Автор: Гетман Ольга Юрьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "Ново-Девяткинская СОШ №1"
Населённый пункт: деревня Новое Девяткино, Ленинградская область
Наименование материала: Открытый урок по физике
Тема: "Закон Ома для участка цепи"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ново-Девяткинская СОШ №1»
Открытый урок
по физике в 8 классе
«Закон Ома для участка цепи»
Подготовил и провел:
учитель физики
Гетман О.Ю.
2021 год
Цели урока:
Образовательная: установить взаимозависимость силы тока, напряжения и
сопротивления на участке электрической цепи.
Развивающая:
развивать умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты
экспериментов;
продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и
экспериментальными методами физической науки для обоснования
выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету,
тренировка рационального метода запоминания формул.
Задачи урока.
1.Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах
проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
2.Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его
сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
3.Знать закон Ома для участка цепи;
4.Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между
этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
5.Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты
демонстрационного эксперимента;
6.Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
7.Отрабатывать навыки проверки размерности;
8.Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными
значениями величин.
Оборудование. Учебные амперметры и вольтметры, источники тока, ключи,
соединительные провода, магазин сопротивлений, экран, мультимедийный
проектор, компьютер.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Слайд 1
Здравствуйте, садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку.
Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные
величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или
будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я
надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все
умеющего” электромонтера и вы не оставите наше село после вашего
ремонта без света. А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в
отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их
надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и
будем раскрывать сегодня на уроке
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
В начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие
электрические цепи.
(Сила тока, напряжение, сопротивление).
Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:
1.
Назвать величину.
2.
Что характеризует данная величина?
3.
Как обозначается?
4.
В каких единицах измеряется?
Слайд 2: напряжение, сила тока, сопротивление.
Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности
и раскрыли только зависимость силы тока от напряжения.
Слайд 3
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть
взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке
электрической цепи
ІІІ. Изучение нового материала.
Итак, открываем тетради подписываем число, тема урока: Закон Ома для
участка цепи.
Разобьёмся на две группы: первая группа будет находить зависимость сила
тока от напряжения на участке цепи при постоянном
сопротивлении, вторая группа - зависимость сила тока от
сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
Слайд 4
При выполнении работы с электрическими приборами, не забываем про
технику безопасности.
На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы
эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить.
1 группа:
U,
B
I, A
R, Ом
const
2 группа:
Меняя сопротивление: 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом
Через 10 минут вы должны ответить на вопросы:
1.
Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном
сопротивлении?
2.
Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном
напряжении?
Приборы соединяем в цепь, учитывая правило соединения амперметров
и вольтметров. Напряжение в цепи должно быть не больше
напряжения, на которое рассчитаны приборы.
Слайд 5:
Послушаем выводы 1 группы: с увеличением напряжения сила тока в
проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при
R = const, I~ U.
const
const
U, B
I, A
R,
Ом
const
const
const
Слайд 6:
Послушаем выводы2 группы: с увеличением сопротивления проводника сила
тока уменьшается, т.е. при
U = const, I ~ 1/R.
Слайд 7,8
Тогда сможем записать:
Слайд 9
Это выражение называется законом Ома для участка цепи.
Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо
пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно
пропорциональна его сопротивлению”.
Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.
Слайд 10
Для быстрого запоминания и использования закона Ома можно использовать
правило треугольника:
Правило использования простое: достаточно закрыть искомую величину и
два других символа дадут формулу для её вычисления. Например. Слайд 11
Слайд 12
IV. Историческая справка:
Георг Ом (1787-1854) - немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16
марта 1787 года в семье слесаря. Ом сделал важнейший шаг на пути создания
теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру
плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное
сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас
это сообщение мы называем законом Ома. В честь этого ученого также
названа единица сопротивления.
V. Физическая пауза
Учитель: прежде чем приступить к решению задач проведем физическую
паузу. Представим, что мы с вами пассажиры автобуса…
автобус резко трогается с места – ученики должны наклониться назад.
автобус тормозит – отклонится вперед.
автобус поворачивает направо – наклоняются влево.
автобус поворачивает налево – наклоняются вправо.
Учитель: Какое физическое явление вы изображали?
Ученики: Инерция – явление сохранения скорости тела, когда на это тело не
действуют внешние силы.
VI. Закрепление знаний, умений, навыков.
Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт –
амперная характеристика) проводника.
1.
Решим задачу: Слайд 13
На рисунке изображены
графики зависимости силы
тока от напряжения для
двух проводников А и В.
Какой из этих проводников
обладает большим
сопротивлением?
По закону Ома для участка цепи, сила тока обратно пропорциональна
сопротивлению проводника при постоянном напряжении. Т.к. при
напряжении 6В сила тока проводника В равна1А, а сила тока проводника А
равна 3А. Таким образом, сила тока проводника В меньше чем А, значит
сопротивление проводника В больше.
Решим задачи на Закон Ома.
Задача № 1. Какова сила тока в резисторе, если его сопротивление 12 Ом, а
напряжение на нем 120 В?
Какие величины нам известны и что надо найти?
Напишем формулу, которая связывает эти величины и найдем силу тока.
Задача № 2. Сопротивление проводника 6 Ом, а сила тока в нем 0,2 А.
Определите напряжение на концах.
Учитель: как решить эту задачу?
Уч-ся: по закону Ома.
Напишем формулу, выразим U через I и R , подставим свои значения и
найдем значение напряжения.
Задача № 3. Определите сопротивление проводника, если при напряжении
110 В сила тока в нем 2 А.
Задача № 4. По графикам зависимости силы тока от напряжения определите
сопротивление каждого проводника.
Реш. Зад.3 и 4
VII. Домашнее задание: записываем домашнее задание - § 44 стр.123-126,
упр.29 № 2.
VIII. Подведение итогов урока, оценки работы учащихся
Учитель: Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали
задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в выводе закона
Ома. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам
самодиагностики.
Самодиагностика (учащиеся поднимают одну из трех карточек, лежащих у
них на парте).
Красный – доволен ходом урока, урок мне понятен, я понял и осознал тему.
Желтый – урок был интересен, я отвечал с места, сумел выполнить ряд
заданий. Мне на уроке достаточно комфортно.
Зеленый – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет
речь, к ответу на уроке я был не готов.
На этом наш урок закончен. До свидания. Будьте здоровы.