Автор: Яр Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Н.И. Яптунай
Населённый пункт: с.Гыда ЯНАО
Наименование материала: программа для школьных музеев
Тема: "Музейное дело"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Гыданская школа-интернат среднего общего образования
имени Натальи Ивановны Яптунай
На заседании МО Директор МКУ ГШИ им. Н.И. Яптунай
Протокол №_____________ _________________ Приказ № ______
от «____» ____________2017 г. от «____» __________________ 2017г.
Зам. директора по ВР _________ ________________________________
Рабочая программа школьного кружка
«Музейное дело»
Учитель: Яр Татьяна Павловна
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов: Всего 144 час., в неделю 4,5 час.
Программа работы школьного кружка «Музейное дело» составлена на региональном
материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога
Подольской Ж.А.. Программа кружка «Музейное дело» соответствует федеральному
компоненту Государственного стандарта основного общего образования по истории
(базовый уровень) и примерной программе по истории.
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного
образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных
дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная
часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель
приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.
Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков
истории на ступени основного общего образования и направлена на формирование у
обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и
проектной деятельности.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний
о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у
обучающихся.
Краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на
научной основе. Объектами изучения являются социально- экономическое, политическое,
историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края
рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление
закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно
связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и
отечественной истории.
Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной
политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах
образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите
национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой,
экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей,
толерантности.
В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы
общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные
материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений
жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой,
военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей,
деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых
людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.
Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является
религия, обычаи и традиции ненцев.
Главными объектами изучения является Тазовский район и ЯНАО.
Цели и задачи кружка:
Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;
организация деятельности по сбору краеведческого материала;
развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать,
систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки
исследовательской работы);
воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою
малую Родину; подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-
практических конференциях;
Программа кружка «Музейное дело» рассчитана на обучающихся 4- 5кл. классов.
Краеведческие кружки специфичны по составу участников, так как в краеведческий
кружок приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители
путешествий.
С учетом возрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей
прихода в кружок была составлена программа.
Принципиальным отличием курса от предметов общеобразовательной школы является
воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается,
прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный
смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами,
экскурсий, походов и путешествий, проектно-исследовательской деятельности, олимпиад
и конкурсов.
Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка
сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов,
исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных
людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение
памятников истории и культуры города Салехарда, Тазовского района, встреча с
жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации
краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные
игры и т.д.).
Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях
кружка изучается материал исторического, археологического, этнографического,
архитектурного характера, а также материал по социально-экономическому, культурному,
политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.
Программа сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность
характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных
исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в
экскурсиях, разработанных обучающимися кружке, в рефератах и докладах, проектах и
исследовательских работах.
Рабочая программа - интегрированная, так как включает сведения из географии,
литературы, культурологии, археологии, этнографии, школьного курса истории.
К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив
прочные, глубокие знания по истории своего города, края, смогут подготовить и
выступить с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, городских и краевых
краеведческих конференциях, провести экскурсию по памятным историческим местам
своего района, города, а некоторые, возможно, выберут профессию экскурсовода, учителя
истории и т.п.
Примерная программа кружка «Музейное дело»
Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело».
Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила
оформления текстов для музейной экспозиции.
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической
работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – герои Великой
Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и
охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.
Использование военно-патриотического материала на уроках.
Практические занятия: встречи с тружениками тыла, запись их воспоминаний; сбор
материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических
событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы
в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и
использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование
исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края.
История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы;
публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).
Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия,
лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий,
подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе
экспозиции музея.
Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты
изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер
исторического краеведения.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих
объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш
край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край
сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц села.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города,
фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с
интересными людьми.
Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической
работы. Школа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Ученики школы –
герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.
Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой
Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов
для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.
Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника
исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и
записывать их воспоминания.
Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике;
запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и
район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как
разрабатывать маршрут экспедиции. Практические занятия: подготовка экспедиции.
Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ
кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат.
Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.
Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность
пионерской и комсомольской организаций.
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и
серебряные медалисты школы».
Учебно-тематический план
№
Тема занятий
Кол-во
час
Теория
час
Практика
час
Дата
Введение
1 полугодие
1
Задачи и содержание, значение работы кружка
«Музейное дело».
2
1
1
2
Особенности работы историков-краеведов
2
1
1
3
Совет музея. Экскурсовод.
1
1
-
4
Организация учета экспонатов
2
1
1
5
Что должен уметь экскурсовод?
2
1
1
6
Темы экскурсий в краеведческом музее.
1
1
-
7
Правила оформления текстов для музейной экспозиции
2
1
1
8
Правила оформления экспозиции
2
1
1
Военно-патриотическая работа
9
История создания школы.
1
1
-
10
Школа в годы Великой Отечественной войны.
2
1
1
11
Учитель из Гыды – герои Великой
Отечественной войны. Л.Ф.Киселев
2
1
1
12
Тэсида – бесстрашный пулеметчик из Гыды.
1
1
-
13
Её именем названа школа. Н.И. Яптунай.
1
1
-
14
Подготовить материалы о Н.И. Яптунай.
