Напоминание

"Музейное дело"


Автор: Яр Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Н.И. Яптунай
Населённый пункт: с.Гыда ЯНАО
Наименование материала: программа для школьных музеев
Тема: "Музейное дело"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Гыданская школа-интернат среднего общего образования

имени Натальи Ивановны Яптунай

На заседании МО Директор МКУ ГШИ им. Н.И. Яптунай

Протокол №_____________ _________________ Приказ № ______

от «____» ____________2017 г. от «____» __________________ 2017г.

Зам. директора по ВР _________ ________________________________

Рабочая программа школьного кружка

«Музейное дело»

Учитель: Яр Татьяна Павловна

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество часов: Всего 144 час., в неделю 4,5 час.

Программа работы школьного кружка «Музейное дело» составлена на региональном

материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога

Подольской Ж.А.. Программа кружка «Музейное дело» соответствует федеральному

компоненту Государственного стандарта основного общего образования по истории

(базовый уровень) и примерной программе по истории.

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного

образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных

дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная

часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель

приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков

истории на ступени основного общего образования и направлена на формирование у

обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и

проектной деятельности.

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний

о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у

обучающихся.

Краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на

научной основе. Объектами изучения являются социально- экономическое, политическое,

историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края

рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление

закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно

связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и

отечественной истории.

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной

политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах

образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите

национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой,

экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей,

толерантности.

В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы

общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные

материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений

жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой,

военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей,

деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых

людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.

Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является

религия, обычаи и традиции ненцев.

Главными объектами изучения является Тазовский район и ЯНАО.

Цели и задачи кружка:

Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;

организация деятельности по сбору краеведческого материала;

развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать,

систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки

исследовательской работы);

воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою

малую Родину; подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-

практических конференциях;

Программа кружка «Музейное дело» рассчитана на обучающихся 4- 5кл. классов.

Краеведческие кружки специфичны по составу участников, так как в краеведческий

кружок приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители

путешествий.

С учетом возрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей

прихода в кружок была составлена программа.

Принципиальным отличием курса от предметов общеобразовательной школы является

воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается,

прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный

смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.

Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами,

экскурсий, походов и путешествий, проектно-исследовательской деятельности, олимпиад

и конкурсов.

Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка

сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов,

исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных

людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение

памятников истории и культуры города Салехарда, Тазовского района, встреча с

жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации

краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные

игры и т.д.).

Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях

кружка изучается материал исторического, археологического, этнографического,

архитектурного характера, а также материал по социально-экономическому, культурному,

политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.

Программа сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность

характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных

исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в

экскурсиях, разработанных обучающимися кружке, в рефератах и докладах, проектах и

исследовательских работах.

Рабочая программа - интегрированная, так как включает сведения из географии,

литературы, культурологии, археологии, этнографии, школьного курса истории.

К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив

прочные, глубокие знания по истории своего города, края, смогут подготовить и

выступить с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, городских и краевых

краеведческих конференциях, провести экскурсию по памятным историческим местам

своего района, города, а некоторые, возможно, выберут профессию экскурсовода, учителя

истории и т.п.

Примерная программа кружка «Музейное дело»

Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело».

Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила

оформления текстов для музейной экспозиции.

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической

работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – герои Великой

Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и

охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практические занятия: встречи с тружениками тыла, запись их воспоминаний; сбор

материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических

событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы

в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и

использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование

исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края.

История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы;

публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).

Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия,

лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий,

подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе

экспозиции музея.

Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты

изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер

исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих

объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш

край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край

сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц села.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города,

фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с

интересными людьми.

Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической

работы. Школа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Ученики школы –

герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.

Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой

Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов

для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.

Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника

исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и

записывать их воспоминания.

Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике;

запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и

район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как

разрабатывать маршрут экспедиции. Практические занятия: подготовка экспедиции.

Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ

кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат.

Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.

Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность

пионерской и комсомольской организаций.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и

серебряные медалисты школы».

Учебно-тематический план

Тема занятий

Кол-во

час

Теория

час

Практика

час

Дата

Введение

1 полугодие

1

Задачи и содержание, значение работы кружка

«Музейное дело».

2

1

1

2

Особенности работы историков-краеведов

2

1

1

3

Совет музея. Экскурсовод.

1

1

-

4

Организация учета экспонатов

2

1

1

5

Что должен уметь экскурсовод?

2

1

1

6

Темы экскурсий в краеведческом музее.

1

1

-

7

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

2

1

1

8

Правила оформления экспозиции

2

1

1

Военно-патриотическая работа

9

История создания школы.

1

1

-

10

Школа в годы Великой Отечественной войны.

2

1

1

11

Учитель из Гыды – герои Великой

Отечественной войны. Л.Ф.Киселев

2

1

1

12

Тэсида – бесстрашный пулеметчик из Гыды.

1

1

-

13

Её именем названа школа. Н.И. Яптунай.

1

1

-

14

Подготовить материалы о Н.И. Яптунай.

