Напоминание

Развитие навыков самостоятельной работы учащихся - гитаристов в ДШИ»


Автор: Сухинина Ирина Владимировна
Должность: преподаватель по классу гитара
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Белокалитвинского района
Населённый пункт: город Белая Калитва Ростовская область.
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Развитие навыков самостоятельной работы учащихся - гитаристов в ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

БЕЛОКАЛИТВИНСКОГО РАЙОНА

Методический доклад

На тему:

«Развитие навыков самостоятельной

работы учащихся - гитаристов в ДШИ»

преподаватель по классу гитары

Сухинина И.В.

2021г.

Содержание.

1.Вступление.

2.Основные задачи преподавателя в организации самостоятельной

работы учащихся

3. Воспитание навыков самостоятельной работы в работе над

музыкальными произведениями.

4.Педагог и родители к общей цели.

5.Методическая литература.

Музыка — могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

Б. А. Сухомлинский

Целью обучения детей в ДШИ является подготовка музыкантов – любителей,

которые обладают навыками музыкального творчества, могут разобрать и

выучить музыкальное произведение, свободно владеть инструментом,

подобрать любую мелодию и аккомпанемент. Научить музицировать можно

любого ученика, имеющего средние музыкальные данные. Это требует от

преподавателя высокого профессионального подхода к обучению ребенка,

любви и уважения к ученику.

Одна из первых задач педагога – воспитать в ученике любовь к работе за

инструментом и интерес к самому процессу исполнения.Нужно, чтобы

ребенок сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в

простой форме. Чем больше работаешь с детьми ,тем больше понимаешь,

какое значение имеет привитие им навыков самостоятельной работы,

научить их правильно заниматься дома, с пользой использовать каждую

минуту, выделенную на подготовку заданного.

Основная задача преподавателя -научить ребенка осмысленно и

самостоятельно работать дома.

Навыки самостоятельной работы надо прививать учащимся с первых шагов

обучения игре на инструменте, так как в последующие годы обучения

прививать эти навыки значительно труднее. Недаром многие педагогиги

отмечают большое значение трудолюбия, обусловливающие развитие всех

других способностей ученика.

Буквально с первых же дней занятий педагог должен обратить особое

внимание на отношение ученика к труду и помнить, что этот важный фактор,

обеспечивает успешное обучение музыке.

Практика работы показывает, как много надо трудиться, чтобы добиться

успешного решения исполнительских задач, в частности преодоления

отдельных трудностей.

При обучении на гитаре может возникнуть некоторый дискомфорт.

Основные его причины:

1)

боль в подушечках пальцев от прижимания струн;

2)

боль в мышцах кисти руки, которая работает с грифом;

3)

дискомфорт от непривычной позы с гитарой;

4)

боль в подушечках пальцев руки, которая перебирает струны (редко).

После этого списка ребенку не нужно бояться слова «боль», потому что через

это проходят все, да и ее можно свести к минимуму. Сама боль в подушечках

пальцев возникает от того, что для получения качественного звука струны

надо прижимать с достаточным усилием. Из-за того, что струны - тверже

человеческих (а особенно детских) пальцев, кожа на подушечках должна

загрубеть, а пальцы - окрепнуть. То есть - пока не появятся мозоли. Кожа

натирается, и этот процесс сопровождается болью, особенно когда

приходится повторно прижимать струны. И когда в таких ситуациях взрослые

могут волевым усилием заставить себя терпеть, то дети всячески стараются

прекратить играть.

В такой ситуации нужно:

1.Начинать с нейлоновых струн. Они мягче и пальцы будут страдать намного

меньше, при том на обеих руках. Впоследствии дискомфорта почти не будет;

2.Объяснить ребенку, почему эта боль возникает, когда она пройдет и каких

результатов можно достичь хороших результатов, если не сдаваться.

3. Когда пальцы начнут болеть, ученику нужно день отдыха, а в последующие

дни следить, чтобы он тренировался по чуть-чуть, не злоупотребляя.

