Напоминание

Формирование коммуникативных УУД на уроках и во внеурочное время


Автор: Таланова Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Верхне -Талызинская СШ
Населённый пункт: Верхнее Талызино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование коммуникативных УУД на уроках и во внеурочное время
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование коммуникативных УУД на уроках и во

внеурочное деятельности.

Цель: Создать условия для формирования коммуникативных

УУД на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

проанализировать психолого -педагогическую литературу.

адаптировать в свою деятельность наиболее эффективные методиче-

ские приёмы и методы.

а) разработать серию дидактических материалов, направленных на

развитие УУД

систематически отслеживать динамику коммуникативных УУД.

Одна

из задач учителя начальных классов – работать над

формированием

коммуникативных

УУД.

Коммуникативные

учебные

действия обеспечивают сотрудничество - умение слушать и понимать друг

друга, в совместной деятельности уметь договариваться, распределять роли,

вести дискуссию, а также контролировать друг друга. Именно поэтому я

работаю над проблемой «Формирование и развитие коммуникативных

универсальных

учебных

действий

на

уроках

и

во

внеурочной

деятельности».

Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением

содержания

обучения,

формированием

у

школьников

приёмов

самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Развитие

коммуникативных

умений

относится

к

числу

важнейших

проблем

педагогики.

В современном обществе мы часто наблюдаем дефицит

воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры общения

между

людьми.

А

это

значит,

что

актуальность

формирования

коммуникативных навыков у детей возрастает.

На идею формирования опыта оказали влияние требования ФГОС

НОО, изучение методической литературы, изучение опыта коллег.

Идея

опыта заключается в создании условий для успешного формирования и раз-

вития коммуникативных навыков в учебной деятельности и обычной жизни.

Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи

проблемного характера — это способствует развитию коммуникативных

УУД.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее

ему работать. Дети должны верить в успех своей работы.

Теоретическая база опыта

Проблема эффективной организации процесса формирования и развития

коммуникативных навыков в ходе учебной деятельности нашла свое

отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы

работы

А.В. Мудрика

-

о

взаимодействии

школьников

и

способах

воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения

родителей с детьми и др. В настоящее время в психолого-педагогической

литературе важная роль в развитии коммуникативных навыков отводится

младшему школьному возрасту. Развитие коммуникативных навыков в

учебно-воспитательном процессе рассматривается в трудах И.А. Зимней,

Г.М. Андреева, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Е.Е. Сапогова. Л.С. Выготский,

А.Н. Леонтьев, представили теоретическое обоснование основных аспектов

деятельностного подхода; Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов – авторы теории

развивающего обучения. Под руководством

А. Г. Асмолова

была

разработана концепция универсальных учебных действий; Л. Г. Петерсон,

раскрыл

механизмы

формирования

УУД.

Выявление

степени

сформированности коммуникативных учебных действий проводится на

основе

методик,

предложенных

ведущими

отечественными

учеными

А. Г. Асмоловым,

Г. В. Бурменской,

И. А. Володарской

.

Используемые

методики: «Незавершенная сказка», «Братья и сестры» (Пиаже), «Рукавички»

(Г. А. Цукерман), «Левая и правая стороны» (Пиаже), проективный тест

«Рисунок человека».

Принципиальный

подход

к

решению

проблемы

развития

коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности

представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в

качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из

концепции

Л.С.

Выготского,

можно

утверждать,

что

формирование

коммуникативных навыков детей является одной из приоритетных задач

школы, так как результативность и качество процесса общения в большей

степени зависит от уровня коммуникативных навыков субъектов общения

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-

педагогических исследованиях учёных Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В.. По

их мнения для обладания коммуникативностью, человек должен овладеть

определенными

коммуникативными

умениями.

Опираясь

на

концепцию

общения,

выстроенную

Г.М.

Андреевой,

можно

выделить

комплекс

коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и

формированию

личности,

способной

к

продуктивному

общению.

Исследователь выделяет следующие виды умений:

– межличностная коммуникация;

– межличностное взаимодействие;

– межличностное восприятие.

М.И. Лисина, Ю.В. Касаткина в своих работах утверждают, что одной из

принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной актив-

ности является организация таких условий, при которых учащиеся приобре-

тают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

Е.Е. Сапогова отмечает, что особенности учебной деятельности младших

школьников создают условия для формирования их коммуникативных

способностей. Иначе говоря, учебная деятельность поворачивает ребёнка на

самого себя, требует оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс соб-

ственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как

новый предмет. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с

того, что ребёнка оценивают

База исследования.

Учащиеся МБОУ Верхне-Талызинская СШ. 1 класс где обучение ведётся по

программе « Школа России»

Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации

учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя

и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с

опорой на индивидуальные особенности учащихся

Ведущая идея

Создание

условий

для

формирования

коммуникативных

УУД

методом театрализации на уроках и во вне урочной деятельности.

