Авторы: Андросова Марина Николаевна, Марина Николаевна Андросова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Кирсанова Тамбовской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Шуточный фольклор"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
г.Кирсанова Тамбовской обл.
Занятие
фольклорного кружка «Берегиня»
(1 год обучения)
на тему:
«ШУТОЧНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
Педагог дополнительного образования
Андросова Марина Николаевна
Цель:
создать условия для самовыражения учащихся и возникновения
положительных
эмоций,
используя
здоровьесберегающий
эффект
смехотерапии.
Задачи:
-
закрепить знания народных потешек, небылиц, дразнилок, загадок,
частушек;
- научить творчески использовать средства выразительности образов героев;
- развивать коммуникативные качества детей;
- помочь избавиться от комплексов.
Оборудование:
- русские народные костюмы;
- коробка «посылка»;
- кукла Петрушка;
- игрушка «Кот в мешке»;
- заготовки для сочинения частушек;
- сувениры «Солнышко» для учащихся;
- фонограммы частушек и народных мелодий.
Ход занятия.
Кабинет украшен в русском народном стиле.
Ведущий. Внимание, звонок!
Начинается урок!
Какой предмет?
Математика? Нет!
И не русский язык тоже!
А что же?
Поясняю для всех:
Новый предмет – смех!
Вы готовы его изучать?
Дети. Да!
Ведущий. Тогда весело мне улыбнитесь, друзья!
В народе говорят: «Весёлого – болезнь боится!». Как вы думаете,
почему?
Ответы детей.
Ведущий. Действительно, смех – несёт нам здоровье. Поэтому собрались мы
сегодня пошутить, позабавиться, да потешиться. Поиграть, посмеяться. Смех
вам да веселье, люди добрые!
Чтецы. 1. Добрым людям – добрая радость!
2. Нам без смеха просто жизни нет,
Он нам нужен всюду и всегда.
3. А от шуток, вовсе не секрет,
Растёт и успеваемость твоя.
4. Как вы могли из этого понять
Украсит шутка каждый разговор.
5. И чтобы настроение поднять,
Зовём на помощь…
Все. Шуточный фольклор!
Ведущий. Что значит это английское слово «фольклор»?
Дети. Народное творчество.
Ведущий. А веселить нас сегодня будут 3 улицы.
Дети делятся на 3 группы и садятся за столы.
Ведущий. Придумайте им весёлые названия.
Идёт обсуждение на фоне русской народной мелодии. (Названия могут
быть разными. Например, «Улыбка», «Смешинка», «Хохмачи» и т.п.)
Ведущий. На каждой улице есть свои весельчаки. Хотят они смешное слово
сказать, всех позабавить. Эй, шутники, выходите в круг!
1.
– Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- О-очень!
2. – Что везёшь?
- Село.
- Какое село? Это ж дрова!
- А коль видишь, так чего же спрашиваешь?!
3. – Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот, да рукава.
Ведущий.
На Руси всегда любили весёлую шутку. И даже загадки
сочинялись с юмором. А уж отгадывать загадку ещё веселей.
Сценка «Хвастун»
Выходят 2 мальчика – Хвастун и Ведущий.
Хвастун. Я всё знаю, всё умею. Я самый умный!
Ведущий. Хорошо, тогда отгадай загадки: «Захотелось плакать вдруг –
Слёзы лить заставил…»
Хвастун. Я знаю, знаю, это плуг!
Ведущий. Какой плуг?
Хвастун. Которым землю пашут.
Ведущий. Нет, не правильно. «Набирай скорее в миску
Краснощёкую…»
Хвастун. Сосиску!
Ведущий. Почему сосиску?
Хвастун. Потому что она вкусная.
Ведущий. «Отыскали, наконец,
И зелёный…»
Хвастун. Чебурец!
Ведущий. Тебя что-то на еду потянуло. «Кто, ребята не знаком
С белозубым…»
Хвастун. Мотыльком!
Ведущий. Да где ж ты видел зубы у мотыльков? А?
Хвастун. Да они каждый день тут летают, летают. А зубы – во какие!
Ведущий (пожимает плечами). «Под кустом капнёшь немножко,
Выглянет на свет…»
Хвастун. Столовая ложка!
Ведущий. Ложка-то тут причём?
Хвастун. Просто складно получилось.
Ведущий. «Разве в огороде пусто,
Если там растёт…»
Хвастун. Эльгусто!
Ведущий. А это ещё что такое?
Хвастун. А это… кофе такой. По телевизору рекламируют.
Ведущий. Я совсем запутался! Ничего не понимаю! А вы, ребята, что-нибудь
поняли? Если вы догадались о чём идёт речь, то хором громко произнесите
пропущенные слова. А то с таким помощником я не разобрался, а наоборот,
запутался.
Ведущий повторяет загадки, а дети говорят правильные пропущенные
слова.
Ведущий. Молодцы! А теперь загадки посложнее. Для самых весёлых и
сообразительных.
1.
В лесу: стук-стук, в избе: ляп-ляп, в руках: дзинь-дзинь, на полу: топ-
топ. (Балалайка)
2.
Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато, когда сыта от Федоры
– теплота. (Печка).
3.
У носатого Фоки постоянно руки в боки. Фока воду кипятит и, как
зеркало, блестит. (Самовар).
4.
Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармошка).
Ведущий. Загадки отгадывать вы мастера,
А сейчас вас ожидает игра!