2
1
1
15
Собрать интервью с родственников Н.И. Яптунай.
2
1
1
16
Проект «Мать Тундры»
1
1
-
17
Проект «Мать Тундры»
2
1
1
18
Я – житель Гыды.
2
1
1
19
Проект « Старожилы села Гыды»
1
1
-
История школы
20
Изучение истории школы.
2
1
1
21
Деятельность пионерской организации
2
1
1
22
Директора Гыданской школы
1
1
-
23
Деятельность комсомольской организации
2
1
1
24
Школа в годы Великой Отечественной войны.
2
1
1
25
Герои Великой Отечественной войны и труда.
1
1
-
26
Труженики тыла
2
1
1
27
История образования школьного музея.
2
1
1
28
Выпускники школы
1
1
-
29
Основные события в жизни школы
2
1
1
30
Основные события в жизни школы
2
1
1
31
Практические занятия: поиск и обработка
документов.
1
1
-
32
Создание книги «Золотые и серебряные
медалисты школы».
2
1
1
33
Подготовка экспозиция «Школа – вчера,
сегодня, завтра»
2
1
1
34
Экскурсия по экспозиции «Школа – вчера,
сегодня, завтра»
1
1
-
35
Итоговое занятие. Викторина.
2
1
1
2 полугодие
Работа музея
36
Экскурсовод. Работа экскурсовода
2
1
1
37
Как вести занятия по экспозициям школьного
музея
1
1
-
38
Практические занятия: составление тематико-
экспозиционного плана.
2
1
1
39
Практические занятия: составление текста
обзорной экскурсии.
2
1
1
40
Практические занятия: составление текста
тематических экскурсий.
1
1
-
34
Подготовка экскурсоводов; организация
сменных выставок;
2
1
1
35
Проведение занятий на основе экспозиции
музея.
2
1
1
Историческое краеведение
36
История края
1
1
-
37
Родной край сегодня, перспективы развития.
2
1
1
38
Пропаганда героических подвигов советских
воинов.
2
1
1
39
Записи историко-краеведческих наблюдений.
1
1
-
40
Записи историко-краеведческих наблюдений.
2
1
1
41
Как проводить беседы с очевидцами
исторических событий и записывать их
воспоминания.
2
1
1
42
Изучение и охрана памятников, связанных с
историей борьбы нашего народа за свою
независимость.
1
1
-
43
Сбор материалов для школьного музея.
2
1
1
44
Подготовка временных выставок.
2
1
1
45
Как писать реферат для школьного музея.
1
1
-
46
Записи историко-краеведческих наблюдений.
2
1
1
47
Происхождение названий улиц села.
2
1
1
48
Практические занятия: экскурсии по памятным
местам района и поселка. (заочно)
1
1
-
49
Фотографирование, зарисовки, сбор
материалов для школьного музея
2
1
1
50
Встречи с интересными людьми: Оковай Н.М.,
Бурика Е.Г.
2
1
1
Фиксирование исторических событий,
точность и историческая достоверность.
51
Правила работы в фондах музеев, архивах
1
1
-
52
Правила работы в библиотеках
2
1
1
53
Копирование документов.
2
1
1
54
Правила хранения и использования
документов.
1
1
-
55
Практические занятия: знакомство с
краеведческими объектами.
2
1
1
56
Фиксирование исторических событий; запись
воспоминаний.
2
1
1
57
Работа с первоисточниками;
1
1
-
58
Работа с каталогами.
2
1
1
59
Историческое краеведение как наука. Объекты
изучения.
2
1
1
60
Фонды и экспозиция школьного музея.
1
1
-
61
Общественно полезный характер
исторического краеведения.
2
1
1
62
Практические занятия: фотографирование,
зарисовка.
2
1
1
63
Подготовка пособий и материалов для
школьного музея.
1
1
-
64
Паспортизация краеведческих объектов.
2
1
1
65
Быт народов
2
1
1
66
Повторение и закрепление. Викторина.
1
1
-
Обычаи и традиции ненцев
67
Обычаи и традиции ненцев
2
1
1
68
Одежда. Женская одежда.
2
1
1
69
Мужская одежда.
1
1
-
70
Детская одежда.
2
1
1
71
Игры и игрушки ненцев 100 лет назад
2
1
1
72
Ненецкие подвижные игры
1
1
-
73
Ненецкие праздники.
2
1
1
74
Чум – мой дом родной.
2
1
1
75
Правила поведения в чуме.
1
1
-
76
Деревянная и меховая утварь ненцев.
2
1
1
78
Без нарты в тундре не прожить …
2
1
1
79
Языком орнамента
1
1
-
80
Растительный мир. Лекарственные растения.
2
1
1
81
Растения Красной книги Ямала
2
1
1
82
Кто такие шаманы?
1
1
-
83
Последний шаман Тазовского района – Гавриил
Мандаков
2
1
1
84
Природная медицина ненцев растительного
происхождения
2
1
1
85
Животный мир.
1
1
-
86
Мамонты жили на Гыдане…
2
1
1
87
Животные Красной книги Ямала
2
1
1
88
Природная медицина ненцев животного мира
1
1
-
89
Природа и человек.
