Автор: Помазкина Лидия Анатольевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: КОУ НВШООВЗ
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психокоррекционная помощь детям с ОВЗ имеющим проблемы в эмоциональной сфере
Раздел: среднее образование
1
1.
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, и
от того, как оно протекает в этот возрастной период, зависит во многом
будущее ребенка.
С ранней возрастной ступени, с момента начальной стадии познания
окружающего
мира
и
себя
как
субъекта
в
нем,
при
наличии
неблагоприятных
факторов
на
личность
ребенка
(неполноценное
и
поверхностное его воспитание, неблагоприятная среда, неверные образцы
ролевого поведения в период идентификации ребенка с окружающими его
значимыми для него людьми и т.д.) возникают неверные представления у
ребенка о себе, о своих возможностях, формируются неверные ценностные
ориентации.
В данном возрасте центральным психологическим процессом является
развитие самосознания. Это проявляется в новообразованиях данного
возрастного периода: “чувство взрослости”, “чувство принадлежности к
группе”, в появлении новых вопросов о себе, новых точек зрения, что опять
таки зависит от среды, в которой ребенок воспитывается, и от особенностей
его
интеллектуального
развития.
Если
среда
неблагоприятна,
а
интеллектуальный уровень низок, то проблема самопознания и адекватной
идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее
остро.
Актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что основными
психологическими задачами данного возраста является самоопределение в
сексуальной, психологической и социальной сферах, т.е. удовлетворение
физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную
активность подростка; потребности в безопасности, которую подросток
находит в принадлежности к группе; потребности в независимости от
семьи; потребности в привязанности (в доверительных и глубоких
отношениях); потребности в успехе, в проверке своих возможностей;
потребности в самореализации и развитии собственного “Я”.
Подростки очень часто в погоне за успехом, склонны преувеличивать свои
возможности, склонны к риску и не в состоянии оценивать эту степень,
чувство ценности собственной жизни еще недостаточно сформировано, и
если среда плюс к этому недостаточно благоприятна, часто подросток
отвергает себя как значимого для близких, а неуверенность в себе часто
приводит
к
гиперкомпенсированному,
аддиктивному,
патохарактерологическому
или
делинквентному
поведению,
что
не
способствует прогнозированию и анализу собственных поступков.
2
Один из психологических принципов гласит: “Измени ситуацию, а если не
можешь, то измени свое отношение к ней”. Именно этот принцип лежит в
основе задач, преследуемых мною в работе с данным контингентом детей.
Но ребенок, формирующийся в негативной обстановке с неверными
ценностными представлениями, не в состоянии оценивать ту или иную
ситуацию адекватно, поэтому, на мой взгляд, важно помочь ему в этом.
Подобные
перемены возможно осуществить двумя способами:
психологическим воздействием на семью, т.е. на саму ситуацию;
извлечением ребенка из прежней среды и помещением его в новые
благоприятные социальные условия, т.е. изменением ситуации.
Но и в первом, и во втором случае начинать работу необходимо с самого
ребенка, т.е. со стабилизации его эмоционального фона, с осознания
наличия собственной проблемы и с создания установки на желание ее
преодолеть.
Основные направления Программы:
осуществление
коррекции
понимания
своего
положения
и
формирование позитивной установки на будущее;
коррекция самооценки и восприятия себя как субъекта социальных
контактов;
коррекция отношения к окружающим как субъекта межличностных
отношений, столь необходимых для личности в период ее становления.
Очень важно уделить внимание в коррекционной работе с детьми,
имеющими
задержку
психического
развития
и
с
педагогически
запущенными детьми именно деятельности мимической, вербальной,
эстетической и физической направленности. Эффективность коррекционно
–
развивающих
занятий
возможна,
как
психоэмоциональная
и
поведенческая коррекция, именно через социальное взаимодействие и
сотрудничество взрослого и ребенка, именно при наличии деятельностного
подхода в данном коррекционном процессе.
Цель: содействие
личностному
росту
и
самоопределению
личности
ребенка, а именно, преодолению ребенком эмоциональных, поведенческих
и коммуникативных проблем.
Задачи:
создать условия для самопознания и личностного роста ребенка, для
формирования
“Я–
концепции”
посредством
психологических
тренингов, проигрывания ситуаций, обсуждений и коммуникативных
игр;
сформировать установку на успех и желание самостоятельно сделать
шаг в данном направлении;
дать возможность ребенку увидеть, а частично и реализовать, способы
удовлетворения
потребностей,
определенных
возрастным
этапом
3
развития, получить новый опыт, используя метод контраста между
позитивным способом реализации своих потребностей и негативным,
подводя осторожно к выбору в собственную пользу, не идущему в разрез
с общепринятыми нормами;
подготовить ребенка к инициации, своего рода проверке, испытанию,
создавая при этом комфортные условия для работы, т.е. создавая
атмосферу доверия и творчества;
помочь ребенку в преодолении эмоциональных, поведенческих и
коммуникативных проблем, влияя на рост позитивной самооценке и
позитивного принятия окружающих его людей;
оказать
помощь
росту
познавательной
активности
подростка,
привлекая его к решению различных когнитивных и творческих задач.
Этапы работы:
1.
Более глубокое самопознание и установка на успех в решении
собственных проблем.
2.
Коррекция
самовосприятия
и
самооценки,
устранение
коммуникативных проблем.
3.
Стимулирование познавательной активности и желания использовать
приобретенные навыки в реальной обстановке.
Участники группы: младшие подростки, подростки .
Основные правила группового взаимодействия.
Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия ребенка к
педагогу, порождаемой поведением самого педагога, важным является
выполнение правил групповой работы:
– Дети рассаживаются по кругу или в полукруг.
– Каждому предоставляется возможность участвовать.