Сегодня не должно быть ни одного грустного лица! А чтобы
было веселее, давайте запустим «Ракету веселья». Знаете, как это делать?
Хлопаем в ладоши и громко произносим звук «у-у-у». Три, два, один, пуск!
(3 раза). Ну вот, теперь совсем хорошо. А сейчас давайте поиграем. Игра
называется «Эхо». Это игра в рифму. Я начну петь стихотворение, а вы
хором пойте окончание 2 раза.
Игра «Эхо».
Ведущий. Славно мы повеселились, поиграли, пошутили,
А теперь пришла пора сочинять стихи, друзья!
Я прослышала, что на улице «Хохмачей» есть весёлые
сочинители. И хотят они сейчас смешное слово сказать, всех позабавить.
Выходят 2 мальчика:
- Ты сочинять умеешь?
- Умею.
- Сочини стихотворение про… кирпич!
- Кирпич упал на голову мне –
Ах, как сладко моей голове!
- При чём тут «сладко»?
- Что не нравится стихотворение, тогда попробуй сам сочинить.
- Так это же просто! Про что сочинить?
- Про… розетку!
- Сейчас, сейчас… Развесёлый Вася Мальцев
Удивил сегодня нас:
Он в розетку сунул пальцы…
Сунул пальцы… Сунул пальцы…
- Ну?
- И смеялся целый час!
- Ну, ты сказал! Сунешь в розетку пальцы – не до смеха будет. Смотри, над
тобой ребята смеются. Давай лучше частушки сочинять попробуем.
(Уходят).
Ведущий. Сочинить частушку тоже не просто. Ведь в четырёх строчках надо
рассказать целую историю, случай из жизни, да ещё с юмором, да используя
намёки, умолчания, сравнения. Например, Всё Федотка забывает,
Даже туфли надевать.
Рот Федотка открывает –
Забывает закрывать.
Попробуйте придумать частушку, которая начиналась бы: «Ходит Ванька по
деревне…», а оканчивалась бы:
1.
…зуб давно качается.
2.
…уши развеваются.
3.
…глаз не открывается.
Работа в группах.
Ведущий. Замечательные вы сочинили частушки! А кто знает много русских
народных частушек? Чья улица больше исполнит, тому и хлопать громче
будем.
Соревнование частушечников.
Ведущий. Уморились? Отдохните. И с улыбкою спляшите.
Фикультминутка под музыку «Ах, вы сени, мои сени»
Ведущий. Любо – дорого на всех глядеть! А сейчас встречайте, к нам едут
два брата. И оба с Арбата – Фома и Ерёма.
Скоморохи. Здрасьте! Вот и мы оба – Фома и Ерёма!
Ерёма. Веселье услыхали, к вам и прибежали!
Фома. Нынче вам расскажем в лицах
Весёлые небылицы.
- По поднебесью, братцы, медведь летит!
- Медведь летит, хвостом вертит!
- Свинья на ели гнездо свила!
- Гнездо свила, деток вывела!
- Милых деточек – поросяточек!
- Поросятки по сучкам висят,
- По сучкам висят, полететь хотят!
Ерёма. Фома вредный, голос медный,
Сам с кувшин, голова с аршин!
Фома. Шутку любишь над Фомой,
Так люби и над собой:
Ерёму поднимали –
Животы-то надрывали! (Смеётся).
Вместе. А вы, ребята, знаете дразнилки?
Конкурс дразнилок.
Ведущий. Смотрю я на вас, ребятушки, и думаю какая польза от этих
дразнилок? А-а, догадалась – дразнилка помогает нам выпустить из себя зло
или неприятность. Главное – мы разряжаемся словами, а не кулаками.
Раздаётся стук в дверь. Это принесли посылку, из которой раздаётся смех.
Ведущий достаёт куклу Петрушку.
Петрушка. Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! А вот и я! Кто знает
как зовут меня? (Петрушка).
- Много знаю я потех,
Будут шутки, будет смех!
(Обращается к детям)
1. - Скажи «двести»!
- Двести.
- У тебя голова в тесте!
2.
- Сашка, под ногами грязь!
- Где? (наклоняется)
- Не кланяйся, я тебе не князь!
3. – Вам поклон прислали!
- Кто?
- Маша!
- Какая Маша?
- Свинья наша!
- Не обиделись? Молодцы! На шутку никогда не обижаются. Вот так,
ребятишки – девчонки и мальчишки. А теперь вы меня потешьте сказочкой.
Кто умеет сказки рассказывать? А я посижу, да послушаю.
Каждая «улица» рассказывает свою русскую народную сказку.
Петрушка. Я смеялся от души –
Сказки были хороши.
Я подарок вам принёс,
Чтоб смеялись вы до слёз.
Получить его хотите?
В круг скорее вы войдите.
Все глаза свои закройте
И тихонечко постойте. (В центр круга ставится игрушка «Кот в
мешке»). Глазки дружно открывай
И подарок получай!
Ведущий. Вот и подошло к концу наше занятие. Здоровый смех продлевает
жизнь на 10 минут. Мы много смеялись, а значит укрепили своё здоровье и
удлинили жизнь. А теперь повторяйте за мной правило: «Если хочешь долго
жить, чаще «умирай» от смеха!» И пусть эти улыбающиеся солнышки
всегда
дарят
вам
хорошее
настроение.
(Детям
раздают
сувениры
«Улыбающееся солнышко»). Спасибо всем. До встречи!