Автор: Ельницкая Ирина Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №347 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Басни Ивана Андреевича Крылова на уроке литературного чтения
Раздел: начальное образование
Ельницкая Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
Басни Ивана Андреевича Крылова на уроке литературного чтения
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались.
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти на веке оставались
Крылатые крыловские слова.
И.Исаковский
Дети с радостью изучают литературные произведения, особенно, если
главными героями выступают животные. Очень важно научить детей
через
повадки животных понимать смысл заложенного в произведение смысла –
поведения человека.
На
уроке
чтения
школьники
с
удовольствием
знакомятся
с
презентациями, где изображены герои изучаемых произведений. Одним из
видов произведений являются басни. Что же можно рассказать школьникам
о баснях.
Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Басни Эзопа
были созданы в V-VI веках до нашей эры. Сборник древних индийских
сказаний и басен «Панчатантра» относится к третьему – четвёртому векам.
Переводы басен Эзопа появились в России с петровских времён.
Эзоп
Древнегреческий сочинитель Эзоп является родоначальником жанр
басни. Этот жанр возник в глубокой древности, тогда, когда человек задал
себе вопрос: «Как надо жить в этом мире?» Человек наблюдал, размышлял, а
выводы, к которым приходил, высказывал в небольших сочинениях –
пословицах, поговорках и баснях, - затем рассказывал их другим. Так
человечество размышляло над тем, как жить достойно.
Эзопов язык – речь, наполненная недомолвками, намёками. Поскольку
Эзоп был рабом, то говорить напрямую о порках современников было бы
неслыханной дерзостью. Именно поэтому, по преданию, он рассказывал о
пороках зверей, птиц, ну а люди, слушавшие его, уже сами догадывались о
скрытом содержании басен. В дальнейшем эзопов язык стал одним из
признаков сатирических произведений, в которых обличались людские
пороки.
Басня – короткий рассказ. Басня может быть написана в прозе и стихах.
Действующими лицами басни являются звери, птицы, предметы; это
сближает басню со сказкой. Реже действующими лицами басни бывают
люди. Но даже если рассказ идёт о животных, автор всё равно имеет в виду
людей. Такой приём называют иносказанием или аллегорией. Повествование
в басни идёт от лица автора. Герои представлены диалогами и монологам.
Это позволяет инсценировать басни, создавать на их основе маленькие
спектакли.
В начале или конце басни высказывается точка зрения автора. Эти слова
нравоучительного характера называются моралью. Однако не всегда мораль
высказана явно. Позиция автора проявляется и в том, как, с каким чувством
созданы героем басни.
Цель басни – осмеять человеческие пороки, подметить неприятную
черту в характере человека, указать на недостатки общественной жизни.
Н.В.Гоголь назвал басни И.А.Крылова «книгой мудрости самого народа».
Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)
Басни Крылова – это художественная галерея
ярких национальных портретов. По словам Белинского,
они, кроме поэзии, имеют и другое достоинство –
народность, что и делает Крылова великим русским
поэтом.
Известно, что Крылов был весьма одарённым от
природы человеком. Его карандашные наброски имели
поразительное сходство с оригиналом. Он своеобразно играл на скрипке. При
чтении своих басен он легко перевоплощался в её героев. Он много времени
посвятил изучению математики. А чтобы читать в подлиннике басни Эзопа,
он овладел древнегреческим языком. Но главным увлечением всей его жизни
были родной русский язык и литература.
С тринадцати лет он начал пробовать себя в сочинении стихотворений,
пьесок, переводах басен. Далеко не сразу Крылов нашёл свой род
литературы. Свою первую басню Крылов написал в одиннадцать лет. Но
возвратился, уже, будучи профессиональным литератором, к жанру басни
гораздо
позднее,
сначала
воздал
дань
драматургии,
занимался
книгоиздательской деятельностью.
Первые из своих замечательных басен Крылов читал в дома Алексея
Николаевича Оленина, президента Академии Художеств. В 1809 году вышла
книга «Басни Ивана Крылова».
Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812
году по поводу Отечественной войны. Басню «Волк на псарне» Крылов
переслал еще в рукописи Кутузову. Фельдмаршал прочёл крыловскую басню
окружавшим его офицерам и солдатам.
Произнеся: «Ты сер, а я приятель сед», – Кутузов сдёрнул шапку со
своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и
приветствием поэту.
В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу.
Крылов изображен сидящим в кресле, постамент памятника украшен
многочисленными фигурами героев его басен.
До этого ни одному писателю монументов не сооружалось. Средство
собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект
памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над
памятником вместе с Карлом Брюлловым, создавшим портрет Крылова, и
художником Агиным, нарисовавшим героев басен.
Для этого Агин составил список зверей крыловских героев, а затем
собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было
столпотворение: зверюшки птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали,
кудахтали …
Как-то Крылов, дома, съев восемь пирожков, был поражён их дурным
вкусом. Открыв кастрюлю, увидел, что она вся зленая от плесени. Но он
решил, коли жив – можно доесть и оставшиеся еще восемь пирожков в
кастрюле. Очень любил смотреть на пожары. Не пропускал ни одного пожара
в Петербурге.
Над диваном в доме у Крылова висела «на честном слове» здоровая
картина. Друзья просили его вбить еще пару гвоздей, чтобы она всё
рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет.
На званых обедах он, как правило, съедал блюд расстегаев, три-четыре
тарелки ухи, несколько отбивных, жареную индейку и кое-что по мелочи.
Приехав домой, заедал всё это миской кислой капусты и чёрным хлебом.
В конце жизни Крылов был обласкан властью. Имел чин статского
советника, шеститысячный пансион.
Из этого материала можно сделать краткую презентацию о баснях, об
И.А.Крылове и его произведениях. Предложить школьникам на уроке
литературного чтения вспомнить знакомые басни и разыграть сценки из этих
произведений.
Список литературы:
1.
Античная басня – М: «Художественная литератур, 1991.
2.
Энциклопедический словарь юного литературоведа – М: Педагогика
Пресс, 1998.
3.
Ресурс интернета: энциклопедия «Википедия».