– В каждый момент времени может говорить только один человек, можно
по очереди.
– Каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе
без угрозы стать объектом критических нападок.
– Никто не может быть принужден к участию, если действительно не хочет,
но каждому предлагается участвовать.
– Все, что обсуждается во время тренинга, считается конфиденциальной
информацией.
Руководителю группы необходимо помнить, что каждый ребенок нуждается
в поощрении и позитивном эмоциональном подкреплении.
Методы, используемые в работе:
мозговой штурм;
дискуссия;
4
драматические представления;
выступления;
ролевое моделирование;
обсуждение;
группы обучения;
метод пиктограмм;
описания;
диагностические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование,
интервьюирование.
Диагностический срез на начало работы осуществляется
помощи
следующих методик:
1.
Диагностика
стойких
личностных
качеств
(“Дерево”
Коха,
“Несуществующее
животное”,
“Личностный
опросник”
Кеттелла,
“Прекции в образах”, “Фрейбургская анкета агрессивности”, “HAND” –
тест).
2.
Диагностика
эмоционального
состояния
(“ЦТО”
Люшера,
“Личностная шкала проявления тревожности” Спилбергера, “ТиД” –
методика).
3.
Определение особенностей темперамента (методика Айзенка).
4.
Исследование
мотивационной
сферы
ребенка
(“Шкала
оценки
потребностей в достижении”, “Ценностные ориентации” М.Рокича,
“Определение направленности личности” Баса, “Шкала самооценки”
Роджерса.
5.
Исследование социальных контактов (“Социометрический прогноз”
Коган, “Определение уровня межличностных отношений ребенка” Рене
– Жиля).
Эффективность
работы
в
группе
отслеживается
на
каждом
этапе
деятельности и на каждом новом возрастном витке с помощью указанных
выше методик по параметрам:
работоспособность;
познавательная активность;
настроение;
тревожность;
защита;
агрессия;
самооценка;
коммуникативные навыки.
Предполагаемые результаты:
Самооценка
5
Знать
свои сильные и слабые стороны
свои ресурсы
приемы повышения самооценки
Уметь
соотносить свои силы с задачами разной трудности
Коммуникация
Знать
правила конструктивного общения
Уметь
применять на практике правила общения
предупреждать эмоциональные конфликты
управлять развитием коммуникативной ситуации
Иметь
представления
о бесконфликтном общении
Саморегуляция
Знать
способы саморегуляции, самообладания
Уметь
владеть своими чувствами
принимать чувства другого человека
применять способы саморегуляции на практике
рефлексировать свое эмоциональное состояние
Иметь
представления
о видах чувств и их выражениях
Работа по всем направлениям может проводиться как параллельно, так,
и последовательно или постепенно, это зависит от желания и оценки
ситуации ведущего (психолога, педагога).
Продолжительность программы и количество занятий.
Программа рассчитана на 4-5 месяцев. Рекомендованная
периодичность коррекционно – развивающих занятий 1-2 раза в неделю.
Группа может состоять от 4 до 7 человек, а также упражнения программы
могут использоваться в индивидуальных коррекционных занятиях.
Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных
возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей
направленности на коррекционную психологическую работу. При этом
нужно отметить, что продолжительность занятий может варьироваться от
20 минут до 1-1,5 часа (в зависимости от выбранной формы занятия). При
практическом применении программы у педагога есть возможность
компоновать упражнения на удобное, ограниченное рамками учебно –
воспитательного процесса время.
Примечание.
Материал предлагается с учетом возрастного восприятия детей, может
варьироваться, комбинироваться в зависимости от рабочей группы и
рабочей ситуации в данной группе.
2.
Тематический план занятий 9, 10 классы
№
часов
Тема занятия
Форма
Дата по плану
Дата
6
занятия
проведения
проведения
Раздел 1. Повышение самооценки.
1.1
1
Диагностика
Групповая/
индивидуальная
4.10 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
5.10 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
6.10 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
7.10 - 9 А 2 подг
8.10 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
1.2
1
Маска
Групповая/
индивидуальная
11.10 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
12.10 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
13.10 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
14.10 - 9 А 2 подг
15.10 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
1.3
1
Ослиная шкура
Групповая/
индивидуальная
18.10 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
19.10 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
20.10 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
21.10 - 9 А 2 подг
22.10 - 9 А 3 одг,
- 9 Б 3 подг
1.4
1
Похвалики
Групповая/
индивидуальная
25.10 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
26.10 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
27.10 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
28.10 - 9 А 2 подг
29.10- 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
1.5
1
Самого себя
любить
Групповая/
индивидуальная
8.11 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
9.11 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
10.11 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
11.11 - 9 А 2 подг
7
12.11 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
1.6
1
Невидимые
помощники
Групповая/
индивидуальная
я
15.11 - 9Б подг,
- 10 А 1подг
16.11 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
17.11 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
18.11 - 9 А 2 подг
19.11 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
1.7
1
Комплименты
Групповая/
индивидуальная
8.11 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
9.11 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
10.11 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
11.11 - 9 А 2 подг
12.11 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
1.8
1
Сила смеха
Групповая/
индивидуальная
15.11 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
16.11 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
17.11 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
18.11 - 9 А 2 подг
19.11 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
1.9
1
Письмо
Групповая/
индивидуальная
22.11 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
23.11 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
24.11 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
25.11 - 9 А 2 подг
26.11 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
Раздел II. Снятие мышечного и эмоционального
напряжения
2.1
1
Как справиться
с плохим
настроением
Групповая/
индивидуальная
29.11 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
30.11 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
01.12 - 9 А 1 подг
8
- 10 А 3 подг
02.12 - 9 А 2 подг
03.12 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
2.2
1
Быть собой
Групповая/
индивидуальная
6.12 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
7.12 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
8.12 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
9.12 - 9 А 2 подг
10.12 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
2.3
1
Сад чувств
Групповая/
индивидуальная
13.12 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
14.12 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
15.12 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
16.12 - 9 А 2 подг
17.12 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
2.4
1
Рисуем чувства
Групповая/
индивидуальная
20.12 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
21.12 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
22.12 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
23.12 - 9 А 2 подг
24.12 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
2.5
1
Хозяин
желаний
Групповая/
индивидуальная
10.01 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
11.01 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
12.01 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
13.01 - 9 А 2 подг
14.01 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
2.6
1
Царская семья
Групповая/
индивидуальная
17.01 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
18.01 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
19.01 - 9 А 1 подг
9
- 10 А 3 подг
20.01 - 9 А 2 подг
21.01 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
2.7
1
Хозяин
желаний
Групповая/
индивидуальная
24.01 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
25.01 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
26.01 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
27.01 - 9 А 2 подг
28.01 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
2.8
1
Драка
Групповая/
индивидуальная
31.01 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
1.02 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
2.02 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
3.02 - 9 А 2 подг
4.02 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
Раздел III.
