Напоминание

"Использование компьютерного симулятора ориентирования в подготовке юных спортсменов ориентировщиков специализирующихся на ориентировании бегом"


Автор: Данько Евгений Борисович
Должность: руководитель кружков
Учебное заведение: ГУДО ЛНР "Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения"
Населённый пункт: г. Луганск
Наименование материала: Статья:
Тема: "Использование компьютерного симулятора ориентирования в подготовке юных спортсменов ориентировщиков специализирующихся на ориентировании бегом"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование компьютерного симулятора ориентирования в подготовке

юных спортсменов ориентировщиков специализирующихся на

ориентировании бегом.

Данько

Евгений

Борисович

руководитель

кружков

ГУДО

ЛНР

«Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»

Спортивное ориентирование – это уникальный комплексный вид спорта,

состоящий из пяти подвидов, имеющих кардинальные различия, но вместе с

тем обладающих общей сущностью, которая позволяет им, находиться в рамках

одного вида спорта.

Спортивное ориентирование бегом представляет собой циклический вид

спорта,

в

котором

спортсмен

преодолевает

дистанцию

по

незнакомой

местности с использованием карты и компаса.

Спортивная подготовка спортсмена ориентировщика включает в себя:

- тактическую подготовку;

- техническую подготовку;

- физическую подготовку;

- психологическую подготовку;

- морально-волевую подготовку.

При классическом построении тренировочного процесса, его главным

средством является преодоление дистанции ориентирования на местности. Это

не

удивительно,

ведь

именно

тренировочное

преодоление

дистанции

максимально моделирует действия спортсмена во время соревнований.

Но, при этом следует учитывать, что суть спортивного ориентирования

заключается

в

преодолении дистанции по

незнакомой местности.

Данная

ключевая особенность ориентирования, делает достаточно затруднительным

организацию

тренировочного

процесса,

без

постоянных

переездов

и

проведения учебно-тренировочных сборов на различной местности.

По

этому

в

тренировочный

процесс

активно

включается

камерная

техническая и тактическая работа по разбору карт и дистанций различной

местности.

Спортсмен,

анализируя

карту,

дистанцию,

GPS-пути

движения

победителей и их сплиты прогнозирует свои действия на данной местности и

дистанции. Помимо этого специалистами при подготовке спортсменов активно

используется

большой

арсенал

различных

упражнений

направленных

на

развитие памяти, генерализации, скорости мышления и других направлений

мыслительных активностей, которые могут понадобиться спортсмену во время

преодоления дистанции.

Главной

проблемой

таких

занятий,

является

невозможность

смоделировать чтение карты во время движения на местности, что является

одним из ключевых умений технического мастерства спортсмена.

Вот именно с этой важной частью технической подготовки и справляются

компьютерные симуляторы ориентирования.

В данной статье речь будет идти о наиболее известном и одном из

старейших симуляторов ориентирования Catching Features, но его функционал и

философия сопоставимы с другими подобными симуляторами, по этому и

выводы сделанные о его пользе или бесполезности будут актуальны и для

других симуляторов.

Прежде

всего,

давайте

рассмотрим,

что

собой

представляет

компьютерный симулятор ориентирования.

Это компьютерная программа, в которой спортсмену предоставляются

карты разнообразной местности, выполненные в условных знаках спортивного

ориентирования,

а

также

различные

дистанции,

проложенные

по

этой

местности.

Спортсмен,

используя

карту,

передвигается,

по

моделируемой

компьютером местности, преодолевая дистанцию, от старта до финиша. После

завершения дистанции, для анализа своих действий доступен путь движении

спортсмена, а также сплиты.

В период с 2015 по 2021 годы компьютерный симулятор спортивного

ориентирования

использовался

в

подготовке

спортсменов

различной

квалификации тренирующихся в моих группах.

Использование симулятора должно было решить ряд задач:

- отработка приёмов чтения карты;

- ознакомление с нехарактерной для нас местностью;

-

выявление

наиболее

характерных

ошибок

в

технике

и

тактике

ориентирования.

В

целом

симулятор

отлично

справился

с

возложенными

на

его

использование

задачами,

но

при

этом

следует

отметить

ряд

трудностей,

которые возникли в процессе его использования:

1). Для детей младшего возраста (6-10 лет) симулятор оказался чрезмерно

утомительным.

Не

взирая

на

то,

что

процесс

использования

симулятора,

внешне похож на игру, его использование требует большой концентрации и

усидчивости, что стало тяжёлым испытанием для детей. В связи с чем, я

отказался от использования компьютерного симулятора для детей младшего

возраста.

2).

Симулятор

практически

не

давал

эффекта

для

подготовки

к

спринтерским

дистанциям,

так,

как

спортсмен

работал

с

симулятором

в

спокойном состоянии, в то время, как в спринте одним из главных факторов

является качественная техническая работа на высоком пульсе. Проблема была

решена,

использованием

коротких

дистанций,

в

сочетании

с

физической

активностью, которая поднимала текущий пульс спортсмена, что позволило

решать навигационные задачи на высоком пульсе.

3).

Отсутствие

физической

активности

при

преодолении

дистанции,

привело к частой спешке в технических действий спортсмена. В целом данная

ошибка, характерна и для реальных условий, но не в таком масштабе. Решается

путём бесед, но исправляется достаточно трудно.

Среди

положительных

аспектов

использования

компьютерного

симулятора ориентирования можно отметить:

1).

Симулятор

стал

отличным

средством

технической

тренировки

в

зимнее время, когда тренировки на карте ограничены погодными условиями, а

также

позволил

не

терять

технические

навыки

во

время

перехода

на

дистанционное обучение, в связи с эпидемией.

2). Позволил работать над техническими и тактическими навыками, в

большем объёме нежели раньше, так, как не требует физических усилий.

3). Стал отличным способом познакомить спортсменов с незнакомыми

ландшафтными зонами.

4). Повысил способность читать карту на высокой скорости.

5). Анализ действий спортсмена во время работы на симуляторе позволил

обнаружить ряд ошибок в технике и тактике ориентирования.

На

основе

личного

опыта

использования

компьютерного

симулятора

спортивного ориентирования для подготовки юных ориентировщиков, были

сделаны следующие выводы.

Наиболее

эффективным

является

использование

компьютерного

симулятора для детей среднего и старшего возраста.

Лучшим периодом для внедрения симулятора в учебный процесс является

зимний период, а также период непосредственной подготовки к соревнованиям,

которые будут проходить в незнакомых для спортсменов ландшафтных зонах.

Использование

компьютерного

симулятора

является

наиболее

эффективным электронным средством обучения спортивному ориентированию,

что делает его незаменимым в период дистанционных занятий.

В

тоже

время

стоит

отметить,

что

компьютерные

симуляторы

спортивного ориентирования не являются панацеей, и куда больший эффект

будет

от

реального

преодоления

дистанции

на

местности,

нежели

от

компьютерной модели.



В раздел образования