Автор: Михаил Александрович Холев
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение села Рогаткино Саратовская область Красноармейский район
Населённый пункт: село Рогаткино
Наименование материала: методическая разработка .
Тема: Рабочая программа обществознание 5 класс
Раздел: полное образование
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы ос-
новного общего образования по обществознанию Федерального государственного об-
разовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Мини-
стерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 и авторской программы
Соболевой О.Б, Иванова О.В.Обществознание .Вентана -Граф , 2014г.
Учебник входит в систему "Алгоритм успеха". В данном издании, открывающем
единую предметную линию, авторы стремились ввести учащихся в круг вопросов, кото-
рые изучает обществознание.
Курс обществознания 5 класс является пропедевтическим. Подзаголовок курса -
«Введение в обществознание». Его главная задача – формирование у учащихся целостного
представления о том, какая проблематика является обществоведческой, где она окружает
нас в жизни, и как необходимо вести себя в социальных ситуациях, наиболее характерных
для раннего подросткового возраста.
Для достижения этих целей в качестве стержневой содержательной линии выбрано
описание одного дня из жизни пятиклассника. В течение этого обычного учебного дня
среднестатистический пятиклассник исполняет типичные социальные роли – члена семьи,
ученика, одноклассника, друга, пешехода и т.д. В течение этого дня (года обучения) пяти-
класснику требуется решить большое число жизненных и учебных задач, направленных
на активное формирование личностных результатов, универсальных учебных действий и
предметных компетентностей.
В содержание учебника включены памятки: как составлять план (простой и слож-
ный), сравнительную таблицу, работать с иллюстрацией, готовить домашнее задание, ра-
ботать над проектом, аргументировать суждения, давать характеристику и оценку лично-
сти и другие, что, безусловно, способствует формированию общеучебных навыков.
Общая характеристика предмета
Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и об-
ществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, ин-
терпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса обще-
ственных наук (социологии, экономической теории, религиоведении, истории, политоло-
гии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии, а также валеологии и
философии).
В целях успешной социализации детей отбирается научный материал, соответству-
ющий их возрастным возможностям, их жизненному опыту и интересам, социальным по-
требностям, общественным требованиям.
Построение основных тем курса по обществознанию может быть как модульно-
линейным, так и интегративно-концентрическим. Изучение учебного материала осуще-
ствляется по принципу «от близкого к далёкому» — от личных проблем ученика к про-
блемам общемирового значения. Этот принцип реализуется в изучении как отдельной
темы, так и всего обществоведческого курса. Это создаёт условия для обобщения, сравне-
ния и систематизации знаний по предмету.
Тематическое разделение содержания обществоведческого курса на всех ступенях
обучения остаётся традиционным:
1) выделение проблем антропологического и общефилософского плана в качестве само-
стоятельных блоков учебного материала;
2) характеристика основных сфер общественной жизни: социальной, духовной, экономи-
ческой, политической и правовой.
Особенностью данного варианта программы является акцентирование воспитательной и
развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех ступенях обучения путём
усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и
общества, проблемного подхода к изучению материала. Художественные тексты и биогра-
фический материал используются в качестве средства обучения.
На каждой из ступеней обучения реализуются межпредметные связи — ретроспек-
тивные (с предметом «Окружающий мир») и текущие (с предметами «История», «Биоло-
гия», «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.).
Курс обществознания ставит целью:
Создание условий для социализации личности;
Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные осно-
вы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;
Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистиче-
ские и демократические ценности;
Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных
жизненных ситуациях.Для реального курса использовался учебник .Обществознание .Вен-
тана -Граф , 2014г.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с новым ФГОС изучение социальных знаний не прерывается, как это
было раньше, — обучение обществознанию начинается не с 6, а уже с 5 класса. Согласно
базисному учебному плану ,срок реализации программы: один год , из расчёта 1 час в не-
делю.
На изучение курса обществознания в 5 классе отводится 34 часов.