Навыки
общения,
уверенного
поведения
3.1
1
Три портрета
Групповая/
индивидуальная
14.02 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
15.02 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
16.02 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
17.02 - 9 А 2 подг
18.02 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
3.2
1
Работаем над
уверенностью в
себе
Групповая/
индивидуальная
21.02 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
22.02 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
23.02 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
24.02 - 9 А 2 подг
25.02 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
10
3.3
1
Уверенность в
повседневной
жизни
Групповая/
индивидуальная
28.02 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
1.03 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
2.03 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
3.03 - 9 А 2 подг
4.03 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
3.4
1
Я – Алла
Пугачёва
Групповая/
индивидуальная
7.03 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
8.03 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
9.03 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
10.03 - 9 А 2 подг
11.03 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
3.5
1
За что меня
любит мама
Групповая/
индивидуальная
14.03 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
15.03 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
16.03 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
17.03 - 9 А 2 подг
18.03 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
3.6
1
Скульптура
Групповая/
индивидуальная
4.04 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
5.04 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
6.04 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
7.04 - 9 А 2 подг
8.04 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
3.7
1
Увеличивающее
зеркало
Групповая/
индивидуальная
11.04 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
12.04 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
13.04 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
14.04 - 9 А 2 подг
15.04 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
11
3.8
1
Обмен ролями
Групповая/
индивидуальная
18.04 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
19.04 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
20.04 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
21.04 - 9 А 2 подг
22.04 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
3,9
1
Итоговая
Диагностика
Групповая/
индивидуальная
25.04 - 9Б 1подг,
- 10 А 1подг
26.04 - 9Б 2подг,
- 10 А 2подг
27.04 - 9 А 1 подг
- 10 А 3 подг
28.04 - 9 А 2 подг
29.04 - 9 А 3 подг,
- 9 Б 3 подг
Используемая литература
1.
С. Афанасьев, С. Каморин «300 творческих конкурсов для детей,
подростков, взрослых» М. «Аст-пресс СПД» 2001
2.
А.В. Микляева, П.В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика,
профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004-248 с., ил
3.
Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн-СПб.: Питер, 2003.-
272 с.:ил.-/ Серия «Эффективный тренинг»
4.
К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-
М.:Генезис, 2003.-160 с., ил.
5.
К.Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие /Пер. с нем.: в 4-х томах Т.3. 2-е изд., Стер-М.:
Генезис, 2003-160с., ил.
6.
К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-
М.:Генезис, 2003.-160 с., ил.
12
Раздел I
Повышение самооценки.
1.1 Занятие: «Маска»
Цель игры: интеграция участниками группы собственного «Я – образа».
Принятие себя через самооценку и оценку других.
Оборудование:
Листы бумаги;
Цветные карандаши или фломастеры;
Содержание игры:
Ведущий предлагает каждому члену группы сделать маску. Главное,
чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала участника
игры.
На листе бумаги рисуется овал по размеру лица участника, определяется
место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, вырезок из
журналов и других материалов маска раскрашивается, оформляется.
При изготовлении маски нет каких – либо правил: участник сам должен
её придумать и воплотить на бумаге. Маску необходимо вырезать, надеть на
13
лицо. Затем маска «оживает» и говорит о себе.
Каждой маске
предоставляется время для выступления.
Рефлексия упражнения:
Что вызвало затруднения в изготовлении маски?
Чем маска отличается от тебя «настоящего»?
Упражнение «Дневник побед»
На занятиях по коррекции тревожности учащиеся ежедневно в конце
каждого занятия записывают в специально заведенный «Дневник побед»
всё, что удалось сделать хорошо, все свои победы в течение дня (записей
должно быть не менее 5). Все плохое забывается и опускается.
После записи желающие дети принимают участие в обсуждении своих
записей.
Какая победа далась очень трудно?
Что из достижений дня было добиться легче всего?
Какие из побед были замечены другими людьми (одноклассниками,
учителями, классным руководителем)?
1.2 Занятие: «Ослиная шкура»
Цель игры: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с
другими.
Оборудование: специального нет
Содержание игры:
Ведущий говорит группе: «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а
иногда
–
хуже.
Но
настоящие
герои
чувствуют
себя
наравне
с
окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Представьте, что
мы попали в заколдованный лес и бродим по нему. Пусть каждый
представит, что все другие герои хуже него. Они слабее, не такие умные, не
такие красивые. Только ты настоящий герой. И не просто герой. А принц
или даже король волшебной страны.
Как вы при этом ходите, что
чувствуете? (на выполнение этого задание дается 2-3 минуты.)
