Автор: Петришена Светлана Николаевна
Должность: учитель класса "Особый ребенок"
Учебное заведение: ГБОУ основная общеобразовательная школа № 607
Населённый пункт: Пушкинского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка урока по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности"
Тема: "Рисование светофора"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
1.
ФИО ______Петришена Светлана Николаевна _____
2.
Класс: ___10-а_____________
3.
Предмет: _____«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»______
4.
Тема урока: __«Рисование светофора»
5.
Место изучаемой темы: Изучение нового материала.
6.
Цель урока: Продолжить обучение рисованию предметов округлой формы – светофор.
7.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знание красного, желтого, зеленого цветов.
Закрепить знания правил дорожного движения.
Продолжить работу по закреплению понимания знакомых понятий и слов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительное восприятие, память, внимание.
Развивать мелкую моторику.
Развивать умение рисовать предметы круглой формы.
Обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать желание работать в коллективе.
Методическое оснащение урока: плоскостное изображение светофора – Светофорыч, знаки дорожного движения: «Осторожно, дети!», «Пункт
первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Автобусная остановка», «Пешеходный переход», предметные картинки: бубен, машина, собака,
карточки с кругами красного, желтого, зеленого цветов, разрезная картинка светофора из трех и четырех частей, трафареты с округлой формой
светофора, лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши трех цветов: красный, желтый, зеленый, медали, сделанные из картона.
Словарь: светофор, правило, команда, знак, треугольник, предупреждающий, автобусная остановка, пешеходный переход, сигнал, загадка,
глаз, круг, красный, желтый, зеленый, верх, середина, низ.
ЭОР: компьютер, CD-диск «Песни для детей».
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Используемые образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Словарь
Прогнозируемый
результат
образовательной
деятельности
Учебно-
методическое
обеспечение
I. Организацион-
ный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Поздоровайтесь со мной.
Дети, у нас сегодня будет необычный
урок.
Мы с вами сегодня пойдем на
экскурсию в волшебный город. Для этого
закроем все глазки и скажем дружно
«тырли-мырли-пырли».
Учащиеся
здороваются
вербально или жестами.
Дети повторяют за учителем
волшебные слова.
Здравствуйте
Учащиеся
поздоровались.
Дети
повторили
за
учителем
волшебные
слова.
II.
Основная
часть.
1. Беседа.
2.
Задание
«Покажи знак».
Мальчики и девочки, что это?
Смотрите, где мы оказались и кто это? Вы
узнали?
Светофорыч: Здравствуйте, ребята. Вы
узнали, кто я такой? Я – светофор, а зовут
меня Светофорыч.
Вы оказались в моем волшебном городе
Светофории. Здесь все живут по моим
правилам. Главное правило – выполнить
задания, которые я предложу. Тот, кто все
выполнит, получит награду. Ребята, вы
согласны?
Учитель: Дети, давайте разделимся на 2
команды. (В первой команде находятся
более сильные дети, во второй – слабые).
Учитель
помогает
детям
выполнять
предложенные задания.
Светофорыч: Первое задание следующее:
У меня есть 3 знака, посмотрите на них
внимательно. Нужно показать знак, о
котором
я
буду
говорить.
Слушайте
внимательно.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
Появляется герой
Светофорыч.
Дети внимательно слушают.
- Да.
Дети делятся на 2 команды.
Дети внимательно слушают
задания и их выполняют.
Светофор,
правило,
команда.
Знак,
треугольник,
предупрежда
ющий.
Дети
внимательно
выслушали.
Дали согласие.
Учащиеся
разделились
на
две команды.
Дети
внимательно
выслушали
задания
и
их
выполнили.
Светофорыч
Знаки
дорожного
движения:
«Осторожно,
дети!»
«Пункт первой
медицинской
помощи»
3.
Задание
«Запомни
свой
знак».
4.
Задание
«Отгадай звук».
5.
Задание
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
И так, каждая команда показывает этот
знак.
Если
одна
команда
выполняет
задание неправильно, то им помогает
другая команда.
Вы
правильно
показали
знак.
Он
называется
«Осторожно,
дети!».