Личностные,метапредметные,предметные результаты
Обществознание, как интегративный предмет социального характера, обладает
уникальным потенциалом для достижения большинства личностных , метапредметных
и предметных результатов обучения, выделенных ФГОС.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отече-
ству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этни-
ческой
принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонацио-
нального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Ро-
диной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осо-
знанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных пред почтений, развития
опыта участия в социально значимом тру де;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы-
ковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к друго-
му человеку, его мнению, мировоззрению, куль туре, языку, вере, гражданской пози-
ции, к истории, куль туре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах,
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного по-
ведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образова-
тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного об раза жизни; усвоение правил ин-
дивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных
ситуациях,
• формирование основ экологической культуры соответствующей современному уров-
ню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной, ре-
флексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение отражения общественной жизни в
художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятель-
ности
эстетического характера.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и ин-
тересы
своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтерна-
тивные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и по-
знавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможно-
сти её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифи-
цировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, уста-
навливать при чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаклю-
чение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи-
телем и одноклассниками, работать индивидуально и в группе, находить общие реше-
ния и решать конфликты на основе согласованности позиций, учёта интересов; фор-
мулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуни-
кации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекст-
ной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
• формирование мировоззренческой, ценностно- смысловой сферы, личностных основ
российской гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции РФ;
• понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важно
го фактора формирования качеств личности, ее социализации;
• владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи меж-
ду природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влия-
ния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
• осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобаль-
ном мире;
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания лично-
сти обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предме-
ты» должны отражать:
• формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответствен-
ности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплён-
ным в Конституции Российской Федерации;
• понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных тео-
рий общественного развития;
• приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и уме-
ний для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для реше-
ния типичных задач в области социальных от ношений, адекватных возрасту обучаю-
щихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных на-
циональностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
• формирование основ право сознания для соотнесения собственного поведения и по-
ступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установлен-
ными
законодательством РФ, убежденности в необходимости защищать правопорядок право-
выми способа ми и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в
пределах своей дееспособности;
• освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; разви-
тие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам;
• развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изуче-
нию общественных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение. Начинаем изучать обществознание – 1 час
Что такое обществознание? Какие науки входят в общество- знание? Что они изу-
чают? Какие составляющие нашей жизни являются обществоведческими? Чем изучение
обществознания отличается от изучения других школьных предметов? Особенности ран-
него подросткового возраста и обучение в 5 классе. Зачем изучать обществознание? Как
изучается обществознание в основной школе? Как правильно изучать обществознание?
Как правильно работать с учебником
Утро пятиклассника – 5 часов
Правильный сон, зарядка и завтрак как составляющие здорового образа жизни (ис-
торические образцы, национальные традиции, индивидуальные особенности, современ-
ные данные врачей и психологов). Правила самоорганизации. Как надо выглядеть в
разных жизненных ситуациях.
Мода, реклама и общество потребления. Школьная форма: «за» и «против». Ген-
дерные особенности в одежде и уходе за ней.
Правила поведения в общественных местах: на улице и в транспорте. Виды норм:
«необходимо», «нельзя», «можно». Способы оплаты проезда, услуга и льгота.
Индивидуальный проект «Моё идеальное утро» как опыт самоорганизации и само-
анализа.
«Рабочий день» пятиклассника – 8 часов
Особенности образования в современной российской школе. Школьный устав.
Профессия учитель. Дисциплина как условие достижения результата. Правильная органи-
зация отдыха на перемене. Гендерные особенности поведения. Трудности построения вза-
имоотношений, репутация. Типичные проблемные ситуации школьного взаимодействия.
Карманные деньги и первые шаги экономического поведения. Люди и их особенности.
Друзья, приятели, враги. Люди с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодей-
ствие людей разных национальностей. Школьная общественная жизнь как средство воспи-
тания. Подростковые общественные организации, внеурочное обучение обществознанию.
Воспитание гражданственности и патриотизма. Смысл домашнего задания и правила его
выполнения. Мотивы обучения. Дневники и оценки: контроль и самоконтроль.
Полезный досуг пятиклассника – 6 часов
Досуг подростка: вчера и сегодня. Роль уличной компании к становлении человека:
плюсы и минусы. Правила безопасного поведения в общении с людьми и в отношении к
природе.
Охрана природы — обязанность гражданина.
Роль дополнительного образования в современной жизни. Виды дополнительного
образования. Спорт, виды спорта, роль занятий спортом в становлении человека.
