Напоминание

Экологическая программа воспитания


Автор: Валентина Григорьевна Переплетова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Никольская ООШ"
Населённый пункт: д.Никольское Дзержинский район Калужская область
Наименование материала: программа
Тема: Экологическая программа воспитания
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ «Никольская основная

общеобразовательная школа»

Тема разработки

«Программа экологического воспита-

ния школьников»

Автор

Переплетова Валентина Григорьевна

Пояснительная записка

Программа экологического воспитания школьников МКОУ «Никольская

основная общеобразовательная» разработана на основании

Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002

года.

Извлечения из Федерального закона

«Об охране окружающей среды».

Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования.

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подго-

товки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается си-

стема всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в

себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее

профессиональное образование, послевузовское профессиональное образова-

ние, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специали-

стов, а также распространение экологических знаний, в том числе через сред-

ства массовой информации, музеи, библиотеки, другие учреждения культуры,

природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учре-

ждениях

В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учрежде-

ниях и образовательных учреждениях дополнительного образования независи-

мо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется препода-

вание основ экологических знаний. В соответствии с профилем образо-

вательных учреждений, осуществляющих профессиональную подго-

товку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспе-

чивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, эко-

логической безопасности

и рациональному природопользованию.

Статья 74. Экологическое просвещение

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бе-

режного отношения к природе, рационального использования природных ре-

сурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распростране-

ния экологических знаний об экологической безопасности, информации о со-

стоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о за-

конодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в об-

ласти экологической безопасности, осуществляется органами государственной

власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов

власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, обществен-

ными объединениями, средствами массовой информации, а также образова-

тельными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками,

природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными

юридическими лицами.

Введение. Актуальность проблемы

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а

веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня вы-

жить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению

необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними

строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образо-

вание и воспитание экологической культуры подрастающего поколения стано-

вится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать не-

благоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок,

не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек

должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологи-

ческим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразователь-

ной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным

опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется

состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной

и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется

как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время

специально организованной внеурочной деятельности детей.

В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положи-

тельный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной

деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнитель-

ного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопитель-

ного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать

процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Про-

грамма экологического воспитания школьников очерчивает основные направ-

ления и формы деятельности по формированию личности, обладающей эколо-

гической культурой и экологическим мышлением.

Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы,

обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее

выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

Возрастание роли экологического воспитания и образования требует

уточнения и конкретизации общей его цели в соответствии с основными этапа-

ми обучения:

- на начальном этапе образования – формирование основных представлений о

взаимосвязях человека и окружающей среды, ценностных установок по отно-

шению к явлениям и процессам биосферы;

- в основной школе – становление экологической культуры, здорового образа

жизни и экологической деятельности на основе понимания системного строе-

ния природной среды, опасности потери биосферой жизненно пригодных для

человека качеств;

Содержание экологического воспитания

Содержанием экологического воспитания являются базовые националь-

ные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета Земля,

экологическое сознание. Экологическое воспитание обеспечивает развитие лич-

ности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных тради-

ций. Комплексный подход в формировании экологической культуры младших

школьников включает учебную и внеурочную деятельность, преимуществами

которой являются: предоставление учащимся возможности широкого спектра

занятий, направленных на развитие школьника.

Экологическое образование и воспитание позволяют привить детям об-

щечеловеческие ценности гуманистического характера:

понимание жизни как высшей ценности;

понимание человека как ценности всего смысла познания;

универсальные ценности природы;

ответственность за судьбу Земли.

Основные положения экологического воспитания

Цель – способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подго-

товить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой пози-

ции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и

ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.

