Автор: Тарасова Виктория Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №63
Населённый пункт: г. Иркутска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Состав слова в начальной школе
Раздел: начальное образование
Тема урока: Приставка.
Этап анализа:
1.
ПУ: понятие приставка
2.
Знание о: смогут дать определение понятию приставка; смогут отличить приставку от других
частей слова
Знание как: смогут рассказать алгоритм выделения приставки; знают как выделять приставку
3.
Проблема: учащиеся не знают определения понятия «приставка», а также не знают алгоритм её
выделения и как следствие не умеют выделять приставку в словах
4.
СУ: понятие родственные слова, понятие корень.
Психолого-дидактический анализ.
ПУ: понятие приставка
КСО: знание
Вид знания: понятие
Термин: приставка
Родовое отношение: часть слова (морфема)
Видовые признаки:
1.
служит для образования других родственных слов.
2.
стоит перед корнем или другой приставкой
СУ: понятие родственные слова, понятие корень.
ХД: репродуктивный
Тема урока: Приставка.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знают понятие «приставка»
Метапредметные:- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (с помощью
создания ситуации интеллектуального затруднения на этапе «Постановка целей и задач урока»)
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (с помощью
сравнения иллюстраций на этапе «Восприятие и осмысление понятия «приставка»»)
Регулятивные:
-умение действовать по плану (через организацию работы по отработке алгоритма)
-
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление
предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками (в результате организации
активного контроля с помощью сигнальных карточек по определенным критериям на каждом виде
работы)
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог (с помощью организации работы в группах и при
обсуждении итога работы; при формулировании цели урока)
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия (на этапе
рефлексии))
- умение выполнять оценку своей деятельности(через работу с оценочными листами)
Оборудование: Презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал: оценочные листы, листы с
заданием для работы в классе, листы с домашним заданием, учебник 2 класс 2 часть «Русский язык»
автор М.С. Соловейчик.
Сценирование:
I Постановка целей и задач (АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ)
ДЗУ:Организовать
работу
по
созданию
интеллектуального
конфликта;
формировать
умение
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; формировать умение самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель.
УЗУ:Сейчас мы с вами продолжим учиться выделять известные нам части слова и поучимся
формулировать цели урока.
ПЗУ: Для этого выделим известные части слова в словах, представленных на доске
ОД:Для выполнения задания выходим к доске по цепочке. Вам нужно прочитать слово, выделить его
известные части, действуя по алгоритму. Остальные контролируют его деятельность по критериям
ОК:По каким критериям мы будем контролировать деятельность друг друга??
Д: по критериям
1.
правильность соблюдения алгоритма.
2.
правильность выделения частей слова.
У: Верно, если оба критерия соблюдены, то поднимаем зеленую карточку, если оба или один из
критериев не соблюдены, то поднимаем красную карточку.
Ск: Языковой материал: поле, лети,добрый, море, беги, вход.
Оля:
слово поле. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (чего?) поля, (чему?) полю.
Сравниваю: меняется е на я, ю.Значит е – это окончание. Выделяю его «окошечком». Найду корень
слова. Поле – это участок земли для посева. Подберу родственные слова: полевой – относящийся к
полю; полевка – мышь, которая живет в поле. Все родственные слова имеют общую часть – ПОЛ,
значит это корень. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно.
(зеленые карточки)
Гриша: Слово лети. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (что делает?) летит, (что
делают?) летят. Сравниваю: меняется и на ит, ят. Значит и это окончание, выделяю его «окошечком».
Найду корень слова. Лети – слово, побуждающее к полету. Подберу родственные слова: летчик –
человек, который летает на самолете; полет – движение летящего предмета.. Все родственные слова
имеют общую часть ЛЕТ, значит это корень слова. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю.
Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)
Полина:Слово добрый. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (какая?) добрая, (какие?)
добрые. Сравниваю: меняется ый на ая, ые. Значит ый это окончание, выделяю его «окошечком».
