Автор: Губайдуллина Альфия Мударисова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского (юношеского) технического творчества"
Населённый пункт: г. Стерлитамак
Наименование материала: Статья
Тема: «Образовательная робототехника как средство развития творческих способностей учащихся»
Раздел: дополнительное образование
«Образовательная робототехника как средство развития творческих
способностей учащихся»
Губайдуллина Альфия Мударисовна
Педагог дополнительного образования
МАУ ДО "ЦДЮТТ"
Г. Стерлитамак
Что такое LEGO -конструирование?
LEGO -конструирование – одна из самых известных и распространённых ныне
педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального
мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. «LEGO» в
переводе с датского языка означает «Учиться - играя».
LEGO конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки
учащегося. Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки,
строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Именно
LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Развитие робототехники
обусловлено социальным заказом. По данным Международной федерации
робототехники,
прогнозируется
резкое
увеличение
оборота
отрасли.
Нас
ежедневно знакомят с новыми роботизированными устройствами в домашнем
секторе, в медицине, в общественном секторе и на производстве. Это –
инвестиции в будущие рабочие места. Сейчас в России наблюдается острая
нехватка инженерных кадров, а это серьезная проблема, тормозящая развитие
экономики страны.
Основная
цель
образовательной
робототехники
-
воспитание
творческой,
технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим
мышлением,
способной
анализировать
и
решать
задачи,
связанные
с
программированием и алгоритмизацией. Изучение «Основ робототехники»
создает предпосылки для социализации личности учащихся и обеспечивает
возможность ее непрерывного технического образования, а освоение с помощью
лего-наборов и других конструкторов компьютерных технологий – это путь
школьников к современным перспективным профессиям и успешной жизни в
информационном обществе. Конечно же, занятия робототехникой не приведут к
тому, что все дети захотят стать программистами и роботостроителями,
инженерами, исследователями. В первую очередь занятия рассчитаны на
общенаучную
подготовку
школьников,
развитие
их
мышления,
логики,
математических способностей, исследовательских навыков,
коммуникативные,
познавательное и речевое развитие.
В работе педагога конструкторы позволяют значительно расширить возможности
преподавания и сделать занятия более интересными. Кроме того, они позволяют
осуществить дифференцированный подход в обучении, так как инструкции имеют
различные уровни сложности. Уроки по робототехнике с легоконструированием
развивают
у
учащихся
интерес
к
моделированию
и
конструированию,
стимулируют
детское
научно-техническое
творчество;
развивают
чувство
симметрии и эстетического цветового решения построек; закрепляют знания
детей об окружающем мире; совершенствуют коммуникативные навыки детей
при работе в паре, коллективе, в том числе распределение обязанностей;
помогают выявить одаренных, талантливых детей, обладающих нестандартным
мышлением и обеспечить дальнейшее их развитие; развивают мышление, навыки
конструирования и программирования; помогают повышению мотивации к
созданию собственных разработок; развивают мелкую моторику, внимание,
аккуратность, а также развивают творческое мышление и изобретательность.
На своих занятиях педагоги имеют возможность использовать разнообразные
формы и методы проведения занятий. Это рассказ, беседы, лекции, работа со
специализированной литературой и интернет-ресурсами, из которых учащиеся
узнают много новой информации, практические задания для закрепления
теоретических знаний и реализации собственной творческой мысли. Занятия
сопровождаются
использованием
наглядного
материала.
Программно-
методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия
интересно и грамотно. Разнообразные занятия дают возможность учащимся
проявить
свою
индивидуальность,
самостоятельность,
способствуют
гармоничному развитию личности.
Главной целью является развитие творческих способностей и формирование
раннего профессионального самоопределения детей дошкольного, школьного
возраста в процессе конструирования и изучения робототехники.
Задачи:
- развить творческие способности и логическое мышление детей;
-
научиться создавать и конструировать различные простые и сложные
механизмы;
- расширить знания детей об окружающем мире, о мире техники;
- развить коммуникативные способности детей, умение работать в паре и группе;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развить умение творчески подходить к решению поставленных задач;
-
научиться применять датчики наборов LEGO WeDо и LEGO EV3 для
исследования окружающей среды;
- научиться составлять простые и сложные алгоритмы.
Эффективность обучения по данной программе зависит от организации занятий,
проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний:
− объяснительно-иллюстративный – представление информации различными
способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с
техническими приспособлениями для проведения опытов, и др.);
− эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей
и т.д.);
− проблемный – постановка проблемы и поиск её решения учащимися;
− программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе
выполнения практических работ (формы: компьютерный практикум, проектная
деятельность);
− репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (формы:
собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
− частично- поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
− поисковый – самостоятельное решение проблем;
− метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение ее
самим педагогом, соучастие учащихся при решении.
Робототехника — это интересно! Благодаря робототехнике, наши ученики
становятся активными, наблюдательными, сообразительными. Мир не стоит на
месте, всегда развивается, и кто знает, может именно эти, наши юные
робототехники, создадут нового робота 21 века.
Список литературы
1. Асмолов А. Г., Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2011. – 159с.
2.
Жупиков
Ю.
Ю.,
V
Всероссийской
конференции
«Современное
технологическое обучение: от компьютера к роботу» (сборник трудов). – СПб:
ЗАО «Полиграфическое предприятие №3», 2016. – с. 18 – 32с.
3. Корягин А. В., Сборник методических рекомендаций и практикумов Lego
WeDo. – Москва: ДМК- Пресс, 2016. – 254с.
4. Котегова И. В. Рабочая программа «Технология применения программируемых
робототехнических решений на примере платформы LEGO MINDSTORMS
Education EV3», – Москва: ООО «ЛЕГО», 2014. – 6с.
5. Погребова Н. Б., Примерные программы по внеурочной деятельности для
начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС) / Н. Б. Погребова, О. Н.
Хижнякова, Н. М. Малыгина, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010. – 78с.
6. Рудишин И. А., Вопросы технических наук: новые подходы в решении
актуальных проблем, / Сборник научных трудов по итогам международной
научно-практической конференции. № 3., – Казань: ИЦРОН, 2016. – с. 22 – 162с.