Автор: Светлана Викторовна Соловьёва
Должность: учитель биологии, химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №2"
Населённый пункт: Рославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: технологическая карта
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока : Развитие жизни на Земле
ФИО
Соловьева Светлана Викторовна
Место работы
МБОУ «Средняя школа №2»
Должность
учитель биологии, химии
Предмет
биология
Класс
5
Базовый учебник
Введение в биологию. Н. И. Сонин, А.А. Плешаков. Линейный урс
Цель урока: Образовательная: формирование представлений о происхождении жизни на Земле,
знаний о живых организмах, обитающих на стадиях развития жизни на Земле.
Развивающая: развитие умений работать с ЭОРми, различными источниками информации,
формирование навыков самостоятельной работы, умений анализировать, сравнивать, обобщать,
выделять главное.
Воспитательная: формирование желания познавать новое, интересов к изучению природы.
Планируемые результаты ( предметные)
Личностные результаты: будут сформированы: коммуникативные компетенции в общении и
сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные - н а у ч а т с я : составлять план работы с учебником, выполнять задания в
соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; п о л у ч и т
в о з м о ж н о с т ь н а у ч а т ь с я : ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем,
товарищами.
Познавательные - н а у ч и т с я : устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию;
п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я : ориентироваться на возможное разнообразие
способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные - н а у ч а т с я : планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками; п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я : принимать другое мнение и позицию,
строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения
для решения коммуникативных задач; п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь п р и м е н и т ь : умения
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Тип урока комбинированный. Урок-мастерская.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ, Кейсы, Электронный учебник:Н. И. Сонин,
А.А. Плешаков.
Структура и ход урока
№
Этап
урок
а
Деятельность учителя
Деятельно
сть
ученика
Формирование УУД
Вре
мя
1
Орга
низа
цион
ный
1. Приветствует обучающихся.
2. Проверяет готовность к работе.
3. Проверяет наличие учебных
принадлежностей
1.Приветст
вуют
2.Проверя
ют
готовность
Регулятивные:
самоконтроль
учебной деятельности
1
мин
2
Моти
ваци
я и
стим
улир
ован
ие
1.
Презентация 1, 2 Слайд.
Давным-давно великий бог времени
Хронос решил «пройтись» по нашей Земле
и записать в «Книге Времени -
Геохронологии» всё, что будет
происходить на ней!
Геохронология (от греч.geo – Земля,
chronos – время и logos – учение) – учение
о возрасте, продолжительности и
последовательности формирования горных
пород, слагающих земную кору.
1.Формули
руют тему
урока.
2. Ставят
перед
собой цели
и задачи:
узнать как
выглядела
наша
Земля и
Познавательные:
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели
Коммуникативные:
Выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и
точностью
Личностные:
10
мин
Время, в течение которого
накапливалась группа пород, Хронос
назвал эрой. Название эры отражает
относительное время: архейская
(древнейшая), протерозойская (ранняя),
палеозойская (древняя), мезозойская
(средняя), кайнозойская (новая).
Все эры разделены на менее длительные
отрезки времени – периоды.
Благодаря науке и современным
исследованиям, человечество смогло
определить, сколько лет нашей планете,
когда возникла жизнь и как изменялся
облик Земли в течении времени.
О чем пойдет речь на уроке?
2. Выслушивает и подводит к выводу о
том, что необходимо выяснить в процессе
темы урока.
3. На основе выше изложенного, какую
цель можно обозначить и попытаться
достичь
какие
животные
и растения
ее
населяли в
разные
периоды
истории
Земли.
установление
учащимися связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом
3
Акту
ализ
ация
знан
ий
Давай «покопаемся в памяти» вспомним
вспомнить понятие «ленты времени» из
курса Окружающего мира:
- что называется «лентой времени», и где
вы встречались с этим понятием?
–А как вы работали с лентой времени?
-А можно ли создать «биологическую
ленту времени», чтобы отметить
существовавшие на Земле разных
организмов организмы?
- Как называются громадные промежутки
времени?
- Какие ученые изучают древних и давно
вымерших живых организмов?
Участвуют
в беседе,
отвечают
на
вопросы,
слушают
своих
однокласс
ников.
Познавательные:
Установление
причинно-
следственных связей
Коммуникативные:
Выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и
точностью
Аргументация своего
мнения и позиции
4
мин
ут
4
Физк
ульт
мину
тка
Руководит физкультминуткой «Собачьи
танцы».
Выполняю
т движения
собак
2
мин
уты
5
Усво
ение
новы
х
знан
ий.