Найду корень слова. Добрый – человек, делающий добро другим. Подберу родственные слова: добро –
все хорошее; доброта – проявление добра человеком. Все родственные слова имеют общую часть
ДОБР, значит это корень слова. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова
выделены верно. (зеленые карточки)
Рома: Слово море. Определю окончание. Изменяю слово (много) морей, (кого?) моря, (чем?) морем.
Сравниваю: меняются е на ей на я на ем. Значит е – это окончание. Выделяю его. Определю корень
слова. Море – это часть мирового океана. Подберу родственные слова: морской – относящийся к моря;
приморье- место рядом с морем, моряк- человек работающий в море, мореплаватель – человек
путешествующий в море. Все родственные слова имеют общую часть мор, значит это корень.
Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)
Антон: Слово беги. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (что делает?) бежит, (что
делают?) бегут. Сравниваю: меняется и на ит, ут. Значит и это окончание, выделяю его «окошечком».
Найду корень слова. Беги – слово, побуждающее к бегу. Подберу родственные слова: бегун – человек,
который занимается бегом; побег – бегство откуда-то. Все родственные слова имеют общую часть
БЕГ, значит это корень слова. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова
выделены верно. (зеленые карточки)
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Даша:Слово вход. Определю окончание. Для этого изменю слово- (много) входов, (чего?) входа,
(чем?) входом. Сравниваю: меняется ов на а на ом, а слово вход остаётся неизменным, значит
окончание нулевое. Выделяю его. Определю корень слова. Вход – место где входят в помещение.
Подберу однокоренные слова:
входной
– место, относящиеся к входу;
сходить
- действие,
обозначающее ходьбу куда-либо; ходули- приспособление для ходьбы. Все родственные слова имеют
общую часть ХОД, значит это корень слова. Выделяю его дугой.
Осталось одна часть. Я не знаю что это…
У: Ребята, давайте поможем Даше. Что это за часть?
Д: Мы тоже не знаем.
У: Почему мы не можем выделить эту часть в слове?
Д: Потому что мы не знаем, какая это часть слова и как её правильно выделять.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗА РЕЗУЛЬТАТА
У: Значит, каких целей мы должны достичь сегодня на уроке?
Д: Мы узнаем о новой части слова и научимся её выделять. (зеленые карточки)
У: Как мы узнаем, что достигли цели?
Д: мы сможем назвать данную часть слова
Д: мы сможем выделить ее в словах
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА
У: А по каким признакам мы поймем, что добились этого?
Д:
Знаю понятие
1-
могу дать правильное и четкое определение понятию
0-
не могу дать правильного определения понятию
Знаю
алгоритм
нахождения
новой
части слова
1 – могу верно озвучить алгоритм нахождения новой части слова
0 – не могу верно озвучить алгоритм нахождения новой части
слова
Умею находить новую
часть слова
1 – могу выделить новую часть слова
0 – не могу выделить новую часть слова
У: В ходе урока мы сможем дополнить наши критерии, конкретизировать их
РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
У: Для достижения нашей цели составим план работы.
Д:
1. Пронаблюдать признаки новой части слова
2. сформулировать определение новой части слова
3. составить алгоритм нахождения новой части слова
4. потренироваться в применении алгоритма
5. подвести итоги
6. определить, над чем работать дальше
КР: учащиеся контролирует друг друга с помощью сигнальных карточек по заданным критериям.
Учитель контролирует деятельность детей с помощью оценочных суждений.
ОР:Молодцы!
Итог этапа: Ребята, мы верно составили план и для того, чтобы его реализовать я пригласила к нам на
урок фиксика, который будет помогать нам на протяжении всего урока – Симку.
II. Восприятие и осмысление понятия «приставка» (ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА)
ВР: наблюдение за признаками
ДЗУ:
Формировать представление о признаках понятия «приставка»,
формировать умение
анализировать объекты с целью выделения признаков(существенных, несущественных),формировать
умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
УЗУ: Ребята, давайте поможем Симке понаблюдать за признаками и проанализировать их.