2

1

1

15

Собрать интервью с родственников Н.И. Яптунай.

2

1

1

16

Проект «Мать Тундры»

1

1

-

17

Проект «Мать Тундры»

2

1

1

18

Я – житель Гыды.

2

1

1

19

Проект « Старожилы села Гыды»

1

1

-

История школы

20

Изучение истории школы.

2

1

1

21

Деятельность пионерской организации

2

1

1

22

Директора Гыданской школы

1

1

-

23

Деятельность комсомольской организации

2

1

1

24

Школа в годы Великой Отечественной войны.

2

1

1

25

Герои Великой Отечественной войны и труда.

1

1

-

26

Труженики тыла

2

1

1

27

История образования школьного музея.

2

1

1

28

Выпускники школы

1

1

-

29

Основные события в жизни школы

2

1

1

30

Основные события в жизни школы

2

1

1

31

Практические занятия: поиск и обработка

документов.

1

1

-

32

Создание книги «Золотые и серебряные

медалисты школы».

2

1

1

33

Подготовка экспозиция «Школа – вчера,

сегодня, завтра»

2

1

1

34

Экскурсия по экспозиции «Школа – вчера,

сегодня, завтра»

1

1

-

35

Итоговое занятие. Викторина.

2

1

1

2 полугодие

Работа музея

36

Экскурсовод. Работа экскурсовода

2

1

1

37

Как вести занятия по экспозициям школьного

музея

1

1

-

38

Практические занятия: составление тематико-

экспозиционного плана.

2

1

1

39

Практические занятия: составление текста

обзорной экскурсии.

2

1

1

40

Практические занятия: составление текста

тематических экскурсий.

1

1

-

34

Подготовка экскурсоводов; организация

сменных выставок;

2

1

1

35

Проведение занятий на основе экспозиции

музея.

2

1

1

Историческое краеведение

36

История края

1

1

-

37

Родной край сегодня, перспективы развития.

2

1

1

38

Пропаганда героических подвигов советских

воинов.

2

1

1

39

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

1

-

40

Записи историко-краеведческих наблюдений.

2

1

1

41

Как проводить беседы с очевидцами

исторических событий и записывать их

воспоминания.

2

1

1

42

Изучение и охрана памятников, связанных с

историей борьбы нашего народа за свою

независимость.

1

1

-

43

Сбор материалов для школьного музея.

2

1

1

44

Подготовка временных выставок.

2

1

1

45

Как писать реферат для школьного музея.

1

1

-

46

Записи историко-краеведческих наблюдений.

2

1

1

47

Происхождение названий улиц села.

2

1

1

48

Практические занятия: экскурсии по памятным

местам района и поселка. (заочно)

1

1

-

49

Фотографирование, зарисовки, сбор

материалов для школьного музея

2

1

1

50

Встречи с интересными людьми: Оковай Н.М.,

Бурика Е.Г.

2

1

1

Фиксирование исторических событий,

точность и историческая достоверность.

51

Правила работы в фондах музеев, архивах

1

1

-

52

Правила работы в библиотеках

2

1

1

53

Копирование документов.

2

1

1

54

Правила хранения и использования

документов.

1

1

-

55

Практические занятия: знакомство с

краеведческими объектами.

2

1

1

56

Фиксирование исторических событий; запись

воспоминаний.

2

1

1

57

Работа с первоисточниками;

1

1

-

58

Работа с каталогами.

2

1

1

59

Историческое краеведение как наука. Объекты

изучения.

2

1

1

60

Фонды и экспозиция школьного музея.

1

1

-

61

Общественно полезный характер

исторического краеведения.

2

1

1

62

Практические занятия: фотографирование,

зарисовка.

2

1

1

63

Подготовка пособий и материалов для

школьного музея.

1

1

-

64

Паспортизация краеведческих объектов.

2

1

1

65

Быт народов

2

1

1

66

Повторение и закрепление. Викторина.

1

1

-

Обычаи и традиции ненцев

67

Обычаи и традиции ненцев

2

1

1

68

Одежда. Женская одежда.

2

1

1

69

Мужская одежда.

1

1

-

70

Детская одежда.

2

1

1

71

Игры и игрушки ненцев 100 лет назад

2

1

1

72

Ненецкие подвижные игры

1

1

-

73

Ненецкие праздники.

2

1

1

74

Чум – мой дом родной.

2

1

1

75

Правила поведения в чуме.

1

1

-

76

Деревянная и меховая утварь ненцев.

2

1

1

78

Без нарты в тундре не прожить …

2

1

1

79

Языком орнамента

1

1

-

80

Растительный мир. Лекарственные растения.

2

1

1

81

Растения Красной книги Ямала

2

1

1

82

Кто такие шаманы?

1

1

-

83

Последний шаман Тазовского района – Гавриил

Мандаков

2

1

1

84

Природная медицина ненцев растительного

происхождения

2

1

1

85

Животный мир.

1

1

-

86

Мамонты жили на Гыдане…

2

1

1

87

Животные Красной книги Ямала

2

1

1

88

Природная медицина ненцев животного мира

1

1

-

89

Природа и человек.

2

1

1

90

Поговорим о рыбе и рыбаках.