1.Предлает решить задачи урока,
представив себя в роли: Вы-ученые
палеонтологи, совершите научную
экспедицию на машине времени, сегодня
вы отправитесь в прошлое и изучите
вымерших ископаемых живых организмов
в разные периоды истории жизни на
Земле. Вам предстоит воссоздать за
короткое время урока то, что происходило
на планете в течении 4,5 млрд. лет.
Воссоздавать ход развития жизни мы
будем из разрезанной на отдельные
фрагменты таблицы, в которой:
1.
Название Эры
2.
Продолжительность эры
1.
Слушают
задание
учителя.
Вытягиваю
т кейс и
выполняют
работу по
плану.
2.
Выступают
и
заполняют
сводную
таблицу.
Познавательные:
Создание алгоритмов
деятельности при
решении проблемы
поискового
характера.
Анализ, синтез,
сравнение,
обобщение
Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания
Определение
основной и
15
мин
3.
Основные события в неживой
природе.
4.
Основные события в живой
природе.
Всего 4 группы палеонтологов.
1я гр. – Архей и Протерозой
2я гр. – Палеозой
3я гр. – Мезозой
4я гр. – Кайнозой
Каждая группа изучает свою эру по
электронному учебнику, и из набора
карточек для составления общей таблицы
находит карточки с информацией своей
эры.
(Ученый,
годы
жизни, чем
занимался,
вклад в
развитие
науки)
второстепенной
информации
Коммуникативные:
Аргументация своего
мнения
Учет различных
мнений,
координирование в
сотрудничестве
различных позиций
Умение работать в
малых группах
Личностные:
Определение своей
роли при групповой
работе
Осознание
ответственности за
общее дело
6
Закр
епле
ние
новы
х
знан
ий
1Прочитайте утверждения и решите, какие
из них верны.
1. Цветковые растения появились на Земле
раньше папоротников, хвощей и плаунов..
2. В каменноугольный период жили
древние гигантские стрекозы, размер
крыльев которых достигал 1 м.
3.500 млн лет назад в древнем океане
водились разнообразные млекопитающие,
рыбы и динозавры.
4.Тираннозавр был хищником, но не
брезговал и падалью.
5.Мамонт – млекопитающее, родственник
современных слонов.
6.В лесах каменноугольного периода уже
обитали многоножки, пауки, скорпионы и
летали гигантские стрекозы.
7.Длина трилобитов достигала 5 м.
8.В настоящее время учёным известно
около 500-600 видов вымерших
динозавров.
9.Диплодок был растительноядным
динозавром.
10.Стегозавр – крупный динозавр,
питавшийся мелкими насекомыми и
ящерицами.
1. Работая
в парах,
выполняют
самостояте
льную
работу,
обсуждая
ход
выполнени
я заданий
и
результаты
работы в
группе.
.
Познавательные:
Анализ, синтез,
сравнение,
обобщение
второстепенной
информации
Личностные:
Осознание
ответственности за
общее дело
Регулятивные:
Контроль, оценка,
волеваясаморегуляци
я в ситуации
затруднения.
7
мин
2. Закончите предложения, используя слова
из словарика.
1. ….. на Земле зародилась в океане.
2. Покрытый густой шерстью родственник
слонов называется….
3. В юрский периоде истории развития
Земли были широко распространены ….
Словарик: Мамонт, Динозавры, Жизнь
8
Подв
еден
ие
итого
в
урок
а,
рефл
екси
я.
1.
Закончил Хронос свой трудный
путь. В «Книге Времени» была
заключена огромная информация о
развитии Земли.
Предлагает подвести итог урока и ответить
на поставленные в начале урока задачи и
цели.
Задает вопросы: - Где появилась жизнь?
Какие организмы первыми заселили сушу?
Почему первым периодом развития жизни
на Земле назвали Каменноугольным?
По какой причине вымерли динозавры?
Почему с течением времени одни виды
сменяли другие?
Что нового узнали на уроке?
Какие затруднения возникли в процессе
работы?
Рефлексия урока- правило квадрата
(Презентация)
1.
Отвечают
на
наводящие
вопросы
учителя.
2..Отвечаю
т на
проблемны
й вопрос
3.
Выбирают
квадрат
рефлексии.
Познавательные:
Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания
Определение
основной и
второстепенной
информации
Коммуникативные:
Аргументация своего
мнения
Личностные:
Самооценка.
3
мин
9
Инф
орма
ция о
дома
шне
м
задан
ии.
1.Дает информацию о задании на дом.
- изучить п. учебника
- Написать мини сочинение о древнем
живом организме.
