Напоминание

Методические рекомендации учителям по пдготовке детей к обучению в школе


Автор: Кисляк Светлана Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ ДС №15
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: Подготовка детей к школе
Тема: Методические рекомендации учителям по пдготовке детей к обучению в школе
Раздел: начальное образование





Назад




I.Пояснительная записка.

1.1.

Нормативно - правовая основа

Дополнительная

общеразвивающая образовательная программа для обучения в

группах адаптации детей к условиям школьной жизни ( далее – программа)

разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

- Федерального закона от29.12.2012 № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской

Федерации»;

- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации».

- санПиН 2.4.2.2821 – 10,утвержденных постановлением Главного санитарного врача

РФ от 29.12.2010 г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011 г.,

регистрационный номер 19993;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №

06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования

детей».

1.2. Программа составлена на основе программы «Подготовка к школе» из из серии

«Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. и адаптирована к

условиям ОУ.

1.3. Направленность программы

Школа

будущего

первоклассника

представляет

собой

комплексную

дополнительную общеразвивающую образовательную услугу по подготовке детей

дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной

деятельности

школьников

начальных

классов

играет

уровень

развития

познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память,

мышление, развитие и совершенствование познавательных процессов будет более

эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и

расширение познавательных возможностей детей.

Таким образом, программа имеет социально- педагогическую направленность.

1.4 . Актуальность программы

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания

подрастающего поколения – личностное развитие ребенка ( готовность и способность

к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе

освоения им универсальных учебных действий ( регулятивных, познавательных,

коммуникативных),

познания

и

освоения

мира.

В

сфере

экономических

и

политических преобразований

нашего общества от учителя начальных классов

требуется совершенствование всей системы учебно –воспитательного процесса,

осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним

из таких направлений является предшкольная подготовка.

Актуальность программы «Малышкина школа» состоит в решении вопросов

выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня

подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию их адаптации к условиям

школьной жизни.

1.5 Новизна

образовательной программы заключается в том, что она предполагает использование

современных

педагогических

технологий,

позволяющих

активизировать

деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся

социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий,

выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников

необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками

и педагогами, мотивационной готовности к школе.

1.6 Педагогическая целесообразность

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества

учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом

неуспеваемости,

школьных

неврозов

повышенной

тревожности,

является

неподготовленность ребёнка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго

закрепляются у детей, поступивших в школу.

Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его

жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности,

незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у

детей с нарушением физического и психологического здоровья, а также у тех

дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление

ребенка в школу является стартовой точной нового этапа развития. Педагоги

учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он

прошел для детей болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в

начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой

объем знаний, умений и навыков, а те, которые имеют проявляют интеллектуальную

пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать

что – то новое.

Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения

начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне

начального общего образования.

1.7. Цель программы :

всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к

обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных

качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают

успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное

отношение к школе.

1.8. Основные задачи программы:

-

организация

процесса

обучения,

воспитания

и

развития

детей

на

этапе

предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого этапа;

- укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе,

желания учиться:

- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых

для благополучной адаптации к школе.

1.9. Программа рассчитана на детей 5,5 – 7 лет.

Возрастные особенности детей 5,5 – 7 лет

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно –

волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности

характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о

предметах и явлениях, которые ребенок

не наблюдал

непосредственно. Детей

интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение

ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Педагог формирует

стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в

самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог

обеспечивает

условия

для

развития

детской

самостоятельности,

инициативы,

творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять

свои знания и умения, ставить передними все более сложные задачи, развивать их

волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до

конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям

возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск

нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и

творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и

гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель

(или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой

замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных

умений создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы

– пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций

в игровой, театральной, художественно – изобразительной деятельности, в ручном

труде, словесное творчество. Особое внимание уделяется развитию познавательной

активности и интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные

черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на

экспериментирование ,рассуждение, предположение.

В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему школьному

обучению. Главное – связь развивающийся интерес детей к новой социальной

позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих

достижений, с

потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и

память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции

своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения

объектов по нескольким признакам, поиска ошибок,запоминания,применен6ия общего

правила, выполнения действий с условиями. Условием полноценного развития

старших дошкольников является содержательное общение со

сверстниками и

взрослыми.

