Автор: Гончарова Галина Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ОМГУПС СП СПО ОМУЖТ
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей к школе
Раздел: среднее профессиональное
Адаптация детей к школе
Гончарова Г. М.
СП СПО «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта»,
г. Омск
Преподаватель
Поступление в школу – один из наиболее ответственных моментов в
жизни ребенка в физиологическом и социальном отношении. В жизни
ребенка начинается качественно новый этап, достаточно резко меняется
привычный образ жизни. Поступление в школу часто оказывается особенно
трудным для детей, психологически не подготовленных к этому изменению в
их жизни, а также соматически ослабленных детей. У них может развиться
так называемый «школьный невроз», «школьный шок», « школьный стресс»,
«школофобия». Эти невротические реакции часто приводят к категорическим
отказам от посещения школы.
Адаптация
ребёнка
к
школе это
сложный
путь
физического
и
психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к
школьной жизни, освоения учебной деятельности
Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают
трудности в период привыкания к школьной действительности. Это
проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных
болях. Ребёнок может
капризничать,
часто
плакать.
Возможны
частые
перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети
могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает
желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.
Этапы адаптации ребёнка к школе
1.
Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и
возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок
изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно
период занимает 2–3 недели.
2.
Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает
находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более
спокойными.
3.
Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы
реагирования на различные ситуации, и это становится для него
привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не
испытывает стресс.
Сроки адаптации индивидуальны и колеблются от 3 до 16 недель. 70%
первоклассников жалуются на чувство усталости, головную боль, боли в
области сердца, живота, беспокойный сон, плаксивость. Течение адаптации к
школе оценивается по выраженности и продолжительности невротических
реакций.
Уровни адаптации:
1.Положительная
адаптация
(благоприятная
адаптация
–
отсутствие
невротических реакций в течение двух первых четвертей учебного года).
У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он
правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с
учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен,
исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и
учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к
школе происходит в течение сентября — октября.
2. Умеренная адаптация (среднеблагоприятная адаптация
– умеренно
выраженные невротические реакции на протяжении первых трех четвертей
учебного года). Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный
уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и
подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В
классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами.
Адаптация занимает первое учебное полугодие.
3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или
равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный
материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от
времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины.
Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность,
неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном
коллективе.
Неблагоприятная
адаптация
-
развитие
неврозов
у
первоклассников.
В
таких
случаях
полезно
проконсультироваться
с
неврологом, психологом.
Проблема
адаптации
ребёнка
к
школе
успешно
разрешается
внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но
самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка
родителей.
Факторы, влияющие на уровень адаптации
1.
Уровень функциональной готовности детского организма к обучению в
школе. Он определяется степенью развития психики и моторики
ребенка, его умением сосредоточиваться и тормозить на определенное
время свою двигательную активность.
2.
Соответствие уровня биологического развития паспортному возрасту
ребенка.
Состояние здоровья в значительной степени оказывает
влияние на уровень адаптации ребенка к школе. Дети 1 группы
здоровья наилучшим образом адаптируются к школе, наихудшие
результаты отмечаются у детей 3 группы здоровья.
3.
Микросоциальные семейные условия
(внутрисемейные конфликты,
алкоголизм родителей и т.д.).
4.
Предварительное пребывание ребенка в детском саду – способствует
более быстрому приспособлению детей к школе (в подготовительных
группах используются элементы школьного обучения).
5.
Содержание
обучения
и
методика
преподавания
(особая,
приближенная к методике преподавания в ДОУ).
6.
Роль учителя (доброжелательное, ровное, чуткое отношение к детям).
Физиологическая адаптация к школе:
1.
Выработать правильный режим дня, соответствующий обучению в
школе. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды
занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
2.
Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
3.
Оборудовать
первокласснику
спокойное
место
для
занятий
(необходимы
соответствующая
мебель,
освещение,
школьные
принадлежности).
4.
После уроков дать ребёнку отдохнуть, сменить вид деятельности.
5.
Следить за правильным рационом ребёнка.
6.
Исключить компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к
перевозбуждению, истощает нервную систему.
7.
Прививать
ребенку
навыки
личной
гигиены,
аккуратности,
самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за
собой.
Психологическая адаптация к школе:
1.
Помочь
ребёнку
формировать
положительную
самооценку.
Не
приводить в пример других детей. Возможны сравнения только с
собственными достижениями ребёнка.
2. Создать психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегать
конфликтов, дополнительных стрессов.
3. Показать, что вы любите ребенка.
4.
Принимать
во
внимание
индивидуальные
особенности
ребёнка:
темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности,
особенности усваивания новой информации.
5.
По возможности проводить с ребёнком больше времени, уделять время
разнообразному и полезному досугу.
6.
Чаще хвалить ребёнка, причём за все его достижения. Учить ставить и
достигать целей.
7.
Предоставлять ребенку разумную самостоятельность. Контроль должен
быть
в
рамках
разумного,
это
приучит
его
к
самоконтролю
и
ответственности.
8.
Учите
ребёнка
налаживать
взаимоотношения
со
сверстниками,
подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в
психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
9.
Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о
нём неуважительно в присутствии ребёнка.
10.Учитель — непререкаемый авторитет.
11.Спокойно
воспринимайте
замечания
учителя
в
адрес
ребёнка,
внимательно выслушайте, спросите совета.
12.Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом,
желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы
рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и
сам все расскажет.
Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет
ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если
первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в
классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе
пройдена успешно!