Автор: Ельницкая Ирина Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №347 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инсценировка сказок Х.К. Андерсена на уроке литературного чтения
Раздел: начальное образование
Ельницкая Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
Инсценировка сказок Х.К. Андерсена на уроке литературного чтения
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На уроках литературного чтения изучаются различные
сказки. Одним из любимых сказочников для школьников является
Ханс Кристиан Андерсен (1805 – 1875).
Первый литературный урок
Необходимо создание на уроке литературного чтения
творческой атмосферы «театра Андерсена», и для этого целесообразно на
некоторых уроках проводить небольшие инсценировки.
Что может быть на импровизированной сцене? Портрет Х.К. Андерсена. На
столе темная скатерть, подсвечник, на стуле - зонтик, шляпа, клетчатый шарф. На
стене висят газеты, посвященные жизни и творчеству сказочника. Школьников
целесообразно разделить на три команды (по рядам в классе).
Учитель: Жил-был однажды в маленькой стране на берегу голубого моря
бедный башмачник. Он был очень беден: весёлый нрав да искусные руки - вот и
все его богатство. Жена стирала белье для богатых господ и
вела скудное хозяйство. И был у них единственный сын.
Звали его Ханс. Удивительный это был мальчик. Бледный,
худенький, в заплатанной одежде. Больше всего на свете он
любил мечтать,
бродить по лугам,
усыпанным цветами
,
и лесам,
слушать
старинные песни, мудрые народные сказки. Иногда и сами цветы рассказывали ему
самые
невероятные
сказочные
истории… Инсценировка
из
сказки
«Дюймовочка».
Второй литературный урок
Учитель: Когда мальчик Ханс Кристиан подрос, он решил стать знаменитым
артистом или поэтом (кто в юности не хочет стать знаменитым!) и отправился в
самый большой город страны. Он думал, что найдёт там своё счастье. Мать его
осталась дома и горько плакала. Ещё бы! Ведь она всю жизнь мечтала, чтобы сын
выучился какому-то ремеслу. Вначале судьба оказалась немилосердной к юноше,
обошлась с ним так же, как с гадким утёнком.
Шли годы. Много невзгод претерпел бедный, но способный и трудолюбивый
юноша. Ханс Кристиан стал сочинителем книг и сделался
знаменитым. Все восхищались его произведениями, но не было
в мире сердца, которое билось бы только для него. Полюбил
красивую девушку, но она, хотя и любила его тоже, вышла
замуж за другого. Ещё бы! Ведь она была богата и знатна, а он
всего-навсего сын башмачника. И так повторялось не раз. А как хотелось
знаменитому писателю и очень одинокому человеку, чтобы хоть одна женщина на
свете совершила для него, некрасивого и небогатого, то, что сделала для любимого
Русалочка, у которой был рыбий хвост, но любящее человеческое сердце!
Инсценировка из сказки «Русалочка».
Третий литературный урок
Учитель: Сказочник очень любил путешествовать. Где он только не был!
Во всех странах торжественно принимали короля сказок. А возвращения на
родину, в Данию, были и радостными, и печальными.
Радость встречи с милой отчизной омрачалась видом
нищеты и унижений простого народа. Ханс Кристиан
мечтал о добром и мудром короле. Но такие монархи
существовали только в мечтах. И больше всего боялись они, чтобы не оскудел их
высокий род, чтобы люди более низкого сословия не посягали на него.
Сказочник любил простых и честных людей, терпеть не мог изворотливых,
лживых, хвастливых, чопорных, несправедливых, хищных. Он умел зло смеяться
над ними в своих сказках. Инсценировка из сказки «Снежная королева».
Четвертый литературный урок
Учитель: Ханс Кристиан Андерсен прожил семьдесят лет. В
день похорон в Дании был объявлен национальный траур.
Безвестный мальчик из Оденсе прославил на весь мир и на все
времена свою страну.
Может ли быть сказка прекрасней этой? Пусть об этом опять скажет сам
Андерсен: «Не приспособлены еще наши глаза, чтобы разглядеть всю красоту
природы, но когда-нибудь мы этого достигнем. Это будет сказкой из сказок».
Учитель:
Во второй половине дня можно провести игру – «Конкурс
знатоков».
Игра «Конкурс знатоков»
Каждая команда имеет сигнальную карточку, с помощью которой
показывает готовность к ответу. Очередность ответа групп определяется
тем,
кто
первый
поднимет
сигнальную
карточку.
Правильный
ответ
оценивается в 5 баллов.
Вопросы
Ответы
1.
Какому
герою
(из
какой
сказки)
принадлежат слова: «Видишь вон то старое
дерево? Оно внутри пустое. Заберись наверх,
увидишь дупло, влезь в него и спускайся до
самого
низа.
А
перед
тем
обвяжу
тебя
веревкой вокруг пояса, и, когда ты мне крик-
нешь, я тебя вытяну».
1. Ведьма.
«Огниво».
2. Почему живого соловья нельзя заменить
механической игрушкой?
2. У соловья, как и у человека, живая душа, он
способен чувствовать прекрасное и со-
чувствовать; способен создавать новые
красивые мелодии, а механическая игрушка
повторяет одно и то же, пока не сломается.
3. Какую силу просил для Герды олень?
3. Силу двенадцати богатырей.
4. Что обещала подарить Каю Снежная
королева?
4. Коньки.
5. Какое время года стояло на дворе во время
возвращения Герды и Кая?
5. Лето.
6. В одной из сказок Андерсена были собаки с
разными глазами? Какими? Что это за сказка?
6. Сказка «Огниво».
У первой собаки глаза, словно чайные чашки, у
второй - как мельничные жернова, а у третьей -
с круглую башню каждый.
7. Сказочник упоминает, какого роста была
Дюймовочка. Какого же?
7. Она была ростом с дюйм. Отсюда и название
сказки.
8. Кто заправлял хозяйством овдовевшего
морского царя из сказки «Русалочка»?
8. Хозяйством его заправляла старуха мать.
9. Сколько принцесс было в подводном
царстве, которое описывает Андерсен в сказке
о русалочке.
9. Шесть принцесс.
10. Кай, герой сказки «Снежная королева»
изменился, когда его ранили осколком дья-
вольского зеркала. Куда попали осколки?
10. Один осколок попал в сердце, а другой в
глаз.
Пятый литературный урок
Часть урока литературного чтения можно посвятить творческому конкурсу.
Учитель. Предлагаем вам творческий конкурс. Задание: придумать собственную
небольшую сказку, в которой Снежная королева увезла вашего друга и заледенила
его сердце.
Учитель. Закончить нашу серию тематических литературных уроков хотелось бы
выполнением кроссворда по сказкам Ханса Андерсена.
Задание школьникам: Дописать имена героев или названия произведений по
начальным буквам, составляющим имя и фамилию автора.
Х
ристиночка
К
лаус
А
нна
А
вгустин
Р
омашка
Н
ищий
Н
ожницы
И
дочка
Д
юймовочка
С
оловей
С
олдат
Е
ль
Т
рубочист
Р
усалочка
И
мператор
С
винопас
А
рлекин
Е
пископ
Н
имфа
Н
итка
В каждой номинации необходимо отметить лучшую команду:
«Самая лучшая инсценировка»
«Самый внимательный читатель»
«Самая лучшая творческая работа»
Школьников ждут призы. Победила дружба и уважение к Х.К.Андерсену –
великому сказочнику!!!