Автор: Найденова Валентина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Чуевская СОШ" им. Н. Я. Чуева
Населённый пункт: село Чуево Губкинский район Белгородская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Умножение с числом 9"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики во 2 классе УМК «Гармония», учитель Найденова Валентина Григорьевна
Тема
Умножение с числом 9
Цель
Отрабатывать знание табличных случаев умножения с числом 9. Проверить усвоение смысла
умножения, терминологии, табличных случаев умножения с числом 9.
Задачи урока
Образовательные: закреплять навыки табличного умножения с числом 9
Развивающие: развивать общеучебные навыки: самоконтроль, самооценку, умение слушать;
логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать культуру математической речи, чувство дружбы, коллективизма,
бережное отношение к окружающей среде, повышать мотивацию к изучению математики.
Формирование УУД
Познавательные:
- Читать выражения, используя математическую технологию;
- сравнивать выражения (произведение и разность);
- выявлять закономерности в изменении данных выражений;
- устанавливать аналогии;
- строить логическое рассуждение.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее
решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и осознавать возникающие трудности
и искать способы их преодоления;
- адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в совместной
деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Тип урока
Комбинированный урок (закрепление + текущий контроль)
Форма урока
Урок-путешествие, поиски клада
Оборудование
Презентация, проектор, интерактивная доска, 2 компьютера, таблички со словами сравнивать,
использовать, рассуждать, наблюдать, вычислять; раздаточный материал для работ в парах;
индивидуальный раздаточный материл; бумажные цветы с цифрами в середине, для разминки; жетоны;
зачетные книжки Мудрой совы; жетоны – совы; 2 листа белой бумаги для работы в группах; клад.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1. Оргмотент. Создание
ситуации успеха.
Актуализировать
требования к ученику
со стороны учебной
деятельности
Проговаривают правила
поведения на уроке,
проговаривают девиз
урока.
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
договариваться с
одноклассниками
совместно с учителем
о правилах поведения
и общения и следовать
им. (Коммуникативные
УУД)
2.Мотивационный
этап. (Слайд №2)
Создание условий для
возникновения у
учеников внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность
- Ответим на вопрос: Чем мы
сегодня будем заниматься на уроке?
Работаем в паре. Покажите
готовность пары. Расшифруйте
слово. Если пара готова,
сигнализируйте.
- Оцените свою деятельность.
- Какие слова у вас получились? Как
вы оценили свою деятельность?
(На доску прикрепляю слова
наблюдать, вычислять, сравнивать,
Сигнализируют о
готовности пары
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме.
(Коммуникативные
УУД)
рассуждать, использовать).
3. Подготовка
внимания (слайд №3, 4)
Активизировать
соответствующие
мыслительные
операции и
познавательные
процессы.
- Возьмите последнюю букву в
слове уроК. Добавьте к ней 5 букву
в слове испоЛьзовать, 3 букву в
слова срАвнивать и 6 букву в слове
наблюДать. Какое слово
получилось? (КЛАД)
- Как называются люди, которые
ищут клад? (Кладоискатели)
- Ребята, вы бы хотите стать
кладоискателями? Что для этого
нужно? (Клад, Карта).
- Клад уже есть, а вот карту
заколдовал хитрый волшебник
АКИТАМЕТАМ.
Разгадывают ребус,
отвечают на вопросы,
заданные учителем.
Один ученик выступает в
роли разведчика
(выполняет тест №59)
Уметь с помощью
вопросов выяснять
недостающую
информацию.
(Коммуникативные
УУД)
4. Работа с
геометрическим
материалом. Тропинка.
(слайд №8)
Учащиеся
формулируют
индивидуальную цель
своих действий,
выбирают способ и
средства
доказательств.
- Какая ломаная длиннее? Кто
считает по-другому? А я с вами не
согласна. Я считаю, что длиннее 1
линия и могу это доказать.