А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что
он хуже других. На вас теперь ослиная шкура. Её не так просто снять. А
все вокруг видят вас таким и смеются над вами. Они гораздо сильнее и
умнее вас. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого
задания дается 2-3 минуты)
Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары.
Мы оказались на волшебной поляне. Найдите себе пару. Один из вас
должен стать королем, а другой – ослиной шкурой. Пусть король расскажет
своему партнеру, что даёт ощущение превосходства, что он чувствует в
этом состоянии (задание выполняется 1-2 минуты). А теперь пусть ослиная
шкура расскажет о своих чувствах (1-2 минуты)»
Рефлексия упражнения:
Какие ощущения вы испытывали, будучи королём?
14
Есть ли что – то неприятное в превосходстве?
Какие существуют преимущества у ослиной шкуры?
А какие недостатки?
Какие преимущества дает равноправие?
Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали себя
королём? А когда ослиной шкурой?
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
1.3Занятие: Похвалики
Цель: повысить самооценку и значимость учащегося в коллективе.
Оборудование: карточки с заданиями каждому участнику.
Содержание игры.
Все учащиеся сидят за партами. Каждый получает карточку, на которой
зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок
должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я…»
Например, «однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т.д.
На обдумывание задания дается 3-5минут, после чего каждый ребенок по
очереди делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово
выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который
указан в его карточке.
После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное.
Если же учащиеся готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они
сделают это сами.
Рефлексия.
Какие таланты вы у себя обнаружили?
Что нового вы узнали о своих товарищах?
Что было трудно?
Что понравилось?
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
1.4 Занятие: Самого себя любить
Цель игры: научить детей внимательно относиться к себе, уважать и
принимать себя.
Оборудование:
Лист бумаги для каждого участника
Восковые мелки
Запись спокойной музыки
Содержание игры:
Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и
выдоха…
Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало в светло – красной
раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все
блестело и сияло…
15
Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если
да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся
подадут вам знак.)
Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь,
когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь.
Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи…
Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть…
У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твоё отражение
улыбается и ласково смотрит на тебя…
Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и
причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно…
Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят
и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного
воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза.
(При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните
воздух. Повторите свою просьбу к детям - добавить блеска в глаза.)
Постарайтесь разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои
глаза выглядят совершенно счастливыми.
Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё
лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее»
Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну
громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это
здорово получилось!
Теперь посмотри на своё тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть
станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это
приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая
себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я
люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень
эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про
себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и
довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как ты
произносишь: «Я люблю себя!» В какой части тела ты ощущаешь это?
Покажи рукой на это место, где чувствуешь своё «Я люблю себя!» Хорошо
запомни, как в твоем теле отражается твоё «Я люблю себя!» Сейчас мы
обсудим это.
А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного
напряги и расслабь своё тело и открой глаза…
Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести
фразу – подтверждение «Я люблю себя!» Спросите учащихся, где в своём
теле они чувствуют эту любовь.
Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах,
при этом каждый ребенок рисует контур своего партнёра на большом листе
бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся
и счастливый портрет. Учащиеся могут отдельные части тела
16
характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые
карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д.
Рефлексия:
Почему некоторые люди любят самих себя?
Почему некоторые люди себя не любят?
Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о
себе?
Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?
Что делает тебя счастливым?
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
1.5 Занятие: Невидимые помощники.
Цель: развить высокий уровень самоуважения и поднять самооценку
Оборудование: колокольчики
Содержание игры.
Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от
тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он
нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!»
Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без
того бросающие в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и
сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятия в
школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого
мороженного,
тебе
не
нужно
посторонней
помощи,
чтобы
всласть
порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого
помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами,
которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь
прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам
солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вдоха, услышать
доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый
помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости
жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься
каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь.
Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто,
и всё же эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают
всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и
вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!»
Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу…
Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и
каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто
красивое и приятное. Почувствовав руку на своём плече, ничего не
произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик.
17
И снова броди по классу в ожидании момента, когда ещё что-нибудь
приятное привлечет твоё внимание. (10-15 минут)
Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало.
И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо
следует за тобой. Постарайтесь заметить все эти маленькие радости, на
которые укажет тебе помощник-невидимка.
Рефлексия.
Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать?
Какие прекрасные образы ты смог увидеть?
Слышал ли ты приятные слова?
Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному?
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
Раздел II
Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
2.1 Занятие: Как справиться с плохим настроением
Цель занятия: Развить умение самоанализа и преодоление барьеров,
мешающих полноценному самовыражению.
Оборудование:
Альбомные листы
Цветные карандаши
Плакат с изображенным мусорным ведром
Содержание занятия.
Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя хорошо».
Воспроизведите их в своём воображении, запомните чувства, которые при
этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надёжное
место и можете достать их оттуда, когда пожелаете.
Нарисуйте это место и назовите эти ощущения.
Упражнение «Аукцион»
По типу аукциона предлагается, как можно больше способов помогающих
справиться с плохим настроением. Все способы, принятые
ведущим,
фиксируются на доске.
Упражнение «Мусорное ведро»
Психолог показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро, и
просит детей объяснить, Что, по их мнению, символизирует мусорное
ведро. Детям предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Психолог
18
направляет
дискуссию
таким
образом,
чтобы
каждому
участнику
представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает
детям представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это
может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить
это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.
Учащиеся описывают негативные моменты своей жизни так, как они
изобразили это на картинке. Комментируя и задавая вопросы, они изучают
выбор каждого. Психолог (учитель) помогает группе идентифицировать
свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное
разочарование,
например,
от
бесполезного
подарка.
Другие
будут
описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения.
