Напоминание

" Создание мини-проекта на уроке географии как одно из средств формирования учебно-познавательных компетенций учащихся"


Автор: Быкова Ирина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СШ №18
Населённый пункт: город Камышин , Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: " Создание мини-проекта на уроке географии как одно из средств формирования учебно-познавательных компетенций учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Создание мини-проекта на уроке географии как одно из средств

формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.

В свете ФГОС второго поколения вся учебная работа в школе на

уроках

и

во

внеурочное

время

должна

быть

направлена

на

формирование различных метапредметных умений, компетенций.

В соответствии с разделением содержания образования на общее

метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла

предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого

учебного

предмета),

предлагается

трехуровневая

иерархия

компетенций:

ключевые компетенции

общепредметные компетенции

предметные компетенции

Андрей Викторович Хуторской (доктор педагогических наук,

член-корреспондент

Российской

академии

образования,

академик

Международной

педагогической

академии)

определяет

метапредметные

(ключевые)

компетенции

как

способность

школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределённости

при решении актуальных для них проблем и делит их на группы:

Ценностно-смысловые

компетенции

,

формируемые

в

ходе

исследовательской деятельности, включают в себя способность

ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в

нем, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих

действий и поступков, принимать решения;

Общекультурные компетенции

определяются кругом вопросов, в

которых обучающийся должен быть хорошо осведомлен, и

опытом деятельности, которым школьник должен обладать. Здесь

же можно отметить опыт освоения учеником научной картины

мира;

Учебно-познавательные

компетенции

-

совокупность

компетенций

обучающегося

в

сфере

самостоятельной

познавательной

деятельности,

включающей

элементы

логической,

методологической,

общеучебной

деятельности,

соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Здесь

определяется

уровень

знаний

и

умений

организации

целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки

исследовательской деятельности;

Информационные

компетенции

включают

в

себя

умение

самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую

~ 1 ~

информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и

передавать ее;

Коммуникативные

компетенции

предполагают

знание

необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими,

навыки коллективной работы с учетом различных социальных

ролей;

Социально-трудовые компетенции

означают владение знаниями

и опытом деятельности в социально-трудовой и гражданско-

общественной сферах.

Компетенции личностного самосовершенствования

направлены

на освоение способов деятельности в собственных интересах и

возможностях, что выражается в непрерывном самопознании,

развитии необходимых современному человеку личностных

качеств.

Ещё шесть лет назад изучив работу Германа Константиновича

Селевко «Современные педагогические технологии», я для себя

открыла проектно-исследовательскую технологию. Изучив в теории, я

стала применять её на практике. Я считаю , что данная технология

лучше других способствует формированию учебно-познавательных

компетенций учащихся. На сегодняшний день я с удовольствием

создаю со своими учениками проекты и выполняю исследования. На

уроках и во внеурочной деятельности.

Проекты, бывают очень разными.

По доминирующей деятельности:

1.Практико-ориентированный

2. Информационный

3. Творческий

4. Ролевой

По комплексности (предметно-содержательной области):

Монопроекты

Межпредметные проекты

По характеру контактов:

Внутриклассные

Внутришкольные.

Региональные (в пределах одной страны).

Международные.

По продолжительности.

Мини-проекты

Краткосрочные проекты

~ 2 ~

Недельные проекты

Долгосрочные (годичные) проекты

На каждом этапе выполнения проектов используются определённые

виды умений, и отрабатываются на практике.

1.

На первом этапе постановки проблемы -

формулировать

исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу.

2.

На втором этапе изучения теории, посвящённой данной

проблематике

умения

работать

с

дополнительной

литературой, Интернет-ресурсами.

3.

На

третьем

этапе

подбора

методик

исследования

и

практическое овладение ими - планировать и проводить

необходимые

исследования;

умения

пользоваться

простейшими приборами.

4.

На четвёртом этапе сбора собственного материала, его анализа

и обобщения -

умения проводить анализ полученных

результатов (при необходимости использовать формулы);

умения

строить

графики,

диаграммы,

составлять

таблицы.

5.