Увеличивать время игры только если боль постепенно уходит.

А боль пройдет всего лишь через пару недель, в зависимости от

интенсивности тренировок

Важнейшее условие плодотворных домашних занятий ученика – развитие

инициативы, навыков самостоятельной работы. Человеку по природе

свойственно чувство самостоятельности, стремление самому испытать и

попробовать. А детям это свойственно особенно.

Часто родители и педагоги не учитывают этой особенности психики, сверх

меры опекают ребёнка, приучают его к пассивному отношению к учёбе.

Поэтому основной! задачей педагога является необходимость найти

индивидуальный подход к каждому ребёнку, разбудить в нём инициативу и

трудолюбие, выявляя и развивая всё лучшее, что есть в его способностях.

Успех учителя зависит от того, насколько глубоко проник он в человеческие

и музыкальные особенности ученика. Приходя на первые уроки, дети

сталкиваются с новой для них областью обучения, в которой на каждом шагу

возникает интерес к происходящему и многочисленные вопросы.

Необходимо, чтобы с самого начала ребёнок мог получать на них ответы.

Проблема развития учащегося и воспитание самостоятельности теснейшим

образом связаны. Невозможно выявить в полной мере творческий облик

ученика, не предоставив ему возможности самостоятельно мыслить и

работать.

Педагог в свою очередь должен научить ребёнка:

1. умению слушать

2. умению мыслить,

3. анализировать свои достижения и ошибки.

Необходимо почаще практиковать уроки, где на первый план выходит

ученик, а преподаватель как слушатель только изредка помогает, подводя

ученика к анализу своих действий. Тем самым закладывая навыки

самостоятельной работы.

Как надо воспитывать навыки трудолюбия у учащихся?

С первых уроков педагог, показывая тот или иной прием звукоизвлечения,

объясняя нотную грамоту, работая над развитием ритма, музыкальной

памяти, должен терпеливо и настойчиво разъяснять ученику, как надо

работать над усвоением материала, как надо закреплять дома навыки,

которые прививаются на уроках. Значительная часть работы уже на самом

уроке должна быть выстроена так, чтобы последовательность и ход этой

работы были образцом того, что конкретно ребёнок должен делать дома.

Следует достаточно часто заставлять ученика работать на уроке так, как если

бы он был один, и педагог не находился с ним рядом. В этом случае, как

говорилось выше, следует лишь время от времени вмешиваться в работу

ученика для того, чтобы внести в ход работы те коррективы, которые

создадут условия для самостоятельного устранения ошибок и неточностей.

Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том

случае, если ученик понимает какую художественную цель преследуют

указания педагога, аппликатура, динамический план и т. д. Очень часто

ученик проводит лишнюю работу, невнимательно разбирая текст и заучивая

ошибки потом тратит много времени на их исправление. Проигрывая

механически несколько раз в темпе уже выученный пассаж, на изучение

которого было потрачено много труда, ребёнок заигрывает его и пассаж

перестает получаться. Это является примером непродуктивно расходуемого

времени.

Здесь может помочь правильное планирование занятий ( в большей степени

касается более старших учащихся, самостоятельно контролирующих

психологическую и мышечную активность).

Грамотное распределение времени основывается на следующих

принципах

:

1. Сделать хороший план! Выбрать для одного дня занятий 4 или 5

маленьких деталей разного вида (проблематичные гаммы или аккорды,

звуковые аспекты и т.д.) и кроме этого ряд конкретных задач, например,

занятие над старой пьесой и т.д..

2. Следить за разнообразием. Никогда не работать больше, чем 10 или 15

минут над одной проблемой. 4 раза по 15 минут концентрированной работы

над одной проблемой, распределенные на весь день, приносят гораздо

лучший результат, чем целый час непрекращаемой работы.

3. Следить за регулярностью! Работай над проблемами, которые

распределены на весь день в одинаковой последовательности. Сохранить

конкретные проблемы на конец занятий.