2
1
1
90
Поговорим о рыбе и рыбаках.
Почетные рыбаки «Гыдаагро»
2
1
1
91
Меткое слово народа.
1
1
-
92
Изготовление альбома.
2
1
1
93
Кто такие сихиртя?
2
1
1
94
Моя семья.
1
1
-
95
Составление родословной.
2
1
1
96
Итоговое занятие. Задания на лето.
2
1
1
ИТОГО:
160
128
32
4.Диагностика результативности программы
Ожидаемые результаты
1.
Предполагается, что воспитанники научатся самостоятельно выделять памятники
истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они
находятся.
2.
Разовьют наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное
мышление.
3.
Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области
музееведения.
4.
Сформируют активную гражданскую позицию.
Методы определения результативности
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде
практических заданий.
1. Самостоятельное заполнение:
книги поступлений;
акта приемки–сдачи;
карточки описания поступающих экспонатов
2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея,
оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.
3. Разработка и проведение экскурсий.
4. Изучение коллекций школьного музея.
5.
Участие
в
историко-краеведческой
конференции
учащихся
городских,
окружных
научно- практических конференциях.
6. В конце каждого года обучения проведение деловой игры «Создаем музей», создание и
защита собственных проектов музейного дела
Методические комментарии
Раздел № 1. История музейного дела.
Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат,
экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.
Должны знать: историю коллекционирования в России (первые коллекции Андрея
Боголюбского, Ивана Грозного, Бориса Годунова, первые музеи: Кунцкамера Петра
Первого, Эрмитаж Екатерины Второй, литературная коллекция графа Мусина-Пушкина,
библиотека Н.П. Румянцева, коллекция живописи братьев Третьяковых), первые музеи
Крайнего Севера: краеведческий музей г. Салехарда, музейного ресурсного центра п.
Тазовский, г. Ноябрьска, детского музея г. Ноябрьска, их основные коллекции и
создателей.
Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее.
Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник
(документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт
приемки-сдачи, карточка научного описания.
Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета,
составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с
образовательными учреждениям, населением поселка, коллекционерами или другими
музеями.
Раздел № 3. Экспозиционная деятельность.
Воспитанники должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс,
этикетка, витрина, диорама.
Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический,
ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).
Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико–экспозиционный план,
аннотации, оформить экспозиционный комплекс.
Раздел № 4. Экскурсионная деятельность.
Воспитанники должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод.
Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.
5.
Условия реализации
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного
фонда школьного музея. Они включают в себя значительное количество вещественных,
письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми учащиеся
овладевают методикой музейной деятельности.
В
организации
занятий
по
истории
музеев
используются
визуальные
средства
–
видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций,
бесед, практических занятий по музееведению.
Оборудование и оформление школьного музея:
Школьный
историко
–
краеведческий
музей
оборудован
выставочными
витринами,
стеллажами, на которых представлены экспонаты.
Кабинет оснащен выходом в Интернет.
Имеется видеопроектор, экран, компьютер, сканер, веб-камера, принтер.
Фонд
школьного
историко-
краеведческого
музея
на
первое
сентября
2017
года
насчитывает … экспонатов.
Фонд включает:
1.
Альбомы с фотографиями школы, учащихся 1970 -2017 годов;
2.
Кубки и медали за спортивные и творческие достижения учащихся и педагогов;
3.
Дипломы и грамоты учащихся и педагогов за спортивные и творческие достижения;
4.
Чучела птиц и животных Ямала;
5.
Коллекции полезных ископаемых нашего края ( в том числе образцы нефти);
6.
Предметы символики РФ (гербы городов и районов ЯНАО, флаги РФ, ЯНАО)
7. Коллекция медалей;
8. Творческие работы учащихся школы.
6.Список литературы
Для обучающихся:
1.
Пантелеева Л.В. Музей и дети.- М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
2.
Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
Для педагогов:
3.
Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2007г.- 15с.
4.
Труевцева О.Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический
опыт и перспективы.-Барнаул: Издательство АГТУ.-1998.-130 с.
5.
Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
6.
Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность
музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры
музейного
дела)/
Институт
переподготовки
работников
искусства,
культуры
и
туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
7.
Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты
истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.
8.
Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки.
Выпуск 3 Барнаул, 1999. С 199-203.
9.
Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.//
Сборник
материалов
регионально
научно-практической
конференции,
посвященной
70
–летию
Кемеровского
областного
краеведческого
музея.-
Кемерово, 1999.С 123-126.
10. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в
свете
современных
теорий
научного
познания.//
Музей
в
современном
мире:
традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.
11. Степанищева
Н.П.
К
вопросу
о
методике
подготовке
музейной
экскурсии.//
Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.
12. Столяров
Б.
Музейная
педагогика:
история
и
современность.//
Народное
образование. 2001. №5.
13. Шухман
Л.П.
Формирование
музейной
культуры
детей
и
подростков
в
сфере
досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции,
посвященной
70-летию
Кемеровского
областного
краеведческого
музея.
-
Кемерово, 1990.С 101-103.
14. Ясман
З.Д.
музейное
комплектование
по
истории
современности
и
задачи
экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/
Труды