На пятом этапе научного комментария - систематизировать

полученные

исследования;

оформлять

результаты

исследований.

6.

На

шестом

этапе

собственных

выводов

систематизировать полученные исследования; оформлять

результаты исследований.

Я хотела бы остановиться на наиболее интересном для меня виде

проектов – мини-проект. Девиз моей работы с мини-проектами на

уроке является «От действия - к мысли»

Мини-проект очень интересен как форма урока. Он охватывает

работой всех учеников класса, а так же за короткий промежуток

времени (1-2 урока) ученики получают конкретный результат (продукт)

своей работы. При подготовке к нему учитель тратит много сил и

времени. То есть «экспромт» должен быть хорошо подготовлен.

На практике я столкнулась с несколькими трудностями: как

заинтересовать детей выполнением достаточно трудной работы, как

разделить на группы, а главное как получить конкретный результат.

Постепенно мне удалось эти трудности решать. Покажу на

конкретном примере.

Вашему вниманию я представлю два способа начала урока.

Сравните.

- Здравствуйте, ребята! У нас урок географии по теме «Население

России». Сегодня мы должны охарактеризовать структуру населения

~ 3 ~

по этническому, конфессиональному, поло-возрастному признаку,

опираясь на демографические процессы, которые её формируют.

А теперь другой вариант начала: посмотрите на слайд. Как вы

думаете, что изображено?

(слайд)

Это показана «река жизни» - т.е. численность растущих детей по их

годам рождения - это «родники» НАРОДА. Если «родники» начнут

«усыхать», то через 70-80 лет и вся «река жизни» «пересохнет».

Обратите внимание на чёрную часть диаграммы – это период с 2008

года по сегодняшний день. Какая проблема здесь наглядно показана?

(С 1950-х «родники усохли» - более чем в два раза. И продолжают

усыхать)

Чтобы выяснить причины этого, на сегодняшнем уроке мы

выполним мини-проект по теме «Население России с точки зрения

демографии».

Вторая трудность – деление на группы. Я делаю это как-бы

случайным подбором, выдавая жетончики за правильные ответы. Но

плюс данного деления в том, что незаметно для учеников я могу

корректировать состав группы по необходимости. У каждой группы

своё задание.

Даётся время для выполнения. Но для того, чтобы задание

выполнить

внутри

группы

идёт

распределение

ролей

между

участниками, идёт самоконтроль и взаимоконтроль. Затем защита

работы группы и подведение итогов.

Проект отличается от других видов деятельности тем, что итогом

является продукт. В данном случае продуктом стала карта России.

Таким

образом

при

создании

мини-проектов

у

учеников

формируется совокупность компетенций в сфере познавательной

деятельности,

формируются

логика,

умение

анализировать,

планировать, общаться, проводить исследование и другие.

Завершить своё выступление хочу словами

Прекрасная у нас работа

Она и интересна и трудна

Ученикам нужна моя забота

Всегда среди людей, всегда я не одна

Работа не даёт остановиться

~ 4 ~

А заставляет нас со временем шагать

Должна я на профессию молиться

Не даст мне в жизни прозябать!

Использованная литература.

1.

Трофимова О.В. Нетрадиционная форма урока и социализация

учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. –

2006

2.

Курс лекций по педагогике и психологии: учебное пособие/ Под

ред. проф. Л.И.Гриценко.-Волгоград: Изд-во ВГПИПК РО, 2008.-

288с.

3.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского

подхода к обучению: Учебное пособие. – М., 2006.

4.

Сергеев

И.С.

Как

организовать

проектную

деятельность

учащихся:

Практическое

пособие

для

работников

общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.:

АРКТИ, 2008.

5.

География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-

сост. Н.В.Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.

6.

География.

7-10

классы:

активизация

познавательной

деятельности

учащихся:

исследовательские

работы,

уроки,

проекты/ авт.-сот. В.Н.Иванова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

7.

География. 6-10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс-

конференции/ А.Г.Стадник. – Волгоград: Учитель, 2010.

8.

Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность

учащихся/ авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.

~ 5 ~



В раздел образования