В

процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая

активнодействующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя.

Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и

окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у

дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками,

конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает

прийти к пониманию ценности окружающих людей.

1.10. Адаптация

к школьному обучению проходит через:

- формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

- расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной

среде;

- обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

- е- логическую и символическую пропедевтику.

1.11. Основными принципами

подготовки к обучению являются:

единство развития, обучения и воспитания;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- вариативность и вариантность;

- сознательность и творческая активность;

- наглядность.

1.12. Общая характеристика программы

Содержание

программы

предусматривает

комплекс

занятий,

включающих

следующие направления деятельности: ознакомление

и совершенствование и

развитие устной речи и графических навыков, введение в математику.

В процессе изучения данных разделов программы дети получат знания об

окружающем мире и практических способах взаимодействия с ним.

Программа направлена на общее психическое развитие и активизацию

воображения. В ходе реализации содержания программы у детей будут формироваться

приемы умственных действий сравнения, обобщения, классификации. Сформируются

навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом. Продолжается

развитие речи, мелкой моторики и графических навыков, развитие умения составлять

небольшой рассказ по картинке, умения произвольно удерживать внимание на

предмете обсуждения, расширится словарный запас и общий кругозор детей, развитие

ассоциативного мышления как основы эстетической реакции, развитие эстетического

вкуса и общей культуры ребенка.

Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку

избежать стресса. Задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей детей и

создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать

«открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей

через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом

формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный

мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит

не только знакомство учителя, но и решается главная задача программы: сокращение

адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Программа состоит из двух курсов ( подпрограмм):

п/п

Название

Количество

занятий

в неделю

Количество

занятий

в учебном году

1

Курс «Развитие речи и подготовка к

обучению грамоте»

1

54

2

Курс «Введение в математику»

1

27

1.13. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- установление контакта с учащимися, с учителем;

- формирование адекватного поведения;

- овладение навыками учебной деятельности.

Ожидаемые результаты

1.К ожидаемым результатам реализации программы относятся:

- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;

- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;

- формирование его готовности к систематическому обучению.

Программа

нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению

личностных, метапредметных ( регулятивных, познавательных, коммуникативных) и

предметных результатов.

2.Личностными результатами

предшкольной подготовки является формирование следующих умений:

-определяет и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех

правила поведения ( этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие

для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить ( при поддержке

учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам

других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его

собственным отношениям к самому себе ( Я «хороший»), но прежде всего тем, как его

поступки выглядят в глазах окружающих людей;

-

понимать

эмоции

других

людей,

сочувствовать,

сопереживать;

- высказывать твое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

-

объяснять,

хочет

идти

в

школу

или

нет,

и

почему

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу

учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

3

Метапредметными результатами

предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных

учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных,

коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью

учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку

своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в

условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,

предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,

уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме, строить понятные для партнера

высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от

партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и

общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей

заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов

интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

4. Предметными результатами пред школьной подготовки является формирование

следующих умений:

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать

слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Начальный курс математики и логики:

- продолжать заданную закономерность;

- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

- вести счет предметов в пределах 10;

- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем

вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева –

справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше –

позже, вчера – сегодня – завтра;

- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,

прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей

действительности;

- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать

простейшие фигуры «от руки»;

- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в

качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

5. Формы проведения итогов реализации программы :

- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;

- итоговая выставка творческих работ детей.

Способы определения результативности:

- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с

родителями;

- формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование

текста:

- взаимодействие в коллективе: игры наблюдение, беседы с родителями, тесты.

Система контроля исполнения программы:

Контроль реализации программы осуществляется в установленном порядке

администрацией МБОУ СОШ № 1

II. Учебно – тематический план

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

п/п5

Наименование тем и разделов

Всего часов

1

Совершенствование и развитие устной речи.

27

2

Подготовка к обучению чтению и письму.

27

Итого

54

Введение в математику

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

1.

Пространственные и временные

представления.

Подготовка к изучению числа.

11

2.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание

чисел.

