Автор: Манюк Лидия Алексеевна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Конспект НОД Интегрированное занятие по познавательному развитию и лепке
Тема: Северный олень
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие по ознакомлению с
окружающим и лепке
Конспект Непрерывной образовательной деятельности
«Северный олень»
Подготовила :
Манюк Л.А.
Цель: расширять знания детей об обитателях наших лесов – оленях.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить с дикими животными.
Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и
особенностями образа жизни.
Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить
фигуру оленя в движении.
Развивающие задачи:
Расширять представления детей об особенностях приспособления
оленя к окружающей среде.
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Развивать умение лепить по последовательному схематическому плану
оленя, передавать их характерные особенности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к природе родного края.
Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение рационально
использовать пластилин.
Интеграции образовательных областей социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседа о диких животных, беседа «Животные
нашего края», рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание
загадок о животных.
Материал:
Демонстрационный: готовое изображение лепки оленя, карта
последовательной лепки.
Раздаточный: пластилин, салфетки, клеёнки, стеки, карты-схемы.
Словарная работа: активизировать в словаре детей слово – изящное; ввести
в словарь слова - панты, бурелом.
Методы и приёмы: загадывание загадки, рассказ воспитателя об оленях,
беседа с детьми об оленях, проведение физкультминутки, показ лепки
оленей, самостоятельная работа детей, подведение итогов.
Непрерывная образовательная деятельность
I часть.
Дети проходят становятся в круг.
Встали дети , встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сегодня нам в группу пришла посылка, а в ней волшебный сундучок.
Как вы думаете, кто нам его передал?
Ответы детей.
- Давайте посмотрим, что в нем. Здесь есть подсказка - загадка:
От рогов ветвистых, стройных
На снегу заметна тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный … (олень).
II часть.
Воспитатель: Это очень красивое, гордое, выносливое животное,
небольшого роста, хорошо приспособленное к суровым условиям.
Благородный олень – древнейший обитатель лесов. Рога украшают голову
самца, причем украшение меняется каждый год: к началу весны старые рога
отпадают, и на их месте начинают расти новые. Молодые рога называются –
панты. На ощупь они мягкие, покрыты бархатистой кожей, растут быстро и к
концу лета становятся твердыми. В это время олени чешут рога об деревья,
пока не счистят уже не нужную кожу. Чем старше и сильнее животное, тем
рога у него красивее, тяжелее, ветвистее. У молоденьких оленей рога не
разветвленные, острые и прямые, как спички, из-за чего и называют молодых
оленей «спичаками».
Воспитатель: Посмотрите на изображения оленей и попробуйте определить,
кто из них самый младший, а кто самый старший.
Ответы детей.
Воспитатель: Олень – крупное, изящное животное с тонкой длинной шеей и
стройными ногами. Как вы понимаете слово «изящное»?
Воспитатель: Тело оленя покрыто густой грубой шерстью. Оленята
раскрашены пестро: на спинках у них белые округлые пятнышки. Люди ещё
используют его, как транспортное средство и называют своим другом. А вы
видели оленя?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вы знаете об оленях?
Ответы детей.
Воспитатель: Олень – это одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство
передвижения. Ханты говорят: «Олень человека в беде не оставит, у смерти
самой отнимет».
Воспитатель: Шкурой оленя ханты покрывают своё жилище. Как они
называются?
Воспитатель: Олени ещё и вездеходы: и по топкому болоту переходят, и
реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в
темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и
безошибочно находит дорогу к родному чуму. И корм оленю заготовлять не
нужно, он сам находит его под снегом, разрывая её копытами.
Воспитатель: Чем питаются олени?
Воспитатель: Где вы видели олений мох?
Ответы детей.
Воспитатель: У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к
беде и несчастью». Поэтому олений мох северные народы берегут. Видите
дети, какая на севере существует цепочка: ягель нужен оленям, олени нужны
людям, а люди берегут оленей и их корм. Мы живём на этой северной земле,
а значит должны беречь нашу северную природу. Есть у хантов хорошая
поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»
Физминутка:
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
Тук, тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка забегай лапу мне давай.
Лепка оленя.
1.
Начальные материалы для работы – коричневый брусок и
пластмассовая стека.
2.
Для начала размягчите массу. Затем начинайте формировать туловище
и голову. Первая деталь должна выглядеть, как морковка. Если более
узкую сторону изогнуть, то получится туловище и шея. Примажьте
голову к шее. Облик животного задан, теперь необходимо
вырисовывать мелкие детали.
3.
Голова оленя должна быть заострена в носовой части. Прикрепите
черную точку-нос.
4.
Из оранжевого пластилина сделайте разветвленные рога, вытягивая
массу в тонкие колбаски.
5.
Добавьте четыре ноги, вытягивая коричневые пластилиновые порции в
трубочки.
6.
На спину оленю налепите множество бежевых (или желтых)
пятнышек, поскольку окрас у животного пятнистый. И последняя часть
тела – маленький хвост.
7.
Фигурку оленя можно считать законченной. Однако никто не
запрещает проявлять фантазию вместе с детьми и каким-то образом
украшать поделку. Например, смастерить шапочку и шарфик или
какую-либо другую одежду.
Во время лепки воспитатель помогает советом, вопросом,
подбадривает, хвалит детей, напоминает о некоторых характерных
особенностях животного.
Самостоятельная работа детей.
III часть.
Итог занятия:
Воспитатель: О чём мы сегодня с вами беседовали?
Воспитатель: Что интересное вы сегодня узнали?
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Как вы думаете, олени являются богатством для северного
народа?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство нашего края.