Напоминание

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Юшкова Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО Ростовской области Новошахтинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей ГКУСОРО Новошахтинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Населённый пункт: г.Новошахтинск Ростовская область
Наименование материала: доклад
Тема: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее образование





Назад




ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Незыблемая основа нравственного убеждения

закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро

и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость

доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой

наглядности, очевидности морального смысла того, что он

видит, делает, наблюдает»

В. Сухомлинский

Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Сущность

и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались в

трудах педагогов прошлого.

Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как

можно больше добра.

Константин Дмитриевич Ушинский, заложивший научные основы

педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и

нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В статье

«О нравственном элементе в воспитании» он утверждал, что нравственность

не есть необходимое последствие учёности и умственного развития и

этическое воспитание важнее, чем наполнение головы знаниями. К.Д.

Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу

воспитания».

Духовно-нравственному воспитанию придавал большое значение Антон

Семенович Макаренко, говоря о том, что главный итог воспитания -

общественная

направленность

личности

и

ее

характер

(трудолюбие,

инициатива), внешнее проявление (смелость, мужественность, долг, честь),

внутренняя убежденность (честность), отношение к Родине (патриотизм,

преданность Родине и др.),

Теория воспитания Василия Александровича Сухомлинского, с ее опорой

на положительное в ребенке, на поощрение самостоятельности и творчества,

направлена на развитие человека, любящего Родину и свободу, обладающего

богатством духовной жизни, полнотой интересов, заинтересованного во

взаимном обмене духовными богатствами.

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня достаточно

актуальна в нашем обществе. И одной из причин является ликвидация

института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду

«связи

времён»,

чувства

сопричастности

к

истории

своей

Родины.

Современные

средства

массовой

информации

ведут

разрушительную

антидуховную

пропаганду,

становятся

причиной

снижения

критериев

нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для

духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых

традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально

усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама

по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс

взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование

гармоничной

личности,

на

развитие

её

ценностно-смысловой

сферы,

посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных

ценностей.

Под

«духовно-нравственными

ценностями»

понимаются

основополагающие принципы и нормы в отношениях людей друг к другу, к

семье и обществу, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это

первостепенная задача современной образовательной системы, которая

представляет собой важный компонент социального заказа.

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности,

обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные

ориентации

на

людей,

жизнеспособность и целеустремленность.

Эти

духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в

условиях выраженной любви, когда взрослые создают у ребенка потребность

быть признанным.

Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-

нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и

воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное

в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Главная

задача современного образования - это

создание условий для развития

личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться.

Не случайно одним из направлений ФГОС на ступени начального общего

образования является обеспечение духовно-нравственного развития детей в

единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной

педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других

институтов

общества,

а

также

в

создании

системы

воспитательных

мероприятий, позволяющих детям осваивать и на практике использовать

полученные знания. Этот раздел направлен на формирование общей

культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное,

личностное

и

интеллектуальное

развитие,

на

создание

основы

для

самостоятельной

реализации

учебной

деятельности,

обеспечивающей

социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и

самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В младшем школьном возрасте формируются все качества личности,

которые в дальнейшем определят характер взрослого человека. Очень много

нужно сделать в начальном звене обучения, чтобы в дальнейшем воспитать в

детях

нравственность.

Поэтому

в

системе

начального

школьного

образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к

проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

От того, какими будут наши дети, зависит будущее нашей страны.

Итак, в период младшего школьного возраста в личности ребенка

происходит рост самосознания, который

связан с

качественными

изменениями. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он

еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном

восприятии. Личный пример педагогов, родителей, а также традиций,

сложившихся в образовательном учреждении и семье в значительной мере

влияет на формирование культуры поведения младших школьников.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка.

В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие

отношения могут влиять на изменение целей и мотивов его деятельности, что

в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей.

Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания

дают внеурочные занятия.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в

целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для

общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.

Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное

от

обучения

время.

Важным

источником

нравственного

опыта

воспитанников

является разнообразная

внеклассная

работа.

В

ней

удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком

взаимо

узнавании,

самовыражении

и

самоутверждении

в

коллективе

сверстников. Во внеурочной работе создаются особенно благоприятные

условия для включения ребят в систему реальных нравственных отношений

взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д.

Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере

развиваются

именно

в

этой

деятельности.

Различные

нравственные

установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеурочной деятельности

как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или

иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем

самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

На нравственное формирование личности ребенка оказывают воздействие

многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в

этом

процессе

играют

педагогические,

как

наиболее

управляемые,

направленные

на

выработку

определенного

рода

отношений.

В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется

по следующим направлениям:

- познавательное;

- проблемно-ценностное общение;

- игровое;

- трудовое;

- художественно-эстетическое;

- военно-патриотическое;

- спортивно-оздоровительное;

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна

быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-

нравственный потенциал.

Познавательная

деятельность.

Развивающие

занятия

в

области

познавательной деятельности направлены на формирование и приобретение

социальных знаний и позитивного отношения к базовым национальным

ценностям.

В

этом

направлении

актуальными

являются

детские

исследовательские проекты, внешкольные акции (олимпиады, конференции

учащихся, интеллектуальные марафоны), направленные на приобретение

учащимися

социально-значимых

знаний

гуманитарной,

экологической,

здоровьесберегающей направленности.

Проблемно-ценностное общение.

Стать гармоничной личностью, уметь

достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого

человека.

