Автор: Васильева Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Куяново
Населённый пункт: с.Куяново Краснокамский район Республики Башкортостан
Наименование материала: Классный час
Тема: Кто такие волонтеры
Раздел: начальное образование
Классный час "Кто такие волонтеры?"
Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Волонтёрское
движение в школе»
Классы: 4
Ключевые слова: волонтер, волонтерство, волонтерское движение
Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.
Обоснование выбора темы: В России с каждым годом создаются новые
волонтерские организации. Они разрабатывают множество интересных
проектов и программ для нуждающихся. Кто такие волонтеры? Чем
занимаются эти организации, и кто в них может работать?
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 2-4 классов (8-
10 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного
руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность):
Мероприятие направлено на достижение личностных результатов,
предусмотренных ФГОС НОО, в первую очередь на формирование у
младших школьников нравственно-этической ориентации, воспитание таких
качеств как доброта, милосердие, отзывчивость, способность к состраданию,
желание помогать другим людям, участвовать в полезной для общества
деятельности. Проводится как внеурочное занятие, практическое применение
находит во внеклассной деятельности, выходит за рамки школы в социум.
Цель мероприятия: дать представление о волонтерах и волонтерском
движении, формировать позитивное отношение на добровольческую
деятельность.
Задачи:
-познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
-определить сферу волонтерской и общественной деятельности для детей;
-формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным
ценностям;
-способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к
совершению добрых и гуманных поступков.
Планируемые результаты: достижение личностных результатов
обучающихся, практическое применение сформированных качеств в
повседневной жизни.
Форма проведения: в форме классного часа.
Оборудование: компьютер, «дерево добра», плакат с символикой
волонтерства музыкальное оформление, «сердечки» на каждого ученика.
Ход мероприятия:
(Звучит гимн волонтеров)
(Дети поют на сцене)
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья!
Мы не случайно начали нашу торжественную часть с Гимна волонтеров. Эта
песня увидела свет 5 декабря 2017 года, в международный день волонтера и
добровольца.(Слайд 1)
Цель праздника: привлечь как можно больше людей к волонтерскому
движению - безвозмездной помощи на благо общества.
Дорогие ребята!
Сегодня мы познакомимся с историей праздника, узнаем, кого называют
волонтерами и как можно помочь тем, кто нуждается в помощи. (Слайд 2-3.)
А, сейчас давайте послушаем и посмотрим как возникло волонтерское
движение.
(Выступают дети)
Волонтерство (волонтер от фр. volontaire) - деятельность, совершаемая
добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета
на вознаграждение. Понятие "волонтер" появилось в Европе в XVII в. Так
называли тех, кто добровольно отправлялся на войну или военную службу.
В современном понятии это слово стало употребляться после Первой мировой
войны. В 1920 году группа бывших солдат из Австрии, Великобритании,
Германии, Швеции по собственной инициативе и бесплатно восстанавливала
разрушенные войной французские фермы. В том же году была образована одна
из старейших волонтерских организаций - Международная гражданская служба
(англ. Service Civil International), первоначальной целью которой было
восстановление европейских городов и деревень после Первой мировой войны.
Именно этот год принято считать официальной датой рождения движения
волонтеров.
История добровольчества в России
В России при императрице Екатерине II в конце XVIII в. была создана сеть
воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев, в
которых работали добровольцы.
В XIX в. получили развитие различные благотворительные общества и союзы.
Одним из крупнейших было Императорское человеколюбивое общество,
образованное в 1802 году по инициативе Александра I.
В начальных школах учителя преподавали на безвозмездной основе, в
сельских больницах земские врачи оказывали бесплатную медицинскую
помощь. Первыми в мире женщинами-волонтерами (сестрами милосердия)
были монахини московской Свято-Никольской обители.
Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов они добровольно
отправились на фронт для помощи раненым солдатам.
В 1894 году в Москве были учреждены городские участковые попечительства о
бедных, для сбора добровольных пожертвований в них привлекались
волонтеры.
В начале XX в. в России действовало уже около 20 тыс. попечительских советов
для бедных, в которых трудились волонтеры.
В СССР добровольческое движение было связано с крупными всесоюзными
мероприятиями, массовыми субботниками и пр.
