Автор: Юшкова Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО Ростовской области Новошахтинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей ГКУСОРО Новошахтинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Населённый пункт: г.Новошахтинск Ростовская область
Наименование материала: доклад
Тема: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее образование
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Незыблемая основа нравственного убеждения
закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро
и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость
доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой
наглядности, очевидности морального смысла того, что он
видит, делает, наблюдает»
В. Сухомлинский
Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Сущность
и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались в
трудах педагогов прошлого.
Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как
можно больше добра.
Константин Дмитриевич Ушинский, заложивший научные основы
педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и
нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В статье
«О нравственном элементе в воспитании» он утверждал, что нравственность
не есть необходимое последствие учёности и умственного развития и
этическое воспитание важнее, чем наполнение головы знаниями. К.Д.
Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу
воспитания».
Духовно-нравственному воспитанию придавал большое значение Антон
Семенович Макаренко, говоря о том, что главный итог воспитания -
общественная
направленность
личности
и
ее
характер
(трудолюбие,
инициатива), внешнее проявление (смелость, мужественность, долг, честь),
внутренняя убежденность (честность), отношение к Родине (патриотизм,
преданность Родине и др.),
Теория воспитания Василия Александровича Сухомлинского, с ее опорой
на положительное в ребенке, на поощрение самостоятельности и творчества,
направлена на развитие человека, любящего Родину и свободу, обладающего
богатством духовной жизни, полнотой интересов, заинтересованного во
взаимном обмене духовными богатствами.
Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня достаточно
актуальна в нашем обществе. И одной из причин является ликвидация
института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду
«связи
времён»,
чувства
сопричастности
к
истории
своей
Родины.
Современные
средства
массовой
информации
ведут
разрушительную
антидуховную
пропаганду,
становятся
причиной
снижения
критериев
нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для
духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально
усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама
по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс
взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование
гармоничной
личности,
на
развитие
её
ценностно-смысловой
сферы,
посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных
ценностей.
Под
«духовно-нравственными
ценностями»
понимаются
основополагающие принципы и нормы в отношениях людей друг к другу, к
семье и обществу, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это
первостепенная задача современной образовательной системы, которая
представляет собой важный компонент социального заказа.
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности,
обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные
ориентации
на
людей,
жизнеспособность и целеустремленность.
Эти
духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в
условиях выраженной любви, когда взрослые создают у ребенка потребность
быть признанным.
Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-
нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и
воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное
в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Главная
задача современного образования - это
создание условий для развития
личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться.
Не случайно одним из направлений ФГОС на ступени начального общего
образования является обеспечение духовно-нравственного развития детей в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других
институтов
общества,
а
также
в
создании
системы
воспитательных
мероприятий, позволяющих детям осваивать и на практике использовать
полученные знания. Этот раздел направлен на формирование общей
культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное,
личностное
и
интеллектуальное
развитие,
на
создание
основы
для
самостоятельной
реализации
учебной
деятельности,
обеспечивающей
социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В младшем школьном возрасте формируются все качества личности,
которые в дальнейшем определят характер взрослого человека. Очень много
нужно сделать в начальном звене обучения, чтобы в дальнейшем воспитать в
детях
нравственность.
Поэтому
в
системе
начального
школьного
образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к
проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
От того, какими будут наши дети, зависит будущее нашей страны.
Итак, в период младшего школьного возраста в личности ребенка
происходит рост самосознания, который
связан с
качественными
изменениями. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он
еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном
восприятии. Личный пример педагогов, родителей, а также традиций,
сложившихся в образовательном учреждении и семье в значительной мере
влияет на формирование культуры поведения младших школьников.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка.
В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие
отношения могут влиять на изменение целей и мотивов его деятельности, что
в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей.
Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания
дают внеурочные занятия.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в
целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для
общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное
от
обучения
время.
Важным
источником
нравственного
опыта
воспитанников
является разнообразная
внеклассная
работа.
В
ней
удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком
взаимо
узнавании,
самовыражении
и
самоутверждении
в
коллективе
сверстников. Во внеурочной работе создаются особенно благоприятные
условия для включения ребят в систему реальных нравственных отношений
взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д.
Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере
развиваются
именно
в
этой
деятельности.
Различные
нравственные
установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеурочной деятельности
как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или
иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем
самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
На нравственное формирование личности ребенка оказывают воздействие
многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в
этом
процессе
играют
педагогические,
как
наиболее
управляемые,
направленные
на
выработку
определенного
рода
отношений.
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется
по следующим направлениям:
- познавательное;
- проблемно-ценностное общение;
- игровое;
- трудовое;
- художественно-эстетическое;
- военно-патриотическое;
- спортивно-оздоровительное;
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна
быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-
нравственный потенциал.
Познавательная
деятельность.
Развивающие
занятия
в
области
познавательной деятельности направлены на формирование и приобретение
социальных знаний и позитивного отношения к базовым национальным
ценностям.
В
этом
направлении
актуальными
являются
детские
исследовательские проекты, внешкольные акции (олимпиады, конференции
учащихся, интеллектуальные марафоны), направленные на приобретение
учащимися
социально-значимых
знаний
гуманитарной,
экологической,
здоровьесберегающей направленности.
Проблемно-ценностное общение.
Стать гармоничной личностью, уметь
достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого
человека.