Догадайтесь, как я смогу доказать
своё утверждение.
-Длину ломаной линии нашли
выражением 9х7. Чему равна длина
каждого звена ломаной. Спасибо!
- Прочитайте выражение по-
разному.
1. По 9 взять 5 раз,
2. 9 умножить на 7,
3. Произведение чисел 9 и 7,
4. Первый множитель 9, второй
множитель 7,
5. 9 увеличить в 7 раз.
- Ой, ребята, я так переволновалась,
Отвечают на вопросы,
используя
доказательства.
Читают математические
выражения, используя
подходящую
математическую
терминологию.
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме.
Постановка учебной
задачи на основе того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще неизвестно.
(Регулятивные УУД)
что забыла, чему будет равно
значение произведения 9 и 7,
помогите мне, пожалуйста, какие
действия мне нужно выполнить,
чтобы найти значение выражения.
1. подсмотреть,
2. 7х10-7
3. пальцы
4. 72-9
5. 54+9
6. 81-18
7. 9+9+9+9+9+9+9
8. 7+7+7+7+7+7+7+7+7
9. спросить у друга.
- А теперь давайте проанализируем,
какими способами действий не
воспользуется Ольга
Александровна (не подходящие
стираю, остаётся 7х10-7) По
стрелочке возвращаемся обратно.
Называют способы
нахождения
произведения чисел 9 и 7
5. Физкультминутка
Применение
здоровьесберегающих
технологий.
Снять напряжение,
вызванное
умственной
нагрузкой.
Организует проведение
физкультминутки
По тропинке мы идём
(4 удара по коленям)
Не боимся ничего
(нет-нет-нет-нет грозим
пальцем)
Выше ноги поднимаем
Вместе дружно мы
шагаем.
(Раз-два, раз-два шагаем,
высоко поднимая колено)
Смело ветки раздвигаем,
Путь свой дальше
продолжаем.
(Вжих- вжих, вжих-вжих
работаем локтями)
А по кочкам мы
вприпрыжку,
Словно малые зайчишки.
(Прыг-скок, прыг-скок
руки на пояс, прыгаем на
двух ногах)
С горки У-УХ
Захватывает ДУ-УХ.
(волна рукой сверху
вниз)
6. Закрепление знания
таблицы умножения с
числом 9. Болото.
(слайд № 5)
Уточнить и закрепить
знания таблицы
умножения с числом 9
По-очереди, пройти через болото.
- Чтобы пройти через болото, какие
знания вам потребовались.
Спасибо! Аплодисменты! По
стрелочке возвращаемся обратно.
По цепочке объясняют
способ решения
математического
выражения и называют
результат.
Уметь выбирать
наиболее эффективный
способ решения
математического
выражения.
(Познавательные УУД)
7. Развитие
логического
мышления. Дремучий
лес. (слайд № 6)
Верно ли утверждение, что
значения выражений в столбце
одинаковые?
1) 9х7+9 2) 9х7+18
9х6+18 9х9
9х(5+3) (15-6)х9
9х8 9х5+9+9+9+9
Задание №2.
Не выполняя вычислений, ответь на
вопрос: «На сколько больше в
каждой паре одно произведение,
чем другое? »
1)5х9 2) 9х7 3) 9х2
Решают примеры на
умножение с числом 9.
Построение
логической цепочки
рассуждений.
(Познавательные УУД)
9х8 3х9 4х9
Задание №3.
Высота берёзы 4 метра. Чему равна
высота сосны, если она выше
берёзы на 9 метров.
Измените условие задачи так,
чтобы её решением было равенство
4х9=36 м
Построение
логической цепи
рассуждений.
(Познавательные УУД)
8. Работа в группах
(Луг)
Формулируют
индивидуальную цель
своих действий и
находят способ ее
решения.
- Как красиво на лугу. Пусть эта
красота радует нас, мы не будем её
трогать, а соберём цветы, которые
вы видите вокруг себя.