Сущность

моего

педагогического

опыта

.

В

формировании

коммуникативного потенциала личности.

Уроки литературного чтения и внеурочная деятельность могут

стать основой формирования коммуникативных УУД

Сущность моего педагогическая опыта заключается в формировании и

развитии коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника,

которая обеспечивается

через внедрение эффективных педагогических

технологий и средств обучения.

Таким

образом,

уроки

литературного

чтения

и

внеурочная

деятельность

могут

стать

основой

формирования

коммуникативных

универсальных учебных действий.

В процессе обучения у младших школьников я формирую и развиваю

коммуникативные умения:

- риторические умения;

- умение вести диалог;

- умение слышать и слушать и вести спор;

- умение вставать на точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели.

Эффективным средством формирования и развития коммуникативных

универсальных учебных действий является использование :

парной и групповой работы

бесед, дискуссий, диалога

театральной деятельности

игры

А

так

же различные упражнения,

взаимопроверка

заданий,

коллективные рисунки способствующие тому, что ученик становится

равноправным участником учебного процесса.

Эффективные

средства

формирования

и

развития

коммуникативных универсальных учебных действий.

Работа в парах. Я стараюсь на уроке создать условия для естественного

общения, здесь и помогает работа в парах. Работа в парах является основой

для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не

превышает 10 – 15 мин, во 2-3 классе 20 – 30 мин. На своих уроках я

применяю

следующие

виды работ

в

паре:

разучивание,

пересказ,

составление плана, объяснение, проверка техники чтения, письменных работ

и т.д.

На своих уроках использую статистическую пару и динамическую

пару.

Чаще применяю

статистическую пару (пара постоянного состава)-

«взаимообучение»,

«взаимоконтроль»

-

эффективный

механизм,

обеспечивающий регулярное общение учащихся друг с другом на уроке,

повышающий речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.

Сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями учителя и

ученика. Они могут обучать друг друга, контролировать, работая в режиме

«взаимоконтроль». Каждый ученик получает возможность на каждом уроке

говорить

отвечать,

объяснять,

доказывать,

подсказывать,

проверять,

оценивать,

корректировать

ошибки,

воспринимать,

содержание

речи

партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует

воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится

типичным

видом

взаимоотношений

в

паре

независимо

от

уровня

подготовленности и общей обученности партнеров. Например: отработка

навыков чтения, пересказ прочитанного, взаимодиктанты.

Динамическую

пару

(пара

сменного

состава)-

использую

реже.

В

динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. В

микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт. Каждый работает

с каждым, трижды меняя партнеров, каждый получает отдельный вопрос и

опрашивает каждого. Работа ведется в строгой последовательности при

смене партнёров: вначале опрашивают друг друга те, кто сидит за одной

партой, затем учащиеся в четвёрке поворачиваются и опрашивают друг

друга, а в конце опрашивают дуг друга по диагонали. Такой порядок

позволяет каждому опросить каждого и каждому ответить каждому, что и

является основным механизмом работы в динамической паре. Работу в

динамической паре использую на уроках русского языка, литературного

чтения, окружающего мира

Формирую коммуникативные умения работы в парах постепенно,

определенными этапами.

Первый этап: мотивация работы в паре, где каждый индивидуально

выполняет какое либо задание. В конце урока проводится рефлексия, в ходе

которой выясняется, что справились бы с заданием. У детей возникает

потребность работать сплочённо.

Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои

действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу:

затруднение, рефлексия, новая форма работы. Ребята выполняют работу,

распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не

представив конечный результат. Поэтому у некоторых в выполненном

задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод:

прежде чем сделать работу, надо согласовать.

Третий этап: осознание учащимися норм простой коммуникации.

Поэтому

взаимодействие

в

парах

организовано

по

типу

простой

коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга.

На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, а

самое главное приобретают опыт совместной работы.

Проектная и исследовательская деятельность.

В своей работе я применяю проектную

и исследовательскую

деятельность, ориентированную на

индивидуальную, групповую

реже

парную деятельность учащихся. Для этого использую: исследовательские

проекты,

творческие,

игровые,

информационные

проекты.

Включение

младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять,

прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Включаю

обучающихся

в

проектную

деятельность

постепенно,

начиная с первого класса. В 1, 2 классах – доступные творческие задания,

Хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют

проектной и исследовательской деятельности. Во время работы строятся

новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися.

Расширяется

их

образовательный

кругозор,

возрастает

стойкий

познавательный

интерес.

В

роли

единомышленников,

помощников

выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в

оформлении, в подготовке к презентации проекта или исследовательской

работы.

Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе,

что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда

он находится в поиске вместе с учителем, одноклассниками.

Работа в малых группах.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. Для

организации групповой работы класс делю на группы по 4 — 5 человек.

Планируя состав группы, учитываю психологическую совместимость детей.

Задание даю группе, а не отдельному ученику. Роли учащихся при работе в

группе

распределяться

по-разному:

в

1-2

классе

роли

заранее

распределены .Работу может строю следующим образом: сильный ученик

непосредственно отвечает на вопросы и руководит работой группы; слабый

ученик находит подтверждение его ответов в тексте учебника; два других

ученика работают следующим образом: один записывает ответы на лист

бумаги, другой придумывает или находит в учебнике примеры. А бывает и

так : разрезаю на части листы бумаги разного цвета и предлагаю детям

вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной

открытки – получилась группа. Таким образом, работая в группе ребятам

предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение

других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде,

школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе,

анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему

согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

Анализируя работу ребят, можно сказать, что это увлекает их, работают они

с огромным интересом, следовательно, способствует стимулированию

деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

Считаю

целесообразно вводить групповую работу на следующих этапах урока: при

закреплении изученного материала (работа в группе помогает ученику

мобилизовать свои знания по данной теме, уметь владеть методом

взаимопроверки), при объяснении нового материала (ставиться задача,

которую дети в группе должны решить), при повторении пройденного (дети

работают по схеме – «учусь сам – учу другого»).

Диалог. Диалог в обучении, т.е. учебный диалог, - своеобразная форма

общения. Это взаимодействие между детьми, между детьми и учителем,

между учителем и детьми. В условиях учебной ситуации это осуществляется

в форме речи. Моя задача на уроке - создать ситуацию, близкую к ситуации

живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог - подача

информации через различные виды бесед, дискуссии, диспуты, создание

проблемной ситуации. Главным условием возникновения диалога на уроке

считается наличие проблемной ситуации, именно она является «начальным

моментом мыслительного процесса».

Этапы учебного диалога:

Первый этап. Формулировка темы может заключать в себе проблему.

Второй этап. Может быть объединён с первым, когда тема задана в

виде вопроса. Вопрос-тема должен побуждать учащихся к самостоятельному

поиску новых знаний, содержать в себе затруднение или противоречие,

которые необходимо решить на уроке.

Третий этап. Заключает в себе совместный поиск решения учебной

задачи

На своих уроках я использую виды диалога: побуждающий и

подводящий.

На уроке ученик не просто слушатель, а исследователь,

организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге

обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения,

выдвигает и проверяет гипотезы. Учебная проблема формулируется самими

учащимися, а не дается в готовом виде. Суть поиска решения учебной

проблемы проста: посредством диалога помогаю ученикам самим «открыть»

новые знания.

Благодаря диалогу на уроке нет детей, которые просто сидят. Все думают,

стараются выразить свои мысли. Диалог способствует интенсивному

развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей

позволяет сопоставлять и оценивать работу, рождает взаимный интерес к

работе друг друга. В учебном диалоге могут присутствовать элементы игры.

Это позволяет сохранить познавательную активность ребёнка и облегчает

сложный

процесс

учения.

Дети раскрепощаются,

у них развивается

мышление, внимание и активизируется речь.

У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая

деятельность. На первом этапе (1-2 класс) я включаю в работу сюжетные

игры, которые направлены на то, чтобы раскрепостить ученика. Учащиеся

выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий,

диалог.

Например,

диалог

от

имени

животных

и

растений.

Игры-

предложения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается

ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом

активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг

друга..

Игры – путешествия,

как и сюжетные игры, способствуют

углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать

взаимосвязи.

Активизация

учащихся

так

же

достигается

интересным

сюжетом

игры,

личным

участием,

их

устными

сообщениями,

переживаниями.

Каждая игра – это “маленькая жизнь”, законченный фрагмент

жизнетворчества, позволяющий ее участникам освоить значимый опыт

совместной деятельности, общения, самопознания.

В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что

позволяет ученикам использовать полученные знания на практике. Такие

задания отмечены определёнными символами и, как правило, даётся

инструкция: “Обсуди с другом…”, “Прочитай с другом …”, “Объясните с

другом …”, “Проверьте задание друг у друга”.

Сам учитель, являясь ролевой моделью для ученика, также показывает ему,

как конструктивно разговаривать с окружающими. Одновременно

формирование коммуникативных УУД происходит, когда учитель задает

вопросы типа: “Что ты видишь?”, “Что ты услышал в…”, “Что хотел

сказать…”, “Как ты считаешь…”, “Ты согласен с …” и т.п.

