Автор: Лаврёнова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель гпд школы - интернат 18
Учебное заведение: ОГБОУ школа интернат 18
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Методы и работы в гпд с глухими и слабослышащими детьми
Тема: Статья
Раздел: начальное образование
Методы работы в Гпд для глухих и слабослышащих детей
Аннотация
Устная
речь
представляет
собой
наиболее
естественное
и
удобное
средство
повседневного
контакта
с
окружающими
людьми.
В
развитии
человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе
позднее складывается письменная речь, требующая более высокого уровня
развития психических процессов. Без специальной последовательной работы
устная речь глухих и слабослышащих школьников не имеет тенденций к
улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Работа
по обучению произношению является одним из центральных направлений
работы, т.к. в процессе систематических занятий устная речь приобретает
качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние
на различные сферы развития ребенка. Существует ряд методов, которые
могут быть реализованы в рамках гпд.
Методы обучения произношению детей с нарушением слуха.
В
обучении
произношению детей
с
нарушением
слуха
применяют
аналитико-синтетический,
полисенсорный
и
концентрический
методы.
Представим их характеристику.
Аналитико-синтетический
метод.
При
аналитико-синтетическом
методе исходными и основными единицами обучения произношению служат
целые слова и фразы. Работа ведется над такими элементами, как слоги и
фонемы.
Полисенсорный
метод.
Полисенсорный
метод
предполагает
более
полное использование всех имеющихся в распоряжении детей анализаторов,
пригодных для приема речевых сигналов.
Концентрический
метод.
Для
более
успешного
и
быстрого
формирования внятной речи используется концентрический метод обучения
произношению, разработанный Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной.
В ходе рассмотрения исследования, проведенного Дымаренок Е.Д, было
выяснено,
что
одним
из
основных
аспектов
работы
с
глухими
и
слабослышащими детьми является работа над развитием вербальной речи.
Автору представляется эффективным использование такого средства развития
вербальной
речи
в
процессе
коммуникации,
как
реализация
диалогов
в
свободной передаче. Автор делает акцент на том, что дети должны быть
хорошо осведомлены о текстах, с которыми проходит работа. Например,
можно выбрать такие сказки, как «Курочка Ряба», «Колобок» и др.
Непосредственно в ходе самой работы детям предлагаются задания, цель
которых состоит в восстановлении ситуации диалогического общения героев,
т.е.
расположении
реплик
в
нужной
последовательности.
Разрешается
выполнять
задание
своими
словами,
но
обязательно
с
учетом
порядка
следования реплик героев рассказов.
Помимо
этого,
равной
результативностью
обладает
задание,
направленное на составление диалога с опорой на иллюстрации. Дымаренок
Е. считает важным тот факт, что при выполнении заданий предложенные в них
ситуации должны отражать повседневную реальность детей: выполнение
домашнего задания, отдых на каникулах, игры с другими детьми и т.д.
Кроме того,
автор отмечает
высокую значимость и
необходимость
работы
над
выразительностью
речи.
Так,
учитывая
характер
и
другие
особенности
героев,
которых
представляют
дети,
их
следует
учить,
как
подбирать нужную высоту голоса, как изменять тембр и скорость.
Одним из результативных методов при работе с детьми с нарушениями
слуха имеют компьютерные программы, такие как: «Видимая речь», «Игры
для
тигры»,
«БОС-логотерапевтический»,
«Кабинет
логопеда»
и
др.
Программа
«Видимая
речь»
отражает
основополагающий
принцип
ее
построения, а именно принцип зрительного контроля при формировании
произносительных навыков. Перед ребенком на мониторе возникают цветные
картинки, которые «оживают» в тот момент, когда ребенок произносит в
микрофон определенный речевой материал. Дети учатся говорить правильно,
стремясь
исправить
увиденную
ошибку,
ищут
прием
самоконтроля,
ориентируясь на необычайно привлекательную графику.
Опираясь на мнение Стрельниковой О.И., можно сделать вывод, что при
работе
с
глухими
и
слабослышащими
детьми
использование
синквейна,
представляющего собой нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти
строк,
применяется
весьма
успешно.
Выполнение
данного
задания
обеспечивает детям возможность развить и улучшить их коммуникативную
функцию. Все дело в том, что при составлении синквейна задействуются
коллективные
формы
работы.
При
работе
в
группе
или
паре
у
глухих
школьников появляется потребность в общении, а в ходе общей работы они
задают вопросы, решают намеченные цели.
Одним из основных аспектов успешного выполнения данного задания
является создание речевой среды, в которой педагог использует словесные
формы речи и ожидает того же от самих детей, обучая их тем самым общению
на сложном для них языке слов. Совместная работа над синквейном позволяет
ускорить речевое развитие глухих учащихся.
Хорошо зарекомендовали себя в работе с глухими и слабослышащими
детьми
компьютерные тренажеры. Одним
из
таких
тренажеров является
«Дельфа-130»,
цель
применения
которого
заключается
в
коррекционной
работе и оценки некоторых аспектов правильного произношения детей.
Основополагающий
принцип
действия
тренажера
–
зрительный
контроль формирования произносительных навыков. Идея опоры на зрение в
работе над речью не нова для современной логопедии, однако компьютерная
техника позволила реализовать эту идею на качественно новом уровне. Звуки,
которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде
тех или иных изображений. Ориентируясь на привлекательные движущиеся
картинки – мультипликации, ученик ищет приемы самоконтроля, которые
помогают
удержать
на
экране
желаемую
картинку,
благодаря
чему
фиксируется правильное произношение.
Таким
образом,
работа
с
глухими
и
слабослышащими
детьми
представляет собой комплексный подход и для повышения результативности
должна включать в себя различные методы и подходы.