16

Итого

27

Ш. Содержание программы

Раздел «Введение в математику»

1. Количество и счет.

На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать

цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).

Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные

(первый, второй).

Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.

Считают двойками до 20 и тройками до 21.

Сравнивают числа – соседи.

Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.

Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.

Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и

применять при решении примеров и задач.

Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.

Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.

Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого

десятка.

Решают задания творческого характера.

2. Величина.

Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно

используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового

размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте;

уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче,

тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по

цвету.

Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного

сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.

Находят в группе предметов «лишний» предмет.

Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).

3. Ориентировка в пространстве.

Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху,

внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу

вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении;

усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.

Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов,

усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между,

от, к, через.

Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.

4. Ориентировка во времени.

Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток.

Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.

Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой

будет завтра и послезавтра.

Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро,

медленно, давно.

5. Геометрические фигуры.

Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат,

прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы,

вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.

Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).

6. Графические работы.

Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят

прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).

Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по

клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.

7. Конструирование.

Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры,

буквы, предметы, картинки.

8. Логические задачи.

Дошкольники находят логические связи и закономерности.

Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.

Продолжают логический ряд предметов.

Группируют предметы по 1 – 3 признакам.

На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь

ошибку художника).

Дети собирают головоломки.

На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки,

ребусы.

Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.

Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости,

смекалки.

Раздел «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха

дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой анализ слова,

сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет

развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия

слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова,

называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву, рисовать схему

слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять

предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению

письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных

направлениях, письмо элементов букв).

1.Лексическая и грамматическая работа:

- обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в

речи;

- употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и

предложений.

2.Развитие связной речи:

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре;

- составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3.Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным

обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие,

звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в

слове;

- выделение в слове гласных и согласных звуков;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4.Обучение звуко-слоговому анализу:

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

5.Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Работа по данному содержанию ведется на каждом заняти

Календарно – тематический план занятий

«Введение в математику».

Тема занятия

Дата

1

Числа от 0 до 10. Ориентировка на листе в клеточку.

Логические задачи (классификация предметов по

признакам).

2

Прямой и обратный счет в пределах 10. Сравнение

предметов по форме. Логические задачи (продолжение

логического ряда).

3

Порядковый счет в пределах 10. Понятия: слева, справа,

вверху, внизу. Ориентировка в тетради в клеточку (0,7 см).

Конструирование из палочек.

4

Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение чисел –

соседей (предшествующее, последующее число).

Логические задачи (антонимические игры). Графические

работы (штрихование и раскрашивание).

5

Счет в пределах 10. Сравнение предметов по цвету.

Ориентировка в кабинете по словесной инструкции.

Графические работы (рисование по памяти).

Конструирование из палочек.

6

Счет в пределах 10. Сравнение предметов по размерам.

Логические задачи (классификация предметов по

признакам). Конструирование из палочек.

7

Счет в пределах 10. Сравнение предметов по длине и

высоте. Графические работы (рисование узоров по

клеточкам). Конструирование из палочек.

8

Счет в пределах 10. Отношения «больше», «меньше»,

«равно». Знакомство со знаками «>», «<», «=». Логические

задачи

(нахождение

в

группе

предметов

«лишнего»

предмета). Графические работы (рисование по памяти).

Конструирование из палочек.

9

Счет в пределах 10. Сравнение групп предметов (больше,

меньше, одинаковое количество). Направления движения:

слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх,

вперед, назад. Графический диктант по клеточкам.

Конструирование из палочек.

10

Счет в пределах 10. Сравнение предметов по ширине и

толщине. Логические задачи (ребусы). Графические работы

(срисовывание предметов по клеточкам и точкам).

11

Счет в пределах 10. Сравнение предметов по длине, высоте,

ширине и толщине. Ориентировка в кабинете по словесной

инструкции.

Графические

работы

(дорисовывание

недостающих частей предметов). Конструирование из

палочек.

12

Число и цифра 1. Подбор и группировка предметов по 1 – 2

признакам. Логические задачи (головоломки). Графические

работы (штриховка и раскрашивание узоров).

13

Число и цифра 2. Понятие «пара». Ориентировка в

пространстве. Направления движение: слева, справа,

вверху, внизу. Логические задачи (нахождение логических

связей). Графические работы (дорисовывание недостающей

части предметов).

