Автор: Ханк Анжелика Ахмедовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Публикация
Тема: Организация работы с обучающимися колледжа по профилактике асоциального поведения
Раздел: среднее профессиональное
Организация работы с обучающимися колледжа по профилактике
асоциального поведения
Перед началом выполнения любой работы, нужно понимать, что мы
хотим
получить
в
итоге.
Этот
же
принцип
является
важным
при
планировании и осуществлении работы по предупреждению асоциального
поведения обучающихся колледжа.
Если
мы
рассматриваем
правонарушение,
как
действие
или
бездействие, которое нарушает правовые нормы и опасно для общества, а
правомерное
поведение
–
это
поведение,
которое
соответствует
предписаниям правовых норм, то наша задача будет в первую очередь,
способствовать формированию осознанного законопослушного поведения.
Осуществлять системный подход к организации профилактической
работы позволяет планирование деятельности, в том числе комплексные
планы с отделами полиции и различными организациями, объединениями.
Рассматривая
воспитательно-профилактическую
деятельность,
как
систему, мы выделяем ее основные компоненты: общую и специальную
профилактику.
Общая профилактика включает в себя следующие мероприятия:
создание
благоприятных
социально-экономических,
социокультурных
и
социально-педагогических
условий,
содействующих формированию физически и социально здоровой
личности;
обеспечение условий для полноценного развития интересов и
способностей
обучающихся,
занятости
общественно-полезной
деятельностью во внеурочное время.
Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные
меры, направленные на обучающихся «группы риска», несовершеннолетних
обучающихся, совершивших правонарушения. Данный вид профилактики
предполагает
применение
различных
мероприятий
психолого-
педагогической поддержки и социально-правовой защиты обучающихся с
целью
предупреждения
безнадзорности
и
беспризорности
несовершеннолетних,
жестокости,
насилия
и
негативного
влияния
асоциальной среды.
Специальная
профилактика
реализуется
путем
обеспечения
обучающихся с девиациями обязательным индивидуальным психолого-
педагогическим сопровождением.
Уже
на
этапе
официального
и
торжественного
зачисления
абитуриентов в число студентов колледжа, происходит знакомство с
кураторами учебных групп и специалистами отдела воспитательной работы.
Поступившие студенты знают к кому обратиться, если возникнет любой
вопрос в новом для них учебном заведении, с новыми требованиями и
правилами.
В первые дни обучения кураторы групп собирают сведения о каждом
обучающемся и вносят их в «Личную карточку студента».
Далее в течение первого месяца обучения совместно с кураторами
формируется социальный паспорт каждой студенческой группы и колледжа в
целом.
Одновременно ведется совместная работа
социального педагога с
педагогами-психологами:
анкетирование
студентов,
психолого-
педагогическая
диагностика,
тренинги
на
знакомство
и
сплочение
коллектива.
Эти этапы совместной работы позволяют оперативно выявить
обучающихся,
нуждающихся
в
социальной
поддержке,
с
особыми
образовательными потребностями, требующих организации работы по
ресоциализации, социальной реабилитации, профилактической работе.
Таким образом, ребенок (а, большинство первокурсников являются
именно несовершеннолетними) чувствует себя окруженным вниманием,
более защищенным, понимает, что обязательно найдет поддержку и
адекватную помощь в колледже.
Личная карточка студента, кроме решения социальных вопросов
помогает узнать о творческих и спортивных увлечениях ребят. В дальнейшем
эта
информация
передается
педагогам-организаторам,
руководителям
спортивных секций и творческих объединений для планирования внеучебной
деятельности,
привлечения
к
участию
в
Национальном
чемпионате
«Молодые
профессионалы
(WorldSkills
Russia)»
–
соревнования
профессионального мастерства среди студентов средних профессиональных
образовательных учреждений.
Студентов с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья
необходимо вовлекать в международное движение «Абилимпикс», основной
деятельностью которого является проведение конкурсов профессионального
мастерства,
с
учетом
особенностей
здоровья
участников,
с
целью
профессиональной ориентации и содействия в трудоустройстве. С каждым
годом чемпионат «Абилимпикс» набирает всё большую популярность в
образовательной среде, а количество его конкурсантов только растёт.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства
повышает
самооценку, способствует самореализации студентов.
Максимальное вовлечение студентов всех курсов, и, особенно
студентов группы риска, в позитивную деятельность осуществляется в
совместной профилактической работе со специалистами КДНиЗП, ПДН и
представителями общественных организаций.
Внутренняя
профилактическая
работа
силами
сотрудников
образовательной организации ведется непрерывно. Это и плановые и
внеплановые (индивидуальны) инструктажи по поведению на рабочем месте,
Ж\Д и водных объектах и др.
(совместно с техником по пожарной
безопасности, ГО и ЧС; специалистом по охране труда); индивидуальные и
групповые профилактические беседы специалистов отдела воспитательной
работы, в том числе, под протокол; работа Совета профилактики.
Совет профилактики осуществляет непосредственную деятельность по
профилактике правонарушений и употребления психоактивных веществ
обучающимися. А именно:
Рассматривает
персональные
дела
обучающихся
с
антиобщественным
поведением;
Определяет
план
индивидуальной
профилактической
работы
с
обучающимися;
Направляет в случае необходимости обучающегося на консультации к
специалистам (психологу, мед. работнику и т.п.).
Совет
профилактики
организует
и
проводит
индивидуальную
профилактическую работу в отношении следующих категорий обучающихся:
1.
Совершивших административные правонарушения или преступления;
2.
Нарушающих
Устав
колледжа
или
Правила
внутреннего
распорядка
(пропуски занятий без уважительных причин, неуспеваемость по учебным
дисциплинам, нарушение дисциплины).
Методы и подходы профилактической работы подбираются
в
зависимости от конкретной ситуации, запроса, а также индивидуальных
особенностей обучающихся. Критериями выбора методов является их
обоснованность
и
проверенная
эффективность.
Например,
одним
из
эффективных
способов
профилактической
работы
с
обучающимися,
имеющими неуспешность в обучении, пропуски занятий используется
ежедневный
контроль
успеваемости
и
посещаемости.
Для
этого
используется
табель
«Внутренний
контроль»,
позволяющий
оценить
динамику проводимой работы и осуществить, в случае необходимости,
коррекцию.
Очень важное и одновременно сложное место в профилактической
работе занимает работа с родителями. Если в школе родители еще готовы к
активному сотрудничеству, то при поступлении ребенка в колледж, многие
считают, что он уже вырос и стал самостоятельным. Однако необходимо
проводить родительские собрания, как отдельной группы, так и общие по
колледжу. Ведущая роль на таких собраниях отводится кураторам групп. Но
по-очереди, освещая свои вопросы, необходимо дать возможность выступить
и представителям отдела воспитательной работы: руководителю, педагогам-
психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам. Актуальную
информацию для родителей и законных представителей в настоящее время
целесообразно
размещать
и
на
официальном
сайте
образовательной
организации.
В конце каждого учебного года анализируются результаты, а также
эффективность выбранных форм и методов работы.
Ежегодный анализ проведенной работы подтверждает необходимость
систематической
совместной
деятельности
всех
участников
образовательного процесса, позволяет выявить как слабые места, так и
наметить варианты усовершенствования отработанных механизмов.