Напоминание

"Шуточный фольклор"


Авторы: Андросова Марина Николаевна, Марина Николаевна Андросова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Кирсанова Тамбовской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Шуточный фольклор"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г.Кирсанова Тамбовской обл.

Занятие

фольклорного кружка «Берегиня»

(1 год обучения)

на тему:

«ШУТОЧНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

Педагог дополнительного образования

Андросова Марина Николаевна

Цель:

создать условия для самовыражения учащихся и возникновения

положительных

эмоций,

используя

здоровьесберегающий

эффект

смехотерапии.

Задачи:

-

закрепить знания народных потешек, небылиц, дразнилок, загадок,

частушек;

- научить творчески использовать средства выразительности образов героев;

- развивать коммуникативные качества детей;

- помочь избавиться от комплексов.

Оборудование:

- русские народные костюмы;

- коробка «посылка»;

- кукла Петрушка;

- игрушка «Кот в мешке»;

- заготовки для сочинения частушек;

- сувениры «Солнышко» для учащихся;

- фонограммы частушек и народных мелодий.

Ход занятия.

Кабинет украшен в русском народном стиле.

Ведущий. Внимание, звонок!

Начинается урок!

Какой предмет?

Математика? Нет!

И не русский язык тоже!

А что же?

Поясняю для всех:

Новый предмет – смех!

Вы готовы его изучать?

Дети. Да!

Ведущий. Тогда весело мне улыбнитесь, друзья!

В народе говорят: «Весёлого – болезнь боится!». Как вы думаете,

почему?

Ответы детей.

Ведущий. Действительно, смех – несёт нам здоровье. Поэтому собрались мы

сегодня пошутить, позабавиться, да потешиться. Поиграть, посмеяться. Смех

вам да веселье, люди добрые!

Чтецы. 1. Добрым людям – добрая радость!

2. Нам без смеха просто жизни нет,

Он нам нужен всюду и всегда.

3. А от шуток, вовсе не секрет,

Растёт и успеваемость твоя.

4. Как вы могли из этого понять

Украсит шутка каждый разговор.

5. И чтобы настроение поднять,

Зовём на помощь…

Все. Шуточный фольклор!

Ведущий. Что значит это английское слово «фольклор»?

Дети. Народное творчество.

Ведущий. А веселить нас сегодня будут 3 улицы.

Дети делятся на 3 группы и садятся за столы.

Ведущий. Придумайте им весёлые названия.

Идёт обсуждение на фоне русской народной мелодии. (Названия могут

быть разными. Например, «Улыбка», «Смешинка», «Хохмачи» и т.п.)

Ведущий. На каждой улице есть свои весельчаки. Хотят они смешное слово

сказать, всех позабавить. Эй, шутники, выходите в круг!

1.

– Ты пирог ел?

- Нет, не ел.

- А вкусный был?

- О-очень!

2. – Что везёшь?

- Село.

- Какое село? Это ж дрова!

- А коль видишь, так чего же спрашиваешь?!

3. – Федул, чего губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Починить можно?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Остались ворот, да рукава.

Ведущий.

На Руси всегда любили весёлую шутку. И даже загадки

сочинялись с юмором. А уж отгадывать загадку ещё веселей.

Сценка «Хвастун»

Выходят 2 мальчика – Хвастун и Ведущий.

Хвастун. Я всё знаю, всё умею. Я самый умный!

Ведущий. Хорошо, тогда отгадай загадки: «Захотелось плакать вдруг –

Слёзы лить заставил…»

Хвастун. Я знаю, знаю, это плуг!

Ведущий. Какой плуг?

Хвастун. Которым землю пашут.

Ведущий. Нет, не правильно. «Набирай скорее в миску

Краснощёкую…»

Хвастун. Сосиску!

Ведущий. Почему сосиску?

Хвастун. Потому что она вкусная.

Ведущий. «Отыскали, наконец,

И зелёный…»

Хвастун. Чебурец!

Ведущий. Тебя что-то на еду потянуло. «Кто, ребята не знаком

С белозубым…»

Хвастун. Мотыльком!

Ведущий. Да где ж ты видел зубы у мотыльков? А?

Хвастун. Да они каждый день тут летают, летают. А зубы – во какие!

Ведущий (пожимает плечами). «Под кустом капнёшь немножко,

Выглянет на свет…»

Хвастун. Столовая ложка!

Ведущий. Ложка-то тут причём?

Хвастун. Просто складно получилось.

Ведущий. «Разве в огороде пусто,

Если там растёт…»

Хвастун. Эльгусто!

Ведущий. А это ещё что такое?

Хвастун. А это… кофе такой. По телевизору рекламируют.

Ведущий. Я совсем запутался! Ничего не понимаю! А вы, ребята, что-нибудь

поняли? Если вы догадались о чём идёт речь, то хором громко произнесите

пропущенные слова. А то с таким помощником я не разобрался, а наоборот,

запутался.

Ведущий повторяет загадки, а дети говорят правильные пропущенные

слова.

Ведущий. Молодцы! А теперь загадки посложнее. Для самых весёлых и

сообразительных.

1.

В лесу: стук-стук, в избе: ляп-ляп, в руках: дзинь-дзинь, на полу: топ-

топ. (Балалайка)

2.

Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато, когда сыта от Федоры

– теплота. (Печка).

3.

У носатого Фоки постоянно руки в боки. Фока воду кипятит и, как

зеркало, блестит. (Самовар).

4.

Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармошка).