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
2.2Занятие: Быть собой
Цель занятия:
развить
способности понимания своего
состояния и
состояния других людей.
Содержание занятия:
Упражнение «Я подарок доя человечества»
Каждый
человек-это
уникальное
существо.
И
верить
в
свою
исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит
ваша исключительность, уникальность.
Итак, подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для
человечества.
Аргументируйте своё утверждение, например, «Я подарок для человечества,
так как я…»
Упражнение «Письмо себе, любимому»
Сейчас вы напишите письмо самому близкому вам человеку. Кто самый
близкий вам человек? (Участники занятия высказывают своё мнение) Вы
сами. Напишите письмо себе, любимому.
Рефлексия:
С каким чувством писали письмо?
Кто хочет прочитать или пересказать своё письмо?
Любовь - или другое отношение - чаще не в содержании, а в
интонации, окраске, нюансах.
По ходу психолог может давать комментарии.
Стоит обратить внимание на то, как кто – то себя же и поучает, кто – то
смотрит на себя снизу вверх, кто – то делится с собой теплом и нежностью,
кто- то с собой на дружеской ноге, кто – то радуется себе, близкому, а кто –
то тоскует по тому, каким он был когда – то.
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
2.3 Занятие: Сад чувств.
Цель занятия: Восстановить внутреннее равновесие.
19
Оборудование:
бумага и карандаши;
«Камень повествования» - яркий поделочный камень, примерно с
кулак размером, который дети могли бы держать в руках;
Аудиокассета с записью спокойной музыки.
Содержание игры:
Все удобно сядьте. Давайте поговорим о том, что для вас тяжело и что
происходит, когда вы чувствуете напряжение. Вы огорчаетесь? Или у вас
болит голова или живот? Или вы не можете сосредоточиться и делаете
очень много ошибок? Многое в жизни вызывает у нас тяжёлое состояние:
когда мы испытываем страх перед контрольной; когда мы на кого-нибудь
сильно рассердимся, когда мы плохо выспались или поссорились с
родителями. Но и хорошие вещи могут вызвать у нас напряжение,
например, когда мы чрезмерно радуемся своему дню рождения, так что
даже не можем заснуть.
Думали ли вы о том, что вызывает у вас напряжение, приводит вас к
стрессу? И как он у вас проявляется? Подумайте об этом минутку в тишине.
Теперь будет говорить только кто-нибудь один из вас.
Этот учащийся должен будет взять камень повествования. Все остальные
будут внимательно слушать.
Сначала пусть каждый ребенок расскажет о своей ситуации, а Вы напишите
на доске список разных возможных ситуаций. Во второй части занятия
вернитесь к этому списку и обсудите с учащимися, что можно сделать,
чтобы справиться с напряжением.
Удобно сядьте и закройте глаза. Я хочу вам показать, как в плохие времена
можно пополнить запас внутреннего спокойствия и обрести свежие силы.
Три раза глубоко вздохните и слушайте внимательно мой голос. (См
приложение)
Теперь вздохните глубоко и попрощайтесь с садом. Ты знаешь, что ты
всегда сможешь туда вернуться. Потянись и открой глаза.
Возьми лист бумаги и нарисуй свой сад.
Рефлексия упражнения:
Знаком ли тебе тревога, которая приносит пользу?
Что происходит с твоим телом, когда ты испытываешь тревогу?
Что делают твои родители, когда тревожатся?
Достаточно ли тебе перемены, чтобы отдохнуть и «заправиться»
энергией?
Что больше всего тебе понравилось в воображаемом саду?
Что доставило тебе наибольшую радость в твоей прогулке по саду:
прекрасный вид, дивные звуки, запахи или вкусная еда?
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
2.4 Занятие: Рисуем чувства
20
Цель занятия: Научить выражать учащихся свои чувства внутренне
разрядить учащихся. Поднять самооценку.
Оборудование: Бумага и карандаши.
Содержание игры:
Возьмите бумагу и нарисуйте, как вы себя в данный момент ощущаете.
Подберите цвета, подходящие вашему чувству. Вы можете царапать,
можете рисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, всё, что вам
хочется.
Я буду ходить по рядам, и вы мне скажите, какое чувство вы хотите
показать своим рисунком. Я запишу это слово, и вы сможете его потом
приписать на свою картинку.
Учащиеся сами могут написать чувство на рисунке. Важно, чтобы каждый
ребенок смог показать свой рисунок, а Вы положительно оценили его: так,
чтобы дети поняли, что подобное рисование – хорошая возможность
заметить и назвать свои собственные чувства. Поговорите также с детьми о
том, что они могут делать и делают, когда им скучно; когда они волнуются;
когда ревнуют…
Рефлексия упражнения:
Какое чувство тебе больше всего нравится?
Какое чувство тебе не нравится?
С каким чувством ты идёшь утром в школу?
Когда ты радуешься?
Когда ты злишься?
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1
Раздел III
Навыки общения и уверенного поведения
3.1Занятие: три портрета
Цель занятия: Создание условий для оценки подростками своего уровня
уверенности в себе.
Оборудование:
Содержание занятия:
Ребятам предлагается разделиться на три группы. Каждая подгруппа
получает задание нарисовать человека: уверенного в себе, неуверенного в
себе, самоуверенного, а также описать его основные психологические
особенности.
По окончании подгруппы представляют результаты работы остальным
ребятам. В процессе обсуждения формируются основные психологические
особенности
и
особенности
поведения,
уверенного,
неуверенного
и
самоуверенного человека. Выводы фиксируются на доске, разделённой на
три части.
Например:
Уверенный человек
неуверенный человек
самоуверенный человек
21
спокойный
Говорит тихо
Говорит громко
Смотрит
на
собеседника во время
разговора
Не смотрит в глаза
грубит
Отстаивает свою точку
зрения
Не умеет отказать
Командует там, где не
имеет права…
общительный
стесняется
Не боится показывать,
что чего – то не знает..