Цикл этических бесед, классных часов, проводимых для детей младшего
школьного
возраста,
должен
быть
направлен
на
воспитание
их
ответственного поведения; на развитие представлений о добре и зле, на
воспитание их ценностного отношения к людям, к жизни вообще. С
правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и
продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные
детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости,
внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков
оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить
понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения
человека, и в доступной форме раскрывать их.
Ребенок постоянно
накапливает
представления
о
хороших
и
плохих
поступках,
учится
устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными
качествами. Отношения ребенка к нормам и правилам проходит путь от
информации о них до понимания их смысла и обязанности выполнения на
основе внутреннего принятия.
Игровая деятельность
.
В процессе игровой деятельности ребенок может
выучить столько, сколько не сможет выучить за час простого изучения. Чаще
всего игры учат внешним правилам общения и этикета, также ребенок может
ознакомиться с понятием нравственности и безнравственности.
Игра
способствует усвоению и выполнению воспитанниками норм и правил
общественной морали. У них вырабатываются и закрепляются устойчивые
привычки поведения. А подвижные игры, организуемые на прогулке,
позволяют формировать их интерес к истории народных игр, воспитывать
культуру совместно выполняемых двигательных упражнений, чувство
коллективизма, расширять кругозор детей.
Трудовая деятельность. Роль трудовой деятельности особенно важна в
нравственном воспитании детей. В труде воспитываются устойчивость
поведения, дисциплинированность, самостоятельность. В совместном труде
формируются первоначальные навыки - умение сообща и дружно работать,
помогать друг другу. Дети приобретают основные трудовые навыки, учатся
соблюдать порядок на рабочем месте, узнают правила безопасного труда.
Художественно-эстетическое.
Эстетическое воспитание предполагает
разнообразные формы, методы и приемы, которые можно реализовать через
организацию
и
осуществление
внеурочной
деятельности:
конкурсы,
викторины, праздники, кружки, творческие объединения, а также другие
формы работы - кукольный театр, литературно-художественные конкурсы,
турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.
Педагог должен найти такие методы работы, которые бы возбуждали у
детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и
творить по законам красоты. Система занятий должна побуждать детей к
активности, любознательности, творческому мышлению формированию
художественно-эстетического восприятия мира
Гражданско-патриотическое направление. Частью духовного
воспитания
является
патриотическое
воспитание,
целью
которого
-
воспитание активной гражданской позиции, сопричастности к героической
истории
Российского
государства,
формирование
у
подрастающего
поколения верности Родине, готовности служить Отечеству
.
Младшие
школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности
общественных явлений и понятий. Так, понятие «Родина» сужается у них до
того узкого окружения, в котором они живут (родные и близкие люди, улица,
речка…). Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает
ребенка
ежедневно,
чего
он
порой
даже
не
замечает.
Интерес
к
патриотическому воспитанию у младших школьников проявится, если при
проведении занятий педагог будет использовать разнообразные формы
воспитательной работы (устный журнал, экскурсия, путешествие, праздник и
т.д.).
Необходимо проводить мероприятия, которые направлены на
знакомство ребят с русской культурой, народными праздниками, которые
посвящены тем или иным событиям. Через внеклассные мероприятия дети
расширяют свои знания о родном крае, учатся бережно относиться к
природе, знать об обычаях и традициях своего народа, о духовных и
нравственных качествах человека, также формируется потребность делать
добро.
Они благоприятно повлияют не только на развитие
гражданско-патриотических качеств, но и на формирование других не менее
важных черт личности.
Реализация
внеурочной
деятельности
по
спортивно-оздоровительному
направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему
здоровью, начиная с раннего детства. Деятельность в данном направлении
должна способствовать формированию высоконравственных и волевых
качеств личности ученика начальной школы, физическому развитию и
оздоровлению детей, воспитанию у них силы воли, ответственности.
При
разработке здоровьесберегающих технологий для младших школьников
необходимо
опираться
на
приоритетные
направления.
Это
-
непосредственное обучение детей элементарным приемам: оздоровительная
гимнастика,
пальцевая,
дыхательная
для
профилактики
простудных
заболеваний, для бодрости; привитие детям элементарных гигиенических
навыков; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью
(занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное
развитие
двигательных
навыков);
через
спортивные
праздники,
тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии. Спортивно-
оздоровительные мероприятия для ребенка должны быть занятием радости
от ощущения себя в развитии: от того, что у него что-то неплохо получается.
Одним из подходов к формированию нравственного сознания
воспитанников является систематичность в этом направлении, т.е. введение
обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных
знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное
формирование
и
воспитание.
Важно
использовать
весь
потенциал
воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые
нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Но не
забывать, а наоборот учитывать, что мир духовных ценностей не может быть
внесен
в
сознание
кем-то
извне.
Ценности
вырабатываются
только
самостоятельно. Поэтому дети должны быть активными участниками
процесса.
Самое сильное влияние на духовно - нравственное развитие ребят в
процессе воспитания оказывает личность педагога.
Известно, что для
большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они
готовы подражать ему во всем. Нравственный облик педагога раскрывается
детям в системе его отношений к своей работе, к ученикам и другим людям,
к самому себе. Но сила положительного примера наставника увеличивается,
когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и
последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога
будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его
словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и
доброжелательно
.
От чуткости педагога к духовному миру детей как раз и
зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению,
нравственным поступкам.
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению
личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему
продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,
где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных
качеств
школьника
зависит
от
грамотности
педагога,
разнообразии
применяемых им методов и эмоциональном отклике детей
Каждый ребенок – это уникальное творение. Он неповторим,
индивидуален и имеет свое предназначение.