Автор: Быкова Ирина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СШ №18
Населённый пункт: город Камышин , Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: " Создание мини-проекта на уроке географии как одно из средств формирования учебно-познавательных компетенций учащихся"
Раздел: среднее образование
Создание мини-проекта на уроке географии как одно из средств
формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
В свете ФГОС второго поколения вся учебная работа в школе на
уроках
и
во
внеурочное
время
должна
быть
направлена
на
формирование различных метапредметных умений, компетенций.
В соответствии с разделением содержания образования на общее
метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла
предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого
учебного
предмета),
предлагается
трехуровневая
иерархия
компетенций:
ключевые компетенции
общепредметные компетенции
предметные компетенции
Андрей Викторович Хуторской (доктор педагогических наук,
член-корреспондент
Российской
академии
образования,
академик
Международной
педагогической
академии)
определяет
метапредметные
(ключевые)
компетенции
как
способность
школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределённости
при решении актуальных для них проблем и делит их на группы:
Ценностно-смысловые
компетенции
,
формируемые
в
ходе
исследовательской деятельности, включают в себя способность
ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в
нем, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих
действий и поступков, принимать решения;
Общекультурные компетенции
определяются кругом вопросов, в
которых обучающийся должен быть хорошо осведомлен, и
опытом деятельности, которым школьник должен обладать. Здесь
же можно отметить опыт освоения учеником научной картины
мира;
Учебно-познавательные
компетенции
-
совокупность
компетенций
обучающегося
в
сфере
самостоятельной
познавательной
деятельности,
включающей
элементы
логической,
методологической,
общеучебной
деятельности,
соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Здесь
определяется
уровень
знаний
и
умений
организации
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
исследовательской деятельности;
Информационные
компетенции
включают
в
себя
умение
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
~ 1 ~
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и
передавать ее;
Коммуникативные
компетенции
предполагают
знание
необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими,
навыки коллективной работы с учетом различных социальных
ролей;
Социально-трудовые компетенции
означают владение знаниями
и опытом деятельности в социально-трудовой и гражданско-
общественной сферах.
Компетенции личностного самосовершенствования
направлены
на освоение способов деятельности в собственных интересах и
возможностях, что выражается в непрерывном самопознании,
развитии необходимых современному человеку личностных
качеств.
Ещё шесть лет назад изучив работу Германа Константиновича
Селевко «Современные педагогические технологии», я для себя
открыла проектно-исследовательскую технологию. Изучив в теории, я
стала применять её на практике. Я считаю , что данная технология
лучше других способствует формированию учебно-познавательных
компетенций учащихся. На сегодняшний день я с удовольствием
создаю со своими учениками проекты и выполняю исследования. На
уроках и во внеурочной деятельности.
Проекты, бывают очень разными.
По доминирующей деятельности:
1.Практико-ориентированный
2. Информационный
3. Творческий
4. Ролевой
По комплексности (предметно-содержательной области):
Монопроекты
Межпредметные проекты
По характеру контактов:
Внутриклассные
Внутришкольные.
Региональные (в пределах одной страны).
Международные.
По продолжительности.
Мини-проекты
Краткосрочные проекты
~ 2 ~
Недельные проекты
Долгосрочные (годичные) проекты
На каждом этапе выполнения проектов используются определённые
виды умений, и отрабатываются на практике.
1.
На первом этапе постановки проблемы -
формулировать
исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу.
2.
На втором этапе изучения теории, посвящённой данной
проблематике
–
умения
работать
с
дополнительной
литературой, Интернет-ресурсами.
3.
На
третьем
этапе
подбора
методик
исследования
и
практическое овладение ими - планировать и проводить
необходимые
исследования;
умения
пользоваться
простейшими приборами.
4.
На четвёртом этапе сбора собственного материала, его анализа
и обобщения -
умения проводить анализ полученных
результатов (при необходимости использовать формулы);
умения
строить
графики,
диаграммы,
составлять
таблицы.
5.