ПЗУ: Для этого выделим признаки одной части слова, которую мы еще не изучали.
ОД:
Внимательно посмотрите на доску. Сейчас вы по цепочке назовёте, что сделал кот на
иллюстрациях. Потом все вместе найдем, что общего в словах, обозначающих действия кота.
ОК:
У:Ученик встает и отвечает, остальные внимательно слушают его ответ и поднимают зеленые
сигнальные карточки, если согласны с ответом; красные, если не согласны с ответом. Давайте
вспомним,
с
помощью
каких
критериев
мы
контролируем
работу?
Д: Правильность ответа, верное обоснование.
СК:
У: Ребята, внимательно посмотрите на первую иллюстрацию, подумайте, что сделал кот?
Д: На первой иллюстрации кот залез в коробку.
У: Ребята, все согласны, что на кот залез? (дети поднимают зеленые сигнальные карточки)
У: Пишу под первой иллюстрацией слово «залез». Теперь посмотрите на вторую иллюстрацию, что
сделал кот на этой картинке?
Д: Кот вылез из-под кровати.
У: Все согласны, что на кот вылез? (дети поднимают зеленые сигнальные карточки)
У: Пишу под второй иллюстрацией слово «вылез». Теперь посмотрите на третью иллюстрацию, что
сделал кот сейчас?
Д: На этой иллюстрации кот перелез через забор.
У: Все согласны, что на кот перелез? (дети поднимают зеленые сигнальные карточки)
У: Пишу под третьей иллюстрацией слово «перелез».
У: Итак, ребята, мы записали под каждой иллюстрацией слово, посмотрите на эти слова и скажите, что
в них есть общее?
Д: Во всех словах есть общая часть «лез», которая является корнем.
У: Посмотрите на слова, что у них ещё общего?
Д: Они все имеют часть, которая расположена перед корнем.
У: Верно, это один из признаков нашей части(учитель фиксирует его на доске).
Давайте понаблюдаем, что произойдет, если к слову «лез» приставить с-
Д: Изменится значение слова: спуститься с чего-либо.
У: А если к слову ход приставить в-?
Д: Изменится значение слова: забраться куда-нибудь.
У: Какую роль играет эта часть в слове?
Д: Она образует родственные слова.
У: Получается, какой ещё признак мы выделили?
Д: С помощью этой части образуются родственные слова.
У: Ребята, может кто-нибудь знает, как эта часть называется?
Д: Она называется приставка.
КР: Учитель следит и корректирует ответы детей оценочными суждениями. Ученики контролируют
ответы своих учеников при помощи сигнальных карточек.
ОР:
У: А сейчас Симка нас просит обобщить признаки понятия «приставка», которые мы сейчас узнали.
Д: Мы узнали, что приставка стоит перед корнем слова.
У: Что еще мы узнали о приставке?
Д: Мы узнали, что приставка служит для образования новых слов.
У: Кто еще бы хотел что-нибудь дополнить?
Д: Приставка служит для образования родственных слов.
У: Да верно, обратите ещё раз на это внимание. Не забыли ли мы назвать все признаки приставки?
Д: Нет! Мы назвали все её признаки.
У: Скажите, а для чего нам пригодится знание признаков приставки?
Д: Знание признаков приставки пригодится нам для того, чтобы уметь отличать её от других частей
слова.
ВР: Формулирование определения понятия «приставка»
ДЗУ:
организовать работу по формулированию понятия; формировать логическое действие:
подведение под понятие.
Узу: Симка предлагает нам поучиться формулировать определение понятия
ПЗ: для этого поработаем в группах и сформулируем определение понятия «приставка».
ОД:Сейчас опираясь на признаки «приставки», которые мы выделили ранее, сформулируйте
определение этого понятия.Я предлагаю вам разделиться на группы. 1 ряд- 1группа, 2 ряд- 2 группа, 3
ряд- 3 группа.Каждая группа сформулирует свое понятие «приставка», а затем один человек от группы
нам его представит. При выполнении группового задания должны быть задействованы все участники
группы.