Необщительный…
Важно
подчеркнуть,
чем
похожи
друг
на
друга
неуверенное
и
самоуверенное поведение – и за тем, и за другим может стоять
неуверенность человека в себе, в своих силах, в том, что он интересен
другим людям сам по себе.
Вторым этапом ребята думают над вопросом: В каких ситуациях
люди чувствуют себя неуверенно? На доске составляется «копилка трудных
ситуаций». Затем они обобщаются в пять ситуаций, которые наиболее
типичны для подростков.
Дальше ребята самостоятельно оценивают своё пространство
уверенности (смотри приложение)
Рефлексия занятия:
Доволен ли ты своей «геометрией уверенности»?
Как твоя неуверенность мешает в тех или иных ситуациях?
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
Занятие 3.2 Работаем над уверенностью в себе
Цель: привить опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях
общения с близкими людьми.
Оборудование: карточки с ситуациями, памятки с признаками уверенного
поведения.
Содержание занятия:
1. Приветствие.
2. Ролевое проигрывание ситуаций в группах
Разбить детей на группы и раздать карточки с ситуациями. Выбрать
наблюдателя, который не вмешивается в разыгрывание, а в конце даёт
обратную связь. Затем можно поменяться ролями.
Если работа в группе пройдет быстро, можно дать дополнительную
карточку.
После обсуждения в группе ситуации разыгрываются и обсуждаются в
общем кругу.
3.
Отработка
навыков
уверенного
поведения.
Психолог
предлагает
ситуацию, она разыгрывается желающими и анализируется всей группой.
4. Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
5. Рефлексия занятия.
22
Занятие 3.3 Уверенность в повседневной жизни.
Цель: познакомить с конкретными техниками уверенного поведения в
ситуациях давления, ущемления прав; тренировать навыки уверенного
поведения
Оборудование: листочки с текстами.
Содержание занятия:
Чтобы вести себя уверенно, необходимо знать свои личные права. Эти права
охраняются законом. Однако если вы хотите, чтобы уважали ваши права,
постарайтесь уважать права других людей.
Работа с текстом:
Участники
получают
текст
и
работают
с
ним.
Можно
провести
демонстрацию каждой техники вместе с помощником.
Знакомство со способами как отстаивать свои права:
I
способ.
Заигранная пластинка.
Этим способом можно отстаивать свои права, если они ущемлены. Имейте в
виду, что данный способ раздражает людей.
Повторяйте своё требование снова и снова, не повышая голоса, бед гнева и
раздражения. При этом можно заменять слова близкими по значению, не
меняя общего смысла.
Например, вы приходите в магазин. Полчаса назад вы купили мясо и забыли
его здесь.
- Я был здесь, купил мясо и забыл его у вас.
- Ну и что?
- Мне нужно мое мясо.
- Посмотрите дома, в другой сумке.
- Я уже смотрел. Я точно знаю, что забыл его здесь. Мне нужно моё мясо.
- Ничем не могу помочь.
- Мне нужно моё мясо.
- Очередь волнуется!
- Я вижу это, но мне нужно мое мясо.
-…
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
Рефлексия занятия.
3.4 Занятие: «Я – Алла Пугачева»
Цель: отработка навыков уверенного поведения, повышение самооценки.
Содержание игры:
Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя
роль значимого для него и в то же время известного присутствующим
человека
(Алла
Пугачева,
президент
страны,
сказочный
персонаж,
литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально
или невербально: произносит какую – либо фразу, показывает жест,
23
характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя
«кумира».
После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе
которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него
в ходе презентации.
Рефлексия:
Почему ты выбрал именно этого героя?
Что было трудным в упражнении?
С каким чувством вы показывали своего героя?
Упражнение «А кроме того…»
Цели: Эта игра – прекрасное лекарство от недовольства, апатии и плохого
настроения.
Содержание игры:
Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать.
Иногда плохо, потому что понедельник, иногда – потому что идет дождь,
иногда – потому что отменили физкультуру и так далее.
Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же
начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных вещах и
жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы,
начинающиеся всегда с одних и тех же слов: «А кроме того..». Это может
выглядеть так: «А кроме того, я сегодня вообще не хотел идти в школу»
или «А кроме того, я совсем не хочу писать диктант» и т.д.
Имеет смысл продолжать это упражнение 2-3минуты.
Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
Приложения
К занятию 3.1
24
К занятию 3.2
Памятка
признаки уверенного поведения (я - хороший, ты - хороший)
У человека есть 3 потребности: в понимании, в уважении, в принятии.
Только удовлетворив эти потребности, мы войдем в контакт с человеком, а
удовлетворяются они лишь при уверенном поведении:
Использует «Я - высказывание»;
Применяет эмпатическое слушание;
Умеет говорить о своём желании;
Отражает высказывания;
Отражает чувства;
Умеет отказывать;
Умеет просить;
Умеет принимать отказ;
Говорит прямо и открыто;
Склонен к компромиссам, предлагает их сам.
Карточки с ситуациями:
В школьной столовой. Ты опаздываешь на занятие, но очень
хочешь есть.
Тебя вызвали к доске, но ты очень плохо знаешь учебный материал
Ты увидел, как старший ученик обидел твою младшую сестру
Не успел доделать самостоятельную работу. Прозвенел звонок на
перемену. Ваш класс дежурный.
К занятию 3.2
Мои личные права
1.
Я имею право судить о своем поведении, мыслях, эмоциях и брать
на себя ответственность за их последствия.
2.
Я имею право не оправдываться.
3.
Я могу сам(а) решать, брать ли мне ответственность за чужие
проблемы.
25
4.
