Напоминание

Ритмическая глухота у детей. Упражнения для проверки качества чувства ритма у детей.


Автор: Павлинова Наталья Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО п. Персиановский Октябрьского района Ростовской области
Населённый пункт: п. Персиановский Октябрьского района Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Ритмическая глухота у детей. Упражнения для проверки качества чувства ритма у детей.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ритмическая глухота у детей

Упражнения для проверки качества чувства ритма у

детей

- Подумайте, возможно Вашему ребенку не стоит заниматься музыкой и танцами...

Часто ли я это говорю? Крайне редко. За двадцать с лишним лет моей практики было

раза три.

Чувство ритма - жизненно необходимое чувство. Сделано с помощью фото из

свободных интернетресурсов.

Да, у нас существует предварительная проверка- прослушивание при отборе детей на

музыкальные отделения школы искусств. Но отказываем редко. Даже детей с

исправимым вальгусом и варусом (деформацией ног), начинающимся сколиозом, или

полнотой, нежелательной для танцев, часто берём. Конечно, исключительно с

медицинской справкой о том, что детям танцами заниматься разрешается.

А фразу, которую написала в начале, я говорила только тем родителям, у детей

которых очень слабое чувство ритма.

Такое важное и нужное чувство ритма.

Ритм есть у каждого человека.

Ритм— это фундаментальное свойство природы, которому подчинены все живые

существа. Только у абсолютно глухих людей чувство ритма отстутствует. У остальных

оно есть. Но присутствует, почему-то, в разной степени. Для многих чередование

сильных и слабых долей в музыке так же естественно, как чередование сильных и

слабых ударов сердца, или — вдох-выдох. Но вот есть исключения.

Исследователи до сих пор занимаются изучением этого чувства у людей. И предлагают

называть феномен слабого чувства ритма "ритмической глухотой".

Жорж Питоев, театральный режиссер начала прошлого века, сказал:

"Ритм – это сила, позволяющая выразить невыразимое… Без этого организующего

начала наши души пребывали бы в хаосе…»

Знаю по своему большому опыту, что проблема эта сложная. Гораздо сложнее, чем,

например, проблема с координацией, гибкостью, пластикой или артистизмом.

К нам приходят дети 6-7 лет. Начинается работа по программе. И, постепенно,

раскоординированные дети учатся слушать свои ноги и руки, овладевают

исполнительским мастерством, физически слабые совершенствуют мышечный и

связочный аппарат, зажатые учатся артистизму и открытости. И только проблема с

ритмической глухотой очень часто так и остается проблемой. Хотя ее

совершенствованию в первые два года отдается целый предмет -"Ритмика".

Был у меня такой мальчик, ритмическая глухота его влияла и на координацию. Он

вообще не слышал сильные такты музыки, не мог даже хлопнуть на начало куплета или

припева песни, не говоря уж о шаге или движении. Выучить комбинацию движений

практически не мог, она получалась всегда по-разному. А ведь с возрастом танцы будут

усложняться, добавится мелкая моторика танца, нужно будет не только сделать

движение ногами или руками на сильный такт, но и заполнить все пространство

музыки движениями тела. Пришлось разговаривать с мамой и прощаться.

Но были и другие ребята с такой же проблемой, они остались танцевать. Но, увы, я не

скажу, что проблему эту мы преодолели. Она так и осталась. Сама не пойму каким

образом, но дети эти танцуют, ориентируясь не на музыку!!!, а на какое-то свое особое

внутреннее чувство ритма, временной заученности и ориентированности на других.

Внутренне понимаю, что так нельзя, это неправильно, они не музыку танцуют, а что-то

своё. Но в синхрон попадают, и я начинаю надеяться, что вношу свой вклад в развитие

их ритмичности, ликвидирую ритмическую глухоту. В общем, помогаю....Но, проблему

эту окончательно не могут решить даже многолетние занятия танцами.

Вы задумывались почему дети 3-4 лет не могут сделать коллективные синхронные

движения?

Простые, например, присесть- встать. Все будет немного вразнобой, и это нормально. В

этом возрасте чувство ритма ещё формируется, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее.

Дети не слышат сильную долю такта, или слышат, но не могут среагировать на нее

мышцами, такой ещё длительный нейронно- мышечный процесс.

Не буду вдаваться в науку нейронных связей. Скажу только, что этим вопросом

серьезно занимались исследователи из Монреальского университета МакГилла, и не

только они. Исследователи считают, что слабое чувство ритма мешает не только в

музыкальных дисциплинах, но и, например, в изучении языков, в художестве и во

многих других сферах жизни. И тренировать его надо. Даже если генетически оно

слишком слабое. Не получается легко- значит брать измором, то есть неустанно

тренироваться.

Чувство ритма формируется с рождения. Если вы видите, что ваш ребенок не может

сидеть на месте под музыку, он раскачивается в ритм, притопывает, мотает головой,

это всего скорей означает, что чувство ритма у него есть. А если таких проявлений нет,

или их мало, тогда ребенку необходим дополнительный тренаж уже лет с полутора.

Это могут быть стишки с совместным хлопаньем в ладоши, песенки с ритмичными

движениями. Сначала вместе с ребенком, потом все больше и больше самостоятельно.

Слушайте с ребенком музыку, играйте в ритмические игры, делайте ритмичные

упражнения.

А когда подрастет, годам к пяти- шести, проверяйте ребенка на чувство ритма и

продолжайте его развивать.

Сделать это не сложно. Вот несколько советов.

1. Ритмические хлопки: прохлопайте лёгкие ритмы из четырех хлопков с разными

паузами и заставьте ребенка повторить их. Усложняйте задания до 8 хлопков.

2. Ритмические притопы: протопайте ритмы ногами из четырех-восьми притопов,

попросите ребенка повторить.

3. Включите детскую ритмичную ( веселую) песенку, научите ребенка хлопать в

ладошки в ритм. Далее, просите его это делать самостоятельно на мелодии других

песен.

4. Играйте в командира-начальника: маршируйте вместе с ребенком, а также заставьте

его быть вашим командиром, просчитать марш для вас, командовать счётом в

гимнастических упражнениях.

5. Пойте и танцуйте с ребенком, делайте простые ритмичные движения с ребенком

под музыку.

6. Учите с ребенком стихи наизусть, и обучайте рассказывать их выразительно,

ритмично, с паузами и артистизмом.

Если ваш ребенок делает всё это легко, смело ведите его на музыку, вокал или танцы.

Успехов вам на этом поприще)



В раздел образования