14

Число и цифра 3. Число сказок. Логические задачи

(продолжение логического ряда). Графические работы

(графический диктант по клеточкам).

15

Число 3. Знакомство с треугольником. Формирование

представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко,

низко, рядом. Графические работы (штрихование и

раскрашивание). Конструирование из палочек.

16

Число и цифра 4. Времена года, стороны света, части суток.

Нахождение в группе предметов «лишнего». Логические

задачи (задачи на развитие внимания, памяти).

Графические работы.

17

Число 4. Четырехугольник. Ориентировка в пространстве,

использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между,

от, к. Графические работы (рисование по памяти).

Конструирование из палочек.

18

Число и цифра 5. Звезды морские и геометрические.

Сравнение предметов по ширине и толщине. Логические

задачи (продолжение логического ряда). Графические

работы (дорисовывание недостающих частей предмета).

19

Число 5. Пятиугольник. Ориентировка в пространстве,

понятия: в том же направлении, в противоположном

направлении. Графические работы (графический диктант).

Конструирование из палочек.

20

Число и цифра 6. Подбор и группировка предметов по 1 –

2 признакам. Логические задачи (игры, развивающие

логическое мышление). Графические работы (штриховка и

раскрашивание узоров).

21

Число 6. Шестиугольник. Прием попарного сравнения.

Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра,

послезавтра, позавчера. Конструирование из палочек.

Графические работы (рисование узоров на слух по

клеточкам).

22

Число и цифра 7. Радуга и ноты. Ориентирование во

времени: название дней недели. Логические задачи

(нахождение отличий у двух одинаковых картинок).

Графические работы (штриховка и раскрашивание).

23

Число 7. Семиугольник. Сравнение предметов по 1 – 2

признакам. Логические задачи (задания на развитие

внимания, памяти). Конструирование из палочек.

Графические работы (рисование по памяти).

24

Число и цифра 8. Рождество, восьмиконечная звезда.

Ориентировка во времени: названия месяцев (первый –

январь, второй – февраль…). Логические задачи

(нахождение «лишнего» предмета). Графические работы

(графический диктант по клеточкам).

25

Числа 1 – 10. Знакомство со знаками «+», «-», «=».

Выделение из группы предметов «лишнего» предмета.

Конструирование из палочек. Графические работы

(дорисовывание недостающей части предметов).

26

Знакомство с задачей. Выделение из ряда фигур «лишних».

Логические задачи (нахождение отличий в двух

одинаковых картинках). Графические работы (рисование

узоров по клеточкам).

27

Порядковый счет от 1 до 20. прямой и обратный счет.

Сравнение предметов. Решение задач. Конструирование из

палочек. Графические работы (графический диктант).

Планируемые результаты

Дети должны знать:

числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

порядковый счет в пределах 20;

состав числа первого десятка;

предшествующее число, последующее, числа – соседи;

понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом,

высоко, низко, глубоко;

геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал,

многоугольник, ромб;

вершины, стороны, углы фигур;

основные цвета и их оттенки;

название сторон и углов клетки;

строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);

временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

название дней недели;

название месяцев и времен года;

знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;

направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх,

вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.

Предлагаемая

программа

предусматривает,

что

по

окончании

курса

обучающиеся будут уметь:

уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором

пропущены некоторые числа;

выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать

количество предметов «на один», «на два»;

знать понятия «больше-меньше-поровну»;

знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из

геометрических фигур;

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части;

называть числа в прямом и обратном порядке до 20;

соотносить цифру и число предметов;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

пользоваться арифметическими знаками действий;

измерять длину предметов с помощью условной меры;

ориентироваться на листе бумаги;

определять время по часам/

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

п/п

Тема занятия

Дата

1.

Вводная беседа.

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего

мы говорим. Слово. Предложение. Текст. Описание

картинки.

Письмо наклонной линии

2.

Игра «Доскажи словечко».

Понятие «звук». Гласы звуки \а\, \у\.

Штриховка предметов.

3.

Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на

темы «Семья», «Дом».

Деление слова на слоги. Звук \о\.

Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

4.