Я имею право изменить своё решение или быть нелогичным в его
принятии.
5.
Я имею право делать ошибки и отвечать за них.
6.
Я имею право сказать «Я не знаю», «Я не понимаю».
7.
Я имею право не зависеть от того, как ко мне относятся другие.
I. Тест школьной тревожности (Филипс-тест)
Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у
детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а
могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется
однозначно ответить "Да" или "Нет".
Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который
состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь
отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших
или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечайте на вопрос, ДА, если Вы согласны с ним, или НЕТ, если не
согласны".
Обработка и интерпретация результатов:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не
совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил "Да",
в то время как в ключе этому вопросу соответствует "-", то есть ответ "нет".
Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При
обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно
говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего
числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в
тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае.
Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во
многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов
(факторов) и их количеством.
Факторы
№ вопросов
1.
Общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49,
50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
S = 22
2.
Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,
44
S = 11
26
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29,
32, 35, 38, 41, 43
S = 13
4. Страх самовыражения
27, 31, 34, 37, 40, 45
S = 6
5. Страх ситуации проверки знаний
2, 7, 12, 16, 21, 26
S = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22
S = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
9, 14,18, 23, 28
S = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
S = 8
Ключ к вопросам
"+" — Да
"-" — Нет
Ключ к вопросам
1
--
2
--
3
--
4
--
5
--
6
--
7
--
8
--
9
--
10
--
11
+
12
--
13
--
14
--
15
--
16
--
17
--
18
--
19
--
20
+
21
--
22
+
23
--
24
+
25
+
26
--
27
--
28
--
29
--
30
+
31
--
32
--
33
--
34
--
35
+
36
+
37
--
38
+
39
+
40
--
41
+
42
--
43
+
44
+
45
--
46
--
47
--
48
--
49
--
50
--
51
--
52
--
53
--
54
--
55
--
56
--
57
--
58
--
Результаты
1) Число несовпадений знаков ("+" -Да, "-"-Нет) по каждому фактору (-
абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50%; > 75%).
Для каждого респондента
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: —
абсолютное значение — < 50%; > 50%; > 75%
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному
фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам
27
теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе -общее эмоциональное состояние ребенка,
связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Общая тревожность-обычное эмоциональное состояние ребенка в школе.
Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. То есть
ребенок эмоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя
достаточно уверенно и спокойно. Возможен и противоположный вариант: в
целом спокойный и эмоционально устойчивый ребенок ощущает себя в
школе плохо.
2.
Переживания
социального
стресса —
эмоциональное
состояние
ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде
всего — со сверстниками).
Переживания социального стресса — в данном случае тест фиксирует то
эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его
социальные контакты (прежде всего со сверстниками). Очень часто
высокую тревожность по этому фактору демонстрируют лидеры. Важно
соотносить данные по этой шкале с другими. Когда высокая тревожность по
этому фактору совпадает с аналогичной по другим факторам, это менее
информативно и зна- чимо, чем единичный случай высокой тревожности,
приходящийся именно на этот фактор.
3.
Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный
психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в
успехе, достижении высокого результата и т. д.
Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психо-
логический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности
в успехе, достижениях высоких результатов. Интересно, что в классах,
обучавшихся в начальной школе по системе Занкова, значительно реже
выражен этот показатель, чем в «обычных» классах.
4.
Страх самовыражения— негативные эмоциональные переживания
ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления
себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх
самовыражения
—
негативные
эмоциональные
переживания
возникают у ребенка в ситуациях, предполагающих самораскрытие,
предъявление себя другим, демонстрацию своих возможностей. Судя по
всему, это один из самых типичных, культурно заданных страхов для наших
детей от Якутска до Калининграда. Встречается очень часто. Если высокие
показатели по нему имеют многие ученики данного класса, это говорит о
неблагоприятной педагогической ситуации, которая провоцирует развитие
страха самовыражения.
28
5.
Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и
переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной)
знаний, достижений, возможностей.
Страх ситуации проверки знаний — переживание тревоги в ситуациях
проверки,
особенно
публичной,
знаний,
достижений,
учебных
возможностей. Типично для неуспешных школьников. В остальных случаях
является важным симптомом эмоционального неблагополучия. В массовом
проявлении отражает некоторую педагогическую традицию, которую не
мешало бы изменить.
6.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация
на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей,
тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных
оценок.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — тревожная ориен-
тация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей,
сильные переживания по поводу отзывов, даваемых окружающими,
ожидание негативных оценок. Еще один «культурный» страх, если
принимать в расчет его чрезвычайную распространенность в школах
России.
Встречается
в
массовом
порядке.
Важен
не
столько
для
индивидуальных психологических диагнозов, сколько для консультирова-
ния педагогов!
7.
Низкая
физиологическая
сопротивляемость
стрессу —
особенности
психофизиологической
организации,
снижающие
приспособляемость
ребенка
к
ситуациям
стрессогенного
характера,
повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на
тревожный фактор среды.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психо-
физиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к
ситуациям
стрессогенного
характера,
повышающие
вероятность
неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы среды.
Можно
сказать,
что
это
.индивидуальная
неприспособленность
к
неприятностям. Встречается не очень часто, (2—3 ребенка на класс), но
каждый случай, требует отдельного глубокого анализа, прежде всего с
точки зрения причин такой низкой толерантности. Их выявление позволяет
оберегать ребенка от травмирующих его ситуаций.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный
эмоциональный фон отношений со взрослыми в
школе, снижающий
успешность
обучения
ребенка.
Этот
показатель
важен
в
процессе
консультирования педагогов, он отражает особенности системы отношений
взрослых и детей в школе. Менее информативен для неуспешных в учебе
школьников.