ОК:Давайте подумаем, какие критерии мы выделим для определения понятия «приставка»?
Д: соблюдение структуры определения понятия
Д: в понятие «приставка» включены все основные признаки.
Д: понятие сформулировано грамотно
У: внимательно слушайте ответы своих одноклассников, если ответ соответствует выделенным
критериям, то поднимите зеленую карточку, если ответ не соответствует хотя бы одному критерию, то
поднимите красную карточку, если хотите что-то дополнить, поднимайте руку.
Ск: У: Симка хочет узнать, что нам необходимо, для того чтобы сформулировать определение
понятия «приставка»?
Д: для начала нужно назвать главные признаки приставки.
У: кто назовет нам признаки приставки? (дети поднимают руки, учитель выбирает отвечающего)
Д: первый признак приставки - стоит перед корнем слова, а второй - служит для образования
родственных слов.
У: Теперь, работая в группах, сформулируйте определение понятия «приставка».
Группа 1: Приставка- стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
У: Ребята, как вам такой вариант?
Д: Нужно указать в начале определения, что это часть слова.
У: Какие еще есть варианты определения понятия?
Группа 2: Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования родственных
слов.
У: Какое понятие предложит нам третья группа.
Группа 3: Мы согласны со второй группой и считаем, что приставка- это часть слова, которая стоит
перед корнем и служит для образования родственных слов.
У:(дети поднимают сигнальные карточки зеленого цвета). Хорошо, Симка просит нас сравнить
определение, которое мы сформулировали, с определением, которое дано в учебнике. Откройте
учебник и прочитайте определение, которое нам предлагает автор.
Д: Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
У: Что общего в этих определениях?
Д: Отражены оба признака.
У: Чем отличаются данные определения?
Д: Мы точнее раскрыли второй признак, в котором указали, что приставка служит для образования
родственных слов.
У: Все верно, определение, которое у нас получилось, я помещу на доску. Симка подсказывает мне,
что вам необходимо обратить внимание на то, каким условным обозначением выделяется приставка в
слове. (учитель помещает условный знак для обозначения приставки на доску)
КР: Учитель контролирует общую обстановку в классе. Ученики контролируют деятельность
друг друга с помощью сигнальных карточек по сформулированным критериям.
ОР: Какую работу на данном этапе мы выполняли?
Д: Мы формулировали определение понятия «приставка».
У: Смогли мы решить данную задачу?
Д: Да, мы смогли сформулировать определение, которое включало все признаки понятия. И нам
удалось сформулировать это определение точнее, чем в учебнике.
Итог этапа:
Симка считает, что вы хорошо поработали в группах и смогли сформулировать
определение понятия «приставка».
III. Первичное закрепление понятия «приставка»
1 ВР: Составление алгоритма
ДЗУ: Организовать работу по составлению алгоритма выделения приставки; формировать умение
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; формировать умение осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности.
УЗУ: Ребята, а сейчас Симка предлагает нам научиться составлять алгоритм выделения приставки,
высказывать и аргументировать свое мнение, продолжая работать в группах.
ПЗ: Для этого составим алгоритм выделения приставки в слове.
ОД: Мы дали определение понятию «приставка», теперь составим алгоритм, чтобы с легкостью
выделять приставку в словах. Разбейтесь на 3 группы, 1 группа- 1 ряд, 2-я группа -2 ряд, 3-я группа – 3
ряд. Каждая группа составляет свой алгоритм выделения приставки в слове, записи делаем на
листочках. Затем один представитель из группы озвучивает вариант. На выполнение работы 3 минуты.
ОК: Ребята, давайте подумаем, какие критерии мы с вами выделим для самоконтроля и проверки
правильности выполнения группового задания?
Д: Все ли этапы работы по выделению приставки названы.
Д: Верно ли они сформулированы.
Д: И в правильной последовательности ли перечислены этапы выделения приставки.
Ск: Давайте вспомним правила работы в группах.
