Напоминание

Особенности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.


Автор: Васильченко Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: БДОУг.Омска"Детский сад комбинированного вида № 87"
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности темпо-ритмической стороны речи у

дошкольников с общим недоразвитием речи.

Темпо-ритмическая сторона речи является совокупностью свойств

речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в

чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно

варьируемым темпом, адекватным возрастной норме.

Для детей с общим нарушением речи свойственно нарушение всех

компонентов речи. Страдает также темпо-ритмическая сторона речи,

элементы вокализации. Воспитанники речевых групп имеют проблемы

с выразительностью речи, интонированием, пением, повторением

ритмических рисунков. Часто их речь маловыразительная, имеет

замедленный или ускоренный темп.

Формирование темпо-ритмической организации речи у

дошкольников с дизартрией происходит атипично. Это проявляется в

нарушении дифференциации, восприятия и воспроизведения темпа и

ритма в неречевом и речевом плане по причине расстройства работы

подкорковой области головного мозга. При формировании темпо-

ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией

вектор логопедической работы направлен на развитие дыхания, голоса,

неречевого и речевого темпа и ритма, межполушарного

взаимодействия, слухомоторной и двигательной координации,

автоматизацию темпоритмических навыков в экспрессивной речи.

Коррекция темпо- ритмических навыков у детей с нарушениями речи

должная проводиться поэтапно. Начинается работа с формирования

правильного речевого дыхания. На этом этапе можно порекомендовать

такие игры и упражнения как: произношение речевого материала

различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т.

п.), «Футбол», «Подуем в трубочку», «Фокус», «Снежинки», «Узнай по

запаху», «осенние листочки».

Переходя на уровень развития тембра, высоты голоса и

интонирования, можно посоветовать игры на драматизацию сказок,

рассказов, заучивание коротких стихов с различной интонацией

(восклицательной, вопросительной), «Колыбельная», «Вьюга»,

«Лесенка», «Горки».

Следующее направление этапа работы заключается в развитии

восприятия и воспроизведении темпа и ритма в неречевом плане.

Возможны вариации игр с развитием общей и мелкой моторики,

упражнения артикуляционной гимнастики, используются подручные

средства: карандаши, кубики, метроном, музыкальные инструменты.

Особенностью является правильное воспроизведение ритмического

рисунка, умение координировать движения с ритмом, нормализация

слухового внимания и памяти.

Следующим этапом коррекционной работы является использование

логопедической ритмики: пение мелодий с различной окраской голоса,

двигательные упражнения под музыку, сюжетные и несюжетные игры,

счетные упражнения и самостоятельная музыкальная деятельность.

На основе вышеизложенного, можно сказать следующее: общее

недоразвитие речи характеризуется нарушениями звукопроизношения

и просодической стороны речи. В процессе коррекции дети

испытывают трудности при восприятии и воспроизведении темпа и

ритма речи, в самостоятельном управление собственным темпом речи.

Чем раньше логопед начнет работу над формированием темпо-

ритмической стороны и элементов вокализации, тем успешнее будут

результаты. В процессе работы важно уделить внимание полноценному

процессу обучения. Необходимо подключить воспитателей и

музыкальных руководителей к устранению проблемы просодического

компонента речи у дошкольников с нарушениями речи.

Литература:

1.

2.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание М. : Академия,

2003.

3.

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учебник для студентов вузов.

– М.: В.Секачев, 2016.

4.

Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи

в детском возрасте. — М., 1962. — С.

5.

Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства

речи у детей и подростков. — М., 1969.

6.

Ларина Е.А., Артемьева В.Е. К вопросу о формировании темпо-

ритмической организации речи у дошкольников со стертой

дизартрией // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5.

7.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1997.



В раздел образования