Задачи:

- формирование целостного представления о природном и социальном окруже-

нии как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), вос-

питание ценностных ориентаций и отношений к ней;

- обучение школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде,

умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали,

активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с

природой;

- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом

образе жизни;

- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего

тела) и экологическое благополучие окружающей среды;

-становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового

образа жизни.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общече-

ловеческие ценности гуманистического характера:

- понимание жизни как высшей ценности;

- человек как ценность всего смысла познания;

- универсальные ценности природы,

- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

Результаты экологического воспитания

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных

знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых

и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной

реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения

школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,

мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности

в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоя-

тельного социального действия – «действия для людей и на людях».

Принципы организации экологического воспитания

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является

составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимо-

связи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию

современных экологических проблем.

3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит

единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и

практической деятельности по ее улучшению.

4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирает-

ся на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в

содержании и организации экологического образования.

Формы, методы и средства организации

экологического воспитания

Различают:

а) традиционные;

б) активные, инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является

разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная,

творческая, игровая).

Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников.

Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных,

попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для

птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (уча-

стие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);

- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение скло-

нов, расчистка леса от сушняка);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товари-

щами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор

природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической

культуры школьников является единство их экологического сознания и поведе-

ния.

Формы работы:

Внеклассная работа по предметам

Практические работы в классе и на местности

Экскурсии

Походы

Формы работы в летнем-оздоровительном лагере:

a.

трудовая деятельность

b.

экскурсии в природу

c.

проведение старшеклассниками экскурсий для младших учащихся

d.

труд на пришкольном участке

e.

экологические походы

f.

экскурсии в естественнонаучные музеи

g.

походы в историко-культурные места

h.

просмотр видеофильмов

Что надо знать, чтобы понять и сохранить Землю

Этические принципы и экологическое мировоззрение

Принцип единства - все мы являемся частью природы.

Принцип смирения - мы представляем собой ценный вид, однако не

более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою

значимость

Принцип уважения к природе - каждое живое существо имеет право

на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.

Принцип сотрудничества - наша роль заключается в понимании и

сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.

Принцип любви, заботы и радости - лучшее в жизни - не материаль-

ное.

Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной

преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.

Принцип "Чти свои корни" - Земля без нас сможет существовать, а

мы без нее - нет, истощенная Земля - истощенная экономика.

Принцип "Непосредственный опыт - Лучший учитель" - чтобы лю-

бить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непо-

средственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, расте-

ний, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Зем-

ли по книгам и телевизионным программам недостаточно.

Принцип "Люби свой край" - изучайте и любите природу своего

края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.

Срок реализации Программы: 2020-2025 г

Исполнители Программы:

педагоги, обучающиеся, родители, обще-

ственность сельского поселения.

Мероприятия по реализации программы

1.Блок познавательных мероприятий

Экологические беседы:

1. Мы – друзья природы.

2. Жалеть надо уметь.

3. Удивительное рядом.

4. Наш друг – лес.

5. Тайны бионики.

6. Звери и птицы зимой.

7. Зеленая аптека.

8. Где живут наши меньшие братья?

9. Как мы помогаем природе?!

10. Растения под нашей защитой.

11. О тех, кого мы не любим.

12. О культуре поведения в природе.

13. Природа – наш дом.

14. Учитесь доброте.

15. Птицы – наши друзья.

16. Природа и искусство.

Турнир-викторина «Охраняемые растения района».

Конкурс загадок о природе.

КТД "Мой маленький друг" /о животных, содержащихся дома и в живых угол-

ках/. Круглый стол "Наш помощник – книга" /знакомство детей с книгами о

природе и биологическими журналами/.

Проигрывание экологических ситуаций.

Музей природы на столе. «Зоопарк» на столе.

Экологические игры: "Тайны лесной тропинки", "Робинзоны", "Птичья столо-

вая", "Сбор грибов", "По тропе Берендея".

Комплексное мероприятие «Человек – природа– искусство».

Экологический КВН.

Экскурсии: «Музей природы», «Тропинки, тайны, голоса».

Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращивание

растений, фотоохота, рыбалка, изготовление поделок из природного материала,

сбор марок и открыток о природе и т.п./.

Устный журнал «В мире природы».