Обобщение. Игра «Догадайся, что показал».

Согласный звук \м\.

Письмо наклонных линий с закруглением вверху.

5.

Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра

«Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира.

Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

Мягкий, твёрдый согласный звук.Звуки \с\, \с*\

Слияние гл+сог

Рисование бордюров и узоров. Штриховка

6.

Гласные звуки. Игра «Сочини сказку о предмете».

Условные знаки и обозначения.

Звуки \х\, \х*\. Слияние звуков.

Обведение по контуру овальной формы. Штриховка.

7.

Противоположные по значению слова. Игра «День-

ночь».

Звуки \р\, \р*\. Слияние согл.+ гласн.

Обведение по контуру и письмо полуовалов.

8.

Страна «Алфавития». В мире волшебных слов.

Звук \ш\. Слияние звуков.

Повторение основных графических элементов.

9.

Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы.

Звук \ш\. Слияние звуков.

Повторение основных графических элементов.

Штриховка.

10.

Дорога к письменности. Древние письмена. В стране

говорящих скал.

Звуки \л\, \л*\. Чтение слогов.

Обведение по контуру графических элементов.

11.

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков.

Временные категории: «раньше», «позже», «потом».

Звуки \н\, \н*\. Чтение слогов.

Рисование бордюров и узоров. Штриховка.

12.

Согласные звуки. Игра «Сказочные владения радуги».

Игра «Доскажи словечко»

Звуки \к\, \к*\. Чтение слогов.

Упражнения в обведении по контуру и штриховке.

13.

В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра

«Раздели слово на части»

Звуки \т\, \т*\. Чтение слогов.

Обведение графических элементов.

14.

Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки».

Гласный звук \и\. Развитие речи.

Штриховка.

15.

Разучивание скороговорок, чистоговорок.

Звуки \п\, \п*\. Развитие речи.

Обведение по контуру.

16.

Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это

бывает?»

Звук \з\, \з*\. Развитие речи.

Обведение по контуру графических элементов.

17.

Звуки и буквы. Игра «Составь слово»

Мягкий звук \й\. Сказки.

Обведение по контуру графических элементов.

18.

В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра

«Электронная муха»

Звуки \г\, \г*\, \д\, \д*\. Чтение слогов, слов.

Обведение по контуру. Штриховка.

19.

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи

словечко».

Звуки \б\, \б*\, \ж\. Стихи.

Письмо наклонных линий и палочек с закруглением

внизу.

20.

Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Гласная буква е.Заучивание стих-я о маме.

Письмо палочек с закруглением вверху и снизу.

21.

Игра «Доскажи словечко».

Гласная буква я. Развитие речи.

Письмо элементов буквы к.

22.

Родственные слова.

Гласная буква ю. Рассказ.

Письмо элементов букв о,с

23.

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной

картинке.

Гласная буква ё. Чтение слогов и слов.

Письмо элементов буквы х.

24.

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной

картинке.

Мягкие согласные звуки \ч*\, \щ*\. Пересказ текста.

Письмо палочек с закруглением вверху и снизу.

25.

Слова похожие и разные. Проговаривание

скороговорок и чистоговорок.

Звуки \ф\,\ф*\.Развитие речи.

Письмо элементов по образцу.

26.

Игра «Угадай словечко».

Гласный звук \э\. Чтение слогов и слов.

Письмо элементов буквы л

27.

Игра «Доскажи словечко».

Чтение слогов и слов.

Итоговое занятие.

Планируемые результаты:

умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

умение сравнивать, обобщать, исключать лишнее;

умение

работать

в

коллективе,

взаимодействовать,

планировать

и

контролировать свои действия;

умение общаться со сверстниками и взрослыми;

соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и

жесты; не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;

умение читать по слогам 2-3сложных слов и простейших предложений;

развитие грамматического строя речи, умение связной речи с опорой на речевой

опыт ребёнка;

умение оперировать единицами речи: звуком. словом, слогом, словосочетанием,

предложением;

умение употреблять в речи форм слов, согласования прилагательных с

существительными в роде, числе, падеже;

умение подбирать предлоги к словам, исправлять ошибки в употреблении

предлогов;

умение отвечать на вопросы;

отличать заглавные и строчные буквы.