Компьютер и его возможности. Как правильно использовать компьютер для само-
развития? Вред и польза социальных сетей. Интернет-зависимость.
Средства массовой информации. Телевидение. Осознанный подход к выбору теле-
передач. Влияние телевидения на человека. Телевизионная реклама.
Что такое искусство? Художественный образ. Познание мира через искусство. Мир
театра. Киноискусство.
Художественный проект «Своими руками», направленный на применение различ-
ных индивидуальных способностей к освоению изученного обществоведческого материа-
ла.
Вечер пятиклассника в семейном кругу – 12 часов
Что такое хорошая семья? Значение родительского дома в жизни человека. Совре-
менная семья и её проблемы. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные роли.
Разделение мужских и женских обязанностей в семье. Партнёрская семья. Разные поколе-
ния в семье — роль бабушек и дедушек в современной российской семье. Братья и сёстры
— школа взаимоотношений. Взаимная забота о здоровье членов семьи. Сложные периоды
в жизни семьи: распад семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейные тра-
диции России: история и современность. Особенности семейных традиций разных наро-
дов России и мира. Значение семейных традиций в жизни человека и развитии общества.
Виды домашнего труда современного подростка. Правильная организация домаш-
него труда. Комната подростка. Значение порядка. Роль домашнего труда в развитии чело-
века.
Магазин: обмен денег на товары. Виды магазинов. Основные правила поведения
покупателя. Рациональное питание. Продукты, опасные для здоровья.
Человек и животные — история взаимоотношений. Роль домашних питомцев в раз-
витии человека. Защита животных в современном мире.
Дела и поступки. Хорошие и плохие дела. Самовоспитание.
Семейный проект «Портрет моей семьи», направленный на развитие семейного вза-
имодействия в процессе совместной творческой деятельности по представлению любой из
сторон жизни семьи любыми средствами.
Заключение – 2 часа
Итоговый коллективный проект , направленный на развитие взаимодействия всех
учеников класса и закрепление всего пройденного материала в деле изучения различных
сторон организации общественной жизни ближайшей территории проживания учащихся.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета :
Учебник
О.Б.Соболева ,О.В.Иванов . Обществознание. 5класс. М.: Вентана –Граф, 2014г.
Рабочие тетради
Соболева О.Б. Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс. М.: Вентана –Граф, 2014 г.
Соболева О.Б. Проектирование учебного курса М.: Вентана –Граф, 2014 г.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения
предмета :
Личностные результаты учащихся 5-х классов, формируются при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
- направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения
к Отечеству; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для
общества семьи и семейных традиций.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения
и оценки результата);
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании
этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике,
- умении давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни
этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися программы по
обществознанию являются в сфере:
познавательной
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории,
политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и
философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму
и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
коммуникативной
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Список использованной литературы :
1. Соболева О.Б., Медведева О.В. .Программы по обществознанию: 5–9 классов общеоб-
разовательных учреждений— М., Вентана-Граф, 2014
2..Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образова-
ния,утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ№ 1897 от 17.12.2010
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»,
-с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования,
-примерной программы по обществознанию. 5-9 классы,
3Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: М :
Просвещение, 2014.- (Стандарты второго поколения).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раз-
дел
Темы урока
Цели
Формируемые
компетенции учащих-
ся
Контроль знаний
Домашнее задание
План
Факт
1
Вве-
де-
ние.
Введение.
Сформировать
у уч-ся пред-
ставление о но-
вом курсе «об-
ществознание»
Учебно-познаватель-
ная:
способствовать разви-
тию навыков работы с
книгой
С. 3-7
2
Утро
пяти-
класс
ника
С добрым утром!