Д: Каждому нужно активно участвовать в работе;
Д: Внимательно слушать друг друга;
Д: Аргументировать свою точку зрения;
У: Все верно. Не забудьте соблюдать эти правила в ваших группах. Приступайте к работе.
(Дети работают в группах)
У: Для начала давайте выслушаем все варианты, а затем их сравним. Каждая группа озвучивает свой
вариант.
Д (1 группа): Для того чтобы выделить приставку, нужно:
1.
Читаю слово
2.
Определяю лексическое значение
3.
Определяю часть речи
4.
Нахожу корень слова
5.
Нахожу часть, стоящую перед корнем
6.
Подбираю однокоренные слова с другой приставкой
7.
Подобрать слова с такой же приставкой и с таким же значением.
8.
Выделить приставку.
Д (2 группа): Для того чтобы выделить приставку, нужно:
1.
Читаю слово
2.
Определяю лексическое значение
3.
Определяю часть речи
4.
Выделить корень слова.
5.
Подобрать слова с такой же приставкой и с таким же значением.
6.
Выделить приставку.
Д (3 группа): Для того чтобы выделить приставку, нужно:
1.
Читаю слово
2.
Определяю лексическое значение
3.
Определяю часть речи
4.
Выделить корень слова.
5.
Подобрать однокоренные слова.
6.
Выделить приставку.
У: Хорошо. Давайте сравним получившиеся алгоритмы. Чем схожи данные алгоритмы?
Д: первые 4 пункта в каждом алгоритме одинаковые.
Д: последние пункты алгоритмов одинаковые.
У: Хорошо, запишем эти шаги на доске. (учитель записывает)
Чем отличаются алгоритмы?
Д: 5 пункты в алгоритмах отличаются.
У: какой из них является верным и почему?
Д: у первой группы, потому что прежде чем подбирать слова с приставкой нужно найти приставку.
У: Тогда этот шаг будет, каким?
Д: пятым пунктом в нашем алгоритме
У: Верно, запишем его. (запись на доске)
Какой шаг лучше сделать следующим?
Д: подбираем слова с той же приставкой и с таким же значением.
У: Почему?
Д: Потому что нужно нам нужно доказать, что такая приставка существует.
У: Хорошо. Запишем его следующим пунктом.
Какой шаг остался?
Д: выделить приставку условным обозначением.
У: Как мы будем контролировать свою деятельность при выделении приставки?
Д: В словообразовательном словаре.
У:
Да,
действительно.
Всегда
помните
о
том,
что
у
нас
в
классе
есть
«Школьный
словообразовательный словарь русского языка» Александра Николаевича Тихонова, в котором вы
можете найти ответы на все вопросы, возникающие с выделением частей слова.
(Алгоритм представлен на доске:
1.
Читаю слово
2.
Определяю лексическое значение
3.
Определяю часть речи
4.
Нахожу корень слово
5.
Нахожу часть, стоящую перед корнем
6.
Подбираю однокоренные слова с другой приставкой
7.
Подбираю слова с той же приставкой и с таким её же значением
8.
Выделяю приставку)
КР:Со стороны учителя: Учитель следит за активностью учеников, и их ответами.
Со стороны учащихся: Учащиеся следят за ответами одноклассников, контролируют
правильность выполнения работы по критериям.
ОР: У: Молодцы! Мы с вами активно поработали. Симка хочет узнать «Возникли ли трудности у вас
при выполнении этой работы?»
Д: Да, нам сложно было последовательно расположить этапы выделения приставки.
У: Что вам помогло справиться с трудностью?
Д: В процессе совместного анализа, мы поняли свои ошибки, и смогли их исправить.
У: Ребята, алгоритм, который мы сейчас сформулировали, необходимо поместить в свой справочник с
другими алгоритмами, и пользоваться им при определении приставки в слове.
2 ВР: Распознавание изучаемого понятия.
ДЗУ: Организовать работу по выделению приставки в слове с использованием алгоритма; развивать
умение действовать по плану.