умение участвовать в диалоге;

умение пересказывать подробно небольшой по содержанию текст;

умение составлять рассказ по картинке, событию, увиденному;

развитие фонематического слуха;

умение соотносить количество звуков в слове с буквами;

умение делить слово на слоги;

умение определять ударение в слове;

отчетливо и ясно произносить слова;

соблюдать элементарные гигиенические правила;

ориентироваться на странице тетради.

IV.Методическое обеспечение и условия реализации программы

Раздел «Введение в математику» представлен программой «Солнечные

ступеньки».

Для реализации программного содержания используются:

- Серия «Рабочие тетради дошкольника», «Солнечные ступеньки»; Математика

( в 2-х частях).: Учебное пособие для подготовки детей к школе. Издательство:

Кировская областная типография,2012г.

- Н.А.Федосова. Программа «Преемственность». Подготовка детей к школе».

- М.: Просвещение,2013 г.

Дополнительно программа обеспечена:

- методическими видами продукции ( разработки игр, бесед);

- дидактическими материалами;

- пособиями для групповой и индивидуальной работы;

- таблицами;

- аудио и видеозаписями;

- геометрическими фигурами.

Раздел «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» представлен

программой «Солнечные ступеньки».

Для реализации программного содержания используются:

- Серия «Рабочие тетради дошкольника», «Солнечные ступеньки»; Подготовка к

письму ( в 2-х частях).: Учебное пособие для подготовки детей к школе. Издательство:

Кировская областная типография,2012г.

- Н.А.Федосова. Программа «Преемственность». Подготовка детей к школе».

М.: Просвещение,2013 г.

- Н.С.Жукова. Букварь .Издательство :«Литур» 2014 г.

-«Энциклопедия методов обучения чтению» Кириллова Л.

- Художественная литература: стихи, потешки, сказки, дразнилки и т.д.

- Методическая литература: словесные, дидактические, развивающие игры.

Эффективное достижение запланированных целей осуществляется при наличии

следующих условий:

- мультимедийного оборудования ( интерактивной доски, проектора,компьютера);

- канцелярских принадлежностей;

- разнообразных художественных материалов.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение 7 месяцев.

Обучение детей рассчитано на 27 учебных недель, общее количество часов – 81.

Формы и режим занятий

Порядок организации работы школы будущих первоклассников:

- продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 35 минут;

- форма проведения занятий – групповая;

- начало занятий – 01 октября текущего учебного года;

- окончание занятий – 30 апреля текущего учебного года;

- режим занятий : 1 раз в неделю ( по графику работы школы) – 3 занятия по 35

минут с перерывами на отдых 10- 15 минут.

V. Литература

Основная литература

1.Н.А.Федосова. Программа «Преемственность». Подготовка детей к школе».

- М.: Просвещение,2013 г.

2.Серия «Рабочие тетради дошкольника», «Солнечные ступеньки»; Математика

( в 2-х частях).: Учебное пособие для подготовки детей к школе. Издательство:

Кировская областная типография,2012г.

3. Серия «Рабочие тетради дошкольника», «Солнечные ступеньки»; Подготовка к

письму ( в 2-х частях).: Учебное пособие для подготовки детей к школе. Издательство:

Кировская областная типография,2012 г.

4. .С.Жукова. Букварь. Издательство:«Литур» 2014 г.

Литература для учителя

1.Белова Т.В. Солнцева В.А.Готов ли я к школе? Пособие для детей 5-7 лет. Москва

«Просвещение», 2013 г.

Литература для детей и родителей

1.Коваленко Е.В. Новик Е.А. Готов ли ваш ребенок к школе: пособие для родителей.

Москва «Просвещение», 2013 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №15»

Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании МО УНШ

протокол № ____ от ________2016г.

рук.МО ___________А.Д.Белоконь

УТВЕРЖДЕНО

приказ № ____ от _____2016г.

директор МБОУСОШДС№15

______________И.В.Потемкина

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________________Н.Г.Сидоренко

Рабочая программа

По подготовке детей к школе

на 2016-2017 учебный год

Срок действия с 01.10.2016г -29.04.2017г.

Составил учитель

высшей категории

Кисляк Светлана Яковлевна

Симферополь 2016



В раздел образования