На пятом этапе научного комментария - систематизировать
полученные
исследования;
оформлять
результаты
исследований.
6.
На
шестом
этапе
собственных
выводов
–
систематизировать полученные исследования; оформлять
результаты исследований.
Я хотела бы остановиться на наиболее интересном для меня виде
проектов – мини-проект. Девиз моей работы с мини-проектами на
уроке является «От действия - к мысли»
Мини-проект очень интересен как форма урока. Он охватывает
работой всех учеников класса, а так же за короткий промежуток
времени (1-2 урока) ученики получают конкретный результат (продукт)
своей работы. При подготовке к нему учитель тратит много сил и
времени. То есть «экспромт» должен быть хорошо подготовлен.
На практике я столкнулась с несколькими трудностями: как
заинтересовать детей выполнением достаточно трудной работы, как
разделить на группы, а главное как получить конкретный результат.
Постепенно мне удалось эти трудности решать. Покажу на
конкретном примере.
Вашему вниманию я представлю два способа начала урока.
Сравните.
- Здравствуйте, ребята! У нас урок географии по теме «Население
России». Сегодня мы должны охарактеризовать структуру населения
~ 3 ~
по этническому, конфессиональному, поло-возрастному признаку,
опираясь на демографические процессы, которые её формируют.
А теперь другой вариант начала: посмотрите на слайд. Как вы
думаете, что изображено?
(слайд)
Это показана «река жизни» - т.е. численность растущих детей по их
годам рождения - это «родники» НАРОДА. Если «родники» начнут
«усыхать», то через 70-80 лет и вся «река жизни» «пересохнет».
Обратите внимание на чёрную часть диаграммы – это период с 2008
года по сегодняшний день. Какая проблема здесь наглядно показана?
(С 1950-х «родники усохли» - более чем в два раза. И продолжают
усыхать)
Чтобы выяснить причины этого, на сегодняшнем уроке мы
выполним мини-проект по теме «Население России с точки зрения
демографии».
Вторая трудность – деление на группы. Я делаю это как-бы
случайным подбором, выдавая жетончики за правильные ответы. Но
плюс данного деления в том, что незаметно для учеников я могу
корректировать состав группы по необходимости. У каждой группы
своё задание.
Даётся время для выполнения. Но для того, чтобы задание
выполнить
внутри
группы
идёт
распределение
ролей
между
участниками, идёт самоконтроль и взаимоконтроль. Затем защита
работы группы и подведение итогов.
Проект отличается от других видов деятельности тем, что итогом
является продукт. В данном случае продуктом стала карта России.
Таким
образом
при
создании
мини-проектов
у
учеников
формируется совокупность компетенций в сфере познавательной
деятельности,
формируются
логика,
умение
анализировать,
планировать, общаться, проводить исследование и другие.
Завершить своё выступление хочу словами
Прекрасная у нас работа
Она и интересна и трудна
Ученикам нужна моя забота
Всегда среди людей, всегда я не одна
Работа не даёт остановиться
~ 4 ~
А заставляет нас со временем шагать
Должна я на профессию молиться
Не даст мне в жизни прозябать!
Использованная литература.
1.
Трофимова О.В. Нетрадиционная форма урока и социализация
учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. –
2006
2.
Курс лекций по педагогике и психологии: учебное пособие/ Под
ред. проф. Л.И.Гриценко.-Волгоград: Изд-во ВГПИПК РО, 2008.-
288с.
3.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского
подхода к обучению: Учебное пособие. – М., 2006.
4.
Сергеев
И.С.
Как
организовать
проектную
деятельность
учащихся:
Практическое
пособие
для
работников
общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.:
АРКТИ, 2008.
5.
География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-
сост. Н.В.Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.
6.
География.
7-10
классы:
активизация
познавательной
деятельности
учащихся:
исследовательские
работы,
уроки,
проекты/ авт.-сот. В.Н.Иванова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
7.
География. 6-10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс-
конференции/ А.Г.Стадник. – Волгоград: Учитель, 2010.
8.
Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность
учащихся/ авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.
~ 5 ~