УЗУ: Ребята, Симка предлагает нам продолжить учиться работать по алгоритму
ПЗ: Для этого потренируемся выделять приставку в словах по алгоритму
ОД: Сейчас я вам раздам листочки со словами, в которых мы будем выделять приставки. Работать
будем по цепочке, начиная с первой парты первого ряда, каждый будет проговаривать по одному
пункту алгоритма.
ОК: Все слушают ответы своих одноклассников и контролируют их по критериям. Давайте выделим
критерии.
Д: Отсутствие пропуска этапов алгоритма.
Д: Правильность выполнения этапа.
Д: Если отвечающий сделал ошибку, то следующий по цепочке не начинает ответ, пока не исправит
ошибку. Остальные с помощью сигнальных карточек показывают можно ли начинать новый ответ.
Ск:Языковой материал: записал, накормить, пригородный, подпольный, пробежка, безжалостный
Д: 1. Прочитаю слово «записал»
2. определю его лексическое значение.
Слово «записал» означает – зафиксировал информацию в письменной форме на листе бумаги.
3. определяю часть речи: записал - обозначает действие предмета и служит ответом на вопрос (что
сделал?) – это глагол прошедшего времени
4. Нахожу в слове корень, для этого подбираю родственные слова:
Писал, написал, списал, прописал
Найду в них одинаковую часть, содержащую общее лексическое значение, и выделю условным
обозначением корня.
5. Нахожу часть слова перед корнем - ЗА
6. подбираю другие слова с этой же приставкой: зарисовал, заклеил.
7. Выделю приставку условным обозначением.
8. Проверю себя, правильно ли выделил части слова по словарю.
Д: 1. Прочитаю слово «накормить»
2. определю его лексическое значение.
Слово «накормить» означает – обеспечить кому-либо возможность поесть до насыщения, предоставив
корм или еду.
3. определяю часть речи: накормить – обозначает действие предмета и служит ответом на вопрос (что
сделать?) – это глагол
4. Нахожу в слове корень, для этого подбираю родственные слова:
Кормить, закормить, перекормить, покормить
Найду в них одинаковую часть, содержащую общее лексическое значение, и выделю условным
обозначением корня.
5. Нахожу часть слова перед корнем - НА
6. подбираю другие слова с этой же приставкой: напоить, намыть, налить.
7. Выделю приставку условным обозначением.
8. Проверю себя, правильно ли выделил части слова по словарю.
Остальные слова разбираем по такому же алгоритму.
КР:Со стороны учителя: Следит за ответами учеников.
Со стороны учащихся: Следят за ответами одноклассников, контролируют правильность
выполнения работы по критериям, используя сигнальные карточки.
ОР: Какие у вас возникли сложности?
Д (Катя): Мне было сложно подобрать родственные слова.
У: Ребята, что мы посоветуем Кате?
Д: Обращаться к словарю однокоренных слов, пока не будет получаться подбирать родственные слова.
У: Симка хочет узнать «Как вы думаете, для чего мы выполняли это упражнение?»
Д: Для того чтобы проверить эффективен ли наш алгоритм
Д: Научиться выделять приставку в слове.
Итог этапа: Молодцы! Симка была рада с вами поработать!
IV. Рефлексия (ФИКСАЦИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА)
ДЗУ: Организовать работу по оценке деятельности обучающимися; развивать умение выполнять
оценку своей деятельности.
УЗУ: Ребята, Симка предлагает нам проанализировать свою работу на уроке, оценить полученные на
уроке знания.
ПЗ: Для этого выполним следующее задание.
ОД: У вас на партах лежат оценочные листы, заполните их
ОК:в соответствии с правилами
Ск:Давайте вспомним, какую цель мы с вами сформулировали в начале урока.
Д: Узнать часть слова, которая стоит перед корнем.
У: Достигли ли мы поставленной цели?
Д: Да.
У: Оцените свою деятельность на уроке с помощью оценочного листа.