Это
предупреждающий
знак
–
он
предупреждает
водителей:
«Осторожно,
дети!».
Я детишек добрый друг.
Я их жизни охраняю.
Школа рядом, детский сад –
Всех вокруг предупреждаю.
Теперь послушайте второе задание.
Посмотрите,
у
меня
есть
два
знака:
«Автобусная остановка» и «Пешеходный
переход». Первая команда подходит к
знаку «Автобусная остановка», а вторая
команда – к знаку «Пешеходный переход».
Каждый должен запомнить свой знак. По
моему сигналу вы разбегаетесь в разные
стороны. Когда вы снова услышите сигнал,
каждый бежит к своему знаку. Победит та
команда, которая первая окажется у своего
знака.
Молодцы, ребята. Слушайте следующее
задание. Дети, многие предметы издают
звуки, подают звуковые сигналы. У меня
есть 3 картинки. Это бубен, машина,
собака. Сейчас вы услышите звуковой
сигнал. Отгадайте, чей это звук? Выиграет
та команда, которая быстро и правильно
отгадает услышанный звук и покажет его
на картинке.
Молодцы, а теперь вам нужно будет
Дети
показывают
на
знак
«Осторожно, дети!».
Дети внимательно слушают
второе задание
Первая команда подходит к
знаку
«Автобусная
остановка», а вторая команда
–
к
знаку
«Пешеходный
переход» и запоминают свой
знак.
По
сигналу
–
разбегаются
в
разные
стороны,
а
по
другому
сигналу – бегут к своему
знаку.
Дети слушают задание.
Дети
слушают
подаваемый
звук и показывают нужную
картинку.
Автобусная
остановка,
пешеходный
переход,
сигнал,
команда,
первая,
вторая.
Задание,
сигнал,
бубен,
машина,
собака.
Учащиеся
выполнили
задание
и
показали на знак
«Осторожно,
дети!»,
закрепили
знания знаков по
ПДД
Учащиеся
выслушали
новое
задание,
запомнили
свой
знак
и
по
сигналу
подбежали
к
своему знаку.
Учащиеся
послушали
задание,
отгадали
услышанный
звук и показали
картинку.
«Пункт
питания»
«Автобусная
остановка»
«Пешеходный
переход»
Предметные
картинки:
«Отгадай
загадку».
6.
Игра
«Светофор».
8.
Задание
«Собери
разрезную
картинку».
9.
Задание
«Нарисуй
светофор»
отгадать
мою
загадку.
Слушайте
внимательно. Победит та команда, которая
быстрее
отгадает
и
выберет
из
трех
картинок нужную. Я вам предлагаю для
выбора
следующие
картинки:
машина,
светофор, медведь.
У него всегда три глаза,
Он не смотрит всеми сразу:
Два любых глазка прищурит,
А один не спит, дежурит.
Он глазами говорит:
«Можно ехать! », «Путь закрыт! »,
Иль «Внимание! Постой! ».
Кто же этот постовой?
Конечно, это светофор.
Очень хорошо! Ребята, встаньте все в
круг. Я встаю в центр круга. У меня есть
карточки
(круги
красного,
желтого,
зеленого
цветов).
Когда
я
поднимаю
карточку
с
красным
сигналом,
вы
перестаете двигаться; желтого цвета –
приостанавливаетесь;
зеленого цвета
–
двигаетесь по кругу.
(Во время движения звучит музыка; когда
дети
останавливаются
–
музыка
прекращается).
Хорошо, а теперь вам нужно выполнить
сложное задание. У меня есть картинка
светофора. Первая состоит из четырех
частей, даю первой команде; вторая – из
трех частей – другой команде. Каждой
команде даю образец. Победит та команда,
которая быстро и правильно соберет свою
картинку.
Молодцы! Наконец самое сложное
задание. Нужно нарисовать и раскрасить
светофор. У вас есть трафареты. С их
Дети
слушают
задание,
отгадывают
загадку
и
показывают
картинку
светофора.
- Светофор.
Дети
встают
в
круг
и
слушают
задание.
При
поднятии карточки с красным
сигналом
–
передвигаются,
желтого цвета – приостанав-
ливаются; зеленого цвета –
двигаются по кругу.