Способствовать
формированию
у уч-ся пред-
ставлений о
том, что для
здоровья по-
лезны и важны
сон, зарядка,
правильное пи-
тание
Учебно-познаватель-
ная:
уметь высказывать
своё мнение, работать
с текстом, отвечать на
поставленные вопро-
сы, давать определе-
ние понятий
Работа с текстом по за-
даниям, работа с рабо-
чей тетрадью
§ 1, в. 6-7
3
Собираемся в
школу
Сформировать
представление о
том, как пра-
вильно надо со-
бираться в шко-
лу, ухаживать
за школьной
формой
Информационная:
уметь высказывать
своё мнение, работать
с текстом, отвечать на
поставленные вопро-
сы, давать определе-
ние понятий
Выполнение проблем-
ных заданий,
работа с рабочей
тетрадью
§ 2, в. 4-5
4
По дороге в шко-
лу
Вспомнить и за-
крепить прави-
ла поведения по
дороге в школу
Коммуникативная: вы-
работать нормирован-
ные позиции взаимо-
отношений учащегося
с окружающими его
людьми
Выполнение заданий
социального характера.
Моделирование ситуа-
ций
§ 3, в. 5-6
5-6
Обобщение по
теме.
Проект «Идеаль-
ное утро»
Систематизация
и контроль каче-
ства знаний уча-
щихся. Отчёт о
проделанном экс-
перименте. Пре-
зентация проекта
Личностное совер-
шенствование: фор-
мировать готовность
к духовному самораз-
витию
Практикум. Анкетиро-
вание. Моделирование
ситуаций
Эксперимент, от-
чёт
7
«Рабо-
чий
день»
пяти-
класс-
ника.
В школе
Показать роль в
жизни человека
образования.
Ступени школь-
ного образова-
ния. Подросток в
школе. Учёба –
основной труд.
Учебно-познаватель-
ная:
составлять план тек-
ста, анализировать
прочитанное, делать
несложные выводы
Моделирование ситуа-
ций
§ 4,
задание 3
8
На перемене
Показать, что
правильно орга-
низованный
отдых на переме-
нах – одна из
важнейших по-
требностей чело-
века
Ценностно-смысло-
вая: понимать необ-
ходимости рацио-
нальной организации
отдыха
Моделирование ситуа-
ций
§ 5, задание 4-5
9
Твои классные
друзья
Дать представле-
ние о межлич-
ностных отноше-
ниях, выявить
причины кон-
фликтов и разра-
ботать пути их
разрешения
Коммуникативная:
умение бесконфликт-
ного общения в раз-
личных ситуациях
Работа с текстом по за-
даниям, эксперимент
§ 6, задание 1
(сообщение на тему)
10
Участие в обще-
ственной жизни
Участие в обще-
ственных делах
помогает школь-
никам проявить
свои таланты и
организаторские
способности. Гра-
жданственность
Личностное со-
вершенствование:
развивать стремление
к самосовершенство-
ванию
Работа с текстом
по заданиям, практиче-
ская работа
§ 7,задание 4.
11
Домашнее зада-
ние
Домашнее зада-
ние – важная со-
ставляющая
школьной жизни.
Воспитательная
функция домаш-
них заданий.
Ценностно-
смысловая: оценить
роль домашних зада-
ний и своё отноше-
ние к этому
Пракическая ра-
бота
§ 8.
12-13
Обобщение.
Проект «Идеаль-
ная школа»
Систематизация и
контроль качества
знаний учащихся.
Творческая рабо-
та
Коммуникация, рабо-
та в группах
Практическая, творче-
ская работа
С.56
14
По-
лезный
досуг
пяти-
класс-
ника
Прогулки
Здоровый образ
жизни. Роль улич-
ной компании.
Правила поведе-
ния в опасных
для человека ме-
стах.
Умение самостоя-
тельно строить
рассказ, правильно
употреблять термины
Тестирование. Соста-
вить личный алгоритм
«Учись учиться»
§ 9, задания 1, 4
15
Дополни-
тельное образова-
ние
Самообразование.
Виды дополни-
тельного образо-
вания. Умение
учиться.
Умение работать в
группе.
Групповая работа,
фронтальная беседа
§ 8, пословицы о
дружбе, вопросы с. 65.
16
В мире ин-
формации
Роль СМИ в жиз-
ни человека. Ис-
тория первой га-
зеты. Выбор ин-
тернет-сайтов .
Учебно-познаватель-
ная:
умение анализиро-
вать социальные фак-
ты.
Модлирование
ситуаций
§ 11, задания 5-7
17
Для чего нужен
компьютер?
Роль и возможно-
сти компьютера.
Интернет-зависи-
мость
Учебно-познава-
тельная:
умение анализиро-
вать социальные
факты.
