Напоминание

Влияние семьи на развитие ребенка


Автор: Утробина Анна Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: г. Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: Влияние семьи на развитие ребенка
Тема: Влияние семьи на развитие ребенка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние семьи на развитие ребенка.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что

ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к

поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как

личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и

отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме близких

людей: мать, отец, бабушки, дедушки, братья, сестры, не относится к ребенку

лучше, чем где либо (проявляется в любви, заботе, опекании).

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может

потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может

сделать семья.

Острейшей социально значимой проблемой в настоящее время остается

проблема преступных посягательств в отношении детей, жестокого обращения и

насилия в семье, проблема безответственного отношения родителей к здоровью и

воспитанию детей. Такие семьи относятся к группе социального риска.

В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция

семьи - воспитательная.

В таких семьях можно наблюдать жестокое обращение по отношению к

детям, здесь родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией

детей, бросают детей, запугивают их, не создают условий для нормального

развития и т.д.. В условиях такого проживания у ребенка нарушается нормальное

развитие чувств. Он не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сам

не имеет возможности его проявлять.

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их

развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к

психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения,

педагогической запущенности.

Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем

хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не

дает защищенности, если ты никому не нужен.

В последнее время все больше детей, у которых прогрессивно развивается

подозрительность, агрессивность, на этом фоне формируется влияния на них

антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность

к окружающим, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со

сверстниками. Всему этому причина, в поведении взрослых членов семьи, они

считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по

отношению к семье враждебными. Такая позиция родителей формирует и у самого

ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим.

Другой тип родителей своим беззаботным отношением к будущему,

стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние

поступки

будут

иметь

завтра,

воспитывают

детей

слабовольными,

неорганизованными, в результате этого их тянет к примитивным развлечениям.

Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни,

отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.

Существует множество разновидностей семейного уклада, и последствия

неправильного воспитания не так заметны. Но все же они есть. Пожалуй, самое

заметное - душевное одиночество детей. Неадекватное отношение родителей к

ребенку обуславливает его эмоциональный психологический дискомфорт и, как

следствие, его отклоняющееся поведение. Негативные взаимоотношения между

родителями проявляются при неблагоприятном климате в семье, и ребенок,

протестуя против таких отношений, идет на крайние меры, возможно не до конца

осознавая, что делает, зачастую это проявляется в виде девиантного поведения.

Отрицательная роль родительского отношения к детям напрямую связана с его

отклоняющимся поведением. Особенно, в юношеском возрасте, когда ребенок

избавляется от детской зависимости и переходит к взрослым отношениям, которые

основаны на взаимном доверии, уважение и равенстве, ощущается негативное

влияние неблагополучных родителей. В этом возрасте начинается отделение

ребенка от родителей и противостояние им. В аддиктивных семьях ребенок

становится резким, грубым, замыкается в себе, либо наоборот начинает вести

аморальный образ жизни.

В глазах детей, мать и отец являются источником эмоционального тепла, но

в отсутствии этих факторов, дети чувствуют себя одинокими и любыми способами

пытаются этому противостоять в любом возрасте.

Для того, что бы в семье избежать негативного влияния на воспитания

ребенка, родители должны соблюдать следующие правила:

1.

Вести здоровый образ жизни;

2.

Проявлять интерес к жизни и проблемам ребенка — подражая, он

очень скоро вернет это Вам.

3.

Будьте искренними — ваши показные вежливость и чуткость к

окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.

4.

Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим

недостаткам — это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

5.

Не говорите о людях неуважительно, плохо — ребенок вырастет и

станет отзываться так же о Вас.

6.

Поведение

это

нравственное

мерило

человека.

Проявляйте

благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

И помните:

Каждый ребёнок имеет право:

1.

Просить о помощи и эмоциональной поддержке;

2.

Иметь собственное мнение и убеждения;

3.

Совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;

4.

Говорить "нет, спасибо", "извините, нет";

5.

Побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;

6.

Добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.



В раздел образования