Автор: Васильченко Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: БДОУг.Омска"Детский сад комбинированного вида № 87"
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Раздел: дошкольное образование
Особенности темпо-ритмической стороны речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Темпо-ритмическая сторона речи является совокупностью свойств
речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в
чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно
варьируемым темпом, адекватным возрастной норме.
Для детей с общим нарушением речи свойственно нарушение всех
компонентов речи. Страдает также темпо-ритмическая сторона речи,
элементы вокализации. Воспитанники речевых групп имеют проблемы
с выразительностью речи, интонированием, пением, повторением
ритмических рисунков. Часто их речь маловыразительная, имеет
замедленный или ускоренный темп.
Формирование темпо-ритмической организации речи у
дошкольников с дизартрией происходит атипично. Это проявляется в
нарушении дифференциации, восприятия и воспроизведения темпа и
ритма в неречевом и речевом плане по причине расстройства работы
подкорковой области головного мозга. При формировании темпо-
ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией
вектор логопедической работы направлен на развитие дыхания, голоса,
неречевого и речевого темпа и ритма, межполушарного
взаимодействия, слухомоторной и двигательной координации,
автоматизацию темпоритмических навыков в экспрессивной речи.
Коррекция темпо- ритмических навыков у детей с нарушениями речи
должная проводиться поэтапно. Начинается работа с формирования
правильного речевого дыхания. На этом этапе можно порекомендовать
такие игры и упражнения как: произношение речевого материала
различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т.
п.), «Футбол», «Подуем в трубочку», «Фокус», «Снежинки», «Узнай по
запаху», «осенние листочки».
Переходя на уровень развития тембра, высоты голоса и
интонирования, можно посоветовать игры на драматизацию сказок,
рассказов, заучивание коротких стихов с различной интонацией
(восклицательной, вопросительной), «Колыбельная», «Вьюга»,
«Лесенка», «Горки».
Следующее направление этапа работы заключается в развитии
восприятия и воспроизведении темпа и ритма в неречевом плане.
Возможны вариации игр с развитием общей и мелкой моторики,
упражнения артикуляционной гимнастики, используются подручные
средства: карандаши, кубики, метроном, музыкальные инструменты.
Особенностью является правильное воспроизведение ритмического
рисунка, умение координировать движения с ритмом, нормализация
слухового внимания и памяти.
Следующим этапом коррекционной работы является использование
логопедической ритмики: пение мелодий с различной окраской голоса,
двигательные упражнения под музыку, сюжетные и несюжетные игры,
счетные упражнения и самостоятельная музыкальная деятельность.
На основе вышеизложенного, можно сказать следующее: общее
недоразвитие речи характеризуется нарушениями звукопроизношения
и просодической стороны речи. В процессе коррекции дети
испытывают трудности при восприятии и воспроизведении темпа и
ритма речи, в самостоятельном управление собственным темпом речи.
Чем раньше логопед начнет работу над формированием темпо-
ритмической стороны и элементов вокализации, тем успешнее будут
результаты. В процессе работы важно уделить внимание полноценному
процессу обучения. Необходимо подключить воспитателей и
музыкальных руководителей к устранению проблемы просодического
компонента речи у дошкольников с нарушениями речи.
Литература:
1.
2.
Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание М. : Академия,
2003.
3.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учебник для студентов вузов.
– М.: В.Секачев, 2016.
4.
Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи
в детском возрасте. — М., 1962. — С.
5.
Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства
речи у детей и подростков. — М., 1969.
6.
Ларина Е.А., Артемьева В.Е. К вопросу о формировании темпо-
ритмической организации речи у дошкольников со стертой
дизартрией // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5.
7.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1997.