Дети
слушают
задание
и
собирают
разрезные
картинки. Первая команда –
из четырех частей, вторая – из
трех.
Дети рисуют и раскрашивают
светофор с помощью учителя.
Загадка,
глаз,
круг,
красный,
желтый,
зеленый,
светофор.
Круг,
центр,
красный,
желтый,
зеленый,
сигнал.
Задание,
часть,
образец,
светофор.
Круг,
красный,
Учащиеся
отгадали загадку
и
показали
картинку
светофора.
Учащиеся встали
в
круг
и
при
поднятии карточ-
ки
с
красным
сигналом – пере-
двигаются,
желтого цвета –
приостанавли-
ваются; зеленого
цвета – двигают-
ся по кругу.
Закрепили
зна-
ние
красного,
желтого,
зеле-
ного цветов.
Каждая команда
собрала
разрезную
картинку.
Карточки:
Компьютер,
быстрая
музыка.
Разрезная
картинка
светофора из
трех и четырех
частей.
Трафареты с
округлой
формой
светофора, лист
III.
Итог.
Оценка
деятельности
учащихся.
помощью вы рисуете форму светофора.
Внутри
нужно
нарисовать
три
круга.
Круги необходимо раскрасить цветными
карандашами. Для этого понадобится 3
карандаша: красный, желтый и зеленый.
Обратите внимание, что самый верхний
сигнал светофора – красного цвета, по
середине – желтого, а внизу – зеленого.
Молодцы, ребята. Вы выполнили самое
сложное
задание,
нарисовали
такие
красивые светофоры. Я их обязательно
возьму к себе в свой волшебный город.
Вы выполнили все задания, которые я вам
дал. За это я подарю вам медали, на
которых написано «Город Светофория».
Учитель: Ребята, нам пора возвращаться
домой.
Скажем
«большое
спасибо»
и
попрощаемся
со
Светофорычем.
Экскурсия в волшебный город была очень
интересная. Дети,
давайте вернемся из
волшебного города в наш класс. Для этого
все
закроем
глаза
и
скажем
дружно
«тырли-мырли-пырли».
В
это
время
учитель
убирает
Светофорыча.
Учитель: Ребята наш урок подошел к
концу Сегодня мы с вами побывали в
волшебном
городе
–
Светофория
и
познакомились со Светофорычем.
- Дети, что вы там делали?
- Вам понравилось выполнять задания?
- Какое больше понравилось задание?
- Ребята, вы сегодня научились рисовать
светофоры. Они получились у вас очень
красивые.
- Если вам было всё понятно и интересно
на уроке, прикрепите к солнцу лучик
Дети внимательно слушают.
Дети благодарят Светофоры-
ча и прощаются с ним.
Дети
закрывают
глаза
и
говорят
««тырли-мырли-
пырли».
Дети слушают учителя.
-
Играли,
складывали
картинку,
рисовали,
отгадывали
загадку,
показывали знаки.
желтый,
зеленый,
нарисовать,
раскрасить,
верх,
середина,
низ,
светофор.
Светофория,
Светофорыч,
светофор,
задание,
жёлтый,
красный
Учащиеся
нарисовали
и
раскрасили
светофор
с
помощью учите-
ля.
Закрепили
зна-
ние
красного,
желтого,
зеле-
ного цветов.
Учащиеся
поблагодарили
Светофорыча и
попрощались с
ним.
Учащиеся
послушали
учителя и
ответили на
вопросы.
Учащиеся
бумаги, простой
карандаш,
цветные
карандаши трех
цветов:
красный,
желтый,
зеленый.
Медали,
сделанные из
картона.
жёлтого цвета, а если вам было трудно
работать на уроке – прикрепляйте красный
луч.
- Все работали очень хорошо. Молодцы!
Можете идти отдыхать.
Учащиеся
прикрепляют
лучики солнца на доску.
прикрепили
лучики
солнца
выбранного
цвета на доску.
Используемая литература:
1.
Правила дорожного движения для детей 3-7 лет / авт.-сост. Г. Д. Беляевская и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
2.
Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения
на дороге и Правилам дорожного движения. – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.