Автор: Никитина Марина Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУДО ДШИ
Населённый пункт: Коченевского района, с.Прокудсеое, Новосибирская область
Наименование материала: план-конспект открытого урока
Тема: Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем детском хоре
Раздел: дополнительное образование
План-конспект открытого урока
Преподаватель: Никитина Марина Михайловна
Год обучения: 3 класс
Тема урока: Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в
младшем детском хоре.
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: формирование у обучающихся основных певческих навыков.
Задачи:
Образовательные:
формирование
у обучающихся основных певческих
навыков. К ним мы можем отнести:
-певческую установку;
-певческое дыхание и опору звука;
-высокую вокальную позицию;
-точное интонирование;
-ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
-использование различных видов звуковедения;
-дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.
Развивающие:
-продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
-продолжение развития гармонического слуха;
-развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и
слушать, умения анализировать, сопоставлять;
Воспитательные:
- воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой
певческой манере;
- воспитание организованности;
- внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- индуктивный;
- дедуктивный;
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным
(вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного
детьми).
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную
деятельность и создающие поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием
учащихся, групповой индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- вариативность заданий при повторении упражнений;
- представление «в уме» первого звука уже на дыхании;
- поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к
занятиям, как способ вызвать положительные эмоции,
повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
- психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное
удовлетворение;
- личностно-ориентированное общение, учёт уровня
музыкального развития;
- учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.
Оборудование
: фортепиано, стулья.
План занятия
I.Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащихся;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) вступительная часть.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Распевка по ФМРГ В.В. Емельянова.
3. Работа над вокализом.
4. Работа над произведениями.
III. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).
ХОД УРОКА
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над
ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение
имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его
исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является
основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения
устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания,
умения и навыки, полученные на занятиях.
На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их
элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В
дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и
совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и
правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной
нюансировкой на более сложном музыкальном материале.
- Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
- Работать надо постепенно, без торопливости.
- Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
- Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
- Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при
пении.
- Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном,
на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в
еще более ограниченном диапазоне.
- Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных
упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения.
Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших
операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся
система
автоматически
находит
оптимум,
одновременно
тренируя
соответственные
мышечные
системы.
Умелое
использование
дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной
тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное
звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление
индивидуального тембра обучающихся.
Повседневно использую методику В. Емельянова, так как мне близок
методы его работы. «Фонопедический метод развития голоса» (ФМРГ) несет
восстановительно-профилактическую
и
развивающую
направленность.
ФМРГ необходим:
- для всех кто хочет петь, но не имеет вокальных данных, то есть природного
певческого тона;
- у кого есть проблемы диапозона, тесситуры, звучности;
-
проблемы
координации
голоса
и
звука,
то
есть
с
проблемами
интонирования;
-в обучении пению детей, не имеющих природного певческого тона, то есть с
речевыми исходными голосовыми данными.
.
Программа прохождения координационно-тренировочный этапа состоит из
учебных блоков:
1.
Домузыкальный,
допевческий,
доречевой,
включает
осознание
энергетического
уровня
экстралингвистических
явлений,
устанавливающий
первичную
координацию
голосообразующих
действий в игровой форме- «Развивающие голосовые игры»
2.
Формирующий,
предусматривающий
гендерные
и
возрастные
различия
формирования
голоса
по
критерию
биологической
целесообразности, энергетической экономичности и акустической
эффектности-
«Развитие
показателей
певческого
голосообразования».
3.
Тренирующий и коррекционно-аналитический, предусматривающий
интенсивный
тренинг
всего
голосообразующего
мышечного
комплекса, установление и коррекцию регулировочного образа
собственного голоса.
Практический результат координационно-тренировочный этапа:
-формирование академического певческого тона с общепринятым
диапазоном и тесситурными возможностями;
- активное тренированное фонационное дыхание;
- певческое вибрато;
- акустический объем ротоглоточного рупора
II. Основная часть
1.Артикуляционная гимнастика:
- «язычок»;
- «щетка»;
- «иголка»;
- «весело-грустно»;
- «массаж»;
- «замочек».
2. Упражнения ФМРГ;
3. Работа над вокализом (В.В.Емельянова). Поем вокализ разными приемами:
- с вибрацией губ (по две ноты «бр», затем гласная «ы»);
- с чередованием звуков «у» - «о» добиться пения в одной позиции);
4. Работа над произведением «Музыка» Г. Струве.
Показ песни; беседа с детьми о характере, настроении; отработка
интонационно по фразам, а также обращать внимание на исполнения фраз на
одном дыхании; добиться чистого унисонного звучания; отработать
интервальные скачки и атаку первого звука.
5.Работа над произведением «Божья коровка» И. Брамса.
При работе с этим произведением используется игра «Передай фразу»: хор
делится по группам, поочередно каждая исполняет последующую фразу, как
бы подхватывая, при этом соблюдая чистое интонирование. Здесь
отрабатывается навык «цепного» дыхания и дыхания по фразам.
6. Концертное исполнение песни «Про Емелю» Я. Дубравина, это любимая
песня детей в конце урока снимает напряжение и закончит урок на радостной
ноте.
III. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).