4. Запланировать фазы покоя, где все может закрепиться! Короткие периоды

размышлений также приносят большую пользу. Самый лучший результат

достигается, если работать над одним аспектом четыре раза за день.

5. Распределять свою энергию! Не растягивать занятия так, что под конец дня

растрачена вся энергия и способность концентрироваться.

6. Правильно планировать день! Выяснить, в какое время лучшая форма и

следовать этом

у.

Поэтому основным, первоочередным навыком который должен быть

воспитан в ученике является «навык предварительного обдумывания»,

умение представлять каждую поставленную задачу до её выполнения.

Отсутствие этой привычки является главным! недостатком в самостоятельной

работе ученика. В этом целиком виноват педагог, который не даёт ученику

необходимого для этого времени. Педагогу кажется, что урок продуктивен

тогда, когда ученик играет без перерыва, а преподаватель непрерывно

объясняет, поправляет и останавливает

..

Можно дать несколько советов:

1.У

ЧЕНИК

,

КАК

МИНИМУМ

,

ДОЛЖЕН

ВИДЕТЬ

ПОЛЬЗУ

ПОСТАВЛЕННОЙ

ЗАДАЧИ

. Н

АСТОЯЩИЙ

ИНТЕРЕС

К

МАТЕРИАЛУ

-

ЧТО

ДЕЛАЕТСЯ

ОХОТНО

,

ДЕЛАЕТСЯ

ХОРОШО

!

2. З

АНИМАТЬСЯ

ПОСТОЯННО

,

ЛУЧШЕ

ЕЖЕДНЕВНО

-

ХОРОШИЕ

КРЕПКИЕ

ПРИВЫЧКИ

ДЕЛАЮТ

ИЗ

КОНЦЕНТРАЦИИ

ПРИВЫЧКУ

.

3. Н

Е

РАБОТАТЬ

СЛИШКОМ

ДОЛГО

НАД

ОДНОЙ

И

ТОЙ

ЖЕ

ЗАДАЧЕЙ

.

Р

АЗНООБРАЗИЕ

ПОМОГАЕТ

НЕ

ТЕРЯТЬ

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

.

4. С

ЛЕДИТЬ

ЗА

СВЕЖИМ

ВОЗДУХОМ

И

ПРИЯТНОЙ

ТЕМПЕРАТУРОЙ

,

ТАКЖЕ

КАК

И

за спокойной обстановкой. Не заниматься на пустой

желудок и после обильного приема пищи.

Большое значение для развития трудолюбия имеет осознание ребенком

собственной значимости, даже в малых успехах. Поэтому и родителям и

преподавателям нужно не скупиться на похвалу. Лучше похвалить , чем

лишний раз усомниться в трудолюбии. Поощрение вселяет бодрость в

учащихся, веру в свои силы, создает радостный тонус для работы, желание

трудиться и добиться еще больших результатов. Особенно важно поощрение

для учеников, которые мало верят в свои силы и возможности.

Подчеркивание даже небольших удач в усвоении правильного приема

звукоизвлечения, красиво сыгранной фразы, решение отдельных

технических задач, принесут большую пользу в будущем.

Поощрение ученика может быть выражено оценкой, призом, грамотой и т.

п.

Если ученику что-либо не удается, преподаватель должен тщательно

разобраться в причине его неудачи, прежде чем делать вывод о том, что она

происходит от лени. Несправедливый вывод преподавателя вселяет в

ученика неуверенность. Далеко не безразлично, каким тоном педагог будет

объяснять выразительное значение паузы, интонации, отдельных фраз,

гармонии, ритма. Только яркие, живые образные объяснения вызовут

ответную реакцию.

Но не все ученики могут перенести интенсивность работы на уроке в

домашние занятия. Причиной могут быть различные условия, не зависящие

от ребенка. Чтобы достаточно хорошо организовать самостоятельную работу

ученика, следует знать условия в которых проходят его домашние занятия.

Когда в классе появляются новые ученики нужно познакомиться с

родителями, понять как живёт данный ребёнок.