Фенологические наблюдения.

Составление и отгадывание ребусов о природе.

Игра-путешествие «По заповедным уголкам мира».

Кружки «Азбука здоровья», «ЗОЖ», «Планета загадок», «Что, где, когда?»

2 Блок просветительской работы

Участие в выставках. Конкурсы экологического рисунка и плаката. Стихи и со-

чинения о природе. Выставка «Осенний букет».Участие в районных мероприя-

тиях по экологии.

3. Блок практических дел

КТД «Мастерская Самоделкина» /изготовление кормушек, домиков для птиц/.

Операция «Первоцвет». Очистка леса от сушняка. Заготовка кормов для птиц.

Зимняя подкормка для животных. Операция «Муравейник». Операция «Мой

двор – моя забота». Озеленение класса, школы, улицы, двора. Участие в охране

памятников природы /изготовление и установка плакатов, табличек, призывов/.

4. Блок развлекательных мероприятий

Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов /по произведениям о природе/. Праздни-

ки Весны, Лета, Осени, Зимы. Праздник цветов. Праздник птиц. Вечер эколо-

гической сказки. Утренник «Природа и искусство». Лесной карнавал.

5. Блок исследовательских мероприятий

Экскурсии, фенологические наблюдения, опыты, способствующие развитию

мышления, анализу полученных результатов.

Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщен-

ных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательно-

го процесса, его системный, содержательный и организационный характер,

научную обоснованность методов и использование современных технологий

воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится

диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении

уровня воспитанности используется методика Н.П. Капустина, по которой од-

ним из критериев является отношение к природе (Приложение 1).

Данный критерий складывается из бережного отношения к земле, расте-

ниям, животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедея-

тельности и труде, оказать помощь природе.

Приложение 1

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

Я оцени-

ваю себя

Меня оце-

нивает учи-

тель

Итоговые

оценки

1.

Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы

на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее за-

дание

- я стремлюсь получать хорошие

отметки

2.

Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам

обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание

в школе и дома

3.

Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

4.

Я и школа:

- я выполняю правила для учащих-

ся

- я выполняю правила внутри-

школьной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и шко-

лы

- я справедлив в отношениях с

людьми

5.

Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять

время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складывают-

ся и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня

воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Сводный лист данных изучения уровня

воспитанности учащихся класса

п/п

Фамилия,

имя учени-

ка

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное в моей

жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам

учи-

тель

сам

учи-

тель

сам

учи-

тель

сам

учи-

тель

сам

учи-

тель

сам

учи-

тель

сам

учи-

тель

В классе ________ учащихся

______ имеют высокий уровень воспитанности

______ имеют хороший уровень воспитанности

______ имеют средний уровень воспитанности

______ имеют низкий уровень воспитанности

Схема экспертной оценки уровня воспитанности

Методика Н.П. Капустина

Схема предназначена для использования классными руководителями и вклю-

чает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Красивое в жизни школьника

6. Отношение к себе

По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик

имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и яв-

ляется условным определением уровня воспитанности.

Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень

4.4-4 – хороший уровень

3.9-2.9 – средний уровень

2.8-2 – низкий уровень

1 шкала. Любознательность

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непо-

нятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление по-

лучать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.

Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непо-

нятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные

вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безраз-

личие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

2 шкала. Трудолюбие

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается

за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обраща-

ется за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На при-

зыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экс-

тренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по

школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстра-

няется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только

под присмотром учителя.

3 шкала. Бережное отношение к учебе

5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется при-

родой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в по-

ходах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы хо-

дит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет

варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр.

Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избира-

телен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоя-

нен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участ-

вует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает

контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет

своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывает-

ся принимать участие.

5 шкала. Красивое в жизни школы

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отно-

шениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность

вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не заме-

чает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок

вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению кон-

тактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, не-

брежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отно-

шению к детям и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила

ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за со-

бой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт,

не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не

причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-

гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.



В раздел образования