Все приобретённые в урочной деятельности коммуникативные действия

учащиеся применяют во внеурочной деятельности. С детьми своего класса

мы проводим занятия в кружке «Маленькая строна». Первоклассники с

удовольствием участвуют в постановках, которые представляют потом на

классных и школьных мероприятиях. Участвуя в процессе театрализованной

деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего

спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией,

планировать различные виды художественно-творческой деятельности

(подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а

так же координировать свои функции.

Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному

сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки,

спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов,

движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и

многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия.

Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют

нравственную направленность. Развивают общение.

Занятия организуются по подгруппам от 4 до 5 человек. Такая наполняемость

подгрупп является оптимальной для обеспечения "речевой плотности"

занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и

сохранения коммуникативных ситуаций.

Вот некоторые игры, используемые на занятиях театральной деятельности:

Игры-приветствия “Продолжи фразу…”:

“Солнышко в подарок”. Учитель просит продолжить фразу, передавая

игрушку–солнышко друг другу: “Я дарю тебе солнышко, чтобы …”.

Игра “33 картинки”.

Дети и ведущий сидят в кругу на стульях или полу. Ведущий перемешивает

карточки с картинками. Каждый ребенок по очереди берет одну картинку

(карточки перевернуты изнаночной стороной). Ведущий тоже берет из

стопки карточку и начинает рассказ, например: “Жила-была на дереве

ворона. И был у этой вороны зонтик...”. Следующий ребенок должен

продолжить историю, используя свою картинку.

Игра “Кошки и мышки”.

Для игры понадобятся две длинные веревки (по 3—4 метра). Дети делятся на

две команды: “кошки” и “мышки”. Веревки укладываются на пол

параллельно друг другу на расстоянии примерно 3-4 метров и обозначают

“домики” противоположных команд. “Кошки” и “мышки” встают в две

шеренги друг напротив друга перед “домиками”. Когда ведущий говорит

“правильную” фразу (“Небо бывает голубое”), “кошки” ловят “мышек” и

уводят в свой “домик”. Если ведущий говорит “неправильную” фразу (“Небо

бывает красное в горошек”), то “мышки” ловят “кошек”. Пойманные

становятся в противоположность “мышками” или “кошками”. За

чертой-“домиком” ловить нельзя. Задача ведущего: чередовать “правильные”

и “неправильные” фразы.

– Груша бывает... сладкая!

– Зимой с неба сыплется... сахар!

– Воду можно... пить!

– Кошки умеют... лазать по деревьям!

– Книги... по небу летают!., и т.п.

Игра обычно очень нравится детям. Игру нужно повторить через несколько

занятий, предложив придумывать необычные фразы одному из ребят

(водящему).

Игра “Театр на бегу”.

В основе игры лежит небольшой текст, который зачитывает ведущий. Перед

игрой детям раздают карточки с ролями к тексту. Для первоклассников в

начале учебного года рядом с надписями нужно сделать простые и понятные

рисунки.

Педагог не торопясь читает текст, и дети соответственно своим ролям

выполняют действия, импровизируя “на ходу”. Перед игрой желательно

снять обувь. Если необходимо, дети, получив роли, могут дополнить свой

образ аксессуарами для театрализации.

Игра “Волшебный предмет”.

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи кукол-

оригами. Педагог расставляет ширму для кукольного театра (можно

поставить 3—4 стула в ряд и накрыть их покрывалом). Дети делятся на

группы по три человека. Педагог подходит к каждой группе и дает

небольшой предмет: катушку с нитками, пластиковую ложечку, помпончик

из шерстяных ниток, настольный флажок, камешек-голыш и т.п.

Одновременно с этим он негромко спрашивает, что за персонаж.

Ведущий: “Сейчас каждая группа будет представлять небольшую сценку;

представьте, что ваши герои неожиданно нашли на дороге волшебный

предмет. Обсудите, пожалуйста, как они будут его использовать”. Время на

обсуждение 2-3 минуты. Когда время истекло, ведущий по очереди

приглашает группы детей за ширму, где они и представляют свой мини-

представления перед остальными детьми. Если группа затрудняется,

ведущий ориентируется по ситуации и придумывает начало сказки:

“Однажды кот и заяц нашли на дороге катушку ниток. Кот поднял катушку, и

вдруг оказалось, что нитки на катушке волшебные...”.

Упражнение “Старый башмак”.

Дети и ведущий сидят на стульях в кругу. Ведущий запускает в круг некий

предмет (старый зонтик, апельсин, фонарик, ложку, шахматную фигурку,

шапку-ушанку и т.п.). Каждый участник должен придумать новый способ

использования этого предмета. Когда круг закончен, ведущий предлагает

следующий предмет. В зависимости от настроения группы можно провести

до трех кругов с новыми предметами.



В раздел образования