1.Запи-ют
дом.зад.
2.Слушают
инструкци
ю по
состав-ю
Познавательные:
анализ компонентов
с целью выделения
особенностей.
Регулятивные: коррек
ция полученных
знаний.
1
мин
Приложение 1
Эр
а
Пер
иод
ы
Продолжи
тель-
ность
События в
неживой
природе
События в живой природе
Ар
хе
йс
ка
я
Самая
древнейша
я
эпоха
которая
длилась
около 1
млрд лет.
В атмосфере
начал
накапливаться
кислород
Обнаружены органические вещества, входившие в
состав древнейших живых организмов. Найдены
окаменевшие цианобактерии возраст их примерно 3,5
млрд лет.
Жизнь в этот период развивалась в водной среде,
потому что только вода могла защитить организмы от
солнечного и космического излучения. Первые живые
организмы жили в бескислородной среде и питались
готовыми органическими веществами. Важнейшее
событие архейской эры – появление кислородного
фотосинтеза.
Пр
от
ер
оз
Эра
которая
длилась 2
млрд лет
Увеличение
кислорода в
атмосфере
привело к
Сформировались все царства живого мира: бактерии,
растения, животные, грибы. Возникли и достигли
высокой степени сложности беспозвоночные: губки,
кишечнополостные, черви, иглокожие,
ой
ск
ая
формированию
озонового слоя,
защитившего
Землю от
излучения,
поэтому жизнь
могла выходить
на сушу
членистоногие, моллюски. В конце на сушу вышли
грибы и водоросли, образовав древнейшие
лишайники
Па
ле
оз
ой
ск
ая
Пер
мски
й
Кам
енно
угол
ьны
й
Дево
нски
й
Сил
урий
ский
Орд
овик
ский
Кем
брий
ский
Эра
началась
около 570
млн лет и
продолжал
ась около
140 млн
лет.
Климат стал
более холодным
и сухим. Позже,
климат
становится более
сухим.
Сокращается разнообразие амфибий. Основными
хозяевами суши становятся пресмыкающиеся.
Господство древовидных хвощей, плаунов и
папоротников, достигавших в высоту 30 –40 м.
Именно эти растения, падая в тропические болота не
сгнивали, а превращались в каменный уголь, который
мы используем в качестве топлива. Появились первые
крылатые насекомые, напоминающие громадных
стрекоз.
Господствуют акулы, скаты, появляются первые
костные рыбы. В пересыхающих водоѐмах с
недостаточным количеством кислорода появляются
двоякодышащие и кистепѐрые рыбы, имеющие
помимо жабр органы воздушного дыхания –
мешковидныелѐгкие и мускулистые плавники со
скелетом. От них произошли первые наземные
позвоночные – стегоцефалы (земноводные).
В морях распространяются первые настоящие
позвоночные – бесчелюстные, от которых в
дальнейшем произошли рыбы. Вышли на сушу
первые растения – псилофиты, а затем древнейшие
паукообразные, защищѐнные от сухого воздуха
хитиновым панцирем.
Расцвет медуз и кораллов. Появляются древние
членистоногие – трилобиты. Развиваются хордовые
организмы
М
ез
оз
ой
ск
ая
Мел
овой
Юрс
кий
Триа
совы
й
Эра
началась
около
230 млн
лет и
длилась
примерно
165 млн
лет.
Климат
становился то
сухим то
влажным
Появляются высшие млекопитающие и настоящие
птицы. Появляются и быстро распространяются
покрытосеменные растения. Некоторые из них
сохранились до наших дней (дубы, ивы, эвкалипты,
пальмы). В конце периода вымирают динозавры.
Господствуют голосеменные и пресмыкающиеся. В
конце периода появляются археоптериксы –
первоптицы.
Расцвет динозавров; появляются крокодилы, черепах
и первые млекопитающие. Вымирают семенные
папоротники
Ка
йн
оз
ой
Ант
ропо
гено
вый
Неог
енов
ый
Пале
оген
овы
Эра
началась
около
67 млн лет
назад и
продолжае
тся в
настоящее
время.
Похолодание
климата (четыре
оледенения). В
конце периода
началось
глобальное
потепление.
Климат
становится более
сухой,
Появление мамонтов, шерстистых носорогов,
овцебыков.
Формируются виды растений и животных, близких к
современным. Появляются первые человекообразные
обезьяны.
Господствуют млекопитающие (формируется
большинство современных отрядов, появляются
приматы) и птицы. Господствуют покрытосеменные
растения, увеличивается многообразие насекомых
й
образуются
степи