Цикл этических бесед, классных часов, проводимых для детей младшего

школьного

возраста,

должен

быть

направлен

на

воспитание

их

ответственного поведения; на развитие представлений о добре и зле, на

воспитание их ценностного отношения к людям, к жизни вообще. С

правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и

продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные

детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости,

внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков

оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить

понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения

человека, и в доступной форме раскрывать их.

Ребенок постоянно

накапливает

представления

о

хороших

и

плохих

поступках,

учится

устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными

качествами. Отношения ребенка к нормам и правилам проходит путь от

информации о них до понимания их смысла и обязанности выполнения на

основе внутреннего принятия.

Игровая деятельность

.

В процессе игровой деятельности ребенок может

выучить столько, сколько не сможет выучить за час простого изучения. Чаще

всего игры учат внешним правилам общения и этикета, также ребенок может

ознакомиться с понятием нравственности и безнравственности.

Игра

способствует усвоению и выполнению воспитанниками норм и правил

общественной морали. У них вырабатываются и закрепляются устойчивые

привычки поведения. А подвижные игры, организуемые на прогулке,

позволяют формировать их интерес к истории народных игр, воспитывать

культуру совместно выполняемых двигательных упражнений, чувство

коллективизма, расширять кругозор детей.

Трудовая деятельность. Роль трудовой деятельности особенно важна в

нравственном воспитании детей. В труде воспитываются устойчивость

поведения, дисциплинированность, самостоятельность. В совместном труде

формируются первоначальные навыки - умение сообща и дружно работать,

помогать друг другу. Дети приобретают основные трудовые навыки, учатся

соблюдать порядок на рабочем месте, узнают правила безопасного труда.

Художественно-эстетическое.

Эстетическое воспитание предполагает

разнообразные формы, методы и приемы, которые можно реализовать через

организацию

и

осуществление

внеурочной

деятельности:

конкурсы,

викторины, праздники, кружки, творческие объединения, а также другие

формы работы - кукольный театр, литературно-художественные конкурсы,

турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Педагог должен найти такие методы работы, которые бы возбуждали у

детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и

творить по законам красоты. Система занятий должна побуждать детей к

активности, любознательности, творческому мышлению формированию

художественно-эстетического восприятия мира

Гражданско-патриотическое направление. Частью духовного

воспитания

является

патриотическое

воспитание,

целью

которого

-

воспитание активной гражданской позиции, сопричастности к героической

истории

Российского

государства,

формирование

у

подрастающего

поколения верности Родине, готовности служить Отечеству

.

Младшие

школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности

общественных явлений и понятий. Так, понятие «Родина» сужается у них до

того узкого окружения, в котором они живут (родные и близкие люди, улица,

речка…). Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает

ребенка

ежедневно,

чего

он

порой

даже

не

замечает.

Интерес

к

патриотическому воспитанию у младших школьников проявится, если при

проведении занятий педагог будет использовать разнообразные формы

воспитательной работы (устный журнал, экскурсия, путешествие, праздник и

т.д.).

Необходимо проводить мероприятия, которые направлены на

знакомство ребят с русской культурой, народными праздниками, которые

посвящены тем или иным событиям. Через внеклассные мероприятия дети

расширяют свои знания о родном крае, учатся бережно относиться к

природе, знать об обычаях и традициях своего народа, о духовных и

нравственных качествах человека, также формируется потребность делать

добро.

Они благоприятно повлияют не только на развитие

гражданско-патриотических качеств, но и на формирование других не менее

важных черт личности.

Реализация

внеурочной

деятельности

по

спортивно-оздоровительному

направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему

здоровью, начиная с раннего детства. Деятельность в данном направлении

должна способствовать формированию высоконравственных и волевых

качеств личности ученика начальной школы, физическому развитию и

оздоровлению детей, воспитанию у них силы воли, ответственности.

При

разработке здоровьесберегающих технологий для младших школьников

необходимо

опираться

на

приоритетные

направления.

Это

-

непосредственное обучение детей элементарным приемам: оздоровительная

гимнастика,

пальцевая,

дыхательная

для

профилактики

простудных

заболеваний, для бодрости; привитие детям элементарных гигиенических

навыков; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью

(занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное

развитие

двигательных

навыков);

через

спортивные

праздники,

тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии. Спортивно-

оздоровительные мероприятия для ребенка должны быть занятием радости

от ощущения себя в развитии: от того, что у него что-то неплохо получается.

Одним из подходов к формированию нравственного сознания

воспитанников является систематичность в этом направлении, т.е. введение

обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных

знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное

формирование

и

воспитание.

Важно

использовать

весь

потенциал

воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые

нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Но не

забывать, а наоборот учитывать, что мир духовных ценностей не может быть

внесен

в

сознание

кем-то

извне.

Ценности

вырабатываются

только

самостоятельно. Поэтому дети должны быть активными участниками

процесса.

Самое сильное влияние на духовно - нравственное развитие ребят в

процессе воспитания оказывает личность педагога.

Известно, что для

большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они

готовы подражать ему во всем. Нравственный облик педагога раскрывается

детям в системе его отношений к своей работе, к ученикам и другим людям,

к самому себе. Но сила положительного примера наставника увеличивается,

когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и

последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога

будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его

словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и

доброжелательно

.

От чуткости педагога к духовному миру детей как раз и

зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению,

нравственным поступкам.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению

личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему

продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,

где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных

качеств

школьника

зависит

от

грамотности

педагога,

разнообразии

применяемых им методов и эмоциональном отклике детей

Каждый ребенок – это уникальное творение. Он неповторим,

индивидуален и имеет свое предназначение.



В раздел образования