Автор: Утробина Анна Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: г. Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: Влияние семьи на развитие ребенка
Тема: Влияние семьи на развитие ребенка
Раздел: дополнительное образование
Влияние семьи на развитие ребенка.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что
ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к
поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как
личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме близких
людей: мать, отец, бабушки, дедушки, братья, сестры, не относится к ребенку
лучше, чем где либо (проявляется в любви, заботе, опекании).
И вместе с тем никакой другой социальный институт не может
потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может
сделать семья.
Острейшей социально значимой проблемой в настоящее время остается
проблема преступных посягательств в отношении детей, жестокого обращения и
насилия в семье, проблема безответственного отношения родителей к здоровью и
воспитанию детей. Такие семьи относятся к группе социального риска.
В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция
семьи - воспитательная.
В таких семьях можно наблюдать жестокое обращение по отношению к
детям, здесь родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией
детей, бросают детей, запугивают их, не создают условий для нормального
развития и т.д.. В условиях такого проживания у ребенка нарушается нормальное
развитие чувств. Он не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сам
не имеет возможности его проявлять.
Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их
развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к
психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения,
педагогической запущенности.
Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем
хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не
дает защищенности, если ты никому не нужен.
В последнее время все больше детей, у которых прогрессивно развивается
подозрительность, агрессивность, на этом фоне формируется влияния на них
антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность
к окружающим, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со
сверстниками. Всему этому причина, в поведении взрослых членов семьи, они
считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по
отношению к семье враждебными. Такая позиция родителей формирует и у самого
ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим.
Другой тип родителей своим беззаботным отношением к будущему,
стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние
поступки
будут
иметь
завтра,
воспитывают
детей
слабовольными,
неорганизованными, в результате этого их тянет к примитивным развлечениям.
Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни,
отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.
Существует множество разновидностей семейного уклада, и последствия
неправильного воспитания не так заметны. Но все же они есть. Пожалуй, самое
заметное - душевное одиночество детей. Неадекватное отношение родителей к
ребенку обуславливает его эмоциональный психологический дискомфорт и, как
следствие, его отклоняющееся поведение. Негативные взаимоотношения между
родителями проявляются при неблагоприятном климате в семье, и ребенок,
протестуя против таких отношений, идет на крайние меры, возможно не до конца
осознавая, что делает, зачастую это проявляется в виде девиантного поведения.
Отрицательная роль родительского отношения к детям напрямую связана с его
отклоняющимся поведением. Особенно, в юношеском возрасте, когда ребенок
избавляется от детской зависимости и переходит к взрослым отношениям, которые
основаны на взаимном доверии, уважение и равенстве, ощущается негативное
влияние неблагополучных родителей. В этом возрасте начинается отделение
ребенка от родителей и противостояние им. В аддиктивных семьях ребенок
становится резким, грубым, замыкается в себе, либо наоборот начинает вести
аморальный образ жизни.
В глазах детей, мать и отец являются источником эмоционального тепла, но
в отсутствии этих факторов, дети чувствуют себя одинокими и любыми способами
пытаются этому противостоять в любом возрасте.
Для того, что бы в семье избежать негативного влияния на воспитания
ребенка, родители должны соблюдать следующие правила:
1.
Вести здоровый образ жизни;
2.
Проявлять интерес к жизни и проблемам ребенка — подражая, он
очень скоро вернет это Вам.
3.
Будьте искренними — ваши показные вежливость и чуткость к
окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
4.
Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим
недостаткам — это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
5.
Не говорите о людях неуважительно, плохо — ребенок вырастет и
станет отзываться так же о Вас.
6.
Поведение
—
это
нравственное
мерило
человека.
Проявляйте
благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
И помните:
Каждый ребёнок имеет право:
1.
Просить о помощи и эмоциональной поддержке;
2.
Иметь собственное мнение и убеждения;
3.
Совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;
4.
Говорить "нет, спасибо", "извините, нет";
5.
Побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;
6.
Добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.