Чкалова, Совет ветеранов

Новосибирского приборостроительного завода, аэропорт «Толмачёво», «Сибирь-

Техник», аэропорт «Мочище», Новосибирский авиаремонтный завод, СибНИА имени

С.А. Чаплыгина и многие другие.

Организованные групповые и индивидуальные мероприятия создают условия

для:

- преодоления эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем;

- формирования адекватной самооценки и восприятия студентами себя как субъекта

социальных контактов;

- приобретения навыков социально-одобряемого поведения и саморегуляции;

- повышения мотивации к обучению;

- формирования позитивной установки на будущее;

- снижение уровня асоциального поведения.

Удается ли педагогическому коллективу на 100% устранить асоциальное

поведение

студентов,

конечно,

нет.

Но

процесс

психолого-педагогического

воздействия имеет отложенный эффект. Его результаты проявляются через месяцы,

годы и даже десятилетия. И раз в колледж приходят учиться сестры, братья, дети и

даже внуки выпускников прошлых лет, значит, свою работу педагогический

коллектив авиационного колледжа делает на совесть.

И в заключение позвольте процитировать Марка Аврелия, за которым

повторили Кант и Лев Толстой: «Делай, что должен, и будь что будет».



В раздел образования