- Работаем группами. Покажите, что
группа готова работать.
Задание: за 3 минуты придумать как
можно больше заданий с числами,
которые вы видите на цветочках. Я
желаю вам удачи, время пошло.
- Аукцион заданий.
- Озвучьте, пожалуйста, поочерёдно
какие задания вы придумали? Чья
группа назовёт последнее задание,
она станет победителем Спасибо!
- Задание для 1 группы – увеличить
двузначные числа в 2 раза, для 2
группы – однозначные числа
увеличить в 9 раз.
- Самопроверка (на слайде
допущена ошибка, которую дети
должны заметить)
- Командир 1 группы, кто в вашей
группе должен получить жетон или
может быть все? Командир 2
Дети встают с мест и
перемещают по 1 цветку
на доску
Волевая саморегуляция
в ситуации
затруднения.
(Регулятивные)
Выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью.
(Коммуникативные
УУД)
группы, твоё мнение.
Учащиеся выполняют
задания по группам
9. Открытие новых
знаний (Смайлик)
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
запоминания
изученной темы.
- Прочитайте высказывание
великого педагога Яна Амоса
Коменского.
«Можно считать несчастным тот
день, в котором ты не усвоил ничего
нового». Как вы его понимаете?
- Сравните выражения
1) 9х6 … 9-6 2) 9х7 … 9-7
10х4 … 10-4 8х3 … 8-3
8х5 … 8-5 8х2 … 8-2
21х1 … 21-1 9х5 … 9-5
Проверьте свою работу.
- Прочитайте любое неравенство,
как учёный.
- Ответьте на вопрос:
•
В чём сходство и различие
выражений, записанных слева и
справа?
•
Верно ли утверждение, что
произведение двух любых чисел
всегда больше их разности?
•
Сравните свой ответ с
ответом Миши и Маши.
Маша: «Можно, не вычисляя,
сказать, что произведение двух
чисел всегда больше разности этих
чисел».
Миша: «Я не согласен.
Произведение двух чисел может
быть меньше, чем их разность, и я
могу это доказать».
Учащиеся высказывают
свои суждения по поводу
высказывания.
Читают неравенства,
используя
математическую
терминологию.
Обосновывают свой
ответ с приведением
примеров.
Уметь с помощью
вопросов выяснять
недостающую
информацию,
аргументировать свое
суждение, убеждать и
уступать.
(Коммуникативные)
Наблюдать за
языковым
материалом(за
изменениями слов),
анализировать его,
сравнивать,
классифицировать,
делать выводы,
обобщать
(Познавательные УУД)
10. Поиск клада.
Самостоятельно
работают с заданием.
- Все испытания пройдены.
Волшебные чары Китаметама
сняты. Вот карта. Это же наш класс.
Внимательно посмотрите, где
спрятан клад.
- Ребята, а вы догадались кто же
этот хитрый волшебник Китаметам?
Дети идут искать клад и
находят. Ура!
Уметь планировать
свое действие в
соответствии с
поставленной задачей.
(Регулятивные УУД)
11. Подведение итогов
Анализ собственной
деятельности и
деятельности
одноклассников.
Самооценка
учащимися своей
деятельности на уроке
•
Определение самого
активного ученика. СЛАЙД № 13
- Считаем жетоны. На компьютере
отмечается количество набранных
жетонов, (вывести из режима показа
слайдов) Определяется «степень
активности» учащихся во время
урока. Победителю –
аплодисменты.
•
Рефлексия. СЛАЙД № 13
- Продолжи предложение.
Сегодня на уроке …
вспоминал ...
Я узнал ...
применял …
СПАСИБО ЗА УРОК. СЛАЙД № 14
Выбирают самого
активного ученика.
Строят высказывания
рефлексивного
характера.
Способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
(Личностные УУД)
Уметь вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения
на основе оценки и
характера сделанных
ошибок. (Регулятивные
УУД)