Автор: Кривова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Нерехта (Костромская обл) (р-н Нерехтский)
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: " В стране Фантазии"
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Страна Фантазия»
начального общего образования
1-4 классы
(общекультурное направление)
Составитель: Кривова НЕ., учитель
начальных классов
Нерехта
2021
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Страна Фантазия» является программой
общекультурной направленности. Программа
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования
и обеспечивает достижение планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования..
Срок реализации программы: 4 года.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4
классов, рассчитана на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2-4 классах (1 час в неделю).
Цель программы:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,
развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса,
расширение кругозора.
Задачи:
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с
помощью объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при
работе с бумагой, картоном, различными материалами;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение
к действительности;
- развивать мелкую моторику рук.
2
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные результаты:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с
бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и
декоративно-прикладного искусства.
- формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков
работы с бумагой;
Познавательные результаты:
Обучающийся научится:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих
задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- устанавливать аналогии;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-
развить
воображение,
образное
мышление,
интеллект,
фантазию,
техническое
мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные
роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- сформировать навыки работы с информацией. Программа ориентирована на достижение
воспитательных результатов. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают
первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их
ценить.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты:
3
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
-
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
партнерам
в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Предметными результатами являются:
знание о происхождении бумаги (общее представление), названия некоторых видов
бумаги, встречающихся в жизни детей;
овладение технологическими приемами обработки бумаги; усвоение правил техники
безопасности;
умение
использовать
средства
художественной
выразительности
в
создании
художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция,
светотень);
умение под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от
замысла или анализа готового образца до практической его реализации или
исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
умение под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании
художественного образа в единстве формы и содержания.
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических
и организационных задач.
Личностные результаты:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение
и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к
чужому мнению, умение работать в группе;
-
создать
комфортную
среду
педагогического
общения
между
педагогом
и
воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
4
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс.
Введение в декоративно-прикладное искусство.
Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Бумага. История бумаги.
Виды бумаги и картона. Основы цветоведения и композиции. Инструктаж по технике
безопасности при работе с материалами и инструментами.
Аппликация.
Изготовление аппликации из комочков. Размещение мелких и крупных комочков по
силуэту. Аппликация из ладошек. Приёмы работы. Обрывная аппликация. Аппликация из
геометрических форм. Получение квадрата, треугольника и ромба из листа бумаги.
Квадрат. Круг. Овал. Симметрия. Модель и моделирование. Сюжетная аппликация.
Конструирование из бумаги.
Бумажное конструирование. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Приёмы
выполнения фигурок птиц и животных из бумаги.
2 класс
Введение в декоративно-прикладное искусство.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и
материалами.
Аппликация.
Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основы композиции.
Расположение основных элементов и частей аппликации в определенной системе. Фон и
его использование в аппликации. Создание сюжетных аппликаций, открыток.
Конструирование из бумаги.
Бумажное конструирование. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности
при работе с инструментами и материалами. Плетение из бумаги. Создание объёмных
поделок и подвесок.
Оригами.
История возникновение оригами. Основные типы оригами. Материалы и инструменты.
Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Схемы для
изготовления оригами. Изготовление простейших модулей оригами.
Фигурное вырезание.
Традиционные техники вырезания. Материалы и инструменты для вырезания. Правила
техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Правила вырезания из
бумаги. Симметричное вырезание.
3 класс.
Введение.
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. История о ножницах.
Бумагопластика.
Торцевание и гофротрубочки.
Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для
декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из
гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги
на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо
держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Оригами.
Творческие работы.
Праздники и подготовка к ним.
Праздник – это масса ярких и незабываемых впечатлений. Сделать их такими помогает
цикл традиционных праздников, активное участие в которых дает возможность каждому
учащемуся раскрыть свои явные и скрытые способности.
4 класс.
5
Введение в декоративно-прикладное искусство.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и
материалами.
Аппликация.
Создание цветочных, осенних композиций. Расположение деталей на листе, соблюдая
пропорции. Создание объёмных аппликаций, открыток к праздникам, коллективных
работ.
Конструирование из бумаги.
Объёмное конструирование из бумаги. Приёмы работы. Материалы и инструменты.
Техника безопасности. Изготовление поделок.
Оригами.
Способы складывания бумаги. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Изготовление поделок в стиле оригами.
Фигурное вырезание.
Традиционные техники вырезания из бумаги. Материалы и инструменты. Техника
безопасности. Создание открыток к праздникам и памятным датам.
Квиллинг.
Основные приёмы для выполнения работ в технике квиллинг. Материалы и инструменты,
оборудование. Техника безопасности. Создание работ в технике квиллинг.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
изучение каждой темы
№
Название раздела
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
Вводное занятие
1
1
1
1
2
Аппликация
22
8
5
3
Конструирование из
бумаги
10
9
6
4
Оригами
8
9
6
5
Фигурное вырезание
8
6
6
Торцевание
2
7
Бумагопластика
8
8
Творческие работы
8
9
Праздники и
подготовка к ним
6
10
Квиллинг
10
22
34
34
34
6
7