Напоминание

«Образовательная робототехника как средство развития творческих способностей учащихся»


Автор: Губайдуллина Альфия Мударисова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского (юношеского) технического творчества"
Населённый пункт: г. Стерлитамак
Наименование материала: Статья
Тема: «Образовательная робототехника как средство развития творческих способностей учащихся»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Образовательная робототехника как средство развития творческих

способностей учащихся»

Губайдуллина Альфия Мударисовна

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО "ЦДЮТТ"

Г. Стерлитамак

Что такое LEGO -конструирование?

LEGO -конструирование – одна из самых известных и распространённых ныне

педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального

мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. «LEGO» в

переводе с датского языка означает «Учиться - играя».

LEGO конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки

учащегося. Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки,

строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Именно

LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Развитие робототехники

обусловлено социальным заказом. По данным Международной федерации

робототехники,

прогнозируется

резкое

увеличение

оборота

отрасли.

Нас

ежедневно знакомят с новыми роботизированными устройствами в домашнем

секторе, в медицине, в общественном секторе и на производстве. Это –

инвестиции в будущие рабочие места. Сейчас в России наблюдается острая

нехватка инженерных кадров, а это серьезная проблема, тормозящая развитие

экономики страны.

Основная

цель

образовательной

робототехники

-

воспитание

творческой,

технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим

мышлением,

способной

анализировать

и

решать

задачи,

связанные

с

программированием и алгоритмизацией. Изучение «Основ робототехники»

создает предпосылки для социализации личности учащихся и обеспечивает

возможность ее непрерывного технического образования, а освоение с помощью

лего-наборов и других конструкторов компьютерных технологий – это путь

школьников к современным перспективным профессиям и успешной жизни в

информационном обществе. Конечно же, занятия робототехникой не приведут к

тому, что все дети захотят стать программистами и роботостроителями,

инженерами, исследователями. В первую очередь занятия рассчитаны на

общенаучную

подготовку

школьников,

развитие

их

мышления,

логики,

математических способностей, исследовательских навыков,

коммуникативные,

познавательное и речевое развитие.

В работе педагога конструкторы позволяют значительно расширить возможности

преподавания и сделать занятия более интересными. Кроме того, они позволяют

осуществить дифференцированный подход в обучении, так как инструкции имеют

различные уровни сложности. Уроки по робототехнике с легоконструированием

развивают

у

учащихся

интерес

к

моделированию

и

конструированию,

стимулируют

детское

научно-техническое

творчество;

развивают

чувство

симметрии и эстетического цветового решения построек; закрепляют знания

детей об окружающем мире; совершенствуют коммуникативные навыки детей

при работе в паре, коллективе, в том числе распределение обязанностей;

помогают выявить одаренных, талантливых детей, обладающих нестандартным

мышлением и обеспечить дальнейшее их развитие; развивают мышление, навыки

конструирования и программирования; помогают повышению мотивации к

созданию собственных разработок; развивают мелкую моторику, внимание,

аккуратность, а также развивают творческое мышление и изобретательность.

На своих занятиях педагоги имеют возможность использовать разнообразные

формы и методы проведения занятий. Это рассказ, беседы, лекции, работа со

специализированной литературой и интернет-ресурсами, из которых учащиеся

узнают много новой информации, практические задания для закрепления

теоретических знаний и реализации собственной творческой мысли. Занятия

сопровождаются

использованием

наглядного

материала.

Программно-

методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия

интересно и грамотно. Разнообразные занятия дают возможность учащимся

проявить

свою

индивидуальность,

самостоятельность,

способствуют

гармоничному развитию личности.

Главной целью является развитие творческих способностей и формирование

раннего профессионального самоопределения детей дошкольного, школьного

возраста в процессе конструирования и изучения робототехники.

Задачи:

- развить творческие способности и логическое мышление детей;

-

научиться создавать и конструировать различные простые и сложные

механизмы;

- расширить знания детей об окружающем мире, о мире техники;

- развить коммуникативные способности детей, умение работать в паре и группе;

- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,

отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно

находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- развить умение творчески подходить к решению поставленных задач;

-

научиться применять датчики наборов LEGO WeDо и LEGO EV3 для

исследования окружающей среды;

- научиться составлять простые и сложные алгоритмы.

Эффективность обучения по данной программе зависит от организации занятий,

проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний:

− объяснительно-иллюстративный – представление информации различными

способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с

техническими приспособлениями для проведения опытов, и др.);

− эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей

и т.д.);

− проблемный – постановка проблемы и поиск её решения учащимися;

− программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе

выполнения практических работ (формы: компьютерный практикум, проектная

деятельность);

− репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (формы:

собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

− частично- поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;

− поисковый – самостоятельное решение проблем;

− метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение ее

самим педагогом, соучастие учащихся при решении.

Робототехника — это интересно! Благодаря робототехнике, наши ученики

становятся активными, наблюдательными, сообразительными. Мир не стоит на

месте, всегда развивается, и кто знает, может именно эти, наши юные

робототехники, создадут нового робота 21 века.

Список литературы

1. Асмолов А. Г., Формирование универсальных учебных действий в основной

школе: от действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2011. – 159с.

2.

Жупиков

Ю.

Ю.,

V

Всероссийской

конференции

«Современное

технологическое обучение: от компьютера к роботу» (сборник трудов). – СПб:

ЗАО «Полиграфическое предприятие №3», 2016. – с. 18 – 32с.

3. Корягин А. В., Сборник методических рекомендаций и практикумов Lego

WeDo. – Москва: ДМК- Пресс, 2016. – 254с.

4. Котегова И. В. Рабочая программа «Технология применения программируемых

робототехнических решений на примере платформы LEGO MINDSTORMS

Education EV3», – Москва: ООО «ЛЕГО», 2014. – 6с.

5. Погребова Н. Б., Примерные программы по внеурочной деятельности для

начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС) / Н. Б. Погребова, О. Н.

Хижнякова, Н. М. Малыгина, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010. – 78с.

6. Рудишин И. А., Вопросы технических наук: новые подходы в решении

актуальных проблем, / Сборник научных трудов по итогам международной

научно-практической конференции. № 3., – Казань: ИЦРОН, 2016. – с. 22 – 162с.



В раздел образования