29
Таким образом, Филлипс-тест дает информацию, важную для выявления
индивидуальных особенностей статуса школьников, состояния отношений в
системе «учитель-ученик», характеристики общей педагогической ситуации
в школе.
Весь
материал,
необходимый
для
проведения,
интерпретации
и
представления
данных
по
тесту,
приведен
ниже.
Работа
окажется
действительно благодарной и возместит затраты в том случае, если вы не
ограничитесь формальным численным анализом данных, а поразмышляете
над показателями, сравните их со своими наблюдениями, поищете не только
внутренние психологические но и социально-педагогические причины
полученных результатов.
30
Тест школьной тревожности (Филлипс – тест).
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты
знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала
пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты не решаешься высказаться на уроке, потому что боишься
сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как
правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет
делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопросы учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут
сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты; что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит,
что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты
хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым
ребята относятся с особым уважением?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение товарищей те из учеников, которые не
справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращает на тебя
внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как мамы других твоих
одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других
ребят в классе?
42.
Злятся
ли
некоторые
из
твоих
одноклассников,
когда
тебе
удается
быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот
расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о
том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи,
которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается
дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх,
что не справишься с ним?
31
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не
можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники
понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную
работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это
плохо
?
58. .Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске
перед всем классом?
II. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
(по Кондашу)
Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто
встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать
волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и
обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру. 0.
Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли
бы избежать ее, обведите цифру 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх,
обведите цифру 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает
у вас очень сильное беспокойство очень сильный страх, обведите цифру 4.
Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком
ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство,
тревогу или страх».
1. Отвечать у доски
0 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям
0 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
0 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы
0 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем
0 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить
0 1
3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают
0 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь
0 1 2 3 4
(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
9. Пишешь контрольную работу
0 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки
0 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимания
0 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается
0 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания
0 1 2 3 4
14. Тебе грозит неуспех, провал
0 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех
0 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школе
0 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему)
0 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией
0 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело
0 1 2 3 4
32
20. Не понимаешь объяснений учителя
0 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе
0 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими
0 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности
0 1 2 3 4
24. На тебя смотрят как на маленького
0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
0 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)
0 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа
0 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах
0 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение
0 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием
0 1 2 3 4
Методика включает ситуации трех типов:
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы,
обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов
шкалы представлены в таблице.
Виды тревожности:
Вид
тревожности
Номер пункта шкалы
Школьная
1
4
6
9
10
13
16
20
25
30
Самооценочная
3
5
12
14
19
22
23
27
28
29
Межличностная
2.
7
8
11
15
17
18
21
24
26
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в
целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней
соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень
тревожности.
Уровень тревожности:
Группа
Уровень различных видов тревожности
Уровень
Учащихся
баллы
тревожности
классс
пол
общая
школьная
с/оц
Межлич-
1. Нормальный
7
8
ж
м
ж
35-67
22-60
30-62
8-22
5-20
7-19
10-21
5-17
11-21
8-22
7-18
7-20
м
17-54
4-17.
4-18
5-17
9
ж
17-54
2-14
6-19
4-19
м
10-48
1-13
1-17
3-17
10
ж
35-62
5-17
12-23
5-20
11
м
ж
м
23-47
36-64
25-46
5-14
6-19
5-15
8-17
4-18
7-18
5-14
5-18
5-13
2. Несколько
7
8
Ж
м
Ж
68-73
61-66
63-78
23-27
20-25
20-25
22-26
17-22
22-26
23-27
19-25
21-27
повышенный
м
55-73
18-23
19-25
18-24
9
ж
55-72
15-20
20-26
20-26
33
м
49-67
14-19
18-26
18-25
10
ж
63-76
18-23
24-29
21-28
11
М
Ж
м
48-60
65-70
47-53
15-19
20-25
16-22
18-22
19-23
19-24
15-19
19-26
14-18
3. Высокий
7
8
ж
м
ж
74-94
67-86
79-94
28-32
26-31
26-31
25-33
23-31
27-31
28-34
26-31
28-33
м
74-91
24-30
26-32
25-30
9
ж
73-90
21-26
27-32
27-33
м
68-86
20-25
27-34
26-32
10
ж
77-90
24-30
30-34
29-36
11
М
Ж
м
61-72
71-91
54-85
20-24
26-30
22-26
23-27
24-31
25-29
20-23
27-35
18-23
4. Очень высокий
7
8
ж
м
ж
Более94
Более86
Более 94
Более32
Более 31
Более 31
Более 33
Более 31
Более 31
Более34
Более 31
Более 33
м
Более 91
Более 30
Более 32
Более 30
9
ж
Более 90
Более 26
Более 32
Более 33
м
Более 86
Более 25
Более 34
Более 32
10
ж
Более 90
Более 30
Более 34
Более 36
11
М
Ж
м
Более 72
Более 91
Более 85
Более 24
Более 30
Более 26
Более 27
Более 31
Более 29
Более 23
Более 35
Более 23
5. «Чрезмерное спо-
7
8
ж
м
ж
Менее 5
Менее 22
Менее 30
Менее 8
Менее 5
Менее 7
Менее 10
Менее 5
Менее 11
Менее 8
Менее 7
Менее 7
спокойствие»
м
Менее 17
'Менее 4
Менее 4
Менее 5
9
ж
Менее 17
Менее 2
Менее б
Менее 4
м
Менее 10
—
—
Менее 3
10
ж
Менее 39
Менее 5
Менее 12
Менее 5
11
М
Ж
м
Менее 23
Менее 36
Менее 25
Менее 5
Менее 6
Менее 5
Менее 8
Менее 4
Менее 7
Менее 5
Менее 5
Менее 5
34