В 1990-е годы волонтерской деятельностью начали заниматься некоммерческие,
общественные и благотворительные организации.
17 декабря 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН «во имя экономического
и социального развития» было предложено отмечать 5 декабря
Международный день добровольца. Слайд 4
27 ноября 2017 года Президент России Владимир Владимирович Путин 2017
году подписал указ об учреждении нового праздника в России – Дня
добровольца (волонтера). Слайд 5.
-Для чего же нужен этот день? Очень многим людям нужна помощь и
каждый должен оказывать посильную помощь. Давайте проведём
эксперимент.
Эксперимент
Выходите, становитесь в круг.
- Я буду давать вам задание, а вы будете выполнять.
1 задание: Заведите за спину обе руки. Сомкните их в замок. А теперь
попытайтесь поправить прическу, расстегнуть себе пуговицу.
- Получилось? Почему?
2 задание: Закройте глаза. Скажите, какой предмет у меня в руках?
- Удалось назвать предмет? Почему?
3 задание: Учитель говорит на языке жестов «У меня есть мама»
- Вы поняли, что я сказала? Почему?
4 задание: Подогните правую ногу. Попрыгайте на месте. А можете вы
также, на одной ноге, добраться до своего дома? Почему нет?
- Спасибо. Садитесь, ребята.
- Легко ли вам было выполнять задания? Почему? (Нам не хватало части тела
или органа)
- Т.е. вы были ограничены в своих действиях.
-Наверно, вы поняли, что некоторые люди просто не могут без посторонней
помощи, и если им не помогать – им очень трудно. И вот здесь к ним
приходят на помощь волонтёры или по-другому добровольцы.
Добровольцы– люди, которые по своему желанию, бесплатно, из добрых
чувств помогают тем, кто оказался в трудной ситуации. (Слайд 6)
Кому же помогают волонтёры?
Добровольцы(волонтеры) оказывают помощь животным, детям-сиротам,
пожилым людям, участвуют в проведении благотворительных концертов,
праздничных вечерах, флешмобах, конкурсах.(Слайд 7-8)
В помощи нуждаются дети-сироты, которые остались без родителей; тяжело-
больные дети; дети-инвалиды; дети, которые живут в бедности.
КАК ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ?
Собрать вещи и игрушки из которых ты вырос, а родители отвезут их в фонд
помощи.
Участвовать в благотворительных акциях, представлениях. (Слайд 9)
В помощи нуждаются пожилые люди, инвалиды – люди с ограниченными
возможностями, ветераны – участники Великой Отечественной Войны и
других войн.
КАК ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ?
Дарить поздравительные открытки, подарки, сделанные своими руками.
Участвовать в благотворительных концертах. (Слайд 10)
В помощи нуждаются многие бездомные животные. Для них волонтеры
устраивают питомники, собирают деньги на корм, стараются найти хозяев.
Добровольцы работают в лесопарках, организовывают субботники по уборке
и сортировке мусора, очистки лесов и рек и многое другое. Все это помогает
окружающей среде, сохранности диких животных.
КАК ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ?
Сажать деревья и кустарники. Участвовать в субботниках, сортировать
мусор, правильно утилизировать батарейки. Собирать макулатуру.
Экономить дома электричество и воду. Мастерить кормушки для птиц и
зверей, подкармливать их зимой. Беречь природу. (Слайд 11)
Символ волонтера– открытая ладонь и сердце. (Слайд 12)
-У нас в школе, в нашем посёлке тоже организовано волонтёрское движение.
Сейчас волонтеры расскажут нам о своих делах.
(Выступление волонтёров о своей деятельности)
-Ребята, а вы бы хотели быть волонтерами?
-Вы тоже можете стать волонтерами, но только с 14 лет. Но сейчас вы
можете готовиться стать волонтерами и делать добрые дела.
Давайте мы сейчас вспомним, какие добрые дела вы делали? И соберем!
«Дерево добра». У вас на столах лежат сердечки, сейчас каждый из вас
скажет, какое доброе дело он сделал и прикрепит свое сердечко на дереве.
(Составляют «Дерево добра»)
Песня «Дорогою добра»