Ведущий. Загадки отгадывать вы мастера,

А сейчас вас ожидает игра!

Сегодня не должно быть ни одного грустного лица! А чтобы

было веселее, давайте запустим «Ракету веселья». Знаете, как это делать?

Хлопаем в ладоши и громко произносим звук «у-у-у». Три, два, один, пуск!

(3 раза). Ну вот, теперь совсем хорошо. А сейчас давайте поиграем. Игра

называется «Эхо». Это игра в рифму. Я начну петь стихотворение, а вы

хором пойте окончание 2 раза.

Игра «Эхо».

Ведущий. Славно мы повеселились, поиграли, пошутили,

А теперь пришла пора сочинять стихи, друзья!

Я прослышала, что на улице «Хохмачей» есть весёлые

сочинители. И хотят они сейчас смешное слово сказать, всех позабавить.

Выходят 2 мальчика:

- Ты сочинять умеешь?

- Умею.

- Сочини стихотворение про… кирпич!

- Кирпич упал на голову мне –

Ах, как сладко моей голове!

- При чём тут «сладко»?

- Что не нравится стихотворение, тогда попробуй сам сочинить.

- Так это же просто! Про что сочинить?

- Про… розетку!

- Сейчас, сейчас… Развесёлый Вася Мальцев

Удивил сегодня нас:

Он в розетку сунул пальцы…

Сунул пальцы… Сунул пальцы…

- Ну?

- И смеялся целый час!

- Ну, ты сказал! Сунешь в розетку пальцы – не до смеха будет. Смотри, над

тобой ребята смеются. Давай лучше частушки сочинять попробуем.

(Уходят).

Ведущий. Сочинить частушку тоже не просто. Ведь в четырёх строчках надо

рассказать целую историю, случай из жизни, да ещё с юмором, да используя

намёки, умолчания, сравнения. Например, Всё Федотка забывает,

Даже туфли надевать.

Рот Федотка открывает –

Забывает закрывать.

Попробуйте придумать частушку, которая начиналась бы: «Ходит Ванька по

деревне…», а оканчивалась бы:

1.

…зуб давно качается.

2.

…уши развеваются.

3.

…глаз не открывается.

Работа в группах.

Ведущий. Замечательные вы сочинили частушки! А кто знает много русских

народных частушек? Чья улица больше исполнит, тому и хлопать громче

будем.

Соревнование частушечников.

Ведущий. Уморились? Отдохните. И с улыбкою спляшите.

Фикультминутка под музыку «Ах, вы сени, мои сени»

Ведущий. Любо – дорого на всех глядеть! А сейчас встречайте, к нам едут

два брата. И оба с Арбата – Фома и Ерёма.

Скоморохи. Здрасьте! Вот и мы оба – Фома и Ерёма!

Ерёма. Веселье услыхали, к вам и прибежали!

Фома. Нынче вам расскажем в лицах

Весёлые небылицы.

- По поднебесью, братцы, медведь летит!

- Медведь летит, хвостом вертит!

- Свинья на ели гнездо свила!

- Гнездо свила, деток вывела!

- Милых деточек – поросяточек!

- Поросятки по сучкам висят,

- По сучкам висят, полететь хотят!

Ерёма. Фома вредный, голос медный,

Сам с кувшин, голова с аршин!

Фома. Шутку любишь над Фомой,

Так люби и над собой:

Ерёму поднимали –

Животы-то надрывали! (Смеётся).

Вместе. А вы, ребята, знаете дразнилки?

Конкурс дразнилок.

Ведущий. Смотрю я на вас, ребятушки, и думаю какая польза от этих

дразнилок? А-а, догадалась – дразнилка помогает нам выпустить из себя зло

или неприятность. Главное – мы разряжаемся словами, а не кулаками.

Раздаётся стук в дверь. Это принесли посылку, из которой раздаётся смех.

Ведущий достаёт куклу Петрушку.

Петрушка. Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! А вот и я! Кто знает

как зовут меня? (Петрушка).

- Много знаю я потех,

Будут шутки, будет смех!

(Обращается к детям)

1. - Скажи «двести»!

- Двести.

- У тебя голова в тесте!

2.

- Сашка, под ногами грязь!

- Где? (наклоняется)

- Не кланяйся, я тебе не князь!

3. – Вам поклон прислали!

- Кто?

- Маша!

- Какая Маша?

- Свинья наша!

- Не обиделись? Молодцы! На шутку никогда не обижаются. Вот так,

ребятишки – девчонки и мальчишки. А теперь вы меня потешьте сказочкой.

Кто умеет сказки рассказывать? А я посижу, да послушаю.

Каждая «улица» рассказывает свою русскую народную сказку.

Петрушка. Я смеялся от души –

Сказки были хороши.

Я подарок вам принёс,

Чтоб смеялись вы до слёз.

Получить его хотите?

В круг скорее вы войдите.

Все глаза свои закройте

И тихонечко постойте. (В центр круга ставится игрушка «Кот в

мешке»). Глазки дружно открывай

И подарок получай!

Ведущий. Вот и подошло к концу наше занятие. Здоровый смех продлевает

жизнь на 10 минут. Мы много смеялись, а значит укрепили своё здоровье и

удлинили жизнь. А теперь повторяйте за мной правило: «Если хочешь долго

жить, чаще «умирай» от смеха!» И пусть эти улыбающиеся солнышки

всегда

дарят

вам

хорошее

настроение.

(Детям

раздают

сувениры

«Улыбающееся солнышко»). Спасибо всем. До встречи!



В раздел образования