Иногда родители не понимают, что вредно играть на расстроенном

инструменте. Порой не учитывается плохое освещение пюпитра и

инструмента. Отсутствуют подставки под ногу. Все мелочи имеют огромное

значение. Важно знать отношение родителей к занятиям музыкой.

Некоторые слишком опекают ребёнка, лишая его всяческой

самостоятельности или же наоборот совершенно не следят за тем, чтобы

создать тишину для ребёнка занимающегося на инструменте.

Необходимо проводить с родителями воспитательную беседу, чтобы они не

мешали а помогали развитию ребёнка. Родители должны следить, чтобы

ребёнок занимался в необходимых условиях, но вмешиваться в работу без

крайней нужды не нужно.

Н

ЕТ

НИЧЕГО

ХУЖЕ

,

КОГДА

МАТЬ

И

ПЕДАГОГ

НАЧИНАЮТ

УЧИТЬ

РЕБЁНКА

«

В

ЧЕТЫРЕ

РУКИ

».

П

АМЯТКА

ДЛЯ

РОДИТЕЛЕЙ

.

1. Организуйте время ребенка так, чтобы он каждый день

играл на инструменте, столько сколько сможет.

2.Хвалите ребенка, когда он занимается дома. Избегайте

слов: «Ты так плохо играешь». Лучше скажите: «Ты молодец,

только проверь это место. Мне кажется, тебе надо здесь

проверить ноты».

3. Записывайте игру своего ребенка на видеокамеру, ведь

потом будет очень интересно послушать старые записи. А

слушая себя со стороны, ваш сын или дочь будут исправлять

свои недочеты.

4.Созваниваетесь со своим педагогом по специальности: как

занимается сын или дочь, чем помочь в домашней игре.

5.Устраивайте небольшие домашние концерты. Пусть ваш

ребенок выступит перед небольшой публикой. Это очень

полезно.

6.Покупайте или печатайте из интернета новые ноты,

чтобы ребенок больше играл новых произведений и сам их

разбирал.

7.Слушайте вместе разные музыкальные записи, обсуждайте

пение эстрадных певцов, ведь ребенок должен разбираться и

в современной музыке.

8.Периодически говорите своему ребенку: «Как хорошо, что

ты учишься в музыкальной школе. Ты у меня такой

молодец!»

9

. Когда пальцы начнут болеть, ученику нужно день отдыха,

а в последующие дни следить, чтобы он тренировался по

чуть-чуть, не злоупотребляя. Увеличивать время игры

только если боль постепенно уходит.

Заключение.

“Положительное отношение к самостоятельным занятиям должно

основываться на обоснованной самоуверенности. Если бояться

ошибок или мысленно рассчитывать на них, мы их уже почти

сделали. Напротив мы надежно справляемся с определенными,

очень простыми заданиями и доверяем нашим способностям. Надо

пытаться расширить это доверие к нашим способностям при помощи

занятий на больше и больше техник и на постоянно растущий

репертуар”-Т.де Врее.

Музыка — это невероятно творческий процесс. Когда ученик берётся за

инструмент и извлекает из него красивый звук, отрабатывается умение и

понимание того, как можно создать нечто из ничего. Поэтому инструмент

является лишь способом проявления креативности.

И творчество само по себе — это навык, который требуется практически в

каждой сфере. Если пытаться решить сложную проблему или найти новые

пути для карьерного роста, творческий ум подскажет и поможет найти

оптимальный ответ.

Занятия музыкой — это способ преобразовать творческий поток во что-то

конструктивное и полезное.

Используемая литература:

Том де Врее “О занятиях”

«Психология музыкальной деятельности», М., Издательство «Институт

психологии РАН», 1997

Индивидуальность ученика- искусство педагога, Москва Музыка, 1985г

Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре, Киев 2003г.

Как научить играть на гитаре, Москва 2008г

«Музыкальное исполнительство и педагогика», Челябинск: Music

Production International, 2006



В раздел образования