Деловая игра.
§ 12, задание 5.
18
Вечер в
семей-
ном
кругу
Встреча с пре-
красным
Культура в жизни
человека. Культур-
ный досуг.
Учебно-познава-
тельная: Знать
основные положе-
ния теоретического
материала урока.
Тестирование. Соста-
вить кластер «Труд»
§ 13, задание 8.
19-20
Обобщение.
Проект «Своими
руками»
Систематизация и
контроль качества
знаний учащихся.
Творческая работа
Социально-трудо-
вая: формирование
уважения к труду
человека
Защита проекта
С. 84, презентация
проекта
21
Современная се-
мья
Сформировать
представление о се-
мье как частице об-
щества, первом со-
циальном институ-
те, в котором
происходит основ-
ная часть жизни че-
ловека
Учебно-познава-
тельная:
умение анализиро-
вать социальные
факты, формулиро-
вать несложные вы-
воды
Групповая работа,
фронтальная беседа
§ 14,
Задание 5.
22
Сложные перио-
ды в жизни се-
мьи
Взаимопонимание
и взаимопомощь.
Распад семьи.
Дети, оставшиеся
без попечения ро-
дителей.
Учебно-познава-
тельная: умение ана-
лизировать текст,
выделять главное
Выполнение заданий в
рабочей тетради
§ 15,
Задание 3
23
Роли в семье
Семейные роли.
Дать представле-
ние о совместном
труде и ведении
хозяйства в семье
для обеспечения ее
жизнедеятельности
Ценностно-
смысловая: осозна-
вать свою роль и
предназначение,
составлять
список мужских и
женских дел, по-
мощь родителям.
Ролевая игра, работа с
текстом
§ 16, задание 4,
рисунки «Мои
семейные обязанно-
сти».
24
Братья и
сёстры
Познакомить с
правилами, кото-
рых должен при-
держиваться чело-
век, у которого
есть братья и
сёстры, стремле-
ние помогать семье
и заботиться о
благополучии её
членов.
Коммуникативная:
умение работать в
группе
Работа с таблицей
§ 17,
Задание 4.
25
Семейные тради-
ции
Семейные
традиции: история
и современность.
Особенности се-
мейных традиций
разных народов
России
Информационная:
умение работать с
различными источ-
никами информации
Рассуждение по задан-
ной теме.
§ 18, задание 6-9.
26
Порядок в доме.
Домашний
труд подростка и
его значение. Пра-
вильная организа-
ция домашнего
труда подростка.
Значение труда.
Социально-трудо-
вая: выполнение
роли гражданина.
Ролевая игра, работа с
текстом
§ 19, задание 4-5
27
Поход в магазин
Что такое ма-
газин? Что мы об-
мениваем на то-
вар? Что мы поку-
паем? Опасные
продукты.
Учебно-познаватель-
ная: уметь анализи-
ровать, делать выво-
ды, составлять схему
Практическая работа в
группах
§ 20, задание 1, 7,8
.
28
Домашние пи-
томцы
Животное в
доме, ответствен-
ность
Общекультурная:
развитие толерант-
ности
Практическая работа в
паре. Моделирование
ситуаций
§ 21,
Задание 5
29
Перед сном
Дела и по-
ступки. Самовос-
питание. Здоро-
Общекультурная:
развитие толерант-
ности
Моделирование ситуа-
ций, формулировка пра-
вил
§ 21,
Задание 5-6
вый образ жизни.
30-31
Обобщающий
урок. Проект
«Семейный пор-
трет»
Систематиза-
ция и контроль ка-
чества знаний уча-
щихся. Творческая
работа
Коммуникативная:
умение общения в
группах.
Выполнение проектной
работы.
С. 154,
подготовка
проекта, презентация
32-34
Обобщение по
изученному за
курс материалу.
Проект «Мой ми-
крорайон»
Систематиза-
ция и контроль ка-
чества знаний уча-
щихся. Творческая
работа
Учебно-позна-
вательная: навык
самостоятельной ра-
боты с текстом, фор-
мулирование выво-
дов. Личностное со-
вершенствование:
формирование лич-
ностных качеств уч-
ся
Практическая работа в
группах
С. 15