Оценочный лист:
Могу дать правильное и четкое определение понятию приставка
Не могу дать правильного определения понятиюприставка
Могу подобрать слова
с одинаковой приставкой
Не могу подобрать слова
с одинаковой приставкой
Могу верно озвучить алгоритм нахождения новой части слова
Не могу верно озвучить алгоритм нахождения новой части слова
Смогу выделить приставку
в слове по алгоритму
Не смогу выделить приставку
в слове по алгоритму
Не допускал ошибок
Допускал ошибки
У: Ребята, внимательно посмотрите на первую колонку, прочитайте критерии оценки, а во второй
колонке закрасьте звездочку зеленым или красным цветом, в зависимости от того, какого цвета стоит
звездочка рядом с выбранным вами критерием.
Посчитай, каких звездочек (зеленых или красных) у тебя больше. Таким цветом и заполни звездочку в
конце колонки.
- Если звездочку закрасил зеленым цветом, то ты успешно достиг цели нашего урока.
- Если красным, то подумай над чем тебе ещё нужно поработать.
КР: Учитель контролирует общую обстановку в классеУченики оценивают свою деятельность
на уроке, используя лист самооценки.
(РЕФЛЕКСИЯ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА)
ОР: У: Поднимите руки, у кого звездочка окрашена зеленым цветом?
У: А красным? Почему твоя звездочка окрашена красным цветом, и как исправить свои ошибки?
Д: Еще ошибаюсь в определении лексического значения слова. В следующий раз воспользуюсь
словарем.
Д: Не могу подобрать слова с одинаковой приставкой. Буду пользоваться словарем
Д: Не запомнил алгоритм. Нужно поупражняться использовать алгоритм
У: Вы смогли проанализировать свои ошибки. А скажите Симке «Как можно использовать знания о
приставке?»
Д: С помощью приставки можно образовывать новые слова, это сделает нашу речь красивее и
понятнее
Итог этапа: Ребята вы молодцы, хорошо сегодня поработали. Спасибо за урок.
V. Домашнее задание (ПЕРСПЕКТИВА)
У: Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на которых написано домашнее задание. Выполняем его в
тетрадях.
Те у кого, по результатам оценочного листа получилась зеленая звездочка - выполняют задание под
зеленой звездочкой. Те, у кого красные, под красной.
Задание зеленой звездочки: Выделите в словах приставки по алгоритму. Слова: прибежать,
бессовестный, находка, высадил, подкладка, сшить.
Задание красной звездочки:
Повтори определение понятия «приставка», алгоритм ее выделения и составь интеллект-карту.
С помощью составленной интеллект-карты выделите в словах приставки: прибежать, бессовестный,
находка, высадил, подкладка, сшить.
Рефлексивный анализ
При написании конспекта урока нам было сложно продумать и организовать
продуктивную деятельность детей при изучении ими нового понятия «Приставка»
потому, что мы до этого никогда не работали над формированием понятия из области
Морфемики. Также, нам было сложно составлять учебные задания с учетом
формирования с их помощью метапредметных и личностных результатов, но мы
считаем, что у нас это получилось. И нам было сложно продумать с помощью, каких
заданий мы будет достигать заявленных метапредметных и личностных результатов,
потому что каждое умение требует определенной организации деятельности.
Главным плюсом нашего конспекта, мы считаем то, что в процессе каждого
учебного задания учащиеся были задействованы в контроле и оценке своей
деятельности по заданным критериям. Помимо этого, нам удалось создать такую
ситуацию, на этапе «Постановка целей и задач», в ходе которой ученики сами
сформулируют не только тему, но и учебные цели урока.
Также мы учитывали возрастные особенности школьников, а именно то, что
они еще не привыкли к учебной деятельности, она еще не стала для них ведущим
видом деятельности и поэтому мы ввели игрового персонажа, который помогал
ребятам на протяжении всего урока.
Мы старались подбирать содержание заданий так, чтобы дети сами открывали
новую для них информацию и, она не была дана в готовом виде.
В целом, мы считаем, что в процессе реализации нашего конспекта учитель
сможет достичь всех заявленных нами результатов