Почетные рыбаки «Гыдаагро»

2

1

1

91

Меткое слово народа.

1

1

-

92

Изготовление альбома.

2

1

1

93

Кто такие сихиртя?

2

1

1

94

Моя семья.

1

1

-

95

Составление родословной.

2

1

1

96

Итоговое занятие. Задания на лето.

2

1

1

ИТОГО:

160

128

32

4.Диагностика результативности программы

Ожидаемые результаты

1.

Предполагается, что воспитанники научатся самостоятельно выделять памятники

истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они

находятся.

2.

Разовьют наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное

мышление.

3.

Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области

музееведения.

4.

Сформируют активную гражданскую позицию.

Методы определения результативности

Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде

практических заданий.

1. Самостоятельное заполнение:

книги поступлений;

акта приемки–сдачи;

карточки описания поступающих экспонатов

2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея,

оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.

3. Разработка и проведение экскурсий.

4. Изучение коллекций школьного музея.

5.

Участие

в

историко-краеведческой

конференции

учащихся

городских,

окружных

научно- практических конференциях.

6. В конце каждого года обучения проведение деловой игры «Создаем музей», создание и

защита собственных проектов музейного дела

Методические комментарии

Раздел № 1. История музейного дела.

Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат,

экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.

Должны знать: историю коллекционирования в России (первые коллекции Андрея

Боголюбского, Ивана Грозного, Бориса Годунова, первые музеи: Кунцкамера Петра

Первого, Эрмитаж Екатерины Второй, литературная коллекция графа Мусина-Пушкина,

библиотека Н.П. Румянцева, коллекция живописи братьев Третьяковых), первые музеи

Крайнего Севера: краеведческий музей г. Салехарда, музейного ресурсного центра п.

Тазовский, г. Ноябрьска, детского музея г. Ноябрьска, их основные коллекции и

создателей.

Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее.

Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник

(документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт

приемки-сдачи, карточка научного описания.

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета,

составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с

образовательными учреждениям, населением поселка, коллекционерами или другими

музеями.

Раздел № 3. Экспозиционная деятельность.

Воспитанники должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс,

этикетка, витрина, диорама.

Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический,

ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико–экспозиционный план,

аннотации, оформить экспозиционный комплекс.

Раздел № 4. Экскурсионная деятельность.

Воспитанники должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод.

Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.

5.

Условия реализации

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного

фонда школьного музея. Они включают в себя значительное количество вещественных,

письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми учащиеся

овладевают методикой музейной деятельности.

В

организации

занятий

по

истории

музеев

используются

визуальные

средства

видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира.

Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций,

бесед, практических занятий по музееведению.

Оборудование и оформление школьного музея:

Школьный

историко

краеведческий

музей

оборудован

выставочными

витринами,

стеллажами, на которых представлены экспонаты.

Кабинет оснащен выходом в Интернет.

Имеется видеопроектор, экран, компьютер, сканер, веб-камера, принтер.

Фонд

школьного

историко-

краеведческого

музея

на

первое

сентября

2017

года

насчитывает … экспонатов.

Фонд включает:

1.

Альбомы с фотографиями школы, учащихся 1970 -2017 годов;

2.

Кубки и медали за спортивные и творческие достижения учащихся и педагогов;

3.

Дипломы и грамоты учащихся и педагогов за спортивные и творческие достижения;

4.

Чучела птиц и животных Ямала;

5.

Коллекции полезных ископаемых нашего края ( в том числе образцы нефти);

6.

Предметы символики РФ (гербы городов и районов ЯНАО, флаги РФ, ЯНАО)

7. Коллекция медалей;

8. Творческие работы учащихся школы.

6.Список литературы

Для обучающихся:

1.

Пантелеева Л.В. Музей и дети.- М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.

2.

Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.

Для педагогов:

3.

Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2007г.- 15с.

4.

Труевцева О.Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический

опыт и перспективы.-Барнаул: Издательство АГТУ.-1998.-130 с.

5.

Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.

6.

Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность

музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры

музейного

дела)/

Институт

переподготовки

работников

искусства,

культуры

и

туризма РФ. М., 1997. С 89-96.

7.

Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты

истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.

8.

Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки.

Выпуск 3 Барнаул, 1999. С 199-203.

9.

Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.//

Сборник

материалов

регионально

научно-практической

конференции,

посвященной

70

–летию

Кемеровского

областного

краеведческого

музея.-

Кемерово, 1999.С 123-126.

10. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в

свете

современных

теорий

научного

познания.//

Музей

в

современном

мире:

традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.

11. Степанищева

Н.П.

К

вопросу

о

методике

подготовке

музейной

экскурсии.//

Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.

12. Столяров

Б.

Музейная

педагогика:

история

и

современность.//

Народное

образование. 2001. №5.

13. Шухман

Л.П.

Формирование

музейной

культуры

детей

и

подростков

в

сфере

досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции,

посвященной

70-летию

Кемеровского

областного

краеведческого

музея.

-

Кемерово, 1990.С 101-103.

14. Ясман

З.Д.

музейное

комплектование

по

истории

современности

и

задачи

экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/

Труды



В раздел образования