Автор: Павлинова Наталья Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО п. Персиановский Октябрьского района Ростовской области
Населённый пункт: п. Персиановский Октябрьского района Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Ритмическая глухота у детей. Упражнения для проверки качества чувства ритма у детей.
Раздел: дополнительное образование
Ритмическая глухота у детей
Упражнения для проверки качества чувства ритма у
детей
- Подумайте, возможно Вашему ребенку не стоит заниматься музыкой и танцами...
Часто ли я это говорю? Крайне редко. За двадцать с лишним лет моей практики было
раза три.
Чувство ритма - жизненно необходимое чувство. Сделано с помощью фото из
свободных интернетресурсов.
Да, у нас существует предварительная проверка- прослушивание при отборе детей на
музыкальные отделения школы искусств. Но отказываем редко. Даже детей с
исправимым вальгусом и варусом (деформацией ног), начинающимся сколиозом, или
полнотой, нежелательной для танцев, часто берём. Конечно, исключительно с
медицинской справкой о том, что детям танцами заниматься разрешается.
А фразу, которую написала в начале, я говорила только тем родителям, у детей
которых очень слабое чувство ритма.
Такое важное и нужное чувство ритма.
Ритм есть у каждого человека.
Ритм— это фундаментальное свойство природы, которому подчинены все живые
существа. Только у абсолютно глухих людей чувство ритма отстутствует. У остальных
оно есть. Но присутствует, почему-то, в разной степени. Для многих чередование
сильных и слабых долей в музыке так же естественно, как чередование сильных и
слабых ударов сердца, или — вдох-выдох. Но вот есть исключения.
Исследователи до сих пор занимаются изучением этого чувства у людей. И предлагают
называть феномен слабого чувства ритма "ритмической глухотой".
Жорж Питоев, театральный режиссер начала прошлого века, сказал:
"Ритм – это сила, позволяющая выразить невыразимое… Без этого организующего
начала наши души пребывали бы в хаосе…»
Знаю по своему большому опыту, что проблема эта сложная. Гораздо сложнее, чем,
например, проблема с координацией, гибкостью, пластикой или артистизмом.
К нам приходят дети 6-7 лет. Начинается работа по программе. И, постепенно,
раскоординированные дети учатся слушать свои ноги и руки, овладевают
исполнительским мастерством, физически слабые совершенствуют мышечный и
связочный аппарат, зажатые учатся артистизму и открытости. И только проблема с
ритмической глухотой очень часто так и остается проблемой. Хотя ее
совершенствованию в первые два года отдается целый предмет -"Ритмика".
Был у меня такой мальчик, ритмическая глухота его влияла и на координацию. Он
вообще не слышал сильные такты музыки, не мог даже хлопнуть на начало куплета или
припева песни, не говоря уж о шаге или движении. Выучить комбинацию движений
практически не мог, она получалась всегда по-разному. А ведь с возрастом танцы будут
усложняться, добавится мелкая моторика танца, нужно будет не только сделать
движение ногами или руками на сильный такт, но и заполнить все пространство
музыки движениями тела. Пришлось разговаривать с мамой и прощаться.
Но были и другие ребята с такой же проблемой, они остались танцевать. Но, увы, я не
скажу, что проблему эту мы преодолели. Она так и осталась. Сама не пойму каким
образом, но дети эти танцуют, ориентируясь не на музыку!!!, а на какое-то свое особое
внутреннее чувство ритма, временной заученности и ориентированности на других.
Внутренне понимаю, что так нельзя, это неправильно, они не музыку танцуют, а что-то
своё. Но в синхрон попадают, и я начинаю надеяться, что вношу свой вклад в развитие
их ритмичности, ликвидирую ритмическую глухоту. В общем, помогаю....Но, проблему
эту окончательно не могут решить даже многолетние занятия танцами.
Вы задумывались почему дети 3-4 лет не могут сделать коллективные синхронные
движения?
Простые, например, присесть- встать. Все будет немного вразнобой, и это нормально. В
этом возрасте чувство ритма ещё формируется, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее.
Дети не слышат сильную долю такта, или слышат, но не могут среагировать на нее
мышцами, такой ещё длительный нейронно- мышечный процесс.
Не буду вдаваться в науку нейронных связей. Скажу только, что этим вопросом
серьезно занимались исследователи из Монреальского университета МакГилла, и не
только они. Исследователи считают, что слабое чувство ритма мешает не только в
музыкальных дисциплинах, но и, например, в изучении языков, в художестве и во
многих других сферах жизни. И тренировать его надо. Даже если генетически оно
слишком слабое. Не получается легко- значит брать измором, то есть неустанно
тренироваться.
Чувство ритма формируется с рождения. Если вы видите, что ваш ребенок не может
сидеть на месте под музыку, он раскачивается в ритм, притопывает, мотает головой,
это всего скорей означает, что чувство ритма у него есть. А если таких проявлений нет,
или их мало, тогда ребенку необходим дополнительный тренаж уже лет с полутора.
Это могут быть стишки с совместным хлопаньем в ладоши, песенки с ритмичными
движениями. Сначала вместе с ребенком, потом все больше и больше самостоятельно.
Слушайте с ребенком музыку, играйте в ритмические игры, делайте ритмичные
упражнения.
А когда подрастет, годам к пяти- шести, проверяйте ребенка на чувство ритма и
продолжайте его развивать.
Сделать это не сложно. Вот несколько советов.
1. Ритмические хлопки: прохлопайте лёгкие ритмы из четырех хлопков с разными
паузами и заставьте ребенка повторить их. Усложняйте задания до 8 хлопков.
2. Ритмические притопы: протопайте ритмы ногами из четырех-восьми притопов,
попросите ребенка повторить.
3. Включите детскую ритмичную ( веселую) песенку, научите ребенка хлопать в
ладошки в ритм. Далее, просите его это делать самостоятельно на мелодии других
песен.
4. Играйте в командира-начальника: маршируйте вместе с ребенком, а также заставьте
его быть вашим командиром, просчитать марш для вас, командовать счётом в
гимнастических упражнениях.
5. Пойте и танцуйте с ребенком, делайте простые ритмичные движения с ребенком
под музыку.
6. Учите с ребенком стихи наизусть, и обучайте рассказывать их выразительно,
ритмично, с паузами и артистизмом.
Если ваш ребенок делает всё это легко, смело ведите его на музыку, вокал или танцы.
Успехов вам на этом поприще)